microbik.ru
  1 2 3 4

Особенности рассмотрения споров о досрочном назначении пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность.

До 30 декабря 2008 года ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» действовал в редакции от 1 августа 2008 года.

В частности, п. 1 п.п. 10 ст. 28 ФЗ от 17.12.2001 года № 173- ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривал, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Федеральным Законом РФ от 30 декабря 2008 года № 319-ФЗ п.п.10 п.1 ст.28 ФЗ РФ признан утратившим силу.

При этом в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

При назначении пенсии указанной категории лиц в настоящее время могут применяться (в зависимости от того, в какой период времени протекала работа):

- Постановление Совмина СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" (вместе с "Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения").

- Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463, которым утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет  по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР»;

- Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1067 (в редакции постановлений Правительства РФ от 20.03.2000 года № 240 и от 01.02.2001 года № 79), утвердившим соответствующий Список  должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с педагогической деятельностью  в школах и других учреждениях для детей, а также Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей.

При этом постановление от 06.09.1991 года и Список применяются за периоды работы до 01.11.1999 года, а постановление от 22.09.1999 года, Список и Правила - за периоды работы с 01.11.1999 года до 01.01.2002 года.

Ко всем периодам работы могут применяться Список должностей и учреждений и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781.

По смыслу вышеуказанных нормативных актов, право на досрочную трудовую пенсию по старости имеют лица, чья работа имела место в учреждениях, предусмотренных в соответствующем Списке и одновременно в указанных этим Списком должностях.

Как показывает практика рассмотрения гражданских дел, суды правильно применяют приведенные нормативные акты.
Анализ судебной практики показывает, что одним из оснований отказа ПФР в досрочном назначении пенсии по старости данным категориям граждан являлось формальное несоответствие наименования образовательного учреждения для детей, содержащего в своем наименовании имя собственное (название) либо общее наименование детского дошкольного образовательного учреждения (МДОУ, ДДОУ, ДОУ) Спискам.

Полагая мотивы отказа территориального органа пенсионного обеспечения в зачете указанных периодов работы в этих учреждениях в специальный трудовой стаж работников необоснованными, суды правильно исходили из того, что действующим пенсионным законодательством в качестве основания для назначения пенсии по старости является осуществление педагогической деятельности в учреждениях для детей. В случае, если учредительные документы содержали сведения о наличии в рамках названного типа учреждения наименование вида учреждения, предусмотренного Списками (например, МДОУ-ясли-сад) и находило свое подтверждение осуществление образовательной, воспитательной деятельности, наличие образовательных программ, суды приходили к обоснованному выводу о возможности зачета указанного периода трудовой деятельности в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Кроме того, несмотря на то, что одним из условий включения в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с педагогической деятельностью, является выполнение работы продолжительностью не менее 25 лет в определенных должностях и учреждениях, структурных подразделениях, предусмотренных соответствующими Списком и Правилами, законодатель не исключает возможность дополнения наименований таких учреждений территориальной или ведомственной принадлежностью, нумерацией, оригинальным названием.

Рассмотрение споров связанных с отказом органами пенсионного фонда во включении в специальный стаж работы граждан в должности воспитателя составили около 42% от всей категории споров по досрочному назначению пенсии в связи с педагогической деятельностью, поступивших на обобщение.

Как показывает анализ дел, при рассмотрении данных споров у судов не возникает особых проблем с определением закона, подлежащего применению. В тоже время, судьями по-прежнему не указывается, какой должности, указанной в Списке, соответствует должность занимаемая истцом. Так, в решении Муромского городского суда от 25 июля 2008 года по иску Ш. к УПФ РФ в округе Муром и Муромском районе о включении в специальный стаж периода работы в должности воспитателя в детском комбинате, судом так и не указано, предусмотрена ли работа, выполнявшаяся истцом, в Списке, почему эта работа подлежит включению в специальный стаж.

Судам, при разрешении указанной категории дел, равно как и дел по назначению досрочной трудовой пенсии по иным основаниям следует исходить из того, что законодатель связывает право на досрочную трудовую пенсию не с любой работой с детьми. Именно поэтому и были утверждены Списки работ и профессий, работа в которых дает право на досрочную трудовую пенсию. По таким делам недостаточно установить фактические обязанности истца и правильное наименование учреждения, в решении суда необходимо указать, что работа истца в занимаемой должности и учреждении соответствует должности и учреждению, поименованных в Списках.

1. Важным моментом для определения права на досрочное назначение пенсии педагогическим работникам является подтверждение истцами выполнение нормы рабочего времени после 1 сентября 2000 года.

В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.

Вместе с тем суды допускали ошибки при рассмотрении исков о включении в специальный стаж периодов работы после 1 сентября 2000 года, удовлетворяя требования истцов без исследования вопроса о выполнение нормы рабочего времени.

Так, решением Собинского городского суда от 01 июня 2009 года удовлетворены требования А. к ГУ ОПФ ЗАТО г. Радужный о включении в специальный стаж периода работы с 01 сентября 1998 года по 25 июня 2002 года в должности учителя начальных классов коррекционного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего возраста, при этом суд исходил из того, что занимаемая в указанные периоды должность и наименование учреждения соответствуют Списку, утвержденному постановлением Правительства РФ№ 1067 от 22 сентября 1999 года. При этом для признания работы истца в период после 1 сентября 2000 года до 25 июня 2002, подлежащей включению в стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, необходимо было исходить из условия выполнения А. (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад). Однако, судом вообще не исследовался вопрос о педагогической нагрузке истца за период после 1 сентября 2000 года.

При разрешении споров по включению в специальный стаж в связи с осуществлением педагогической деятельности периодов работы в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, утвержденного Постановлением № 781 за периоды начиная с 1 января 2001 года, суды не всегда учитывали, что необходимо наличие одновременно следующих условий:

на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;

у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.

Так, Александровским городским судом вынесены решения от 06 мая 2008 года по иску С. и от 08 июня 2009 года по иску К. к УПФ (ГУ) в Александровском районе о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, при этом судом не исследовался вопрос о наличии у истцов на 01 января 2001 года специального стажа не менее 16 лет и 8 месяцев и факт работы в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.

2. Служба в Вооруженных Силах на офицерских должностях.

Судьей Вязниковского городского суда вынесено решение по иску В. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Вязниковском районе Владимирской области о включении в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности периода службы в Вооруженных силах СССР на офицерских должностях с 05 августа 1979 года по 29 декабря 1990 года и назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости с 23 марта 2009 года.

Рассматривая исковые требования В., суд правильно исходил из того, что действовавшее в период службы истца в Вооруженных Силах СССР законодательство не содержало в себе запрета на включение в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет времени службы в составе Вооруженных Сил СССР.

Согласно ч. 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463.

Согласно п. 3 названного Постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".

В период службы в Вооруженных Силах СССР В. с 05 августа 1979 года по 29 декабря 1990 года действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом "г" пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

На основании п. 4 указанного Положения, период службы в составе Вооруженных сил СССР засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на получение пенсии за выслугу лет.

В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР № 289 от 29 апреля 1968 года в общеобразовательных школах, средних специальных учебных заведениях и в учебных заведениях системы профессионально-технического образования, а также на учебных пунктах, создаваемых на предприятиях, в организациях, учреждениях и колхозах, введена начальная военная подготовка молодежи и в штаты учебных заведений введена должность военного руководителя, на которую назначались офицеры запаса, имеющие высшее или среднее военное образование. На военных руководителей распространен порядок пенсионного обеспечения, установленный для учителей и преподавателей школ. В педагогический стаж военных руководителей, учителей начальной военной подготовки засчитывалась служба в Вооруженных Силах СССР на должностях офицерского, сержантского и старшинского состава.

Период службы В. в Советской Армии относится к периодам деятельности до 01 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.

Судом установлено, что В. с 05 августа 1979 года по 29 декабря 1990 года проходил службу в рядах Вооруженных Сил на офицерских должностях, с 16 января 1991 года работал на должностях и в учреждениях, работа в которых дает ему право на получение пенсии по выслуге лет.

Стаж работы на соответствующих должностях (военный руководитель, преподаватель организатор основ безопасности и жизнедеятельности в средней школе) составляет более 18 лет, вместо требуемых 2/3 (16,8 лет).
3. Хотелось бы обратить внимание судей на правильное рассмотрение споров при назначении пенсии гражданам бывших союзных республик, поскольку как показывает практика, не всегда правильно применяются нормы права, регулирующие спорные правоотношения

Так, решением Юрьев-Польского районного суда Владимирской области от 06 мая 2009 года удовлетворены требования М. к УПФ РФ в Юрьев-Польском районе о включении в педагогический стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, периода ее работы в должности учителя немецкого языка в школе №12 г. Байрамалы, Марыйской области республики Туркменистан с 01 января 2002 года по 06 августа 2007 года и назначении досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью с 18 декабря 2008 года.

Между тем, как видно из решения суда, указанный период работы М. включен судом в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, независимо от факта уплаты страховых взносов за этот период. При этом, судом не проверялся факт уплаты страховых взносов в соответствующие органы Республики Туркменистан, а также факт уплаты за спорный период страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", на основании пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В целях пенсионного обеспечения в Российской Федерации приняты Закон №173-ФЗ, Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и другие нормативные акты, которые предусматривают право граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на трудовую пенсию в случае приобретения необходимого страхового стажа в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации (ст. ст. 1, 3, 10, 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", ст. ст. 7, 29 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").

В силу пункта 2 статьи 6 вышеназванного Соглашения от 13 марта 1992 года для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13 марта 1992 года.

Поскольку, в соответствии с Соглашением от 8 декабря 1991 г. "О создании Содружества Независимых Государств", ратифицированном Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. N 2014-1, союз ССР прекратил свое существование 12 декабря 1991 года, то из буквального толкования пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. следует, что для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12 декабря 1991 г., а после распада этих государств - до 13 марта 1992 г.

Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 года N 1-369-18, а также распоряжением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР", которым были утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР.

Пунктом 5 этих Рекомендаций постановлено, периоды работы по найму после 1 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ) включать в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность, что должно подтверждаться справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

В материалах дела имеется запрос Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Юрьев-Польском районе Владимирской области в Министерство социального развития республики Туркменистан о подтверждении перечислений страховых взносов в спорный период работы истца, ответа на который не последовало.

Для проверки факта уплаты страховых взносов надлежало обсудить вопрос о направлении судебного запроса в Министерство труда и социальной защиты населения Республики Туркменистан для выяснения вопроса о том, уплачивались ли страховые взносы за М. в период с 01 января 2002 года по 06 августа 2007 года.

Судом кассационной инстанции вышеуказанное решение было отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд, поскольку без выяснения вышеуказанных обстоятельств судебная коллегия посчитала преждевременными выводы суда о включении спорного периода в льготный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии.

<< предыдущая страница   следующая страница >>