microbik.ru
1 2 3 4
Муниципальное образовательное учреждение

Песчановская общеобразовательная школа

Обучение говорению и чтению на немецком языке

младшего подросткового возраста в рамках

личностно ориентированного подхода.

Учитель немецкого языка

Кутепова Юлия Сергеевна

С. Песчаное

2012 год

Содержание

  1. Введение………………………………………………………………..............3

  2. Основная часть…………………………………………………………......... 5

    1. Цели и содержание личностно ориентированного подхода как образовательной технологии…….......... .5

    2. Младший подростковый возраст.

Психологические особенности………………………………..9

  1. Развитие психических аспектов личности учащихся на уроках немецкого языка…………………………………………………..11

  2. Обучение видам речевой деятельности………………………...16

    1. Обучение говорению………………………………………………...16

    2. Обучение чтению …………………………………………………….. 22

4.3. Психологические аспекты обучения чтению……………….22

4.4.Педагогические аспекты обучения чтению……………......25

4.5.Предтекстовые упражнения в процессе

обучения чтению ………………………………………………………....27

  1. Практическая часть…………………………………………………………….29

5.1. Используемые приемы и упражнения в

обучении говорению на немецком языке………………….29

5.2. Используемые приемы и упражнения в

обучении чтению на немецком языке…………………………34

  1. Заключение………………………………………………………………………..38

  2. Используемая литература………………………………………………….40

  3. Приложение………………………………………………………………………..42

1. Введение

Уважаемые учителя, участники конкурса и жури, я хотела бы представить вашему вниманию тему над которой я работаю 2 года «Обучение говорению и чтению на немецком языке младшего подросткового возраста в рамках личностно - ориентированного подхода»

Зачастую владение компьютером, просмотр телевизионных программ не требует работы мысли, что не затрагивает нравственной сущности личности. Очень часто из-за слишком быстрого современного ритма жизни, у взрослого нет времени на ребенка. А эта технология «Личностно ориентированного подхода» актуальна и своевременна. Она основывается на признании уникальности каждого ребенка, направлена на ученика, как на личность, индивидуальность.

Концепция модернизации российского образования, определяющая цели общего образования на современном этапе на период до 2010 года, подчеркивает необходимость ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие личности, его познавательных и созидательных способностей. Структура целей изучения немецкого языка построена с учетом необходимости всестороннего развития личности обучающегося и включает освоение знаний, овладение умениями, воспитание, развитие и практическое применение приобретенных знаний и умений.

Федеральным компонентом государственного стандарта по иностранным языкам определяется, что «изучение иностранных языков направленно на достижение следующих целей: формирование умений общаться на ИЯ с учетом речевых возможностей и потребностей; развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения, мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком: обеспечение коммуникативно-психологической адаптации к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения»

Учителей не надо убеждать, что каждый учащийся является личностью и обладает неповторимыми индивидуально-психологическими особенностями и своей историей психического развития. Понятия «индивидуализация» обучения и «дифференциация» обучения завоевали прочные позиции в педагогических теориях. Однако индивидуальный подход к личности учащихся как стратегия обучения не отражен в учебных программах, и не обеспечен содержанием учебников. Между тем учитель не может игнорировать индивидуальные различия школьников и вынужден сам индивидуализировать процесс обучения.

При разработке данной темы я опиралась на дидактов И.А.Якиманской и И.В.Конаржевского, психолога В.В.Белоусовой и методистов С.А.Мухиной и А.А.Соловьевой.

Личностно ориентированный урок, на мой взгляд, есть не только динамичная и вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия учителя и учащихся, но и развивающаяся система, связанная с окружающей средой в первую очередь информационными каналами. Внешние влияния и внутренние противоречия способствуют развитию урока. Важным в личностно ориентированном подходе к образованию являются социальные формы взаимодействия всех участников образовательного процесса: учеников, учителей, родителей.

Следует различать знания и информацию. Научная информация дается через содержание учебного материала. При усвоении информации ученик «пропускает» ее через свой опыт и превращает в индивидуальное знание. Иного пути формирования знания просто нет. Кроме того, учитель, сообщая научную информацию, выражает свое отношение к ее содержанию, использует собственный субъектный опыт.

2. Основная часть

2.1. Цели и содержание личностно ориентированного подхода

как образовательной технологии

Являясь формой реализации образовательного процесса, личностно ориентированный урок состоит из известных компонентов традиционного урока, но функции их и реализация существенно изменяются. Это такие компоненты, как цель, содержание учебного материала, формы организации учебно-познавательной деятельности, методы обучения и реальный результат. Рассмотрим подробнее компоненты урока.

Цель – запрограммированный результат, который человек должен получить в процессе осуществления той или иной деятельности. Цель должна быть диагностичной и достигаемой. Цели могут быть представлены двумя видами: цели деятельности учителя и цели деятельности учащихся.

Цели деятельности учителя направлены прежде всего на развитие ученика и включают:

- развитие позитивных индивидуальных свойств ученика – способностей, интересов, склонностей;

- развитие у учащихся интеллектуальной, исследовательской, информационной, коммуникативной;

- развитие личностно-смыслового отношения учащихся к изучаемому предмету;

- развитие ценностного отношения учащихся к окружающей действительности.

Обучающие цели, используемые в основном сегодня учителями в формулировке «формирования», не отражают по сути процесс взаимодействия учителя и учащихся на уроках.

Содержание – основа, стержневая линия личностно ориентированного урока, раскрывающая значимость изучаемого материала. Включает не только теоретические сведения, но и задачи, упражнения, вопросы учителя, отражающие последовательность интеллектуальных действий ученика. В процессе усвоения материала воспроизводятся основные функции личности: свобода выбора, сознательное рефлексивное отношение к предмету своей деятельности, целеполагание.

В рамках личностно ориентированного урока содержание обучения ориентируется на различные типы и уровни усвоения. Допустимы различные трактовки изучаемых предметов, явлений, разнообразие средств и способов их освоения.

Формы организации личностно ориентированного урока могут быть самыми разнообразными, от традиционных до нестандартных. Важным является использование таких средств, с помощью которых учитель добивается включения каждого ученика в активную целенаправленную деятельность на основе сочетания индивидуальной, парной, групповой работы.

Методы обучения – это система целенаправленных действий учителя, организующих учебную деятельность учащихся, ведущую к достижению организующих учебную деятельность учащихся, ведущую к достижению цели. Методы обучения представляют не только глубину раскрытия учебного содержания, но и проявляет личность учителя и ученика, диалог между ними. Именно они и определяют стиль работы учителя на уроке.

Реальный результат личностно ориентированного урока выражается прежде всего в тех знаниях, умениях, которые приобрели учащиеся в ходе урока. Сложнее предвидеть динамику ценностных отношений учащихся и их развитие. Однако, анализируя урок, нельзя не забывать об использовании возможностей для воспитания – развития учащихся.

Таким образом, под технологическими характеристиками личностно ориентированного урока нами понимается определенным образом организованный процесс развивающего воздействия на учащихся через учебное содержание, характеризуемый целеполаганием, заданной последовательностью технологических процедур по проектированию учебного процесса, выполняемых учителем, педагогическими техниками, позволяющими решать образовательные задачи.

Личностно ориентированный урок как результат выполнения технологических процедур по проектированию учебного процесса, ориентированного на развитие учащихся, имеет следующую знакомую структуру: тема урока, тип урока, форма проведения, цели, методический инструментарий, оборудование урока, характеристика учебного занятия.

Для личностно ориентированных уроков важна субъектная позиция учащихся:

- создание ситуации выбора;

- организация индивидуальной деятельности;

- поощрение проявлений учениками инициативы;

- создание ситуации успеха;

- использование сюжетно ролевых игр.

Основная цель личностно ориентированного урока – это создание условий для проявления познавательной активности учеников.

Средства достижения учителем этой цели следующие:

- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

- стимулировать учащихся к высказываниям;

- создание педагогической ситуации общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность.

Личностно ориентированное образование отличается от традиционного учебно-воспитательного процесса тем, что в личностно ориентированном подходе:

- обеспечивается ориентир на самостоятельную работу;

- происходит выявление и учет склонностей и предпочтений в процессе обучения;

- оценка познавательной деятельности сначала осуществляется учащимися, затем учителем.

Позиция педагога в личностно ориентированном процессе обучения характеризуется новыми функциями:

  1. Учитель как собеседник. Функция эмоциональной поддержки.

  2. Учитель как исследователь. Умение отслеживать личное продвижение каждого подростка в учебном взаимодействии.

  3. Учитель фасилитатор. Такой учитель строит свои взаимоотношения с учеником на безоценочном положительном принятии ребенка.

  4. Учитель как эксперт. Эта функция вырастает из потребности учащегося в учителе, обладающим глубокими, систематическими знаниями.

Таким образом, личностно ориентированный урок состоится тогда, когда:

  1. Учителем будут созданы условия, превращающие учащегося в субъект, заинтересованный в учении, в саморазвитии.

  2. Учитель будет являться организатором и помощником учебно- познавательной деятельности учащихся, а не главным действующим лицом на уроке.

  3. Учебный процесс будет организован через диалог или полилог.

Учителя школы создают на уроке такую педагогическую ситуацию, которая позволяет ученику самовыразиться, рассказать или доказать что-то и учителям, и остальным участникам коммуникативной деятельности. Тогда ученик оказывается в центре внимания, становясь субъектом речи, с его потребностями, интересами, отношением к содержанию и форме порожденного им текста или высказывания.

Для того, чтобы ввести учащегося в активную речевую ситуацию и научить его ориентироваться в ней, необходимо видеть в учащемся личность. Учителю предлагается усвоить несколько элементарных правил практической диалогики:

- выделить другого из множества лиц – узнать его;

- принимать другого таким, каков он есть;

- помочь другому познать себя, людей, мир;-

- воспитать другого можно, только воспитывая себя;

- общение учителя и ученика – основа педагогического процесса;

- учитель – организатор учебного сотрудничества учащихся;

- ученик научится сам, когда научит другого;

- трудность общения есть одновременно трудность познания.

2.2. Младший подростковый возраст.

Психологические особенности.

Личностно ориентированный подход основывается на знании психологических особенностей ребенка.

Младший подростковый возраст имеет следующие психологические особенности (9-12):

Внимание учеников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объему. Поэтому младшему школьнику трудно целенаправленно слушать долгое время, у него недостаточно развита наблюдательность.

Память ребенка младшего подросткового возраст носит по преимуществу наглядно-образный характер. Он запоминает материал конкретный, яркий, часто даже малозначащие детали, но интересный для него. Мышление у младших школьников конкретно предметно.

Личность ребенка начинает «выделываться» в младшем подростковом возрасте. Процесс формирования личности – процесс длительный, не имеющий, собственно говоря, сроков завершения, ибо личность в процессе жизни все время обогащается и меняется в ту или иную сторону.

Под личностью я понимаю человека, у которого все психические процессы приняли форму произвольности и который обладает достаточно развитой волей для управления своим поведением и деятельностью. А так как личность живет в обществе, то естественно, что личность стремится занять в этом обществе определенное престижное место и играть в нем значимую роль.

Чтобы правильно организовать задатки человека, определяющие возможности развития его личностных способностей и черт характера. Эти задатки к отдельным способностям могут быть ярко выраженными, а могут быть и очень незначительными. Однако в процессе жизни, воспитания и самовоспитания эти задатки могут быть развиты в способности и таланты, а могут быть и погублены неразумным воспитанием.

Между тем если ребенок в детстве не получил достаточный заряд любви, доброты, не всосал с молоком матери нравственные, добрые отношения между людьми, которые царили в его семье, то его характер, его направленность и судьба могут быть искалечен, даже если у него были хорошие природные задатки.

Сейчас наше семейное воспитание переживает тяжелый кризис: широкое распространение преступности, пьянства, курения, огромное число разводов и многие другие беды, поражающие наши семьи, приводят к тому, что у значительного числа детей расшатана психика, происходят срывы на нервной почве. Все это не может не сказаться на учебе и успеваемости ребенка по иностранному языку.

Поэтому школа должна как то возместить недостатки, издержки семейного воспитания. Это одна из важнейших задач школы в современных условиях.

3. Развитие психических аспектов личности

учащихся на уроках немецкого языка.

«Интегративный лингво-психологический тренинг» (ИЛПТ)

Анализ положения дел в школе показывает, что учителя проводят определенную работу в направлении личностно ориентированного и личностно центрированного подхода в обучении. Правда, такой подход осуществляется в основном в форме учета индивидуальных особенностей обучаемых (дифференцированное распределение заданий различной степени сложности, учет возрастных особенностей, интересов и т.п.)

Вопрос о взаимосвязи обучения и психического развития учащихся существовал всегда. «Вопрос об отношении обучения и развития ребенка в школьном возрасте представляет собой самый центральный и основной вопрос, без которого проблемы педагогической психологии.. не могут быть не только правильно решены, но даже поставлены. Между тем этот вопрос является самым темным и невыясненным»

Л.С.Выготский отмечал: «..обучение не есть развитие, но, и правильно организованное, оно ведет за собой детское умственное развитие, вызывает к жизни ряд таких процессов, которые вне обучения вообще сделались бы невозможными. Всякое обучение является источником развития, вызывающим к жизни ряд таких процессов, которые без него вообще возникнуть не могут. Хотя обучение и связано непосредственно с детским развитием, тем не менее они никогда не идут равномерно и параллельно друг другу. Развитие ребенка никогда не следует, как тень…за школьным обучением. Между процессами развития и обучения устанавливают сложнейшие динамические зависимости…»

Поскольку в современной психологической литературе существует довольно обширный перечень обобщающих теоретических работ, посвященных описанию различных подходов в исследовании личности и ее развития, и достаточно много определений этого понятия, мы будем исходить из положения о том, что нужно осуществлять целостный подход к личности ребенка. Именно, на наш взгляд, отсутствие целостного подхода к личности учащегося и процессу обучения, недостаточное исследование междисциплинарных связей при организации процесса обучения отрицательно сказываются на эффективности учебного процесса и не позволяют в полной мере обеспечить условия для психического развития личности учащегося. Можно условно выделить некоторые основные линии процесса психического развития личности:

  1. Развитие психических состояний личности (эмоциональные и пр.);

  2. Развитие психических процессов (познавательные, психической регуляции, коммуникативные);

  3. Развитие психических свойств личности (характер, способности, направленность).

Иностранный язык исторически является важнейшим предметом общеобразовательного обучения. Однако его развивающие резервы полностью до сих пор не изучены, и значение иностранного языка как предмета школьной программы, способствующего всестороннему развитию учащихся, недооценивается на практике. Бытующие представления сводятся к тому, что изучение ИЯ закладывает основы иноязычной речевой деятельности, является дополнительным средством расширения кругозора учащихся, позволяет углубить знания школьников о структуре родного языка и т.д. Это разумеется, так, но названные направления далеко не исчерпывают развивающих возможностей данного учебного предмета. Процесс обучения иноязычной речи на уроках иностранного языка может быть действенным фактором всестороннего психического развития личности школьника. Б.В.Беляев писал: «Обучение иностранному языку сопровождается выработкой у учащихся новых психофизиологических механизмов, с помощью которых они должны несколько иначе отражать объективную действительность, т.е. несколько иными языковыми средствами думать о ней. Поэтому преподавателю иностранного языка надо знать и помнить об этом и хорошо понимать психологические особенности как самого иностранного языка и иноязычной речи, так и мышления, осуществляемыми средствами этого языка».

Большинство отечественных психологов рассматривают речь как речевую деятельность, выступающую или в виде целостного акта деятельности, или в виде речевых действий. Традиционно в психологии понятие «речь» как психический познавательный процесс рассматривается в тесной связи с языком, общением и мышлением. Соотношение этих понятий столь сложно, что каждый очередной шаг в их познании приводит к появлению новых проблем. Большую теоретическую и практическую значимость, на наш взгляд, с позиции новейших достижений в области психологии речи и смежных с ней наук представляет разработанная И.М.Румянцевой «новая интегративная теория речи в единстве всех ее сторон (языковой, психической, физиологической, деятельностной), а также построенная на этой теории действующая система обучения иноязычной речи, которая так же многоаспектна и интегративна, как и само речевое явление, и каждой своей методической гранью направлена на соответствующие стороны речевого процесса, которые необходимо развивать и формировать». Речь человека включается в определенные взаимоотношения со всеми психическими процессами. И.М.Румянцева отмечает, что «формирование речи зависит от развития всех без исключения психических процессов, как когнитивных, так и эмоциональных, причем эти процессы являются не только взаимопроникающими, или, по терминологии Л.М.Веккере, сквозными, но и непременными речевыми составляющими» На теснейшую связь речи и психических процессов указывал Л.М.Веккер: «… внутри индивидуальной психики речь является сквозным психическим процессом, входящим в качестве компонента во все остальные классы и уровни психических явлений человека, по отношению к которым она осуществляет интегративную функцию».

Мы подробно остановились на некоторых подходах к определению понятия «речь» и, придерживаясь взглядов А.Н.Леонтьева, что нужно прежде всего обучать речи на иностранном языке», Б.В.Беляев, «что надо обучать не столько языку, сколько речи на изучаемом языке»,И.М.Румянцевой, что нужно не просто обучать языку, а обучать иноязычной речи, считаем, что на уроках иностранного языка имеются огромные возможности для всестороннего развития личности ребенка. Развивая и формируя речевые процессы учащихся на иностранном языке, мы можем способствовать всестороннему развитию личности учащихся, с одной стороны, и значительно повысить эффективность процесса овладения иностранным языком, с другой стороны. Воздействуя на речь мы можем воздействовать на психические процессы личности учащегося и, наоборот развивая психические процессы, мы положительно влияем на процесс речеформирования и речепораждения, т.е. овладения иностранной речью. «Чтобы активно овладеть иноязычной речью, также требуется тренировка и развитие всего комплекса психических процессов. Так как все психические процессы, и речь в том числе, работают в тесном взаимодействии, в большинстве случаев даже отделить один процесс от другого бывает сложно. И внимание, и восприятие, и память, и мышление, и воображение, и эмоции являются не просто «попутчиками» речи: глубоко проникая в речь, они становятся ее неотъемлемыми компонентами».

В этой связи совершенно нетрадиционным, уникальным и инновационным, на наш взгляд, является разработанный И.М.Румянцевой на основе «интегративной модели речи» метод обучения иноязычной речи младшего подросткового возраста, который получил название «Интегративный лингво-психологический тренинг» (ИЛПТ).

Тренинговый метод полностью положен на психотерапевтическую и коррекционную основу. Он представляет собой целостную систему целенаправленных, взаимодополняющих техник, упражнений и процедур, охватывающую все языковые, коммуникативные, когнитивные, поведенческие и деятельностные стороны речевого процесса. Метод базируется на ряде принципов. Всего И.М.Румянцева выделяет 15 принципов. Назовем некоторые из них: принцип единства обучения и развитие личности, принцип органичного единства человека, речи и процесса ее обучения, принцип рассмотрения речи не чисто лингвистически, а с включением ее в единую систему психических процессов, свойств и состояний личности, принцип построения системы обучения как психотерапевтической, психокоррекционной. Обучение в ИЛПТ организуется следующим образом: «понимание-говорение-чтение – письмо», а также «синтез-анализ-синтез».

Автор данной теории попыталась адаптировать ИЛПТ к условиям классно урочной структуры, разработав систему психокоррекционных и психотерапевтических техник, процедур и упражнений с учетом конкретного программного языкового и речевого материала, подлежащего усвоению (обучение проводилось в группе состоящей их 11 человек, изучающих немецкий язык).

Непривычные сочетания хорошо известных предметов и свойств, их необычное применение являются мощным стимулятором для развития воображения, творчества и фантазии. При обучении иноязычной речи мы должны всячески стимулировать развитие творчества учащихся, приучать использовать изученный материал в самых различных ситуациях и сочетаниях друг с другом. Б,В,Беляев пишет: «..сама речевая деятельность (в частности устная речь, письмо, чтение) отнюдь не сводится к автоматизированным навыкам, а представляет собой такую творческую деятельность, для которой характерны не навыки, а вторичные умения. Пользуясь языком, человек всегда создает свою речь, творчески используя приобретенные речевые навыки»

Трудно переоценить роль памяти в жизни человека, в приобретении знаний, в изучении языков. Люди всех времен относились к памяти как к большой ценности. Определяя место и значение памяти в изучении иностранного языка, А.Н.Леонтьев пишет: «По счастью, наша память работает не только по типу заучивания. Она работает и по другому механизму, который.. стали называть «механизмом импринтинга», т.е. запечатления по типу «раз и навсегда». Для того чтобы произошел импритинг, нужно, что бы то, что запоминается, отвечало потребности и немедленно подкреплялось ее удовлетворением. Применительно к словам иностранного языка это значит, что должно существовать известное напряжение «речевой потребности». Тогда в памяти образуется как бы «ловушка» для слова, благодаря чему оно и запечатлевается. В этом заключается «секрет» быстрого обогащения словаря в условиях, когда человек попадает в иноязычную среду и практически вступает в общение на данном языке: возникает большое напряжение потребности, необходимость в слове; он приходит со стороны собеседника, невольно подсказывается, и «ловушка» захлопывается: слово запечатлено».

Для развития мышления можно предлагать упражнения на преобразование функций и свойств предметов, сопоставление противоположных мнений, нахождение максимально возможных способов использования предметов, отделение одного предмета от другого, привычно существующих во взаимодействии, а также всевозможные игры со словами, ребусы, кроссворды и пр.

Чем больше помощи будет оказано именно бессознательной сфере, тем легче новая языковая система станет формироваться, тем гибче и автоматизированнее она окажется.

Таким образом, все вышесказанное убеждает нас в том, что иностранный язык как предмет школьной программы может стать действенным средством всестороннего развития личности учащегося. Однако для этого требуется глубокая перестройка профессиональной подготовки учителя иностранного языка, ее реализация требует огромных усилий от методистов и учителей-практиков, а также необходим поиск, разработка и внедрение в практику преподавания иностранного языка психологически обоснованных и адекватных методов и приемов обучения.


следующая страница >>