microbik.ru
1 2 ... 8 9
Образовательная программа

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №16»

г. Балаково Саратовской области


  1. Общие положения


Настоящая Образовательная программа разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании», нормативными документами по образованию, методическими рекомендациями по разработке образовательных программ образовательных учреждений, Уставом МБОУ СОШ №16.

Образовательная программа - нормативный документ МБОУ СОШ №16, определяющий совокупность взаимосвязанных основных и дополнительных образовательных программ и соответствующих им образовательных технологий.

Образовательная программа школы – локальный акт общеобразовательного учреждения - создана для реализации образовательного заказа государства, содержащегося в соответствующих документах, социального заказа родителей учащихся и самих учащихся, с учетом реальной социальной ситуации, материальных и кадровых возможностей школы.

Образовательная программа школы создана с учетом примерных рекомендаций по формированию образовательной программы общеобразовательного учреждения.

Образовательная программа является содержательной и организационной основой образовательной политики школы.

Образовательная программа школы рассчитана на 2012 -2013 учебный год.

РАЗДЕЛ 1. Характеристика социального заказа на образовательные услуги. Описание «модели» выпускника, вытекающей из социального заказа.

Учредителем МБОУ СОШ №16 города Балаково Саратовской области является администрация Балаковского муниципального района в лице Комитета образования администрации Балаковского муниципального района (председатель Расторгуева И.В.).

Организационно-правовая форма – муниципальное бюджетное учреждение.

Учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельную смету, обладает обособленным имуществом и отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, имеет лицевой и расчетный счета в органах казначейства, печать установленного образца, штампы и бланки со своим наименованием.

Школа №16 – действующий культурный центр 5 микрорайона. Рядом располагаются администрация БМР, Совет депутатов г. Балаково, детская поликлиника № 2, поликлиника № 5, Сбербанк России, спортивный комплекс «Форум», кинотеатр «Мир», станция юных техников. Большинство родителей учащихся работает на ОАО «Балаковорезинотехника». Удобное транспортное сообщение: автобусы №5, 6, 9, 10, 10А, 20, 22, троллейбусы №5, 5А, 6.

В школе проводятся встречи с избирателями, ветеранами Великой Отечественной и локальных войн, встречи с интересными людьми (поэтами, художниками), учащиеся школы проводят концерты для жителей микрорайона. В летний период организована вечерняя занятость на спортивной площадке школы с 18.00.ч. до 21.00.ч. Школа всегда откликается на все новое, интересное. Системно ведется работа по созданию организационных, учебно-методических условий обеспечения учебно-воспитательного процесса.

МБОУ СОШ №16 города Балаково Саратовской области – победитель конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы (2007г.), ресурсный центр (2008г.), одна из ведущих школ в городе, открыта в 1975 году, расположена по адресу ул. Трнавская 16А. Победа школы в приоритетном национальном проекте «Образование» свидетельствует о том, что работа педколлектива по созданию условий для повышения качества обучения и воспитания, направленная на формирование грамотной, творческой личности, владеющей основными ключевыми компетентностями, ведётся эффективно, результативно. С открытием в соседних микрорайонах гимназии №2, лицея №1 в школе наблюдался небольшой отток способных детей в эти образовательные учреждения. Анализ причин выбытия учащихся, а также анкетирование родителей и учеников выявил необходимость открытия на базе школы классов оборонно-спортивного профиля (с 2004 года), социально-экономического профиля, химико-биологического, информационно-технологического, с целью выполнения социального заказа. В 9, 10 классах в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения ведутся элективные курсы, выбираемые по желанию учащихся и родителей, которые способствуют расширению кругозора учащихся, углублению знаний по предметам и подготовке учащихся к поступлению в средние и высшие заведения.

Родители хотят видеть в детях самостоятельно работающую личность, обладающую прочными знаниями; всесторонне развитую личность с хорошей эрудицией и вкусом, трудолюбивую и целеустремленную, готовую к продолжению образования после школы, профессионально направленную личность с развитыми творческими способностями, стремящуюся к постоянному успеху; физически развитую личность, обладающую потребностью вести здоровый образ жизни, а также умеющую адаптироваться в современном обществе.

С целью составления характеристики социального заказа на образовательные услуги была проведен анализ:

  • социального заказа государства на основании изучения различных документов, определяющих государственную политику в области образования;

  • ожиданий родителей на основании изучения результатов анкетирования, бесед;

  • профессионально-педагогических потребностей учителей на основании изучения результатов опросов, бесед, анкетирования;

  • потребностей учащихся на основании изучения результатов анкетирования, устных опросов, бесед.

45% родителей считают, что основной задачей школы является обучение детей, их подготовка к продолжению образования в средних и высших учебных заведениях.

24% родителей считают, что основной задачей школы является обучение и здоровьесбережение в равной мере.

31% родителей считают, что основной задачей школы является обучение и воспитание в равной мере.

Педагоги ожидают создания в школе комфортных психолого-педагогических и материальных условий для осуществления профессиональной деятельности; улучшения материально-технического обеспечения образовательного процесса; создания условий для творческой самореализации в профессиональной деятельности.

Учащиеся хотят, чтобы в школе была возможность получить качественное среднее образование, имелись комфортные условия для успешной учебной деятельности, общения, самореализации, было интересно учиться.

Предполагаемый результат реализации образовательной программы МБОУ СОШ №16 представлен в виде «модели» выпускника

Модель выпускника основной школы

1. Умеет общаться, самовыражаться, совершать поступки и осознавать их  последствия, пробовать себя не только в учебной, но и в других видах деятельности.

  1. Организация учебного труда:

- умеет составить и работать по индивидуальному плану обучения с учетом рекомендаций педагогов и консультантов;

- определяет и анализирует средства выполнения индивидуального плана;

- осуществляет самоконтроль и дает самооценку своей учебной деятельности по индивидуальному плану обучения;

3. Работа с книгой и другими источниками информации:

- владеет техникой выразительного чтения

- при работе с текстом умеет самостоятельно изучить тему, при этом владеет умениями:

-устанавливать межпредметные связи из различных источников;

-пользоваться сформированным приемом выделения главного;

- передавать содержание учебного материала в графической форме и других формах свертывания информации;

- самостоятельно составлять логические схемы типовых ответов;

- использовать знания в нестандартных ситуациях;

- обобщать, систематизировать материал в пределах учебной темы;

- при прослушивании различных текстов умеет:

- соединять восприятие содержания текста с записями основных положений в виде плана, тезисов, конспекта;

- воспроизводить основные мысли прослушанного в виде рецензии;

- аналитически воспринимать содержание и литературную форму своей речи;

- использовать в своей речи содержание радио-, телепередач, магнито- и видеозаписи.

Библиотечно – библиографические умения и навыки:

- В работе с критической литературой умеет находить ее каталогах и карточках, использовать списки литературы внутри книги;

- владеет техникой работы с периодическими изданиями;

- владеет навыками работы с электронными каталогами;

- владеет методами и формами рекламы литературных произведений.

3. Культура устной и письменной речи:

- в технике устной речи:

- ведет диалог в целях получения, уточнения, систематизации информации;

- самостоятельно конструирует и проводит урок, излагая материал из нескольких источников с привлечением экранно-звуковых средств;

- различать и обоснованно выбирать тип ответа.

В технике письменной речи умеет использовать основные виды письменных работ. Темп – 100 знаков.

- Уважительно относится к старшим.

- Умеет понимать других людей и готов помочь любому человеку.

- Умеет устанавливать контакт с другими людьми.

- Умеет быть культурным и нести культуру людям.

- Умеет отвечать за свои поступки.

- Соблюдает нормы и правила человеческого сосуществования.

- Умеет сохранять чувство собственного достоинства в любой ситуации.

- Умеет отстаивать свои убеждения.

- Совершенствует свою физическую подготовку и ведет здоровый образ жизни.

С 2004 года в школе открыт класс оборонно-спортивного профиля. Обучение и воспитание учащихся в кадетском классе дает возможность в какой-то мере решить острейшие проблемы, захлестнувшие общество: преступность, подростковый алкоголизм, наркомания, агрессия. Обучение в кадетском классе открывает большие возможности в личностной самореализации учащихся. Необходимость открытия кадетского класса обусловлена также актуальной в последнее время идеей возвращения гражданственности. Воспитательная работа в кадетском классе направлена на воспитание гражданина, воспитание творческой, социально-адаптированной личности через формирование навыков самоорганизации, самореализации, саморазвития, в ходе организации различных форм жизнедеятельности класса. Кадетский класс реализует общеобразовательную программу среднего (полного) общего образования и дополнительные программы, направленные на расширение знаний по истории, культуре, и на подготовку выпускников к службе в Российской Армии.

Модель выпускника средней (полной) школы.

1. Осознанно выбирает свое будущее, связывая его с будущим страны.

2. Организация учебного труда:

- умеет оценивать самокритично результаты по индивидуальному плану обучения и представить их педагогам школы;

- умеет организовать научно-практическую конференцию, олимпиаду, панораму научных идей с учащимися младших классов.

3. Работа с книгой и другими источниками информации.

- В процессе чтения владеет системой сформированных навыков чтения; самостоятельно определяет цель чтения, выбирает вид чтения и его темп, формы извлечения и систематизации в зависимости от поставленной цели, характера учебной ситуации. Темп чтения – не менее 150-200 слов в минуту.

- Владеет умениями и навыками самостоятельной работы с текстами школьной программы:

- определяет основное содержание при выполнении индивидуального плана обучения;

- анализирует материал;

- выявляет аналогии;

- фиксирует основное содержание в записях;

- владеет приемами систематизации учебного материала внутри предмета;

- творчески применяет знания в измененных условиях;

- владеет навыками аналитического подхода к текстам, воспринимаемым на слух; использует различные формы записи в процессе прослушивания текстов;

- Библиотечно – библиографические умения и навыки применяет при систематической работе с различной литературе и в библиотеке над индивидуальным планом обучения;

- в короткий срок подбирает необходимую литературу;

- использует рациональные способы ознакомления с нею;

- систематизирует информацию;

- свободно работает с любым видом каталогов, включая и электронный;

- конструирует и проводит библиотечные уроки, выставки, литературные вечера;

  1. Культура устной и письменной речи:

3.1.в технике устной речи умеет:

- аргументировать свои высказывания;

- свободно владеет основными типами ответов;

- рецензировать учебный материал, ответ ученика, придавая анализу целостную законченную форму;

- в технике письменной речи владеет научным изложением текстового материала по какой-либо проблеме.

  • Темп письма – 120 знаков в минуту Уважительно относится к старшим.

  • Умеет понимать других людей и готов помочь любому человеку.

  • Умеет устанавливать контакт с другими людьми.

  • Умеет быть культурным и нести культуру людям.

  • Умеет отвечать за свои поступки.

  • Соблюдает нормы и правила человеческого сосуществования.

  • Умеет сохранять чувство собственного достоинства в любой ситуации.

  • Умеет отстаивать свои убеждения.

  • Совершенствует свою физическую подготовку и ведет здоровый образ жизни.


Модель выпускника оборонно-спортивного профиля

Выбирая профиль обучения, получив возможность освоить  программы  профессиональной подготовки, находят себя в сфере будущей профессиональной деятельности.

    • Знает свои «корни» и традиции страны, родного края.

- Свято относится к принятой торжественной присяге на верность Отечеству.

    • Вырабатывает в себе высокие морально-психологические качества: любовь к  Родине, дисциплинированность,  организованность,исполнительность, правдивость, решительность, честность.

- Умеет организовать свой учебный труд.

  • Сознательно относится к изучению дисциплин по профилю кадетского класса.

- Уважительно относится к старшим.

- Умеет понимать других людей и готов помочь любому человеку.

- Умеет устанавливать контакт с другими людьми.

- Умеет быть культурным и нести культуру людям.

- Умеет отвечать за свои поступки.

- Соблюдает нормы и правила человеческого сосуществования.

- Умеет сохранять чувство собственного достоинства в любой ситуации.

- Умеет отстаивать свои убеждения.

- Совершенствует свою физическую подготовку и ведет здоровый образ жизни.
Модель педагога МОУ «Средняя школа №16»

- Четко представляет себе цели и задачи, стоящие перед современной школой (формирование базовых компетентностей учащихся, обеспечение доступности, эффективности, качества образования, индивидуализация, ориентация на практические навыки и фундаментальные умения обучающихся).

- Знает в совершенстве свой предмет, умеет целенаправленно строить образовательный процесс, стимулирующий самостоятельную работу ученика.

- Умеет максимально индивидуализировать учебную траекторию и нагрузку учащихся.

- Использует различные возможности для роста профессионализма (самообразование, курсы повышения квалификации, работа в творческих группах).

- Участвует в реализации Программы развития, образовательной программы, плана школы.

- Знает модель выпускника МОУ «Средняя школа №16».

- В системе развивает профессиональную компетентность (аттестация, участие в конференциях, конкурсах, фестивалях методического мастерства, проектах и т.д.).

- Владеет информационными и компьютерными технологиями.

- Использует в работе возможности методического кабинета, библиотеки, сети Интернет.

- Знает основы и принципы диагностики, планирования, прогнозирования, анализа работы, намечает программу индивидуального развития.

- Применяет элементы современных образовательных технологий (личностно ориентированная, развивающая, проектная, здоровьесберегающая и т.д.).

- Владеет инновационными формами и технологиями организации образовательного процесса.

- Владеет корпоративной культурой, присущей системе образования.

- Знает основы психологии здоровья (имеет элементарные психологические знания, коммуникативные способности и навыки саморегуляции).

- Оформляет индивидуальные достижения в Портфолио.

- Участвует в реализации модели воспитательной системы школы.

- Налаживает контакт с семьей, включает родителей в деятельность, направленную на создание условий, способствующих развитию и успешному обучению их детей.

- Строит отношения с детьми на основе доверия, уважения, толерантности, эмпатии, взаимопонимания.

- Создает благоприятный морально-психологический климат для каждого ребенка в классе.


следующая страница >>