microbik.ru
1 2 3
«Согласовано»

Руководитель лаборатории

Начального образования

ОМЦ ЗОУОДО____________/С.А. Собчинская)

«___»____________2011 г

«Утверждаю»

Директор ГБОУ СОШ №1002

________________/Е.Г. Солодуха/




Образовательная программа

дополнительного образования детей.

Детское объединение

"Путешествие Почемучки в мир профессий"

Образовательная программа дополнительного образования детей.

Детское объединение "Путешествие Почемучки в мир профессий"
Содержание программы.

В течение учебного года занимаются дети всего класса. Проводиться может в условиях обычного учебного кабинета, с различными вариантами размещения парт.

Данный курс занятий может быть использован в условиях общеобразовательной школы педагогом, педагогом-психологом в начальной школе.

Результативность работы отслеживается на итоговом занятии в форме теста или викторины. Викторина (тест) составляется так, чтобы ученики показали знание профессиональных составляющих: способности, инструменты, действия.

Курс основан на программе Семеновой Г. “Развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников”.

Одним из достоинств данной программы является то, что она имеет широкий адаптационный спектр в работе с учащимися разного возраста и уровня развития. Наличие основных компонентов содержания программы позволяет учителю наполнять занятия содержимым из заданий, отвечающих требованиям конкретной группы учащихся. Учитель на свое усмотрение может либо увеличивать время развития способностей, либо сокращать, а также включать дополнительные темы, в которых развиваются другие способности. На каждом занятии мы знакомимся только с одной профессией.

Занятия проводятся в активных формах, таких как: игры, дискуссии, конкурсы, викторины, утренники, экскурсии с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Это позволяет достичь эффекта раскрепощения, активного поиска, умения анализировать, принимать решения, общаться.
Структура занятий

  1. Разминка (задания, рассчитанные на проверку сообразительности, быстроты реакции, готовности памяти).

  2. Знакомство с профессией, которой посвящено занятие (коллективное обсуждение):

  • что я знаю об этой профессии;

  • что должны уметь люди, занимающиеся этой профессией;

  • какие изучаемые предметы помогают обрести эту профессию;

  • что нового я узнал об этой профессии от родителей, знакомых, из книг, телепередач.

  1. Выполнение развивающих упражнений в соответствии с рассматриваемой способностью и профессией.

  2. Самооценка своих способностей (что получилось, что не получилось и почему).

Пояснительная записка.

Тема трудового воспитания и профориентации актуальна и важна в современном обществе. Считаю, что этой проблемой необходимо начинать заниматься в начальной школе. Уже младших школьников нужно готовить к получению будущей профессии. Необходимо, чтобы ученики получили исчерпывающую информацию о профессиях, которые нас окружают.

В 1 классе содержание программы направлено на знакомство учащихся с разными профессиями.

Во 2 классе содержание программы направлено на ознакомление школьников с профессиями родителей. У учащихся должно сформироваться представление, что человек – неотъемлемая часть общества и потребность знать профессии, которые нас окружают.

В задачу курса входит формирование у младших школьников некоторых научных понятий. Прежде всего, имеется в виду формирование первоначального представления о взаимосвязи всех профессий, их роли в развитии общества.

В итоге изучения курса у второклассников должно сложиться общее представление о том, чему должен научиться и что должен знать человек, желающий получить ту или иную профессию, чтобы успешно адаптироваться в современном обществе. Программа рассчитана на 34 часа.

Срок реализации – 1 год.

Формы работы:

Теоретическая часть: беседы, сообщения, встречи с интересными людьми.

Практическая часть – экскурсии, викторины, КВНы, утренники, конкурсы рисунков, подготовка сообщений.

Цели курса:

Создание необходимых условий для овладения учащимися знаниями о понятиях «труд», «профессия» на примере профессий родителей и для реализации творческих и интеллектуальных способностей учащихся, расширение кругозора, развития речи и мыслительной деятельности учащихся.

Сплочение классного коллектива через выполнение совместной работы, привлечение родителей к участию в работе кружка.

Ожидаемые результаты:

  • усвоение понятий «труд», «профессия».

  • получение навыков самообслуживания.

  • привитие уважительного отношения к людям труда.

  • приобретение знаний о профессиях родителей.

  • первоначальные представления о выборе профессии.

  • совместное с родителями оформление выставки рисунков «Профессии наших родителей»

  • выполнение 15 творческих работ (сочинения о профессиях родителей).

Методическое обеспечение.

Основная форма учебного процесса это занятие, имеющее целью дать детям конкретные представления о профессиях родителей и профессиях, которые нас окружают на основе непосредственного (экскурсии, занятия в библиотеке) или опосредованного восприятия (рассказ педагога, родителей, чтение литературы, беседы, викторины, игры).

Программа предусматривает разнообразные формы организации учебного процесса. Это участие детей в неделе по профориентации (подготовка и проведение утренников «Кем быть?», «Устроим праздник труда», «Все профессии нужны»), экскурсиях на рабочее место родителей, прилегающие к школе предприятия, подготовка творческих работ по профессиям, заинтересовавшим детей.

В качестве дидактического материала используются материалы, предоставленные родителями учащихся, личные материалы учителя, раздаточный материал.

Формы подведения итогов работы прописаны в содержании программы, что позволяет в течение всего учебного года системно отслеживать результаты работы по программе.

Работа по реализации данной программы предполагает создание методических пособий и систематизацию материалов по каждому разделу программы педагогом.

Литература:

В. А. Сухомлинский «Трудовое воспитание в семье».

Журнал «Начальная школа» № 1 2005 г. – Р. Г. Гайсина «Мама, папа и я – трудовая семья»

Журнал «Начальная школа» № 2 2005 г. – Т. М. Геронимус «Уроки технологии».

Журнал «Начальная школа» №4 2005 г. – Г. А. Берёзкина «Формирование профориентационной культуры младших школьников».

Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. Ясюкова Л.А., С-Петербург, «Речь» 2003г.

Психология. Учебное пособие для начальной школы./ под ред. проф. Дубровиной И.В., Москва, «Гардарика» 1998г./

Развитие интеллектуальных способностей школьника.

Тихомирова Л.Ф., Ярославль, «Академия развития» 1996г.

Развитие творческого мышления детей. Симановский А.Э., Ярославль, «Академия развития» 1996г.

Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих способностей. Винокурова Н., Москва, «ИМПЭТО» 1995г.

Методическая газета для педагогов-психологов «Школьный психолог». Издательский дом «Первое сентября», 2008г.
Тематическое планирование курса «Путешествие Почемучки в мир профессий» в первом классе




Тема

Кол-

во часов

Форма работы

1

Введение в мир профессий

1 ч

Теория

2

Многообразие профессий

1 ч

Теория

3

Повторение. Тест.

1 ч

Практика

4

Профессия – архитектор (теория)

1 ч

Теория

5

Профессия – архитектор (практика)

1 ч

Практика

6

Профессия – биолог (теория)

1 ч

Теория

7

Профессия – биолог (практика)

1 ч

Практика

8

Профессия – водитель (теория)

1 ч

Теория

9

Профессия – водитель (практика)

1 ч

Практика

10

Профессия – журналист (теория)

1 ч

Теория

11

Профессия – журналист (практика)

1 ч

Практика

12

Профессия – инженер (теория)

1 ч

Теория

13

Профессия – инженер (практика)

1 ч

Практика

14

Профессия – продавец (теория)

1 ч

Теория

15

Профессия – продавец (практика)

1 ч

Практика

16

Профессия – следователь (теория)

1 ч

Теория

17

Профессия – следователь (практика)

1 ч

Практика

18

Повторение ранее изученного

1 ч




19

Подведение итогов. Тест

1 ч

Тест

20

Профессия – археолог (теория)

1 ч

Теория

21

Профессия – археолог (практика)

1 ч

Практика

22

Профессия – актёр (теория)

1 ч

Теория

23

Профессия – актёр (практика)

1 ч

Практика

24

Профессия – библиотекарь (теория)

1 ч

Теория

25

Профессия – библиотекарь (практика)

1 ч

Практика

26

Профессия – парикмахер (теория)

1 ч

Теория

27

Профессия – парикмахер (практика)

1 ч

Практика

28

Профессия – портной (теория)

1 ч

Теория

29

Профессия – портной (практика)

1 ч

Практика

30

Профессия – художник по рекламе (теория)

1 ч

Теория

31

Профессия – художник по рекламе (практика)

1 ч

Практика

32

Профессия – экскурсовод (теория и практика)

1 ч

Теория, практика

33

Поведение итогов

1 ч

Тест



Тематическое планирование кружка «Путешествие Почемучки в мир профессий» во втором классе


№ п\п

Наименование темы

Кол-во часов

Форма работы

1

Профессии вокруг нас

1 ч

теория

2

Знакомство с нашими героями

1 ч

игра

3

Что такое профессия?



беседа

4

Из истории слова. Работа со словарём.

1 ч

Практикум - игра

5

Профессии наших мам.



Беседа

6

Сочинение на тему: «Моя мама - …»

1 ч

Развитие речи. Практикум.

7

Профессии наших пап.

1 ч

Беседа

8

Сочинение на тему: «Мой папа - …..»

1 ч

Развитие речи. Практикум.

9

«Устроим праздник труда» Выход в библиотеку. Совместное мероприятие.

1 ч

Утренник с чаепитием

10

Профессии родителей, связанные с бытовым обслуживанием.



Теория –1 ч

11

Что делают дяди и тёти на своей работе.

Профессия - сапожник.

1 ч

Беседа

12

Моя мама – парикмахер. Знакомство с профессией (с участием родителей).

1 ч

Беседа

13

Мама – швея. Знакомство с профессией (с участием родителей).



Беседа

14

Практическое занятие: изготовление коллекции «Виды тканей».

1 ч

Практическое занятие

15

Знакомство со швом «Вперёд, иголку!»

1 ч

Практическое занятие

16

Оформление салфетки

1 ч

Практическое занятие

17

Профессия – повар. Знакомство с профессией (с участием родителей). Беседа о вкусной и здоровой пище.

1 ч

Беседа

18

Экскурсия в школьную столовую: «Заглянем на кухню!».

1 ч

Экскурсия

19

Профессия – продавец. Знакомство с профессией (с участием родителей).

1 ч

Беседа

20

Экскурсия в продовольственный магазин.

1 ч

Экскурсия

21

«Меры массы» или «Для чего нужны весы?»

1 ч

Беседа

22

Изготовление модели весов.

1 ч

Практикум

23

Профессия - упаковщица. Знакомство с профессией (с участием родителей). Виды упаковки.

1 ч

Беседа

24

Изготовление прихватки для мамы к Дню 8 Марта.

1 ч

Практическое занятие

25

Подбор и изготовление подарочной упаковки.

1 ч

Практическое занятие

26

Выход в библиотеку. Совместное мероприятие: «Все профессии нужны!»

1 ч

Утренник с чаепитием

27

Самые важные профессии.

1 ч

Теория

28

Кто такие спасатели?

1 ч

Беседа

29

«Осторожно, огонь!» Профессия – пожарный.

1 ч

Беседа

30

Выход в музей Пожарной каланчи.

1 ч

Экскурсия

31

Зачем нужен врач? Знакомство с профессией врача. Приглашение школьного врача (с участием родителей).

1 ч

Беседа

32

Экскурсия в школьный медицинский кабинет.

1 ч

Экскурсия.

33

Поиск и подбор пословиц и стихотворений о труде, разучивание стихотворений к утреннику.

1 ч

Беседа

34

Итоговый утренник совместно с библиотекой (с приглашением родителей) «Кем быть?»

1 ч

Беседа + практикум - игра

Пояснительная записка
В 3 классе содержание программы направлено на ознакомление школьников с профессиями, которые нас окружают. У учащихся должно сформироваться представление, что человек – неотъемлемая часть общества и потребность знать профессии, которые можно получить в учебных заведениях нашего города.

В итоге изучения курса у третьеклассников должно сложиться общее представление о том, каким должен быть человек, чтобы он мог успешно адаптироваться в современном обществе. Поэтому большое внимание уделяется личностному развитию ребёнка. Программа рассчитана на 34 часа.

Срок реализации – 1 год.

Ожидаемые результаты:

1. привитие уважительного отношения к людям труда.

2. углубление знаний о профессиях, которые нас окружают.

3. первоначальные представления о выборе профессии.

4. привлечение родителей к организации и проведению занятий кружка.

5. вырастить 1000 кустиков рассады цветов для школьного цветника.

6. оформление фотогазеты «Профессии, которые нас окружают».

7. Конкурс сочинений «Радуга профессий».


следующая страница >>