microbik.ru
  1 ... 25 26 27 28 29 30 31

Содержание курса

1 класс

I. Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму
1.1. Изучение окружающего предметного мира и мира природы (связь изобразительного искусства с природой).

1.2. Формирование представлений учащихся о происхождение искусства. Наскальная живопись, рисунки древних людей. Чем и как рисовали люди. Инструменты и художественные материалы современного художника.

1.3. Развитие наблюдательности, формирование умения передавать в цвете свое впечатление от увиденного в природе и окружающей действительности.

1.4. Освоение всей поверхности листа и ее гармоничное заполнение. Первые представления о композиции.

1.5. Развитие представлений об основных направлениях: «вертикально», «горизонтально», «наклонно». Передача в рисунке наблюдаемого в действительности.

1.6. Развитие интереса к разнообразию цвета, форм и настроений в природе и окружающей действительности. Изображение предметов в открытом пространстве.

1.7. Развитие понятия зрительной глубины и ее передача в рисунке: выделение первого плана, главного элемента в композиции.

1.8. Развитие наблюдательности за изменениями в природе и окружающей жизни. Развитие представлений о пространстве в искусстве.

1.9. Получение нового цвета путем смешения двух красок, выполнение плавных переходов одного цвета в другой. Наблюдение: как с помощью белой краски можно изменить цвет.

1.10. Развитие интереса к объектам животного мира природы. Наблюдение за красотой и выразительностью движений животных, птиц, рыб.

1.11. Формирование представлений о рельефе. Лепка рельефа: развитие представлений о «ближе-ниже», «дальше-выше». Загораживание предметов в рисунке с сохранением их взаимного расположения: рядом, над, под.

1.12. Развитие индивидуального чувства формы.

1.13. Передача движения в объеме, знакомство с понятием динамики. Формирование представлений о соразмерности изображаемых объектов.

1.14. Стилизация природных форм в декоративные. Освоение техники бумажной пластики

1.15. Изображение по представлению с помощью разнообразных линий. По характеру начертания. Передача ощущения нереального сказочного пространства: предметы, люди в пространстве.

1.16. Конкретное, единичное в пространстве природы и жизни.

1.17. Навыки работы гуашевыми красками. Развитие представлений о цвете в декоративном искусстве: цвет и краски. Цвет и форма в искусстве. Цвет и настроение.
II. Развитие фантазии и воображения. Преобразование наблюдаемого в жизни в творческий продукт. Развитие эстетических чувств ребенка, интереса к разнообразию цвета, форм, звуков, жестов, движений, запахов. Интонации в природе, искусстве и жизни и их отображение в творческих работах.

2.1. Развитие ассоциативного мышления и освоение техники работы кистью и палочкой, «кляксографии».

2.2. Развитие представлений о контрастных и нюансных (сближенные) цветовых отношений. Передача сюжета в работе. Развитие умения порождать свой сюжет.

2.3. Развитие ассоциативных форм мышления. Звуки окружающего мира. Передача настроения, впечатления от услышанного в цвето-музыкальных композициях.

2.4. Изображение движения.

2.5. Развитие интереса и внимания к цвету в живописи, звукам в музыке, словам в стихах, ритму, интонации. Развитие наблюдательности, умение видеть необычное в обычном.

2.6. Связь между звуками в музыкальном произведении, словами в стихотворении и в прозе. Различение звуков природы и окружающего мира. Прогулки в лес, в парк, по городу, зоопарку.

2.7. Скульптура как вид изобразительного искусства. Пластические мотивы в объемной форме.

2.8. Работа с крупными формами. Конструирование замкнутого пространства. Создание глубинно-пространственной композиции, в том числе, по мотивам литературных произведений.

2.9. Творческая деятельность по оформлению помещения (интерьера).

2.10. Форма и украшение в народном искусстве.

2.11. Контраст и нюанс в цвете и форме, в словах, звуках музыки, настроении.
III. Художественно-образное восприятие изобразительного искусства — музейная педагогика

3.1. Изобразительное искусство в среде других искусств. Связь изобразительного искусства с действительностью.

3.2. Материалы и инструменты художника (холст, кисти, краски, карандаш, бумага, камень, металл, глина).

3.3. Представление о картине, рисунке, скульптуре, декоративной композиции, произведениях декоративно-прикладного искусства. Их эстетические особенности.

3.4. Наблюдение за изменениями цвета и настроения в природе, многообразие цветовых оттенков осенних листьев. Экскурсия в парк или лес.

3.5. Представление работы художника-скульптора и о скульптуре. Скульптура в музее и вокруг нас. Образы людей и животных в скульптуре. Выразительность формы и силуэта в скульптуре.

3.6. Знакомство с крупнейшими музеями России. Государственная Третьяковская галерея. Государственный Эрмитаж. Музей под открытым небом.
2 класс

I. Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму
1.1. Развитие способности наблюдать за природой: форма, фактура (поверхность), цвет, динамика, настроение.

1.2. Выбор художником образов, красок, средств выражения замысла, полученных от наблюдений за изменениями цвета, пространства и формы в природе, музыки в ин терьере в зависимости от освещения. Выражение чувств художника в художественном произведении через цвет и форму.

1.3. Зависимость выбираемой цветовой гаммы от содержания темы.

1.4. Освоение изобразительной плоскости. Представление о соразмерности изображаемых объектов в композиции. Пропорции изображаемых предметов: размер, форма, материал, фактура, рефлекс. Композиционный центр, предметная плоскость. Изображение с натуры.

1.5. Замкнутое пространство: цвет в пространстве комнаты и природе; возможность выражения в цвете настроения, звука, слова; цвет в пространстве природы и жизни.

1.6. Изучение явлений наглядной перспективы; размещение предметов в открытом пространстве природы.

1.7. Выражение в живописи различных чувств и настроений через цвет.

1.8. Архитектура в открытом природном пространстве. Линия горизонта, первый и второй планы.

1.9. Освоение окружающего пространства как среды, в котором все предметы существуют в тесной взаимосвязи. Человек в архитектурной среде.

1.10. Красота и необычное в природе. Своеобразие и красота городского и сельского пейзажа.

1.11. Освоение пространства предметной среды в архитектуре (замкнутое пространство).

1.12. Архитектурный проект. Знакомство с различными композиционными решениями объемно-пространственной композиции. Использование оригинальных конструктивных форм.

1.13. Равновесие в композиции. Объемно-пространственная композиция.

1.14. Связь образов народной игрушки с темами и характером народных сказок. Авторская мягкая игрушка. Персонажи кукольных спектаклей. С.Образцов и его кукольный театр в Москве.

1.15. Выразительные средства декоративно-прикладного искусства. Декоративная композиция.

1.16. Симметрия в декоративно-прикладном искусстве.

1.17. Форма предмета и его назначение в декоративно-прикладном искусстве.
II. Развитие фантазии и воображения

Развитие у детей желания проявить себя в каком-либо виде творчества. Общее и различие в разных видах искусства (поэтическое слово, живопись, музыка). Выразительные средства разных видов искусства (звуки, ритм в музыке; слово, ритм в поэзии, линия, пятно ритм в живописи).

2.1. Работа с литературными произведениями. Создание композиций по описанию литературных произведений. Сочинение — условие развитие фантазии и воображения.

2.2. Былины о происхождении дождя, грома, молнии, ветра, радуги, огня, воды, воздуха.

2.3. Выполнение композиций на передачу настроения, впечатления, полученных от чтения сказки, отрывков литературных произведений, поэзии,

2.4. Формирование представлений об объемно-пространственном изображении. Создание коллективных объемно-пространственных композиций. Передача характера героя по описанию в тексте.

2.5. Тематические композиции — передача праздничного настроения с помощью элементов декоративного украшения. Разработка всевозможных композиций в реальном пространстве класса.

2.6. Выполнение самостоятельно икебаны с применением природных материалов.

2.7. Выполнение коллективной объемно-пространственной композиции.

2.8. Бумажная пластика. Художественное конструирование несложных форм предметов.

2.9. Стилизация и обобщение. Передача музыкальных, песенных, литературно-сказочных и образно-цветовых словесных описаний в зрительные образы.

2.10. Перенесение реальных предметов в условно-графическое изображение. Плоскостная или глубинно-пространственная композиция.

2.11. Восприятие настроений, заложенных в музыкальных и литературных произведениях и произведениях народного искусстве. Осмысление впечатлений ребенка от услышанного: в музыке, в стихе, художественном слове и народной речи. Развитие способности улавливать взаимосвязь между цветом, звуком, движением.
III. Художественно-образное восприятие изобразительного искусства

3.1. Искусство и человек. Развитие представлений о памятниках культуры: Исаакиевский Собор в Санкт-Петербурге, Собор Василия Блаженного в Москве. Художественные музеи как места для хранения произведений искусства.

3.2. Формирование представлений о работе над композицией и созданием колорита. Высказывание своих рассуждений о работе, о выразительных средствах и содержании картины.

3.3. Мир природы: разнообразие цвета и формы (цветы, насекомые, птицы). Отображение мира природы в искусстве.

3.4. Писатель-художник-книга. Декоративное оформление книги (обложка, страница, буквица). Выбор текста для иллюстрирования.

3.5. Выразительность народной глиняной и деревянной игрушки разных регионов России.

3.6. Связь и родство изобразительного искусства с другими искусствами: музыкой, театром, литературой, танцем.
3 класс
I. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму
1.1. Освоение человеком природного пространства (среды). Знакомство с разнообразием, красотой и своеобразием природы.

1.2. Форма, ритм, цвет, композиция, динамика, пространство. Величие природы языком изобразительного искусства. Природа в разных жанрах изобразительного искусства.

1.3. Разнообразие природных объектов в творчестве художника: воздушное пространство; водное пространство; земная поверхность; подземный мир (горы, долины, русла рек, озера, моря, поля, леса, создают в природе свой особый рисунок).

1.4. Ритм и орнамент в природной среде и в искусстве и др. Каждый предмет имеет свое строение (конструкцию). Рассмотри деревья. Рисунок земной поверхности показан на карте или глобусе (суша, возвышенности, моря, реки, океаны и другие).

1.5. Композиционное размещение предметов на лис те при рисовании с натуры, сознательный выбор формата лис та.

1.6. Перспектива как способ передачи пространства на картине с помощью планов. Воздушная перспектива.

1.7. Образы, построенные на контрасте формы, цвета, размера. Глухие и звонкие цвета. Главные и дополнительные цвета.

1.8. Изображение с натуры предметов конструктивной формы. Натюрморт тематический.

1.9. Передача движения. Работа с натуры и по наблюдению: краткие зарисовки (наброски и портрет по наблюдению).

1.10. Передача объёма в живописи и графике.

1.11. Понятие стилизации. Использование приёма стилизации в создании предметов объемной формы: на примере насекомого, выделяя характерные особенности создать летающий объект.

1.12. Контраст и нюанс в скульптуре (формы, размера, динамики, настроения, характера, фактуры, материала).

1.13. Передача динамики в объемном изображении — лепка по памяти фигуры человека в движении.

1.14. Лепка объемно-пространственной композиции из одноцветного пластилина или глины с помощью каркаса из проволоки и палочек.

1.15. Создание эскизов архитектурных сооружений с использованием материалов природных форм. В технике рельефа.

1.16. Равновесие в изображении и выразительность формы в декоративном искусстве обобщенность, силуэт.

1.17. Выявление декоративной формы: растительные мотивы искусства. Кораллы — одно из чудес подводного мира: бурые, зелёные, жёлтые, малиновые, голубые.

1.18. Рождение художественной формы по мотивам природных наблюдений. «Одежда жителей цветочного города» «Лесные феи».
II. Развитие фантазии и воображения

2.1. Раскрытие взаимосвязи элементов в композиции (музыкальной, предметной, декоративной. Цветовое богатство оттенков в живописи. Отображение природы в музыке и поэзии.

2.2. Порождение замысла на основе предложенной темы. Поиск индивидуальной манеры изображения. Смысловая зависимость между форматом и материалом.

2.3. Самостоятельно решать поставленную творческую задачу в разных формах и видах изобразительного искусства (на плоскости, в объеме). Разнообразие художественно-выразительного языка различных искусств. Заполнение пространства листа.

2.4. Взаимосвязь содержания художественного произведения и иллюстрации. Связь урока с внеклассным чтением.

2.5. Взаимосвязь содержание литературного произведения с иллюстрацией и шрифтом. Роль и значение буквицы в сказочных и былинных произведениях.

2.6. Художник в театре. Заочная экскурсия в театр. Знакомство с организацией и решением необходимых атрибутов сцены, костюмов героев, цветовое и световое оформление спектакля.

2.7. Изменение пространственной среды в зависимости от ситуации (содержание, звуковое оформление). Создание необычного сказочного игрового пространства (эскиза): решения уголка в классе, на сцене для проведения художественного события. Освоение разнообразия форм в архитектуре (путешествие «исторические походы» в прошлое и будущее, например: в среду, в которой жил писатель-сказочник (время архитектура, страна, декоративное искусство, одежда).

2.8. Передача настроения в форме. Украшение формы декоративными элементами.

2.9. Знакомство с народными художественными промыслами России в области игрушки, их связью с природой и особенностями растительного и животного мира. Отображение природных мотивов в орнаменте и элементах декоративного украшения игрушек.

2.10. Освоение разнообразия форм в архитектуре. Понимание влияния исторического времени и условий жизни художника (архитектора, дизайнера) на его произведения. Цвет и форма в знаковом изображении. Осваивание особенностей работы на небольших форматах.

2.11. Разнообразие художественно-выразительного языка в декоративно- прикладном искусстве. Декоративные украшения, как важный элемент народного и современного костюма: украшения, броши, бусы, подвески.
III. Восприятие искусства (музейная педагогика)

1. Выразительные средства изобразительного искусства (живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства): форма, объём, цвет, ритм, композиция, мелодика, конструкция.

2. Применение музыкального и литературного материала для углубления и развития образно-эстетических представлений учащихся во время практической деятельности и восприятия произведений искусства.

3. Художественная форма произведения изобразительного искусства (общая конструкция произведения: формат, композиция, ритм, динамика, колорит, сюжет). Выражение художником своего отношения к изображаемому. Художники: Э. Мане, О.Ренуар, Э. Дега, К. Моне, А. Сислей, Чарушин.

4. Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, анималистический, исторический, бытовой, натюрморт, мифологический. Русский музей, Эрмитаж (Санкт-Петербург), Музей изобразительного искусства им. А.С. Пушкина (Москва), музей, находящиеся в регионе.

5. Красота и своеобразие произведений народного декоративно-прикладного искусства. Символика в народном прикладном искусстве. Юмор в народном искусстве. Функциональность произведений народного искусства.

6. Красота архитектурных сооружений. Уникальность памятников архитектуры. Связь архитектуры с природой. История возникновения и развития архитектурных ансамблей и жизнь его обитателей.

<< предыдущая страница   следующая страница >>