microbik.ru
1 2 3
Обобщение опыта по теме «Устный счет – одна из форм повышения интереса

к урокам математики»

Я считаю, что эта тема актуальна, так как проработав в школе более 40 лет

и наблюдая за уроками математики, которые проводили мои коллегии и которые проводила я сама мне показалось, что детям не интересен это предмет.

В то время как математика является одной из важнейших наук на земле и

именно с ней человек встречается каждый день в своей жизни. Именно поэтому

учителю необходимо развивать у детей интерес к этой науке. На мой взгляд,

развивать познавательный интерес к математике возможно с помощью

использования различных видов устного счета.
Поэтому целью моего исследования стало – доказать результативность

использования различных видов устного счета для повышения познавательного

интереса к урокам математики.
Объект исследования – специально организованный педагогический

процесс, в плане поиска эффективных методов обучения (в частности устных

упражнений).
Предмет исследования – влияние различных видов устного счета на

повышение познавательного интереса к урокам математики у детей 1 класса,

занимающихся по УМК «Гармония»(1-4).
Гипотеза исследования состоит в следующем: повышение

познавательного интереса к урокам математики у учащихся 1 класса,

обучающихся по УМК «Гармония»(1-4) в начальной школе может быть

достигнуто, если в обучение будут включены систематически проводящиеся

разнообразные виды устных упражнений.

Задачи:

1) изучить теорию данного вопроса в психолого-педагогической и методической

литературе.

2) подготовить и провести различные виды устных упражнений для повышения

познавательного интереса к урокам математики.

3) сделать выводы, по использованию данных видов устных упражнений.
Методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы;

наблюдение; анкетирование; сравнительный анализ;


Одним из важнейших способов воспитания трудолюбия, желания и умения

хорошо учиться является создание условий, обеспечивающих ребенку успех в

учебной работе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию,

от неумения к умению. Ещё на рубеже XIX века, известный методист С.И. Шохор-

Троцкий в книге “Чему и как учить на уроках арифметики” писал, что для “…

обогащения интеллекта учащихся математическими знаниями необходимо, чтобы

учащийся испытывал живые эмоции интереса и удовольствия как по поводу

удовлетворения этого интереса, так и по поводу движения работы вперёд и

преодолевания её трудностей.”

Интерес же является сложнейшим психическим образованием. Его нельзя свести

к отдельному психическому акту. Не случайно поэтому так разноречива

трактовка понятия интерес в зарубежной психологии. Философский словарь

Лоланда определяет интерес как самопроизвольное внимание, возбуждающее

состояние легкой и приятной умственной активности, в психологическом

словаре Пьерона интерес представлен как качество вещей, которое привлекает

внимание человека и ориентирует его деятельность. Английский словарь

психологических терминов рассматривает интерес как тенденцию заниматься

вещами из удовольствия, получаемого от самого процесса занятий.

- Интерес выступает как избирательная направленность человека, его

внимания, его мыслей (Т. Рибо, Н.Ф. Добрынин, С.П. Рубенштейн)

- Интерес рассматривается как проявление умственной и эмоциональной

активности (Е.Стронг).

- Интерес трактуется как активатор разнообразных чувств и как своеобразная

чувствительность (Ш. Бюлер, Д. Фрейд).

- В интересе видят тенденцию заниматься деятельностью, вещами, процессами

занятий (Английский словарь психологических терминов).

- Интерес – это активное, познавательное, активно-познавательное отношение

человека к миру (Н.Г. Морозова, В.Г. Иванов).

- Интерес – это активная познавательная направленность, связанная с

положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета с

радостью познания, преодоления трудностей, с осознанием успеха, с

самовыражением и утверждением развивающейся личности (Метельский Н.В.)

- Интерес – это одна из психических активностей, характеризующаяся как

общая сознательная устремленность личности к объекту, эмоционально

насыщенная и влияющая на повышение продуктивности деятельности (М.Ф.

Беляев)

Таким образом, психолого-педагогическое понятие интерес отображает

множество значимых процессов: от единичных (внимание), до их совокупности,

он выражается в тенденциях, потребностях, отношениях.

Г.И. Щукина считает, что в действительности интерес выступает перед

нами:

- и как избирательная направленность психических процессов человека на

объекты и явления окружающего мира;

- и как тенденция стремления, потребность личности заниматься именно данной

областью явлений, данной деятельностью, которая приносит удовлетворение;

- и как мощный побудитель активности личности, под влиянием которой все

психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а

деятельность становится увлекательной и продуктивной;

- и наконец, как особое избирательное отношение к окружающему миру, к его

объектам, явлениям, процессам.


Г.И. Щукина считает что интерес – это избирательное отношение

личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной

привлекательности.

По мнению Г.И. Щукиной интересы возникают на основе потребностей, но не

сводятся к ним. Потребность выражает необходимость, интерес выражает личную

приязнь к какой-то деятельности.

Формирование интереса не всегда начинается с осознания потребностей,

призвания или общественного долга. Интерес может появиться стихийно и не

осознано вследствие эмоциональной привлекательности объекта, а уже потом

осознается его жизненное значение, которое может определяться многими

причинами: потребностями, общественными требованиями.

Интересы имеют существенное значение в жизни и деятельности

человека. Поэтому и счастье жизни человек испытывает тогда, когда у него

есть интересы. Интересы побуждают к деятельности, активизируют личность,

И.П. Павлов рассматривал интерес как то, что активизирует состояние коры

головного мозга. Работа, отвечающая интересам, осуществляется легко и

продуктивно.

К.Д. Ушинский писал: ”что учение, лишённое всякого интереса и взятое

только силой принуждения, убивает в учении охоту к овладению знаниями.

Вместе с тем, он указывал, что нельзя всё учение свести к интересу. Учение

требует и черновой работы и волевого усилия ”.


Интересы людей чрезвычайно разнообразны, как разнообразна

человеческая деятельность. Интересы различают по их содержанию или

направленности. В этом плане можно выделить математические, общественные и

духовные интересы.

Нас интересуют духовные интересы, так как они характеризуют

высокий уровень развития личности. Это прежде всего познавательные интересы

(в широком смысле слова) к математике, физике, химии, биологии и

т.п. к ним также относятся познавательные интересы к литературе и различным

видам искусства (музыке, живописи).

Г.И. Щукина различает непосредственный и опосредованный

интересы.

Непосредственный интерес – это интерес к самому процессу деятельности:

процессу познания, овладения знаниями, процессу труда.

Опосредованный интерес – это интерес к результатам деятельности.

Наиболее благоприятными для активной и продуктивной деятельности

личности является правильное соотношение непосредственного и

опосредованного интересов.

По уровню действительности Щукина различает пассивные и активные

интересы.

Пассивные – это созерцательные интересы, при которых человек.
Уровни развития интереса
Выделяет следующие уровни развития интереса :

1) Интерес – любознательность – связанный с эмоциями удивления, изумления,

смешного, любопытства. Этот интерес отличается слабой устойчивостью,

изменчивостью и недостаточной глубиной.

2) Аффективный интерес – основанный на более сильных чувствах

коллективизма, симпатии, долга. Этот интерес отличается большой глубиной и

устойчивостью, но недостаточно дифференцирован и генерализован.

3) Интеллектуальный интерес – связан с пониманием значения объекта, его

связей с другими предметами. Он отличается большой сознательностью и

возрастающим волевым характером.

4) Творчески-волевой интерес – здесь интерес планируется самой личностью и

его устойчивость такова, что он выдерживает трудности и преодолевает

противодейственные влияния.
Познавательный интерес, как особый вид интересов.

Г.И. Щукина, специально занимавшаяся исследованием познавательных

интересов в педагогике, рассматривает познавательный интерес, как один из

важнейших видов интересов, обладающий особыми свойствами, она определяет

этот интерес следующим образом: “…познавательный интерес выступает перед

нами как избирательная направленность личности, обращенная к области

познания, к её предметной стороне и самому процессу овладения

знаниями”.

Таким образом, особое свойство этого интереса заключается в том, что его

объектом может служить не только содержание предмета, но и процесс

овладения знаниями.

Познавательный интерес относится к различным областям познавательной

деятельности. Он может быть весьма широким, распространяющимся на получение

информации вообще, на изучение нового о различных сторонах предметного мира

и углубленным в определенную область познавания (речь идет о процессе

овладения учащимся научными истинами, закономерностями, системой знаний в

школе).

Познавательный интерес направлен на познавание, овладение знаниями, которые

представлены в школьных предметах. При этом он обращен не только к

содержанию данной предметной области, но и к процессу добывания этих

знаний, к познавательной деятельности. Познавательный интерес может

приобрести характер склонности, если человек усиленно и постоянно

занимается определенным видом деятельности.

В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательного

интереса, проявляется: активный поиск, догадка, исследовательский подход,

готовность к решению задач.

Эмоциональные проявления вплетенные в познавательный интерес: эмоции

удивления, чувство ожидания нового, чувство успеха.

Ядром познавательного интереса являются мыслительные процессы. По выражению

К.Д. Ушинского, это интерес полный мысли.

Также мы согласны с К.Д. Ушинским в том, что познавательный интерес

составляет важнейший мотив учения, который лежит в основе положительного

отношения учащихся к школе, к знаниям, которые побуждают учиться с охотой. Важнейшей особенностью

познавательного интереса является и то, что центром его бывает такая

познавательная задача, которая требует от человека активной поисковой или

творческой деятельности, а не элементарной ориентировки на новизну и

неожидан-ность.

“…интерес возникший в процессе обучения, …активизирует умствен-ную

деятельность не только в данный момент, но и направляет её к последующему

решению интеллектуальных задач, т.е. способствует организации последующей

деятельности”.

Б.Г. Ананьев.


Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной

деятельности школьников, и это наиболее существенное его проявление. Он

усиливает и углубляет другие познавательные мотивы, с которыми он

переплетается и взаимодействует: возможность получать знания, узнавать

новое, успехи в учении и др.

Также познавательный интерес взаимодействует и с моральными мотивами,

главным образом с чувством долга и ответственности. Познавательный интерес

выступает не только как мотив и средство обучения, но и как устойчивое

качество личности. Пытливость, любознательность, готовность к

познавательной деятельности, “жажда знаний”, все это различные выражения

познавательной направленности личности, в основе которой лежит

познавательный интерес, определяющий активное отношение к миру и к процессу

его познания. Познавательный интерес определяет активность в учении,

инициативу в постановке познавательных целей. Он определяет поисковый,

творческий характер любого вида познавательной деятельности,

благоприятствует формированию способностей к творчеству в самых разных

видах деятельности. Проблема формирования познавательных интересов учащихся

в процессе обучения – одна из центральных. Решение её связано с двумя

главными вопросами: во-первых, содействовать наиболее полноценному

отражению в сознании учащихся явлений науки, проникновению в их

существенные взаимосвязи; во-вторых, на этой почве пробуждать, поддерживать

и подкреплять такое отношение к знаниям, к учению в школе, которое

наполнено готовностью овладеть знаниями, стремлением не скользить по

поверхности, а углубляться все более и более в процессе познавания.

Существует три группы условий стимулирующих развитие познавательных интересов:

Первая - связана с содержанием учебного материала – к ней относится новизна

содержания, обновление уже усвоенных фактов, исторический подход к

сообщаемому материалу.

Вторая – организация процесса обучения – различные формы самостоятельной

работы, проблемное обучение, исследовательский подход к изучаемому

материалу, творческие работы.

Третья – определяется отношениями, складывающимися между учениками и

учителем – сюда относят способности учащихся, увлеченность преподавания

самого учителя, его готовность придти на помощь ученикам, вера в их силы и

возможности.

Все условия, стимулирующие возникновение и развитие

математических интересов можно расположить в следующем порядке:

Первая группа – связанная с содержанием.

- задачи повышенной трудности и удовлетворение, получаемое при решении.

- новизна и разнообразие материала школьного курса математики, сведения из

истории науки, обогащение содержания предмета.

- сила и изящество методов вычислений, исследований и доказательств.

Вторая группа – связана с организацией учебного процесса.

- разнообразные системы уроков, нешаблонное их построение, включение по

возможности в каждый урок новых элементов.

- увлекательное проведение уроков, активизация деятельности учащихся,

организация творческих работ, соревнований, дидактических игр,

использование ИКТ

Третья группа – связана с отношением личности.

- прирожденные математические способности.

- успех в изучении предмета и поощрение.

- влияние родных и близких.

Действие практически всех этих условий в значительной степени

зависит от учителя, его знаний, умений и мастерства. Учитель не определяет

содержание математического образования, но он может обогатить его,

привлекая исторический материал, материал из смежных дисциплин, подчеркивая

красоту и мощь методов математики. Что же касается организации методики

занятий, а также отношений с учениками, то тут всё зависит от учителя.

Задача учителя: сформировать познавательный интерес как устойчивый

мотив познавательной деятельности, что составляет прочную основу и

направленности личности и её отношение к учению, к духовным ценностям.

Учение – основа развития познавательных интересов учащихся. В

учебном процессе, организующем и направляющем познавательную деятельность

школьника, заключены важнейшие условия и возможности прямого и косвенного

влияния на познавательный интерес. Эти влияния, выступающие как стимулы

познавательного интереса систематически и повседневно формируют не только

ситуативный интерес, но и содействуют становлению его как самого значимого

мотива познавательной деятельности.

Стимуляция познавательных интересов в учебном процессе имеет разные

источники и, чтобы управлять формированием интереса, учитель должен ясно

осознавать, что именно способствует их возникновению и укреплению.

Повышение интереса на уроках математики может достигаться следующим

образом:

1) Обогащение содержания материалом по истории науки.

2) Решение задач повышенной трудности и нестандартных задач.

3) Подчеркивание силы и изящества методов вычислений, доказательств,

преобразований и исследований.

4) Разнообразием уроков, нешаблонным их построением, включением в уроки

элементов придающих каждому уроку своеобразный характер, использование

Т.С.О., наглядных пособий, разнообразием устного счета.

5) Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке с

использованием форм самостоятельной и творческой работы.

6) Используя различные формы обратной связи: систематическим проведением

опроса, кратковременных устных и письменных контрольных работ, различных

тестов, математических диктантов наряду с контрольными работами

предусмотренными планом.

7) Разнообразие домашнего задания.

8) Установление внутренних и меж предметных связей, показом и разъяснением

применения математики в жизни и в производстве.

Большую роль для формирования интереса к изучению математики играет

личность учителя, причем наиболее важной чертой в этом является его

увлечённость предметом и преподаванием, желание учителя поверить в

возможности ученика, готовность придти ему на помощь. Учитель должен быть

сдержан и терпелив и никогда не допускать грубости по отношению к ученику.

Благотворно влияет на формирование интереса поощрение учителя, его похвала.
В методике математики различают устные и письменные приемы

вычисления. К устным относят все приемы для случаев вычислений в пределах

100, а также сводящихся к ним приемы вычислений для случаев за пределами

100 ( например прием для случая 900·7 будет устным, так как он сводится к

приему для случая 9·7 ). К письменным, относят приемы для всех других

случаев вычислений над числами большими 100.

Устная работа на уроках математики в начальной школе, а особенно в

первом классе, имеет большое значение – это и беседы учителя с классом или

отдельными учениками, и рассуждения учащихся при выполнении тех или иных

заданий и т.п. Среди этих видов устной работы можно выделить так называемые

устные упражнения. Ранее они сводились в основном к вычислениям, поэтому за

ними закрепилось название “устный счет”. И хотя в современных программах

содержание устных упражнений весьма разнообразно и велико, за счет введения

алгебраического и геометрического материала, а также за счет большого

внимания к свойствам действий над числами и величинами и других вопросов,

название “устный счет” по отношению к устной форме проведения упражнений

сохранилось до сих пор. Это по мнению В.С. Кравченко, приводит к некоторым

неудобствам, так как термин “устный счёт” используется, кроме того, и в

своём естественном смысле, то есть вычисления, производимые устно, в уме,

без записей. В связи с этим вместо термина “устный счёт”, удобнее

пользоваться термином “устные упражнения”.
Как пишет опытный педагог Зайцева О.П. в своей статье “Роль

устного счета в формировании вычислительных навыков и развития личности

ребенка” :важность и необходимость устных упражнений доказывать не

приходиться. Значение их велико в формировании вычислительных навыков и в

совершенствовании знаний по нумерации, и в развитии личностных качеств

ребёнка. Создание определённой системы повторения ранее изученного

материала дает учащимся возможность усвоения знаний на уровне

автоматического навыка. Устные вычисления не могут быть случайным этапом

урока, а должны находиться в методической связи с основной темой и носить

проблемный характер.

Для достижения правильности и беглости устных вычислений в течении

всех трех, четырех лет обучения на каждом уроке математики необходимо

выделять 5 – 10 минут для проведения упражнений в устных вычислениях,

предусмотренных программой каждого класса.

Устные упражнения проводятся в вопросно-ответной форме, все

учащиеся класса выполняют одновременно одни и те же упражнения.

Устные упражнения важны и ещё и тем, что они активизируют

мыслительную деятельность учащихся; при их выполнении активизируется,

развивается память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на

слух, быстрота реакции.

В сочетании с другими формами работы, устные упражнения позволяют

создать условия, при которых активизируются различные виды деятельности

учащихся: мышление, речь, моторика. И устные упражнения в этом комплекте

имеют большое значение.

Так как устные упражнения или устный счёт это этап урока, то он

имеет свои задачи:

1) Воспроизводство и корректировка определённых ЗУН учащихся, необходимых

для их самостоятельной деятельности на уроке или осознанного восприятия

объяснения учителя.

2) Контроль учителя за состоянием знаний учащихся.

3) Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала.

Так как уроки математики в начальных классах как правило имеют

кроме основной задачи, связанной с изучением текущего материала, еще ряд

задач относящихся к закреплению пройденного материала и подготовке к новым

вопросам, а в нашем случае к повышению познавательного интереса, то с этой

точки зрения и подбираются упражнения к уроку, продумывается вид устных

упражнений.

Для эффективного использования устных упражнений, нужно правильно

определить их место в системе формирования понятий и навыков.
Виды упражнений для устных вычислений.

Навыки устных вычислений формируются в процессе выполнения учащимися

разнообразных упражнений. Рассмотрим основные их виды:

1) Нахождение значений математических выражений.

Предлагается в той или иной форме математическое выражение, требуется найти

его значение. Эти упражнения имеют много вариантов. Можно предлагать

числовые математические выражения и буквенные (выражение с переменной), при

этом буквам придают числовые значения и находят числовое значение

полученного выражения, например:

- найдите разность чисел 100 и 9.

- найдите значение выражения С-К , если С = 100, К = 9.

Выражения могут предлагаться в разной словесной форме:
- из 100-9; 100 минус 9

- уменьшаемое 100, вычитаемое 9, найдите разность

- найти разность чисел 100 и 9

- уменьшить 100 на 9 и т.д.

Эти формулировки использует не только учитель, но и ученики.

Выражения могут включать одно и более действий. Выражения с

несколькими действиями могут включать действия одной ступени или разных

ступеней, например:

- 47+24-56

- 72:12·9

- 400-7·4 и др.
Могут быть со скобками или без скобок: (90-42):3, 90-42:3. Как и выражения

в одно действие, выражения в несколько действий имеют разную словесную

формулировку, например:

- из 90 вычесть частное чисел 42 и 3

- уменьшаемое 90, а вычитаемое выражено частным чисел 42 и 3.

Выражения могут быть заданы в разной области чисел: с однозначными

числами (7-4), с двузначными (70-40, 72-48), с трехзначными (700-400, 720-

480) и т.д., с натуральными числами и величинами (200-15, 2м-15см). Однако,

как правило, приёмы устных вычислений должны сводиться к действиям над

числами в пределах 100. Так, случай вычитания четырехзначных чисел 7200-

-4800 сводится к вычитанию двузначных чисел (72сотни.-48сотен) и значит его

можно предлагать для устных вычислений.

Выражения можно давать и в форме таблицы:

|Уменьшаемое |12 |14 |15 |17 |28 |

|Вычитаемое |10 |10 |10 |10 |10 |

|Разность | | | | | |


Основное значение упражнений на нахождение значений выражений – выработать

у учащихся твердые вычислительные навыки, а также они способствуют усвоению

вопросов теории арифметических действий.

2) Сравнение математических выражений.

Эти упражнения имеют ряд вариантов. Могут быть даны два выражения, а надо

установить, равны ли их значения, а если не равны, то какое из них больше

или меньше. 6+4*4+6 20+7*20+5

20·8*18·10 8·9*8·10

Вместо “*” поставить знак <, >, =

Могут предлагаться упражнения, у которых уже дан знак отношения и одно из

выражений, а другое выражение надо составить или дополнить: 8·(10+2)=8·10+…

Выражения таких упражнений могут включать различный числовой материал:

однозначные, двузначные, трехзначные числа и величины. Выражения могут быть

с разными действиями.

Главная роль таких упражнений – способствовать усвоению теоретичес-

ких знаний об арифметических действиях, их свойствах, о равенствах, о

неравенствах и др. Также они помогают выработке вычислительных навыков.

3) Решение уравнений.

Это прежде всего простейшие уравнения (х+2=10) и более сложные (15·х-9=51)

Уравнение можно предлагать в разных формах:

- решение уравнения 24:х=3

- из какого числа надо вычесть 18, чтобы получить40?

- найдите неизвестное число: 73-х=73-18

- я задумал число, умножил его на 5 и получил 85. Какое число я задумал?

Назначение таких упражнений – выработать умение решать уравнение,

помочь учащимся усвоить связи между компонентами и результатами

арифметических действий.

4) Решение задач.

Для устной работы предлагаются и простые и составные задачи.

Эти упражнения включаются с целью выработки умений решать задачи,

они помогают усвоению теоретических знаний и выработке вычислительных

навыков.

Разнообразие упражнений и возбуждает интерес у детей, активизирует

их мыслительную деятельность.

следующая страница >>