microbik.ru
  1 2
Часть студентов на занятии объединятся в группы, каждая группа получает задание на определенное ограниченное время. По истечении этого времени группа отчитывается о своей работе в той или иной форме (например, отчет группы преподавателю, заранее назначенному студенту-контролеру, другой группе; каждый участник группы может отчитываться своему контролеру). Наиболее эффективным вариантом является «публичная защита»: один представитель группы, назначенный преподавателем или выбранный группой, выходит к доске, рассказывает присутствующим (той его части, что не занята в других группах) о задаче и в том, как группа ее решала. Он отвечает на вопросы. Обсуждаются другие возможные подходы или упущенные решения.

Другой вариант. Одну и ту же задачу (проблему) решают в разных концах аудитории две-четыре группы (конкурентные группы). При защите одной группы другие становится оппонирующими. Можно предложить несколько задач (проблем). Группы по истечении времени могут поменяться задачами (проблемами), а затем, по истечении и этого времени, обсудить все задачи (проблемы).


  1. Занятие-консультация

За основу можно взять технику «Тридцать вопросов учителю», идея которой принадлежит В.М. Лизинскому, а технологическая доводка, практическая проверка и вариативная проработка способов применения – В.В. Гузееву.

Группа делится на подгруппы по пять-шесть человек. Этим подгруппам предлагается за десять минут составить и записать по тридцать вопросов преподавателю, относящихся к теме семинарского занятия. Времени дается мало, что является важным моментом. Работа в цейтноте заставляет подгруппы работать очень интенсивно: в этом случае вопросы, составленные подгруппой, отражают реальное актуальное состояние знаний по изученной теме. Вопросы должны быть записаны на отдельном листе, так как потом эти листы будут собраны преподавателем. Они могут послужить дополнительным средством диагностики текущего состояния знаний студентов.

После того, как выделенное время пройдет, в каждой подгруппе выбирается спикер, который и будет говорить от имени команды. Первая подгруппа задает свой первый вопрос. Преподаватель просит вторую подгруппу дать ответ. Спикер второй подгруппы отвечает, при необходимости члены подгруппы могут ему помочь. В случае необходимости, право ответить на вопрос или дополнить представляется представителям других подгрупп. В заключение обсуждения вопроса преподаватель говорит: «От себя добавлю (замечу) ...» и дает консультацию по затронутому вопросу, расширяя его, выстраивая систему. Затем остальным подгруппам предлагается зачеркнуть в своих списках номер вопроса, который обсуждался, если такой вопрос в этих списках был. Далее спикер второй подгруппы задает первый незачеркнутый вопрос своего списка. Отвечает спикер третьей подгруппы. Преподаватель «добавляет от себя». Вопрос вычеркивается из всех списков. И так далее.


  1. Занятие с использованием техники «Мозаика проблем»

Техника «Мозаика проблем» используется, как правило, с целью активного обобщения материала. Также, ее применяют на первых этапах исследования проблемы.

В свободной форме участники занятия выделяют различные аспекты общей темы (проблемы), различные проблемные или исследовательские стороны, чтобы затем наполнить их содержанием.

Алгоритм:

- преподаватель говорит о том, что настало время свести различные стороны проблематики воедино, чтобы продвинуться дальше в изучении темы (в разрешении проблемы);

- студенты, совместно с преподавателем, выделяют несколько аспектов, которые фиксируются на листе ватмана (графически представляется мозаика из различных аспектов проблемы);

- эти аспекты «вырезаются» и раздаются по подгруппам;

- подгруппа раскрывает данный аспект, фиксируя результаты обсуждения;

- подгруппы характеризуют свой аспект, стремясь связать его с характеристикой уже озвученных аспектов.
5. Занятие с использованием техники «Идеал» (Дж. Брэмсфорд)

Техника применима для работы с текстами и анализа ситуаций.

Алгоритм:

- идентификация проблемы (определяется в самом общем виде);

- формулировка проблемы в виде вопроса. Он должен быть предельно точным, конкретным, начинаться со слова «Как...», в нем должны отсутствовать отрицания (частица «не», например);

- генерирование как можно большего числа вариантов решения проблемы. Осуществляется посредством «мозговой атаки». Любая критика запрещена. Важно количество: чем больше решений, тем лучше;

- выбор оптимального варианта/ов. Студенты, «взвесив» все «за» и «против», выбирают лучший (-ие) вариант (-ты) решения проблемы;

- анализ действий, предпринятых для решения проблемы, логические выводы. Студенты анализируют проделанную ими работу.
6. Занятие с использованием техники «Перекрестная дискуссия» (Д. Олверманн)

Техника дает возможность работать с текстом (обсуждаемым материалом) в целом – на уровне его идеи и проблематики. Само слово «перекрестная» предполагает столкновение противоположных точек зрения. Дискуссия уместна, если по обсуждаемому вопросу возможно возникновение противоположных суждений, например: «хорошо – плохо», «будет – не будет», «возможно – невозможно». Перекрестная дискуссия помогает, с одной стороны, избежать однозначного толкования событий, поступков и характеров героев, а с другой – помогает студентам научиться уважать чужое мнение.

Алгоритм:

- студенты разбиваются на пары и заполняют таблицу («Запишите свои аргументы и попробуйте предугадать аргументы оппонентов»)


Аргументы «за»

Вопросы

для дискуссии

Аргументы «против»




Согласны ли вы, что ..?





- аргументы последовательно озвучиваются (не повторять уже высказанные аргументы);

- в процессе перекрестной дискуссии каждый из ее участников должен прийти к какому-либо выводу. Поэтому после полемики предусматривается индивидуальная работа, чтобы участники дискуссии могли еще раз тщательно просмотреть и оценить аргументы и контрагрументы и дать свой, личный ответ на основной вопрос дискуссии.
7. Занятие с использованием технологии проблемного обучения

Проблемы обычно решаются в подгруппах из 4-6 человек. Деятельность групп по решению проблем охватывает этапы:

- выяснение содержания/значения понятий и терминов;

- определение проблемы;

- анализ проблемы и ее последствий (определение составных элементов или задач);

- ранжирование по важности выделенных элементов/задач и установление связи между ними;

- формулирование задачи;

- поиск дополнительной информации;

- отчет перед группой с описанием выбранного метода решения и его обоснование.

8. Занятие с использованием техники «Фишбон»

На верхних «костях рыбы» студенты формулируют и записывают проблему. На «нижних костях» скелета рыбы – фиксируют факты, подтверждающие существование этой проблемы. Каждая группа презентует другим группам результаты своей работы, которые выносятся на общую схему.


Проблема




Подроблема

Подроблема

Вывод:



Вывод




Факты, подтверждающие ее существование

Факты, подтверждающие ее существование

Завершив работу по оформлению и презентации поля проблем – «Фишбон», студенты или выделенная группа аналитиков делают вывод о путях преодоления данных проблем.
9. Занятие с использованием техники «Карусель»

Студенты образуют два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо – это сидящие неподвижно студенты, а внешнее – студенты, которые через определенные промежутки времени меняются. Представители внешнего круга успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника.

10. Занятие с использованием техники «Аквариум»

Несколько студентов разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют.


11. Занятие с использованием техники «Броуновское движение»

Предполагает движение студентов по аудитории с целью сбора информации у однокурсников по предложенной теме.
12. Занятие с использованием техники «Дерево решений»

Группа делится на 3 или 4 подгруппы с одинаковым количеством студентов. Каждая подгруппа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом подгруппы меняются местами и дописывают на «деревьях» других подгрупп свои идеи.
13. Занятие с использованием техники «Займи позицию»

Зачитывается какое-нибудь утверждение, студенты должны подойти к плакату со словом «ДА» или «НЕТ». В образовавшихся подгруппах обсуждается общая позиция, готовится ее объяснение, аргументация. После предъявления позиции, подгруппа готовится доказывать ее состоятельность.
14. Занятие с использованием техники «Мозговой штурм»

Мозговой штурм» – это метод активизации коллективной деятельности. Решением задачи управляет руководитель. Он ставит условия задачи перед «штурмом». Группа «генераторов идей» за 20-30 минут выдвигают максимальное количество гипотез, любые фантастические, шутливые, дополняя друг друга. Идеи записываются. Группа экспертов оценивает гипотезы. Для активизации «штурма» используют приемы: инверсия (сделай наоборот), аналогия, эмпатия (выясни свои чувства), фантазия. Гипотезы оцениваются по 10-бальной системе. Выбирается и далее исследуется наиболее удачная гипотеза.

Разновидности.

Письменный «мозговой штурм» состоит в том, что задача формулируется письменно. Отсутствие влияния участников друг на друга благоприятно сказывается на всех этапах «мозгового штурма». Организационно проходит аналогично описанному выше.

Индивидуальный «мозговой штурм» представляет собой процесс генерирования и оценки гипотез одним лицом. Генерирование идей происходит в течение 10-15 мин с их записью, а оценка через 3-5 дней. Допускается оценка гипотез одним лицом.

Обратный «мозговой штурм» основан на максимальной критике для раскрытия противоречий, недостатков высказанной гипотезы.

15. Занятие с использованием техники «Круглый стол»

Цель – обеспечить свободное, нерегламентированное обсуждение поставленных вопросов.

Вариант 1. Краткое слово ведущего; выслушивание кратких сообщений участников «КС»; постановка перед участниками вопросов, поступивших из аудитории; развертывание дискуссии; выработка согласованных позиций по предмету обсуждения.

Вариант 2. Блиц-опрос присутствующих в аудитории с целью согласования тематики и порядка работы; уточнение порядка и характера работы; ответы по существу поставленных вопросов; заслушивание мнений выступающих из аудитории; нахождение истины в ходе дискуссионного обсуждения.
16. Занятие с использованием техники «Дебаты»

Группа разбивается на 3 подгруппы: две подгруппы с четко обозначенной позицией по обсуждаемой проблеме (утверждающие (У) и отрицающие (О)) и аудитория.


Подгруппа/участник

Действие

У1 (первый спикер утверждающей подгруппы)

Введение в проблему; определение основных терминов; представление основных утверждающих аргументов

О1 (первый спикер отрицающей подгруппы)

Введение в проблему; опровержение аргументов утверждающей подгруппы; представление основных отрицающих аргументов

У2 (второй спикер утверждающей подгруппы)

Опровержение аргументов отрицающей стороны;
усиление утверждающих аргументов путем приведения конкретных примеров, фактов, статистики; представление дополнительных (менее значительных) утверждающих аргументов

О2 (второй спикер отрицающей подгруппы)

Опровержение аргументов утверждающей стороны;
усиление отрицающих аргументов путем приведения конкретных примеров, фактов, статистики; представление дополнительных (менее значительных) отрицающих аргументов

Все участники

Вопросы представителям подгрупп (отвечают только У1, У2, О1, О2)

У1

Окончательное суммирование позиции утверждающей стороны; приведение новых аргументов не допускается

О1

Окончательное суммирование позиции отрицающей стороны; приведение новых аргументов не допускается




<< предыдущая страница