microbik.ru
1
Образец решения учебного дела
Процесс решения учебного дела (задачи) включает следующие этапы:

1. Прежде чем приступать к решению дела, установите характер возникших правоотношений.

2. С учетом характера и видов правоотношений определите круг нормативных правовых актов, подлежащих применению.

3. Определите круг материалов судебной практики по данной категории споров по принципу «если не нашел ответ в законе – попытайся найти его в судебной практике; если закон требует пояснений – поясни его примером из судебной практики».

4. Определите теоретические основы решения учебного дела. Составьте перечень литературных источников, минимально необходимых для усвоения теоретических положений для правильного решения учебного дела.

5. Сформулируйте основные положения в обоснование каждого этапа решения учебного дела и ответов на поставленные вопросы. Обоснуйте их ссылками на законодательство и судебную практику.

6. Кратко и четко сформулируйте промежуточные выводы (по отдельным вопросам), а затем итоговые выводы.

7. Составьте перечень нормативных правовых актов, использованных для решения учебного дела.

2. Образец решения учебного дела (задачи) по информационному праву.
Задача. В одной из обзорных статей журнала «Зарубежное военное обозрение» была опубликована информация о научно-исследовательских организациях, которые участвовали в разработке лакокрасочного покрытия для современных летательных аппаратов, применяемых в разведывательных целях. Позднее в редакцию журнала поступил официальный запрос из Главной военной прокуратуры с требованием раскрыть источник информации и наказать виновных публикации. А поводом для такого обращения послужило то, что перечень научно-исследовательских организаций, приведенный в вышеназванной статье, совпадал со списком институтов, содержащимся в закрытом Постановлении Правительства РФ. Иначе говоря, опубликованный материал содержал сведения, составляющие государственную тайну.

Так ли это? И права ли Главная военная прокуратура?

Решение

1. Установление характера правоотношений. В данной задаче речь идет об информационных отношениях, то есть отношениях, возникающих при производстве, передаче, обработке, распространении, поиске, получении и потреблении информации. Возникшие правоотношения регулируются двумя институтами информационного права: институтом массовой информации и институтом государственной тайны.

2. Определение круга нормативных правовых актов, подлежащих применению. Исходя из определенного характера правоотношений, для решения данного дела необходимо использовать следующие группы нормативных правовых актов:

2.1. Конституцию РФ как акт, обладающий высшей юридической силой, прямым действием и применяющийся на всей территории РФ.

2.2. Акты, определяющие порядок отнесения и перечень сведений, составляющих государственную тайну.

2.3. Акты, устанавливающие ответственность за разглашение сведений, составляющих государственную тайну.

2.4. Акты, регулирующие деятельность средств массовой информации.

3. Определение круга материалов судебной практики по данной категории дел. Материалов, характеризующих судебную практику по данным вопросам, не найдено.

4. Определение теоретических основ решения дела. Теоретической основой решения данного дела являются две группы научных положений.

4.1. Первая из них касается понятия «свобода массовой информации». Оно согласно ст. 29 Конституции РФ означает право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Ограничение этого права допускается только на основании федерального закона. В частности, перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом «О государственной тайне».

4.2. Вторая группа относится к понятию «государственная тайна», под которой понимаются защищаемые государством сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

4.3. Литература:

1) Копылов В.А. Информационное право: Учебник. – М.: Юристъ, 2004.

2) Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право. – СПб: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2005.

5. Обоснование решения дела и ответов на поставленные вопросы. Статья 29 Конституции РФ закрепляет свободу массовой информации. Перечень сведений, составляющих государственную тайну и не подлежащих свободному распространению, определяется в ст. 5 Федерального закона «О государственной тайне». К ним, в частности, относятся «сведения в военной области о планах строительства Вооруженных Сил РФ, других войск РФ, о направлениях развития вооружения и военной техники, о содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники». Должностные лица, осуществляющие отнесение сведений к государственной тайне, указаны в Перечне должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне (утверждено распоряжением Президента РФ № 151-рп от 16 апреля 2005 г.). Межведомственная комиссия по защите государственной тайны в соответствии с Положением о межведомственной комиссии по защите государственной тайны формирует Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне. Пункт 6 указанного Перечня относит к государственной тайне «сведения, раскрывающие направления, долгосрочные прогнозы или планы развития вооружения и военной техники, содержание или результаты выполнения целевых программ, научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ по созданию или модернизации образцов вооружения и военной техники». Анализ перечисленных актов позволяет сделать вывод о том, что информация о научно-исследовательских организациях, которые участвовали в разработке лакокрасочного покрытия для современных летательных аппаратов, применяемых в разведывательных целях, действительно составляет государственную тайну. Свободное распространение этой информации, в том числе и через средства массовой информации, запрещено. Ответственность за разглашение государственной тайны предусмотрена ст. 283 Уголовного кодекса РФ: «Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков государственной измены наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового». Что касается требований Главной военной прокуратуры раскрыть источник информации, то они необоснованны, поскольку согласно ст. 41 Федерального закона «О средствах массовой информации» «редакция обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени, за исключением случая, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом».

6. Итоговые выводы.

6.1. Опубликованная в журнале «Зарубежное военное обозрение» информация о научно-исследовательских организациях, которые участвовали в разработке лакокрасочного покрытия для современных летательных аппаратов, применяемых в разведывательных целях, действительно составляет государственную тайну. Должностные лица, виновные в разглашении этих сведений, должны нести уголовную ответственность по ст. 283 УК РФ.

6.2. Редакция журнала может сообщить Главной военной прокуратуре сведения об источнике указанной информации только на основании судебного решения. В сложившейся ситуации можно рекомендовать Главной военной прокуратуре возбудить уголовное дело по ст. 283 УК РФ и обратиться в суд с ходатайством обязать редакцию раскрыть источник информации. Редакция может до получения судебного решения оформить официальный отказ от предоставления запрашиваемой информации, сославшись на ст. 41 Федерального закона «О средствах массовой информации». Однако после судебного решения ей все-таки придется предоставить сведения об источнике информации.

7. Нормативные правовые акты.

1. Конституция РФ.

2. Уголовный кодекс РФ.

3. Закон РФ «О государственной тайне» № 5485-1 от 21 июля 1993 г.

4. Закон РФ «О средствах массовой информации» № 2124-1 от 27 декабря 1991 г.

5. Перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне (утвержден Распоряжением Президента РФ № 151-рп от 16 апреля 2005 г.)

6. Положение о межведомственной комиссии по защите государственной тайны (утверждено Указом Президента РФ № 1286 от 6 октября 2004 г.) 7. Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне (утвержден Указом Президента РФ № 1203 от 30 ноября 1995 г.)