microbik.ru
1 2 3 4
ОБОБЩЕНИЕ

практики рассмотрения судами Владимирской области

за 2008 год и I полугодие 2009 года гражданских дел о праве на досрочное назначение трудовых пенсий педагогическим и медицинским работникам
Во исполнение плана работы Владимирского областного суда проведено изучение гражданских дел по искам граждан о назначении льготных пенсий, рассмотренных федеральными судьями районных судов г. Владимира и Владимирской области за 2008 год и первое полугодие 2009 года.

Предметом обобщения судебной практики стали дела о назначении гражданам трудовой пенсии на льготных основаниях в соответствии с подп. 19, 20 ст. 27 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, а также педагогической деятельности.

Обобщение проводилось путем выборочного изучения и анализа материалов гражданских дел, представленных по заданию Владимирского областного суда, рассмотренных федеральными судьями районных и городских судов г. Владимира и Владимирской области в 2008 году и первом полугодии 2009 года.

Анализ практики по рассмотрению гражданских дел, связанных с реализацией прав граждан РФ на трудовые пенсии, свидетельствует о том, что судами области изучено новое пенсионное законодательство и по основным вопросам выработан единый подход в правоприменении Федерального закона РФ от 17 декабря 2001 года N 73-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".

Споры, связанные с назначением гражданам трудовой пенсии на льготных основаниях, по-прежнему составляют значительную часть в общей массе рассматриваемых судами области дел, что свидетельствует о недостаточной эффективности государственной деятельности по защите прав граждан на пенсионное обеспечение на законодательном и исполнительном уровнях.

Это обусловлено, прежде всего, неисполнением органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, ряда предоставленных им законодательством полномочий, таких как истребование у работодателей и третьих лиц необходимых документов и допрос свидетелей, и фактическим переложением указанных обязанностей на граждан, а в конечном итоге - на суд, в который вынуждены обращаться граждане, получившие необоснованный отказ в назначении пенсии на льготных основаниях.

Сложившаяся практика назначения специальных пенсий обнажает несколько проблем. В частности, суд в соответствии с требованиями ст. 57 ГПК РФ в исключительных случаях обязан оказывать содействие сторонам в представлении доказательств, но вся судебная практика по делам данной категории превратилась в такой «исключительный случай»; становится очевидным, что суд в ходе рассмотрения дел данной категории дублирует функции исполнительной власти, что является нецелесообразным из-за дополнительных финансовых затрат государства; судьи не обладают и не должны в силу специфики судебной деятельности обладать специальными знаниями в вопросах расчета и начисления пенсии, они не являются специалистами и экспертами в вопросах пенсионного обеспечения, однако особенности данной категории дел формируют условия, при которых судьи вынуждены получать специальные познания в области исполнительной деятельности по пенсионному обеспечению, что вряд ли можно считать правильным.

Сложность данных дел заключается не только в правильном применении материального закона, но и в надлежащей оценке доказательств в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.

Большинство этих дел объединяет одно: в документах о трудовой деятельности истцов наименование выполняемой работы, должности, профессии или наименование учреждения не соответствует предусмотренному законом перечню, дающему право на досрочное назначение пенсии. Кроме того, определенные периоды работы не включаются территориальным органом пенсионного фонда в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, в связи с невыполнением нормы нагрузки и в силу других обстоятельств.

Однако обобщение судебной практики показало, что в целом суды при рассмотрении указанных гражданских дел правильно применяли нормы действующего пенсионного законодательства, полно и всесторонне исследовали юридически значимые обстоятельства, в частности, характер осуществляемой работником трудовой деятельности, условия ее выполнения, соответствие занимаемой должности и наименования учреждения Спискам профессий, должностей, учреждений.


Общая характеристика результатов рассмотрения

споров, вытекающих из нарушений пенсионного законодательства.

 

Для проведения обобщения были истребованы дела данной категории, рассмотренные в 2008 году и в первом полугодии 2009 года, из всех 19 районных и городских судов области. На обобщение поступило 229 гражданских дел, из них 90 дел по спорам о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, и 139 дел, по спорам о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи осуществлением педагогической деятельности. Из Октябрьского районного суда города Владимира и Ленинского районного суда города Владимира поступила информация о том, что за указанный период дела данной категории не рассматривались.

Из всех поступивших дел заявленные требования были удовлетворены полностью - по 171 делу, частично – по 55 делам, отказано в иске по 3 делам.

В кассационном порядке обжаловано 19 решений, из них отменено – 3, изменено – 1, что составляет 21 % от числа обжалованных и позволяет говорить в целом о правильном применении судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дел данной категории и относительно высоком уровне стабильности вынесенных решений.

Анализ изученных дел показал, что в целом дела назначались и рассматривались судами в сроки, предусмотренные ст.154 ГПК РФ.

Нарушение сроков рассмотрения дел имело место по объективным причинам: вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, ходатайств сторон об отложении судебного разбирательства и как следствие отложение судом судебного разбирательства, привлечение к участию в деле иных лиц (соответчиков, третьих лиц).

Свыше срока, то есть свыше установленных законом двух месяцев, было рассмотрено 8 дел указанной категории (3,5%).

Так, с незначительным нарушением сроков до 1 месяца было рассмотрено 2 дела, с нарушением срока до 2 месяцев было рассмотрено 4 дела, свыше 2 месяцев было рассмотрено 1 дело и свыше 6 месяцев было рассмотрено 1 дело.

Обобщение судебной практики показало, что по 5 делам применение судьями  ч.3 ст.39 ГПК РФ, предусматривающей истечение нового срока при изменении основания или предмета иска, увеличении размера исковых требований, а также вступление третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в целом приводит к фактическому рассмотрению дела в срок, превышающий два месяца.
В суды обращались граждане, занимавшие следующие должности: врачей – 12%, акушерок – 7%, фельдшеров и заведующих ФАПом – 18%, медсестёр – 49%, музыкальных руководителей - 4%, руководителей кружков – 2%, учителей – 12%, тренеров-преподавателей – 2%, пионервожатых, а также выборные должности – 10%, воспитателей – 42%. Также, истцы просили включить в стаж работы по специальности периоды отпусков, курсов повышения квалификации – 26% и службу в Вооруженных силах РФ – 4%.

При рассмотрении дел данной категории у судов возникал вопрос о том, с какого момента должна быть назначена пенсия истцу - с момента его первоначального обращения в пенсионный орган с соответствующим заявлением или со дня вынесения решения суда.

Анализ практики по данной категории дел показал, что судами области возлагалась обязанность на территориальные органы Пенсионного фонда РФ назначить пенсию с момента первоначального обращения в пенсионный орган с соответствующим заявлением.

Правильность такой позиции подтверждается обзором судебной практики Верховного Суда РФ от 07 июня 2006, в соответствии которым досрочная пенсия по старости должна быть назначена с момента обращения истца в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии. Данное толкование не противоречит ст. 19 ФЗ от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" и гарантирует гражданину своевременное пенсионное обеспечение.
Что касается подготовки дел к судебному разбирательству и порядка их рассмотрения, то суды всегда проводили подготовку дела к судебному разбирательству путем направления копии искового заявления ответчику и истребованию документов, послуживших основанием для отказа в назначении пенсии. Иногда судами назначалось предварительное судебное заседание.

Обязанность по доказыванию распределялась судами в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, в частности на ответчика возлагалась обязанность доказать отсутствие оснований для досрочного назначения пенсии, на истца - наличие у него права на льготную пенсию.

При этом суды, разрешая споры рассматриваемой категории дел, руководствовались Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 г. № 555 «Об утверждении правил подсчета и утверждения страхового стажа для установления трудовой пенсии», в частности, пунктом 6, согласно которому основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случаях, когда в трудовой книжке содержатся неточные и неправильные сведения либо отсутствуют сведения, подтверждающие периоды работ, принимались письменные трудовые договоры, справки, выдаваемые работодателем, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы; а также в соответствии пунктом 29 вышеуказанного Постановления при отсутствии документов о работе не по вине работника допускалось подтверждение трудового стажа на основании показаний двух или более свидетелей, знающих работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждали работу гражданина. В связи с этим, судами в качестве доказательств, подтверждающих характер, условия работы, полную занятость истца на работе, дающей право на льготное обеспечение, помимо требуемых нормативными правовыми актами документов принимались и показания свидетелей, работавших вместе с истцом. Учитывая, что каких-либо ограничений в способах доказывания пенсионное законодательство не содержит, то суд вправе принять во внимание любые средства доказывания, предусмотренные ГПК РФ, в том числе и показания свидетелей, при этом суд обязан проверить, работали ли указанные свидетели вместе с истцом в рассматриваемый период. 

Анализ судебной практики показывает, что во всех случаях предметом обжалования по данной категории дел являются решения первичных территориальных органов пенсионного обеспечения, вынесших решение об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии. Практика показывает, что в случае отказа в назначении льготной пенсии граждане не обращаются в вышестоящие органы Пенсионного Фонда РФ, а обжалуют такие решения непосредственно в судебном порядке.

Соответствие требованиям пенсионного законодательства данных решений территориальных органов пенсионного обеспечения и являлось предметом проверки судов.

Однако, имеют место случаи, когда Пенсионный фонд РФ отказывает в назначении пенсии, не издавая мотивированное решение, а направляя соответствующее письмо в адрес заявителя. Такая ситуация сложилась в Киржачском районе, поскольку во всех представленных на проверку делах имеются только письма, разъясняющие невозможность включения в специальный стаж тех или иных периодов работы гражданина, носящие рекомендательный характер. К числу мотивированных отказов, которые могут быть обжалованы в установленном порядке с учетом позиции Верховного суда РФ (п. 7 Постановления №25 от 20.12.2005 г.) подобного рода письма нельзя отнести.

Также в качестве характерной особенности, разрешения споров о досрочном назначении трудовой пенсии, следует отметить и то обстоятельство, что судьи при рассмотрении ряда дел правильно применяли нормы законодательства, действовавшего на момент осуществления истцами спорных периодов трудовой деятельности, которые в отличие от законодательства, действующего на момент рассмотрения дела, допускали возможность назначения досрочной пенсии с работой, выполняемой истцами. При этом судьи руководствовались правовой позицией Конституционного суда РФ, изложенной в ряде его постановлений, в частности, от 03.06.2004 г. № 11-П, согласно которой, принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в РФ как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают по смыслу ст.1,2,6 (ч.2), 15 ( ч.4), 17 ( ч.1),18,19 и 55 (ч.1 ) Конституции РФ, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, т.е. в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты. 

Предмет доказывания и обязанности сторон.

Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж, является трудовая книжка установленного образца.

Сведений о работе, содержащихся в трудовой книжке, достаточно для установления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, если законодательство не предусматривает дополнительных условий о характере и условиях труда (кроме наименования профессий и должностей) для назначения такой пенсии.

По спискам профессий о характере и условиях труда – трудовая книжка, трудовой договор, приказ (распоряжение, переводная записка) о приеме (переводе на работу), увольнении, штатное расписание, штатная расстановка, технология производства: регламенты, карты, режимы и т.д., приказ о закреплении за определенным участком работ и оборудованием, наряды на выполнение работ (нормированное задание), журнал (карточка отработанного времени), должностная (рабочая) инструкция, тарифно-квалификационный справочник, учредительные документы организации (устав, положение).

Анализ судебной практики показывает, что одним из мотивов отказа органов пенсионного обеспечения в досрочном назначении трудовой пенсии по старости является отсутствие либо недостаточность каких-либо иных помимо трудовой книжки документов, подтверждающих периоды работы граждан, включаемых в специальный трудовой стаж.

В этой связи представляется правильной и соответствующей положениям п.6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года № 555, позиция судов, полагавших, что поскольку в трудовой книжке работника содержались сведения о наименовании выполняемой им профессии (должности), его занятость на соответствующих видах работ сомнений не вызывала и ответчиком не оспаривалось, а иных дополнительных условий о характере труда не предусматривалось, указанные сведения являются достаточными для установления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Вопросы, связанные с уплатой государственной пошлины при подаче исковых заявлений и возмещении указанных сумм.

 

Согласно п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20.12.2005 года заявления граждан, не являющихся получателями пенсии (за исключением истцов-инвалидов I и II группы и истцов, обращающихся в защиту прав и законных интересов ребенка), по делам по спорам между ними и органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, подлежат оплате государственной пошлиной в размере и порядке, предусмотренном статьями 333.19 и 333.20 части второй Налогового кодекса РФ.

В случае удовлетворения требований гражданина, понесенные им по делу судебные расходы (в том числе и уплаченная государственная пошлина) подлежат возмещению ответчиком по правилам, предусмотренным статьями 98 и 100 ГПК РФ.

Если истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, она взыскивается с ответчика в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований исходя из той суммы, которую должен был уплатить истец, если бы он не был освобожден от уплаты государственной пошлины (часть 1 статьи 103 ГПК РФ, подпункт 8 пункта 1 статьи 333.20 части второй Налогового кодекса РФ).

Вместе с тем следует отметить, что при разрешении иных процессуальных вопросов, в частности, вопросов о распределении судебных расходов между сторонами, суды области не всегда учитывают характер спорных правоотношений, положения ст. ст. 88 ч.2, 98 ГПК РФ, п. 1,2 ст. 333.17 Налогового Кодекса РФ и не принимают во внимание, что размер взыскиваемой с органа пенсионного обеспечения государственной пошлины в случае удовлетворения иска не может превышать размера уплаченной истцом при подаче иска государственной пошлины, поскольку плательщиком госпошлины в рамках налогового законодательства РФ данные органы выступают в случае освобождения истца от уплаты госпошлины. Действующее гражданское процессуальное законодательство не предусматривает возможности взыскания с ответчика дополнительно сумм госпошлины, которые истец не уплачивал, несмотря на то, что размер государственной пошлины, подлежащий оплате при подаче иска физическими и юридическими лицами, Налоговым Кодексом РФ определяется по-разному.

Пунктом 3 части 1 статьи 333.19 Налогового Кодекса РФ установлено, что по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, при подаче искового заявления неимущественного характера, государственная пошлина уплачивается физическими лицами в размере 100 рублей.

Так, судьей Фрунзенского районного суда города Владимира 29 сентября 2008 года вынесено решение о частичном удовлетворении исковых требований К. к УПФ РФ (государственное учреждение) в г. Владимире Владимирской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости и с ответчика в пользу К. в возврат госпошлины взыскано 100 рублей и 100 рублей в доход государства. При этом в мотивировочной части решения судьёй было указано, что с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2.000 рублей в доход федерального бюджета и, принимая во внимание то обстоятельство, что ответчик является государственной организацией, суд счёл возможным уменьшить размер подлежащей взысканию в доход государства пошлины до 100 рублей.

Судьей Юрьев-Польского районного суда 25 декабря 2008 года вынесено решение об удовлетворении исковых требований Р. к УПФ РФ (государственное учреждение) в Юрьев-Польском районе о назначении досрочной трудовой пенсии и с ответчика в доход государства взыскана государственная пошлина в размере 1.900 рублей.

При рассмотрении вышеуказанных дел судами были допущены существенные нарушения норм процессуального права, поскольку взыскание с ответчика государственной пошлины в доход бюджета, помимо суммы государственной пошлины, уплаченной при подаче искового заявления истцом, противоречит вышеназванным нормам процессуального права.

Кроме того, при обращении в суд с иском о назначении пенсии госпошлина была уплачена истцом по 229 делам, однако вопрос о возврате уплаченной истцом государственной пошлины в  111 делах не был разрешен вообще.

следующая страница >>