microbik.ru
  1 ... 2 3 4

Особенности рассмотрения споров о досрочном назначении пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.
При назначении пенсии указанной категории лиц в настоящее время могут применяться:

- Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

- Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения".

- Постановление Совмина РСФСР от 06.09.1991 N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет".

- Постановление Совмина СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" (вместе с "Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения").

Анализ и изучение рассмотренных федеральными судьями гражданских дел за проверяемый период по искам граждан о назначении льготной пенсии показало, что в целом позиция судов при оценке пенсионных прав граждан является правильной, выводы судов по существу заявленных исковых требований, как правило, мотивированны, значимые для дела обстоятельства установлены и подтверждены исследованными с соблюдением правил ст.67 ГПК РФ доказательствами, грубых нарушений требований действующего гражданского процессуального законодательства РФ при разрешении дел данной категории судами практически не допускалось.

Кроме того, следует отметить, что при оценке пенсионных прав граждан, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, суды также правильно указывали, что клинический профиль, ведомственная или территориальная принадлежность не являются основанием для исключения периодов работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Вместе с тем нельзя не учитывать, что ведомственная принадлежность во всех случаях предполагает принадлежность к органам здравоохранения либо их структурным подразделениям. Применительно к практике это свидетельствует о необходимости индивидуального подхода к оценке пенсионным прав граждан, занятых на аналогичных работах. Так, например, период трудовой деятельности медицинской сестры на предприятии будет подлежать зачету в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсионное обеспечение на льготных условиях, только в том случае, если соответствующий медицинский пункт представляет собой структурное подразделение органа здравоохранения, либо необходимость присутствия на предприятии такого медработника, являющегося при этом сотрудником определенного органа здравоохранения, предусмотрена этим органом с закреплением штатной единицы за предприятием. В противном случае период работы не может быть зачтен в специальный стаж, поскольку отсутствует основное условие – занятость в органах здравоохранения.
Следует отметить, что в соответствии с действующим пенсионным законодательством стаж на соответствующих видах работ педагогическим работникам исчисляется во всех случаях календарно. Стаж работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения медицинским работникам, также исчисляется в календарном порядке, за исключением отдельных случаев, предусмотренных правилами, регулирующими порядок и условия исчисления периодов работы указанных работников.

Льготное исчисление специального трудового стажа медицинских работников обусловлено не только характером и условиями их деятельности, но и предполагает непосредственное соответствие занимаемой должности и наименования учреждения здравоохранения Спискам и Правилам, что следует учитывать судам при решении вопроса о возможности зачета периода трудовой деятельности медицинского работника в его специальный трудовой стаж в льготном исчислении. Как показывает практика, при оценке пенсионных прав указанной категории граждан суды, как правило, учитывают данные требования.

Однако иногда суды допускали ошибки при исчислении стажа в льготном порядке.

Так, решением Селивановского районного суда от 21 мая 2009 года удовлетворены требования Л. к УПФ РФ (государственному учреждению) в Селивановском районе о назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, при этом период работы с 01 ноября 1999 года по 24 марта 2009 года в должности медсестры отделения скорой медпомощи с. Малышево, включен в специальный стаж в льготном исчислении как 1 год 3 месяца. Однако из материалов дела следует, что истец свою трудовую деятельность после 01 ноября 1999 года осуществляла только в сельской местности, в связи с чем, положение пп. "а" п. 5 Правил исчисления периода работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, к ней не может быть применено.

После 1 ноября 1999 года льготное исчисление специального стажа работы медицинских работников может применяться только при смешанном стаже, то есть если работа протекала как в городе, так и в сельской местности (поселке городского типа). Если же работа протекала только в сельской местности, то к исчислению такого стажа льготный порядок не применяется (п. 2 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения").

Аналогичный порядок подсчета специального стажа работы применяется и к тем медицинским работникам, которым такой стаж определяется на основании Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781. Вышеуказанные требования закона судом при принятии решения учтены не были.

Кассационной инстанцией решение суда было изменено, вышеуказанный период включен в специальный стаж в календарном исчислении.

Решением Меленковского районного суда от 02 марта 2009 года удовлетворены требования О. к УПФ РФ в Меленковском районе и в специальный стаж включены периоды работы истца в должности медицинской сестры в участковой больнице после 01 ноября 1999 года в льготном исчислении 1 год работы как один год и 3 месяца, на ответчика возложена обязанность назначить досрочную трудовую пенсию по старости, поскольку, как ошибочно полагал суд, такой порядок подсчета стажа предусмотрен п.п. «а» п.5 Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Данное решение суда лицами, участвующими в деле, не обжаловалось в вышестоящие инстанции.

Решением Ковровского городского суда от 19 мая 2008 года отказано в удовлетворении требования З. к ГУ УПФ РФ в г. Коврове о включении в специальный стаж периодов работы до 1999 года в должности медицинской сестры палатной в отделении реанимации и в отделении анестезиологии в льготном исчислении. Судом необоснованно сделан вывод о том, что занимаемая истцом должность не поименована в Списке профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 N 464. В кассационном порядке вышеуказанное решение суда не обжаловалось.
В практике судов возникал вопрос, в каком порядке исчисляется выслуга операционным медицинским сестрам, работавшим в сельской местности до 1 ноября 1999 года. Прежнее законодательство ответа на этот вопрос не давало, и на практике он решался по-разному. По Правилам 2002 года в подобных случаях необходимо применять две льготы одновременно. То есть, если гражданин работал в сельской местности (поселке городского типа, рабочем поселке) в тех структурных подразделениях и в должностях, которые засчитываются в медицинский стаж в льготном порядке (год работы – за год и 6 месяцев стажа), то льготы по исчислению стажа суммируются, но это суммирование производится к календарному периоду времени.

Так, решением Селивановского районного суда от 16 июня 2009 года удовлетворены требования Е. к УПФ РФ (государственного учреждения) в Селивановском районе о назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, при этом период работы в должности медицинской сестры хирургического отделения Селивановской ЦРБ исчислен из расчета 1 год работы за 1 год 9 месяцев.

Разрешая спор и удовлетворяя требования Е., суд правильно исходил из того, что в спорные периоды истец занималась медицинской деятельностью, и действовавшее в указанный период законодательство включало данный вид деятельности в стаж работы медицинских работников. С учетом вновь установленного правового регулирования назначения досрочной трудовой пенсии по старости, суд применил льготный порядок при исчислении стажа. Применяя две льготы (как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев и как 1 год работы за 1 год и 3 месяца), суд первой инстанции пришел к выводу об исчислении стажа в льготном порядке с применением двух коэффициентов, при этом суммировал их и применил коэффициент 1,9.

Указанный подход не соответствует правовой регламентации данных отношений, поскольку согласно Правилам 2002 года в подобных случаях необходимо применять две льготы одновременно, при условии, если гражданин работал в сельской местности в тех структурных подразделениях и в должностях, которые засчитываются в медицинский стаж в льготном порядке. Льготы по исчислению стажа в данном случае суммируются, однако это суммирование производится к календарному периоду времени с применением поочередно коэффициента 1,3 и 1,6, которые не складываются буквально, как определил суд первой инстанции. Решение суда первой инстанции было изменено кассационной инстанцией.
Из анализа судебной практики, связанной с применением правовых норм, регулирующих отношения по назначению пенсии в связи с лечебной деятельностью, можно сделать вывод о возможности включения времени работы врачом-интерном в стаж для назначения досрочной пенсии при наличии трех условий: врач-интерн должен работать в учреждении, которое поименовано в Списке, должен быть зачислен на штатную должность в лечебных учреждениях, врач-интерн с 1 ноября 1999 года должен трудиться не менее нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени. До 1 ноября 1999 года объем работы не важен.
Выводы и предложения.

Проведенный анализ практики рассмотрения дел, связанных с реализацией пенсионных прав граждан, позволяет сделать следующие выводы:

- при рассмотрении указанной категории споров в целом судьями соблюдаются нормы материального и процессуального права, о чем свидетельствует относительно низкий уровень отмены решений - 3 из 19 обжалуемых решений, при этом, во всех случаях причиной отмены решений вышестоящим судом явилось неправильное применение судом первой инстанции норм материального права;

- в большинстве случаев решения, постановленные судьями, были направлены на удовлетворение заявленных исковых требований (удовлетворены полностью - по 171 делам, частично – по 55 делам, отказано – по 3 делам, что свидетельствует о достижении целей правосудия – в данном случае обеспечение судебной защиты пенсионных прав граждан.

 

По результатам проведенного обобщения предлагается:

 

- результаты обобщения довести до сведения судей и помощников судей;

- регулярно изучать с судьями и помощниками судей изменения, вносимые в законодательство, а также судебную практику Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ по вопросам пенсионного обеспечения по материалам БВС РФ и справочных информационных систем, а также обзоры судебной практики, направляемые Владимирским областным судом.

 

<< предыдущая страница