microbik.ru
1

Программа принята «Утверждаю» заседании педагогического совета Директор__________/З.В.Сигушина/ Протокол № 5 от 31.08.2011г. Приказ № 66 от 31.08.2011г.

Дополнительная образовательная

программа кружка

"Волшебная сила слова" (для 2 класса)

Руководитель : Терехова Е.Н.

Срок реализации - 1 год.

Количество часов - 72 часа.

Плавск 2011год.

Дополнительная образовательная программа для 2 класса

"Волшебная сила слова"


Терехова Елена Николаевна, учитель начальных классов

Пояснительная записка

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Волшебная сила слова”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Необходимость разработанного мной факультативного курса заключается не только желанием детей узнать нечто новое о русском языке. Главной целью его является на занимательном грамматическом материале расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий. В отборе материала к занятиям   ориентировка на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном. Программа данного факультатива позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятия факультатива направлено  на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Содержание и методы обучения на факультативе содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, чтения обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для  успешного проведения занятий  используются разнообразные виды работ:  игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки,  физкультминутки,  рифмовки,  считалки,  ребусы,  кроссворды,  головоломки,  грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию.
Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.


Цель программы достигается в результате решения ряда взаимосвязанных между собой задач:

  • способствовать развитию интереса к русскому языку как к учебному предмету;

  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

  • совершенствование общего языкового развития учащихся;

  • способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;

  • способствовать развитию смекалки и сообразительности.

  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
- занимательность;
- научность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- доступность;
- связь теории с практикой;
- индивидуальный подход к учащимся.( с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.)

В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.

На занятиях используются разнообразные виды работ: игры и игровые элементы, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, считалки, рифмовки, ребусы, кроссворды, головоломки, сказки.

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;

  • теоретическая;

  • практическая.

!Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 2 раз в неделю по 45 минут.

Курс изучения “Волшебная сила слова” рассчитан для учащихся 2 класса

Этапы реализации программы факультативного курса:

  • подготовительный;

  • непосредственно реализация (план прилагается);

  • оценка эффективности;

  • коррекция в соответствии с анализом эффективности;

  • дальнейшее использование в школе.

Анализ эффективности программы факультативного курса:

  • диагностический метод (анкетирование детей в начале и в конце);

  • анализ занятий проведенных по плану;

  • разработка рекомендаций.

План реализации


программы факультативного курса «Волшебная сила слова” 2 класс (72 часа)



Тема занятия, виды работ

 1ч

Волшебная страна “Фонетика”. Сказка о Звуках и Буквах. Можно ли писать без букв? Анкетирование.

 2ч.

Знакомство с жителями страны слов – звуковичками (звуками).. Распознавание твердых и мягких согласных звуков в словах. Игры “Расколдуй слово”, “Да-нет”.

 2ч.

Удивительные звуки. Игры “Невидимки звуки”, “Читай наоборот”. Тест на развитие слухового внимания. Распознавание твердых и мягких согласных звуков в словах).

 2ч.

Звонкие и глухие “двойняшки”. Сказка “Про ошибку”. Игра “Найди пару”

 2ч.

Звонкие и глухие “одиночки”. Почему они так называются. “Грамотный регулировщик”. (Звукобуквенный анализ слов)..

 2ч.

Зачем нужны звуки речи? Звуковая культура речи. Звуки и буквы. Викторина “Интересные буквы и звуки”.Звукобуквенный анализ слов..

 1ч.

Итоговый урок. Обобщение изученного материала. Тест.

 2ч.

Чудесные превращения слов. Игры на превращения слов: “Буква заблудилась”, “Замените одну букву”, “Какое слово задумано?”

 1ч.

Зачем нужны звуки языка? Звуковая культура речи. Загадки, скороговорки.

 2ч.

Сколько слов вы знаете? Рассказ-беседа о словарном богатстве рус. языка. Игра – соревнование “Кто больше слов знает на букву…”.

 1ч.

Что такое азбука? Алфавит. Игра “Кто– кто в алфавите живет?”

 1ч.

Легкие головоломки. Технология составление головоломок.

 1ч.

Играем в загадки. Технология составления загадок.




 1ч.

Шипящие согласные. Игра “Волшебный клубок орфограмм.(жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк -чн)”

 1ч.

Слог. Игра “Собери слово”. Перенос слов. Правила переноса.

 1ч.

Предложение – единица языка и речи. Роль предложения в общении.

 1ч.

Добрый “волшебник” – Ударение. Обсуждение смыслоразличительной функции ударения. Игры “Удивительные превращения”

 2ч.

Ударение над гласной может сделать букву ясной (безударные гласные в корне слова). Сопоставление звуковой и буквенной записи слов, отработка действия контроля.

 1ч.

Итоговый урок. Обобщение по разделу. Самостоятельная работа.

 2ч.

Игра “ Волшебный клубок орфограмм” (безударная гласная в корне слова)

 2ч.

Непроверяемые безударные гласные. Орфографический словарь – твой помощник.

 1ч.

Мягкий знак. Обсуждение вопроса: значение и особенности мягкого знака.

 1ч.

Твердый знак. Обсуждение вопроса: значение и особенности твердого знака.

 2ч.

Звонкие и глухие “двойняшки”. Сказка про “Ошибку”.

 2ч.

. Звонкие и глухие “одиночки”. Занимательный материал.

 1ч.

Волшебный клубок орфограмм. Рассказ – беседа о роли орфографии.

 1ч.

Итоговый урок. Обобщение по разделу

 1ч.

Из чего строятся слова?

 1ч.

Слова, которые пишутся с большой буквы. Чтение и составление текстов. Игры: “Кто больше?”, “Лишнее слово”.

2ч. 

Существительные – слова с предметным значением. Сказка “Приключение в стране “Имя Существительное””

 2ч.

Прилагательные – слова называющие признаки. Сказка “Приключение в стране “ Имя Прилагательное””

 2ч.

Дружба имени существительного с именем прилагательным.



2ч. 

Глаголы – слова, обозначающие действие предметов. Здравствуй, Глагол!

 1ч.

Итоговый урок. Обобщение знаний по теме.

 2ч.

Сколько слов Вы знаете? Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка. Игра – соревнование “Кто больше знает слов на букву …”

 2ч.

Знаете ли вы значения слов? Определение значения слова с помощью толкового словаря. Работа со словарём.

 2ч.

Крылатые слова и выражения, происхождение слов. Как нужно говорить. Словарь «Почему так говорят.»

 2ч.

Из чего состоят слова? Слова-родственники. Так же, как и у кустов, корень есть у разных слов.

 1ч.

Практическая работа со словарём.

 1ч.

Слова – тезки. (Омонимы).

 1ч.

Одно и то же, но по-разному. (Синонимы, о различиях слов-синонимов).

 1ч.

Слова с противоположным значением. (Антонимы).

 2ч.

Фразеологизмы.

 1ч.

Заимствованные слова. Слова-пришельцы. Все народы меняются словами и занимают их друг у друга (В. Г. Белинский

 1ч.

«Колдовство» букв. Учимся разгадывать и составлять метаграммы, анаграммы, кроссворды, ребусы.

 1ч.

Рифма. Игры в рифмы Подбор рифм к отдельным словам. Составление стихотворных текстов по заданным и придуманным рифмам.

 2ч.

Интонационное богатство и выразительность устного слова: громкость, темп, тембр, тон, логическое ударение, пауза. Красота звука нужна не только скрипке, но и человеческому голосу (В. Яхонтов).


 1ч.

Итоговое занятие. Анкетирование.

 1ч.

Обобщение по пройденному материалу факультатива. Закрепление по темам: «Фонетика, слово, предложение.» «Орфограммы.»

 1ч.

Обобщение по пройденному материалу факультатива. Закрепление по теме: «Богатство русского языка.» Синонимы, антонимы, фразеологизмы и др.»


Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 2-го класса

Обучающиеся должны знать:

Отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим).
Признаки гласных и согласных звуков.
Буквы русского алфавита.
Состав слова.

Обучающиеся должны уметь:

Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко-буквенный анализ слов.
Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.
Правильно писать слова с сочетанием жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн.
Делить слова на слоги.
Переносить слова по слогам.
Находить в предложении слова, отвечающие на вопросы: кто? что? какое? какая? какой? какие? что делал? что сделал?
Писать с большой буквы имена и фамилии людей, клички животных, названия городов, деревень, сел, рек, озер, морей, стран.
Проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце.
Ставить в конце предложения точку, восклицательный или вопросительный знак, а начало предложения писать с большой буквы.
Правильно списывать слова, предложения, проверять написанное, сравнивать написанное с образцом.
Составлять текст по вопросам учителя.
Отгадывать загадки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.

  2. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.

  3. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996

  4. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.

  5. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.

  6. Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.

  7. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.

  8. Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г

  9. Ушаков Н. Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1988 г.

  10. Шмаков С. А. Игры – шутки, игры – минутки. Москва “Новая школа”, 1993 г

  11. Сухин И.Г. 200 школьных кроссвордов: 1-2 классы. – М.: Сфера, 2002 г.

  12. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учёба, и игра: русский язык. – Ярославль: Академия развития, 1997 г.

  13. Синицын В.А. Я начну, а ты продолжи... Занимательное пособие по русскому языку для учителя начальных классов. – Чебоксары: КЛИО, 1997 г.

  14. Бетенькова Н.М. Грамматика в рифмовках: Стихотворные упражнения для развития у детей первоначальных навыков чтения и грамотного письма. – М.: Новая школа, 1996 г.

  15. Бетенькова Н.М. Орфография в рифмовках: Стихотворные упражнения для развития у детей первоначальных навыков чтения и грамотного письма. – М.: Новая школа, 1996 г.