microbik.ru
1 2 3 4
Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Абазинский Центр детского творчества»

Рекомендовано Утверждаю:

для утверждения директор МОУ ДОД «АЦДТ»

методическим советом. _______ Н.В.Толстихина

Протокол от _____200__г. №___

«__»________ 200__ г.

Приказ от _____200__г. №__
Образовательная программа

экологического лектория

«Родная Земля»

Эколого-биологической направленности

для детей младшего школьного возраста

Срок реализации: 1 год.


Составители: Дубро Татьяна

Викентьева, педагог дополнительного образования.

Лосякова Ольга Владимировна, учитель биологии, географии «АСОШ № 49»

Абаза, 2011

Пояснительная записка.
«Любовь к природе, впрочем, как и всякая

человеческая любовь, несомненно

закладывается у нас с детства.»

И. Соколов-Микитов.

В настоящее время экологические проблемы являются весьма актуальными. Человечество, двигаясь по пути научно-технического прогресса, мало заботилось об охране окружающей среды, относясь к природе потребительски. В результате уже сейчас от нерационального использования скудеют природные ресурсы, ощущается нехватка чистого воздуха и воды. Всё это негативно сказывается и на здоровье человека. Часто можно услышать, что причиной ухудшающегося самочувствия человека является «плохая экология». Но экология - это наука, она не может быть «плохой» или «хорошей». А вот состояние окружающего мира не может не вызывать тревоги. Экологические проблемы не знают государственных границ и природных рубежей – они глобальны. Однако в настоящее время уже очевидно, что формирование экологической культуры человека следует начинать не в космических масштабах, а … здесь, во дворе своего дома, на своей улице, в своей школе, в сквере или парке. Только осознав свои личные возможности, научившись решать ближайшие экологические проблемы, человек сумеет задуматься о судьбе мироздания в целом.

Будет ли этот мир прекрасен и в будущем, зависит от того, воспитаем ли мы в детях экологическое мировоззрение. Для формирования экологической культуры подрастающего поколения необходимо сочетание двух взаимосвязанных процессов – экологического образования и экологического воспитания. Поэтому в настоящее время наиболее востребованными являются образовательные программы, сочетающие развитие интеллектуальной сферы личности ребёнка с целенаправленным воздействием на его эмоционально-чувственную сферу.

Программа экологического лектория «Родная Земля» является авторской программой эколого-биологической направленности. Она разработана с учетом практических наработок и методических рекомендаций для дополнительного образования, а также на основе факультативного курса «Экология для младших школьников» Плешакова А.А. По уровню образования программа соответствует начальному общему образованию. Программа разработана как дополнение к курсу «Окружающий мир» образовательной системы «Школа 2100» (автор Вахрушев А.А.) или к курсу «Мир вокруг нас» (автор Плешаков А.А.) в начальной школе. В школьном курсе дети знакомятся с основными экологическими понятиями, экологическими проблемами и путями их решения, но сведения по вопросам экологии носят общий характер.

3
Отличие данной программы от существующих курсов, ее новизна заключаются в том, что она призвана способствовать расширению экологических представлений, их конкретизации, углублению теоретических знаний детей, обеспечивает более широкую и разнообразную, чем это возможно в рамках основного курса, практическую деятельность по изучению и охране окружающей среды. Занятия первого года обучения посвящены изучению природы родного края и способов ее охраны, они тесно связаны с краеведением и знакомят детей с национальными экологическими традициями коренного населения. Походы и экскурсии - неотъемлемая часть формирования экологической культуры детей. Они способствуют: выработке экологического поведения в природе, укреплению здоровья детей, расширению знаний о природе родного края, воспитанию бережного отношения к природе и личной ответственности за ее состояние.

Особенностью второго года обучения является то, что учебный процесс осуществляется как заочное путешествие во времени и пространстве по планете Земля, и здесь прослеживается тесная связь с такими дисциплинами как география и биология.

Для того чтобы формирование экологической культуры было эффективным, оно должно носить непрерывный и системный характер. Обучение по программе педагогически целесообраз­но, так как оно является логическим продолжением и связующим звеном между экологическим образованием в детских садах и занятиями подростков средних и старших классов в кружках эколого-биологического направления.

Цель данной программы: формирование у детей младшего школьного возраста экологического мировоззрения и вовлечение детей в посильную природоохранную деятельность.

Программа призвана решать следующие задачи

Обучающие:

  • Способствовать углублению и расширению знаний детей о природе и взаимосвязей в ней как родного края, так и различных природных зон планеты.

  • Знакомить детей с основными проблемами охраны природы и способами их решения.

Развивающие:

  • Развивать и закрепить у детей интерес к охране окружающего мира.

  • Развивать различные природоохранные умения и навыки

Воспитательные:

  • Способствовать воспитанию бережного отношения ко всему живому и личной ответственности за «здоровье» окружающей среды.

Обучение по программе основывается на следующих педагогических принципах:

4

  • личностно-ориентированного подхода (в центре внимания находится личность ребёнка)

  • непрерывности образования

  • систематичности, последовательности и наглядности обучения

  • сотрудничества и ответственности

  • свободы выбора решений воспитанниками и самостоятельности в их реализации

  • учета региональных особенностей культуры

Возраст детей, сроки реализации программы, структура курса.

«Экологический лекторий» предназначается для учащихся 3-4 классов начальной школы (возраст детей 9-10 лет) и рассчитан на 2 года обучения по 34 занятия в год (1 час в неделю). Выбор методов обучения определяется с учетом возможностей и уровня подготовки детей, их возрастных и психофизиологических особенностей. (Приложение 1)

Учебно-методические особенности построения курса и его содержания.

Курс сочетает традиционные и новые мето­ды обу­чения, которые направлены на активизацию познавательной деятельности, при которой учебный материал становится предметом активных мыслительных операций и практических действий (проблемное обучение, исследование, проектирование, интерактивные методы, творческое задание). Такое сочетание методов расширяет кругозор, развивает творческое критическое и ассоциативное мышление и, воздействуя на эмоциональную и чувственную сферы личности ребёнка, способствует формированию экологического сознания.

В программе используются следующие методы:

- словесные: объяснение, рассказ, чтение, беседа, консультация.

- метод наблюдения: запись наблюдений, зарисовка, проведение замеров, фотосъемка.

- методы проблемного обучения: постановка проблемных вопросов, поиск и отбор аргументов, фактов и доказательств, самостоятельный поиск ответа на поставленную проблему.

- исследовательские: проведение эксперимента, постановка опыта.

- игровые: игры развивающие, познавательные, индивидуальные и коллективные, подвижные, народные, ролевая игра, игра-исследование, игра-путешествие, игра-конкурс.

- наглядные: демонстрационные опыты, видеоматериалы, таблицы, плакаты, фотографии, картины, рисунки.

- методы мотивации и стимулирования: метод эмоционального стимулирования, поощрение и порицание, дискуссии, творческие задания.


5

Программа предусматривает использование разнообразных форм работы: обзорная лекция, беседа, викторина, конкурс, экскурсия, поход, просмотр учебных фильмов, познавательные и развивающие игры, встреча с сотрудниками заповедника, тематический праздник, подготовка и показ экологического спектакля, практическая природоохранная деятельность и др.

Форма организации занятий может быть фронтальной, индивидуальной или групповой. При фронтальной форме подача учебного материала осуществляется для всего коллектива, индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу детей, групповая форма способствует более быстрому и правильному выполнению задания и развивает чувство коллективизма.

Характеристика используемых педагогических технологий

Название технологии

Цель:

Сущность

Механизм реализации

Технология проектного обучения

по В.П. Беспалько,

П.П. Блонского,

П.Ф.Каптерева

Самостоятельное постижение школьниками различных проблем с разработкой развернутого их решения - в виде проекта.

Можно выразить тезисно: «все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где я могу это содержание применить»

Выполнение проектов в виде самостоятельных заданий исследовательского, практического характера под руководством педагога на основе собственного выбора учащегося.

Игровая технология (Шмаков С.А.)

Развитие посредством игры потребности в усвоении нового материала; формировании познавательного интереса; потребности в общении.


Заключается в организации ситуаций и деятельности, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Через активные методы обучения – т.е. подвижные, ролевые и имитационные игры, позволяющие детей погрузить в активное обучение. Через моделирование жизненных и учебных проблемных ситуаций.

Здоровьесберегающая технология профессора Л.И.Амбросимовой

Сохранение физического, психического, нравственного здоровья. формирование ЗОЖ.

Система упражнений для коррекции зрения, разгрузки позвоночника, упорядочения дыхания, снятия психологического напряжения.

Элементы технологии включены в структуру учебных занятий (пятиминутки разгрузки, снятия напряжения)

Технология проблемного обучения по Т.В.Кудрявцеву

Активное взаимодействие обучающихся с проблемно представленным содержанием.

Обучение направлено на самостоятельный поиск обучающимися новых понятий, способов решения, способов действия в определенных проблемных ситуациях.

Через постановку наводящих вопросов, проблемных ситуаций, формулировку задач, противоречивых данных и т.д., требующих решения.


следующая страница >>