microbik.ru
1 2 ... 6 7



Областное учреждение дополнительного

образования детей

Областной центр детского (юношеского)

технического творчества

«АВТОМОТОЦЕНТР»

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УЧРЕЖДЕНИЙ СПОРТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Сборник методических статей


г. Новосибирск

2009 г.


Данное издание предназначено для нескольких категорий специалистов системы дополнительного образования детей: педагогов дополнительного образования, заместителей директоров по учебно-воспитательной работе и методистов учреждений дополнительного образования спортивно-технической направленности.

Пособие разработано сотрудниками учебно-воспитательного отдела Областного центра детского (юношеского) творчества «Автомотоцентр. «Авторами предпринята попытка в доступной форме системно изложить современные научно-методические подходы к организации образовательного процесса детского объединения дополнительного образования.

Материалами методического пособия ориентированы на их практическое использование специалистами системы дополнительного образовательного детей в процессе деятельности детского объединения образовательных учреждений спортивно-технической направленности.

ОГОУ ДОД ОЦД(Ю)ТТ «Автомотоцентр, 2009
Имидж современного педагога

как эффективный способ достижения позитивных результатов образовательного процесса


А.Л. Гусишная,

руководитель

учебно-воспитательного отдела

ОЦД(Ю)ТТ «Автомотоцентр»
Актуальность исследования

«…Учителя обладают такой властью, о которой премьер- министры могут только мечтать…»

Уинстон Черчилль
Современное развитие общества, обостряющее процессы поиска человеком смысла существования и своего места в нем, приводит к необходимости гуманизации образования. Одна из важнейших задач педагога – формирование личности. Чтобы сформировать у воспитанника такие качества как думающая личность, гражданин, труженик, человек - педагог сам должен обладать ими. Успех обучения и воспитания возможен лишь тогда, когда сам учитель – Личность, Гражданин, Труженик, Человек (Дегтярева М.А. Личность учителя в современном процессе воспитания. //Методист, № 2, 2006, стр. 32).

В последнее время в России заметно изменение взгляда педагогической общественности на роль образа педагога в его профессиональной деятельности. От характера деятельности педагога, от его личностных особенностей, ценностных ориентаций, жизненных установок и условий, которые он создает, зависит не только качество усвоения обучающимися знаний, но и характер взаимоотношений субъектов образовательного процесса, атмосфера, в которой протекает педагогическое взаимодействие.

Сегодня профессия учителя, педагога, к сожалению, стала менее популярной, и необходимость ее реабилитации не вызывает сомнения. Конечно, требуется государственная поддержка педагога. Но всегда ли только экономический фактор определяет имидж учителя и отношение к нему со стороны учащихся и родителей? Что могут сделать сами учителя, чтобы поднять престиж профессии?

Ответ на этот вопрос во многом связан с индивидуальными имиджами каждого педагога, ведь общее представление о любой профессии формируется в результате вычленения в общественном сознании типичных особенностей ее представителей.

Обретение привлекательного имиджа – не самоцель для педагога. Однако обладание им составляет весьма существенную его личностную и профессиональную характеристику, имеет глубокий практический смысл. Тот, кто нравится детям, вызывает их расположение, имеет предпочтительные шансы в общении с ними, в увлечении их интересами своего дела.

Отношение к имиджу у самих педагогов разное. Отрицательно относятся к нему те представители старшего поколения учителей, которые его понимают как маску. Они убеждены в приоритете внутреннего содержания над внешним и считают, что главное быть, а не казаться. Всякие разговоры про имидж учителя воспринимаются ими настороженно, как призыв быть неискренним.

Однако сторонники такой позиции забывают о том, что одним из результатов восприятия учителя учеником является формирование образа учителя. Имидж есть у каждого педагога вне зависимости от его личных взглядов на эту тему. Процесс построения имиджа зависит как от самого учителя, так и от индивидуальных особенностей ученика, его пола, возраста, а также от опыта, знаний, национальности и других факторов.

Ни одно слово педагога, каким бы оно не было возвышенным, не дойдет до сердец, умов учеников, если личным примером педагог не показывает своего отношения к окружающей действительности. Воспитанники не только запоминают каждое слово, но и перенимают настойчивость, упорство и отношение к работе.

Технические виды спорта не только прививают любовь к технике, развивают творческую мысль, но и закаляют человека, вырабатывая у него морально-волевые качества, способствуют формированию полноценной личности. И главную роль в воспитании этих качеств играет тренер-преподаватель.

Общество ставит перед педагогом задачу воспитать конкурентоспособного человека, способного жить в открытом постиндустриальном обществе, мобильного, владеющего коммуникативными навыками, правовой культурой. Чтобы вырастить такого человека, педагог сам должен обладать подобными качествами.

Каким же должен быть современный тренер-преподаватель?

Профессионализм педагога - это интегральная характеристика, описывающая уровни владения профессиональной деятельностью. Важным составляющим компонентом профессионализма является индивидуальный имидж педагога, тренера-преподавателя.
Что такое имидж?
Понятие image в последние годы прочно входит в словарь современного человека. Что же такое имидж?

Многие справочные издания раскрывают содержание понятия имидж, трактуя его как целенаправленно формируемый образ; как сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ; как набор определенных качеств, которые люди ассоциируют с определенной индивидуальностью.

Словарь практического психолога дает следующее определение имиджа. «Имидж - сложившийся массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо. Формирование имиджа происходит стихийно, но чаще оно – результат работы специалистов в области психологии политической, психологии рекламы, маркетинга и прочее. Имидж отражает социальные ожидания определенных групп, поэтому его наличие может иногда обеспечить субъекту успех в политической или деловой жизни».

Имидж педагога - эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими.

В обыденном понимании слово имидж употребляется по отношению к человеку в двух смыслах: как внешний вид человека и как его репутация. На самом деле эти две грани образа слиты. Мы наблюдаем внешний вид, а оцениваем репутацию! Можно сказать, что имидж — это образ, включающий внутренние и внешние характеристики.

Существует ли специфический имидж учителя? — задает вопрос известный отечественный психолог Л.М. Митина и утвердительно отвечает на него: учителя определяют в непрофессиональной среде очень быстро.

Имидж может быть как нарочно созданным (во имя тех или иных целей), так и неизбежным (зачастую это выглядит весьма печально). Неизбежным имидж становится тогда, когда продиктован только социальной принадлежностью или чисто эмоциональным строем. Само слово «неизбежный» говорит о том, что от такого имиджа очень сложно (а порой и невозможно) избавиться.

В современных исследованиях понятие «имидж педагога» трактуется неоднозначно (работы С.А. Аминтаевой, М.В. Апраксиной, Е.А. Бекетовой, Л.Ю. Донской, Л.И. Жариковой, А.А. Калюжного, Е.А. Петровой, Н.А. Тарасенко, В.М. Шепеля, В.Н. Черепановой и др). Это связано с тем, что, во-первых, имидж педагога - сложное психолого-педагогическое образование, исследуя которое, различные авторы акцентируют внимание на отдельных его сторонах, во-вторых, трактовка понятия «имидж педагога» зависит от методологического подхода исследователя. В.М. Шепель считает имидж собирательным понятием. С его точки зрения, «это облик, то есть та форма жизнепроявления человека, благодаря которой «на люди» выставляются сильнодействующие личностно-деловые характеристики».

Мы будем опираться на определение, данное Варданян М. Р. в работе «Имидж педагога как фактор здоровьесбережения субъектов образовательного процесса в основной школе». Под имиджем педагога понимается образ-представление системы его внутреннего, внешнего и процессуального компонентов, выраженных в индивидуальном стиле деятельности учителя, и проявляющихся через физический облик, речь, выразительность движений, мимики в совокупности с эстетическим оформлением (одеждой, прической, макияжем и прочими атрибутами внешности), а также через предметно-пространственную среду осуществления его профессиональной деятельности.

Зачастую, для создания имиджа люди берут то, что использовать легче всего: улыбаться всем и всегда, демонстрировать искренность и внимание, следить за внешностью. Но имидж - это всегда единство внешнего и внутреннего образов, объединенных многими невидимыми нитями. В то же время имидж педагога, не подкрепленный реальными профессиональными достижениями, тает, как снег на весеннем солнышке. Глаз ребенка всегда отметит это расхождение. Значит, педагог должен иметь достойный имидж, чтобы завоевывать сердца детей, чтобы что-то сделать для них, что-то, что требует времени, энергии, бескорыстия и заботы (Степаненко И.Н., г. Ставрополь).

По данным Е. Русской, в списке десяти профессионально значимых качеств учителя в конце XX столетия имидж занимает второе место с точки зрения детей и лишь восьмое — с точки зрения самих учителей.

В образе конкретного педагога соединяются индивидуальный, профессиональный и возрастной имиджи. Окружающие выносят суждения как о личностных, возрастных, половых, так и о чисто профессиональных качествах педагога.

В общественном сознании существует, в первую очередь, имидж профессии учителя, который обобщает наиболее общие характеристики, свойственные разным педагогам, и закрепляет их в виде образа-стереотипа.

Общество, порождая требования к профессиональному имиджу педагога, влияет на его содержание. Но из поколения в поколение неизменными остаются такие качества идеального педагога как любовь к детям, доброжелательность, искренность, умение общаться.

Влюбленный в детей и увлеченный своей работой педагог интуитивно и сознательно выбирает те модели поведения, которые наиболее адекватны к достоинству детей и их актуальным потребностям. Имидж такого педагога безупречен, — пишет В.М. Шепель.

Имидж всегда субъективен и вполне может отличаться от собственного представления о личных достоинствах и недостатках. Еще одно свойство имиджа — прочность. Его очень трудно изменить! Не зря же говорят, что произвести первое впечатление можно только один раз.

На чем основывается представление о вас у других людей?

1. На информации, полученной от вас и о вас. Не секрет, что некоторые педагоги имеют даже прозвища, которые даются на основании их личностных характеристик или привычек.

2. На той социальной роли, в которой вы находитесь. Молодой учитель — значит, неопытный; бездетный — значит, не имеющий представления о воспитании маленьких детей, и т. д.

Имидж может создаваться произвольно («какой есть, такой есть»), а может — вполне осознанно, т. е. его формированием надо заняться специально.

Нельзя недооценивать значение внешнего вида. На учителя смотрят внимательно... Образ учителя сохраняется в памяти в самых ярких внешних характеристиках. Примером тому могут служить воспоминания различных писателей и публицистов (В.М. Шепель).

Грамотно реализовать функцию самоподачи в педагогическом общении педагогу важно, особенно в момент формирования первого впечатления о себе. Феномен первого впечатления во многих случаях определяет дальнейшую динамику процесса взаимодействия. Первое впечатление ученика об учителе является важнейшей стороной взаимодействия в учебной деятельности, — писал А.А. Бодалев.

Первая встреча формирует представление о личности воспитателя, так как облик и внутренние свойства личности, конечно же, имеют взаимосвязь. От успешности начальной стадии общения в воспитательном процессе зависит успешность осуществления всего процесса коммуникации. Таким образом, акт формирования первого впечатления очень важен, поскольку именно он определяет весь дальнейший ход взаимодействия.

На основе первого впечатления формируется изначальный и нередко довольно устойчивый стереотип восприятия педагога. Первое впечатление об учителе играет большую роль в возникновении педагогического воздействия, влияния на детей.

В зарубежной практике не существует каких-либо сомнений в обязательности имиджа делового человека, который рассматривается как составная часть культуры делового общения. К сожалению, у нас далеко не все педагоги озабочены личным авторитетом. Исследования показывают, что педагоги в 2 раза занижают значение своего имиджа. По данным социологических исследований, только 19% учителей удовлетворены своим внешним видом. А ведь имидж – своеобразный человеческий инструментарий, помогающий выстраивать отношения с окружающими.
Основные составляющие имиджа
Опираясь на имеющиеся определения имиджа, выделим его основные составляющие. Наиболее значимые из них: внешний облик; использование вербальных и невербальных средств общения; внутреннее соответствие образа профессии - внутреннее «Я». Эти основные составляющие можно разделить на три группы качеств (согласно классификации В.М. Шепеля).

Первая группа качеств — природные качества (коммуникабельность (способность легко сходиться с людьми), эмпатичность (способность к сопереживанию), рефлексивность (способность понять другого человека), красноречие (способность воздействовать словом), которые можно постоянно совершенствовать.

Вторая группа — характеристики личности как следствие ее образования и воспитания. К ним относятся нравственные ценности, психическое здоровье, владение набором человековедческих технологий (межличностное общение, способы разрешения конфликтов и т. д.).

К третьей группе следует отнести то, что связано с жизненным и профессиональным опытом личности. Особенно ценно, когда опыт помогает выбрать правильную тактику в любой ситуации общения.

Выражением всех этих групп качеств служат следующие умения:

- умение общаться с людьми (и говорить, и слушать);

- умение хорошо выглядеть (опрятно и в соответствии с обстановкой).

Мне бы хотелось добавить еще одну составляющую имиджа современного педагога.

В современном информационном, открытом обществе педагогу необходимо уметь работать с различными информационными системами, свободно владеть современными коммуникативными средствами, системами связи, навигации, цифровой техникой. Соответственно, выражением этой группы качеств служат следующие умения:

- умение работать с офисной оргтехникой (компьютер, принтер, факс, ксерокс,

- умение работать с большим объемом информации, интернет-ресурсами;

- владеть современными способами получения и обработки информации.

Надо помнить, что:

1. Имидж – это всегда единство внешнего и внутреннего. Он должен прежде всего быть отражением внутренней сути человека и прочно базироваться на ней. Внешний облик помогает человеку привлечь к себе внимание, создать положительный настрой на себя, показаться не только симпатичным человеком, но и прекрасным педагогом.

Педагог, тренер-преподаватель, всем своим внешним обликом должен располагать к себе учащихся и взрослых. В нем постоянно должны отражаться его богатый внутренний мир, любовь к детям и забота о них. Следует всегда помнить, что дети учатся у взрослых людей и, прежде всего у любимого учителя, правильно одеваться. В манере одеваться проявляется одно из главных правил: красиво выглядеть - значит проявлять уважение к окружающим людям. Это означает, что такие требования, предъявляемые к внешнему виду человека, помогают педагогу улучшить свой профессиональный имидж.

Но настоящий педагог не станет подчеркивать одеждой свою привлекательность, он будет демонстрировать на работе свой ум, профессиональные навыки и способности, более важные во всех отношениях, чем внешность.

2. Современный имидж будет всегда у отличного профессионала, наделенного истинным обаянием. Истинное обаяние – это наличие внутренних черт, выраженных во внешнем облике. Главной внутренней особенностью педагога является доброжелательный интерес к людям, особенно детям, желание общаться, помогать, создавать оптимальные условия для них.

3. Любовь к детям – главное условие педагогической деятельности. Любящий детей и увлеченный своей работой педагог интуитивно и сознательно выбирает те модели поведения, которые наиболее соответствуют чувству достоинства и их актуальным потребностям. Имидж такого педагога безупречен. Он для ребенка как духовный пастырь, надежный старший друг. Его образ надолго, а нередко на всю жизнь, остается в их памяти как вечный пример для подражания.

Ярчайший пример – А. С. Макаренко. «В собравшихся юношах во всех была какая-то неуловимая черта, которая делала их больше чем членами одной семьи. Выражение ли лица, макаренковкий ли мягкий юмор, особая ли макаренковская душевная чистота, но вы узнаете его черты, его внутренний облик…» («Реют алые флаги», Ю. Лукин).

4. Еще одно важное качество для педагога - умение вызывать у детей энтузиазм, развивать то, что есть лучшего в нем, с помощью признания его достоинств, поощрений, похвалы.

«…Педагог должен быть чистосердечным в своей оценке и щедрым на похвалу, и дети будут хранить в памяти слова учителя, дорожить ими и повторять их в течение всей жизни ... И даже повторять их через много лет.» (В.А. Сухомлинский).

Внутреннее Я через речь и деятельность проявляется во внешнем облике педагога. Именно он помогает привлечь к себе внимание, создать положительный настрой на себя. Учитель всем своим внешним обликом должен располагать к себе учащихся. В нем должны отражаться его богатый внутренний мир, любовь к детям и забота о них.

Имидж можно классифицировать по двум параметрам:

  1. По знаку – имидж положительный и имидж отрицательный.

2. По соотношению личностной и профессиональной составляющих – имидж личностный (во внепрофессиональной сфере) и имидж профессиональный (т.е. в области профессиональных качеств педагога).

Достойный имидж состоит в особой мудрости, которая возникает из культуры и деликатности души, духовного опыта педагога. Но как же создать такой имидж педагогу?

следующая страница >>