microbik.ru
1 2
Муниципальное общеобразовательное учреждение

Усольская средняя общеобразовательная школа

Мантуровского муниципального района Костромской области.

«Утверждаю»

директор школы

Хлябинов А.А.

« » ___________ 20___год
Дополнительная образовательная программа кружка

«Физика в природе»

для учащихся 7 класса

Программу разработала

Крылова Елена Николаевна,

учитель физики

МОУ Усольская СОШ

2011 год
1. Пояснительная записка

Актуальность.

Среди различных форм внеклассных занятий по физике особое место занимает физический кружок. Работая в кружке, ребята могут заниматься подготовкой докладов, проведением экспериментальных исследований, чтением литературы, изготовлением и конструированием физических приборов и игр, организацией массовых мероприятий и т.д., не отдавая предпочтения какому- либо одному виду деятельности. Это позволяет развить общий кругозор учащихся, усовершенствовать их умение работать с научно-популярной литературой, справочниками, физическим оборудованием, открывает широкие возможности для творчества.

Содержание работы физического кружка может быть различным.

Первый путь (наиболее целесообразный) для 7-х классов - занятия по программе, сопутствующей основному курсу физики. В этом случае организованные в соответствии с планом учителя кружковые занятия станут логическим продолжением уроков физики. Базируясь на приобретённых знаниях, учащиеся расширяют и углубляют их. Такие занятия легче организовать, чем какие-либо другие, поскольку учащиеся имеют уже некоторые сведения по рассматриваемым вопросам.

Второй путь-выбор для занятия кружка тех вопросов, которые интересуют ребят и ими самими подсказаны. Такой путь способствует развитию самостоятельности и самоуправления учащихся, однако при этом возникает опасность ухода от рассмотрения важных в воспитательном отношении проблем, нарушения преемственности классных и внеклассных занятий.

Обоснование актуальности разработки.

Программа «Физика в природе» согласованна по своему содержанию с учебной программой курса физики 7 класса и основана на интеграции физики, биологии и географии.

Ведущая идея программы – показать единство природных процессов, общность законов, применимых к явлениям живой и неживой природы.

Цели разработки.

  • способствовать развитию интереса к естественным наукам

  • формирование мировоззрения учащихся.

Основные задачи:
1.Расширение знаний учащихся по физике;

приобретение практических, информационных, коммуникативных умений учащихся; 2.Развитие интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения задач, выполнения опытов, подготовки творческих работ;

3.Экологическое воспитание школьников.

Ожидаемые результаты.

К концу учебного года учащийся должен:

 - уметь объяснять природные явления, рассматриваемые в курсах биологии и географии, соответствующими физическими законами и явлениями;

- пользоваться дополнительными источниками информации;

- приобретать навыки работы с приборами общего назначения: весами, барометром, термометром, ареометром, анемометром и другими;

- принимать участие в викторине, подготовить доклады и проект.

Результативность освоения учащимися данной программы осуществляется через использование разнообразных способов проверки:

* текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за практической работой учащихся;

*проведение олимпиады;

* защита проектов.

Основными критериями оценки работ учащихся являются:

Использование дополнительных источников информации, знание физических законов и явлений.

Новизна разработки.

Для решения поставленных задач используется технология личностно ориентированного обучения И.С. Якиманской (ситуация успеха, возможность выбора, атмосфера сотрудничества, рефлексия), использование межпредметных связей, ИКТ.

2. Учебно – тематический план программы

Цели и задачи образовательной программы.

Цель: развивать интерес учащихся к изучению физики, организовать досуг учащихся на внеклассной работе.

Задачи:

образовательные:

углубление и расширение знаний; знакомство с актуальными и вопросами в науке и технике; познание явление природы; понимание процессов, происходящих в природе;

умение решать задачи.

развивающие:

развивать самостоятельность, мышление, творческие способности.

воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе; воспитывать интерес к предмету; воспитывать чувство коллективизма.

Условия реализации образовательной программы.

Программа адресована учащимся 7 класса, желающим углубить знания по физике.

 Программа рассчитана на 1 год обучения – 34 часа.

Учащиеся занимаются один раз в неделю по одному часу.

Форма занятий групповая. Наполняемость группы: 4-5 человек;

Содержание изучаемого курса

тема по физике

тема занятия




1.

Организационное занятие.

Что читать по физике и биологии.

Измерение физических величин

2.

Растения «хронометры».

Цветочные часы.

Первоначальные сведения о строении вещества

3.

Роль диффузии в природе. Явления осмоса.


4.

Распространение загрязняющих веществ в водоемах.

Взаимодействие тел

5.


Использование в технике принципов движения живых существ.


6.

Практическая работа «Измерение быстроты реакции человека».

7.

Примеры различных значений величин, описывающих механические движения в живой природе.

8.

Решение задач физико-биологического содержания.

9.

Сочинение сказок «О скорости, массе и силе».

10.

Практическая работа «Определение плотности природных материалов».

11.

Определение запаса влаги на участке.

12.

Сила тяжести на других планетах.

13.

Сила тяжести и размеры млекопитающих и деревьев.

14.

Практическая работа «Измерение мышечных усилий человека с помощью силомера».

15.

Роль трения в природе.

16.

Сочинение «Мир без трения».

Давление твердых тел, жидкостей и газов

17.

Режущие и колющие приспособления, встречающиеся в живой природе.

18.

Атмосфера нашей планеты.

19.

Атмосферное давление в жизни человека.

20.

Роль атмосферного давления в природе.

21.

Атмосферное давление и погода.

22.

Атмосферное давление и медицина.

23.

Кровяное давление. Практическая работа «Определение давления крови у человека».

24.

Глубоководные животные и их приспособленность. Водные растения

25.

Подводные мастера.

26.

Физико-биологическая викторина.

Работа и энергия

27.

Рычаги в природе.

28.

Энергия рек и ветра.

29.

Познай себя «Определение моей максимальной мощности».

30.

Олимпиада.

31.

Экскурсия «Физика у водоема».

32.

Защита проектов.




33.

Защита проектов.

34.

Итоговое занятие.



Планирование дополнительной образовательной программы

№ п/п

Тема занятия

Форма проведения

Приемы и методы организации учебного процесса

Методический и дидактический

материал

Техническое оснащение

Форма

подведения

итогов

1

Организационное занятие. Знакомство с планом работы. Что читать по физике и биологии

Беседа.

Обзор периодических изданий

Анкетирование.

Выявление интересов, желаний,

возможностей.

Собеседование

План работы.

Выставка журналов и книг




Выбор старосты кружка

2

Для чего нужны часы живым организмам?

Цветочные часы.

Растения «хронометры»

Диалоговое взаимодействие

Создание проблемной ситуации, иллюстративная беседа

Гербарий, набор открыток

Песочные и маятниковые часы

Рефлексия


3

Роль диффузии в природе. Явление осмоса

Эвристическая беседа

Демонстрация явления осмоса, диффузия в жидкостях. Анализ

Учебник

«Физика 7»

Мультимедийный проектор Оборудование для демонстрации опытов


Составление схемы

4

Роль диффузии в загрязнении атмосферы и водоёмов

Чтение с пометками

Индивидуальная работа с дополнительной литературой

А.П. Рыженков «Физика, человек, окружающая среда»




Тезисы

5

Использование в технике принципов движения живых существ

Самостоятельная работа по моделированию движения

Парная и групповая работа

Кинематические схемы движения. Учебные таблицы




Просмотр схем

6

«Познай себя»

Практическая работа «Измерение быстроты реакции человека»

Парная работа. Психологический тренинг

Инструкция по выполнению работы

Линейка, секундомер

Оценка результата работы

7

Примеры различных значений величин, описывающих механическое движение в живой природе

Работа со справочниками, самостоятельное составление задач

Групповая работа по определению:

1) скорости движения крови в сосудистой системе человека

2) скорости ветра

3) скорости движения животных

Справочники по физике, рекомендации по составлению задач




Сборник задач

8

Решение задач физико-биологического

содержания

Практикум

Самостоятельное решение

Раздаточный материал




Конкурс на звание «Лучший аналитик»

9

Сочинение сказок « О скорости, массе и силе»

Творческое общение участников

Индивидуальная и групповая работы







Рейтинг сказок

10

Определение плотности природных материалов

Практическая работа

Парная работа частично-поискового характера


Инструкция по выполнению

Весы, разновесы, набор материалов

Результаты работы

11

Определение запаса влаги на выбранном участке


Практическая работа

Групповая работа

Инструкция по выполнению работы

Плотномер, рулетка

Обсуждение результатов

12

Сила тяжести на других планетах

Эвристическая беседа

Установление причинно-следственных связей. Работа со справочными таблицами. Межпредметные связи

Справочные таблицы по астрономии




Таблица результатов анализа

13

Сила тяжести и размеры млекопитающих, рост деревьев


Выдвижение гипотез

Межпредметные связи с биологией

Учебные таблицы по биологии. Слайды

Мультимедийный проектор

Общий вывод

14

«Познай себя»

Практическая работа «Измерение мышечных усилий человека»

Парная работа

Инструкция по выполнению

Силомеры

Рекомендации по выполнению комплекса утренней зарядки

15

Роль трения в природе

Доклады учащихся





Рисунки учащихся




Общий вывод

16

«Мир без трения»

Самостоятельная работа творческого характера – написание сочинения – миниатюры


Элементы занимательности, фантазии

План сочинения




Презентация сочинений

17

Режущие и колющие приспособления, встречающиеся в живой природе

Семинар

Творческое общение всех участников

Учебные таблицы по биологии

План выступления. Памятки выступающим



Общий вывод

18

Атмосфера нашей планеты. (Строение, состав, значение)

Лекция

Проблемность, наглядность, Межпредметные связи с географией

Учебные таблицы

Мультимедийные

презентации по астрономии

Запись основных положений лекции. Экологическое воспитание учащихся

19

Атмосферное давление в жизни человека. Как мы дышим? Как мы пьём? «Горная болезнь», влияние атмосферного давления на самочувствие людей


Интегрированное занятие (учитель физики и биологии)


Межпредметные связи. Демонстрация опытов

Учебные таблицы по биологии. Макет сустава

Оборудование для опытов

Рекомендации здорового образа жизни

20

Атмосферное давление в природе. Присоски, рыба прилипала

Выступления учащихся

Наглядность, интересный фактический материал

Учебные таблицы

Присоска

Выпуск бюллетеня «Удивительное рядом»

21

Атмосферное давление в медицине

Ролевая игра

Занимательность, практическая направленность, наглядность, игра

Описание опытов

Шприц, пипетка, медицинская банка

Работа с инструментами

22

Атмосферное давление и погода

Пресс-конференция (вопросы учащихся – учителю)

Межпредметные связи с географией

Учебные таблицы по географии

Барометр-анероид

Дневник наблюдений.

23

Манометры.

Кровяное давление у человека. Пульс

Практическая работа «Измерение давления у людей»

Парная работа




Тонометр, манометры

Рекомендации здорового образа жизни

24

Глубоководные животные и их приспособляемость

Подготовка проектов

Групповая работа. Межпредметные связи с биологией

Список литературы с указанием параграфа

Мультимедийный проектор




25

Водные растения

Чтение с пометками

Самостоятельная работа по получению знаний


Учебные таблицы, слайды

Мультимедийный проектор




26

Подводные мастера. Паук – «изобретатель» водолазного колокола



Защита проектов

Межпредметные связи с биологией




Мультимедийный проектор

Общий вывод

27.

Физико-биологическая викторина

Викторина










Звания: «Юный эколог»,

«Знаток природы»,

«Лучший физик»

28.

Рычаги в природе

Беседа с элементами семинара

Межпредметные связи с биологией

Вопросы к семинару. Памятки выступающим









29.

«Познай себя»

Практическая работа «Определение моей максимальной мощности»

Парная работа




Секундомер

Рекомендации здорового образа жизни

30.

Олимпиада физико-биологическая







Тексты




Итоги олимпиады

31.

Физика у водоема

Экскурсия


Межпредметные связи с биологией

План-вопросник







32.

Защита проектов










Мультимедийный проектор




33.

Защита проектов










Мультимедийный проектор




34.

Итоговое занятие

Беседа











Рефлексия



следующая страница >>