microbik.ru
1 2 ... 6 7
ОБЩИЕ МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ

Работники, выполняющие ремонт автомобилей вне осмотровой канавы, эстакады или подъемника, должны обеспечиваться лежаками.

Работать без лежаков на полу (земле) запрещается.

Запрещается:

выполнять какие-либо работы на автомобиле (прицепе), вывешенном только на одних подъемных механизмах (домкратах, талях и т. д.). При выполнении работ, связанных со снятием колес, требуется поставить под вывешенный автомобиль (прицеп) козелки, а под неснятые колеса - упоры (башмаки);

подкладывать под вывешенный автомобиль (прицеп) вместо козелков диски колес, кирпичи и прочие случайные предметы;

снимать и ставить рессоры на автомобилях (прицепах) всех конструкций и типов без предварительной их разгрузки от массы кузова путем вывешивания кузова с установкой козелков под него или раму автомобиля;

проводить техническое обслуживание и ремонт автомобиля при работающем двигателе, за исключением отдельных видов регулировочных и испытательных работ;

поднимать (вывешивать) автомобиль за буксирные крюки;

поднимать (даже кратковременно) грузы весом большим, чем это указано на табличке данного подъемного механизма;

снимать, устанавливать и транспортировать агрегаты при зачаливании их тросом и канатами без специальных захватов.
Ремонт или замена подъемного механизма кузова автомобиля самосвала должны производиться после установки под поднятый кузов специального дополнительного упора, исключающего возможность падения или самопроизвольного опускания кузова.

Запрещается:

работать под поднятым кузовом автомобиля-самосвала без упора;

использовать случайные подставки и подкладки вместо специального дополнительного упора;

работать с поврежденными или неправильно установленными упорами;

ставить поднятый груженый кузов на упоры, (При ремонте и обслуживании автобусов и грузовых автомобилей с высокими кузовами рабочие должны быть обеспечены лестницами-стремянками со ступенями шириной не менее 15 см. Применять приставные лестницы не разрешается).
Перед обслуживанием и ремонтом днища кузова легкового автомобиля на поворотном стенде необходимо надежно укрепить автомобиль, слить топливо из топливных баков и жидкость из системы охлаждения, плотно закрыть маслосливную горловину двигателя и снять аккумуляторную батарею.
Перед ремонтом автомобиля-цистерны для перевозки легковоспламеняющихся и взрывоопасных грузов его необходимо полностью очистить от остатков перевозимого груза и надежно заземлить.

Рабочий, производящий очистку или ремонт внутри цистерны или резервуара из-под этилированного бензина, легковоспламеняющихся и ядовитых жидкостей, должен быть обеспечен спецодеждой, шланговым противогазом, спасательным поясом с веревкой; вне резервуара должны находиться не менее двух специально проинструктированных помощников.

К поясу работающего внутри резервуара прикрепляется прочная веревка, свободный конец которой должен быть выведен через люк (лаз) наружу и надежно закреплен. Помощники, находящиеся сверху, должны наблюдать за работой, держать за веревку, страхуя работающего в резервуаре.
Ремонтировать заправочные колонки, резервуары, насосы, коммуникации и тару из-под этилированного бензина можно только после полного удаления остатков бензина и Обезвреживания с соблюдением мер личной безопасности, предосторожности, исключающей возможность взрыва.
Если снятие агрегатов и деталей связано с большим физическим напряжением, а также создает неудобства в работе (тормозные и клапанные пружины, барабаны, рессорные пальцы и т. д.), следует применять соответствующие приспособления (съемники), обеспечивающие безопасность при выполнении этой работы.
Снятие, транспортировку и установку двигателя коробки передач, заднего и переднего мостов, кузова, рамы или других агрегатов автомобиля массой более 20 кг следует производить при помощи подъемно-транспортных механизмов, оборудованных приспособлениями (захватами), гарантирующими полную безопасность работ.
Тележки для транспортирования должны иметь стойки и упоры, предохраняющие агрегаты от падения и самопроизвольного перемещения по платформе.
Перед снятием двигателя, коробки передач, заднего моста, радиатора и других агрегатов или деталей, связанных с системами охлаждения и смазки автомобиля, необходимо предварительно слить масло и охлаждающую жидкость в специальные резервуары, не допуская пролива жидкостей.
Сварщики, кузнецы, молотобойцы, рабочие, занятые ремонтом свинцовых аккумуляторов, а также пайкой и лужением с применением свинцовосодержащих сплавов, вулканизаторщики, рабочие окрасочных цехов и лица, работающие с этилированным бензином, должны пройти предварительный медицинский осмотр, а в дальнейшем периодически осматриваться 1 раз в 12 месяцев, за исключением кузнецов и рабочих, занятых пайкой или лужением с применением свинцовосодержащих сплавов, которые должны проходить периодический медосмотр 1 раз в 2 года. Допуск лиц, не прошедших медицинский осмотр, к работам запрещен.
МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ

ПРИ МОЙКЕ, АВТОМОБИЛЕЙ, АГРЕГАТОВ И ДЕТАЛЕЙ

При мойке автомобилей, агрегатов и деталей обязательно соблюдение следующих требований:

мойка должна производиться в специально отведенных местах;

пост открытой шланговой (ручной) мойки должен располагаться в зоне, изолированной от открытых токоведущих проводников и оборудования, находящихся под напряжением;

при открытой (ручной) и закрытой (механизированной) мойке источники освещения, проводка и силовые двигатели должны быть в герметичном исполнении;

при механизированной мойке рабочее место мойщика должно располагаться в водонепроницаемой кабине;

электрическое управление агрегатами моечной установки должно быть низковольтным (12 В).
При мойке автомобильных агрегатов и деталей требуется соблюдение следующих условий:

детали двигателей, работающих на этилированном бензине, разрешается мыть только после нейтрализации отложений тетраэтилсвинца в керосине и других нейтрализующих жидкостях;

концентрация щелочных растворов должна быть не более 2 - 5 %;

после мойки щелочным раствором обязательна промывка горячей водой;

агрегаты и детали массой свыше 20 кг необходимо доставлять на пост мойки и загружать в моечные установки механизированным способом.
Запрещается применять для мойки деталей бензин и другие легковоспламеняющиеся жидкости.
Работы с применением открытого огня в зоне постов мойки запрещены.
Допускается питание магнитных пускателей и кнопок управления моечных установок при напряжении до 220 В при условии:

устройства механической и электрической блокировки магнитных пускателей при открывании дверей шкафов;

гидроизоляции пусковых устройств и проводки;

заземления кожухов, кабины и аппаратуры.
Аппарели, трапы и дорожки, по которым перемещается мойщик при ручной мойке, должны иметь шероховатую (рифленую) поверхность.
МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ

ПРИ ПРОВЕРКАХ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ И ИХ АГРЕГАТОВ

Проверять техническое состояние автомобиля и его агрегатов при выпуске автомобиля из парка и возвращении в парк следует при неработающем двигателе и заторможенных колесах. Исключение из этого правила составляют случаи опробования тормозов, проверка работы систем питания и зажигания.
Работник, осматривающий и принимающий автомобиль (начальник КТП, механик, дежурный по парку и т. д.), должен иметь переносную электрическую лампу с предохранительной сеткой напряжением не выше 42 В (при работе в осмотровой канаве - не выше 12 В) или переносной электрический фонарь.
При проверке технического состояния автомобиля в соответствии с, Правилами технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта и Правилами дорожного движения необходимо проверять также номенклатуру и исправность инструментов и приспособлений, выдаваемых водителю.
Для испытания и опробования тормозов на стенде автомобиль необходимо закрепить цепью или тросом, исключающим самопроизвольное скатывание автомобиля с валиков стенда.
При испытании и опробовании тормозов на ходу обязательно соблюдение следующих требований:

поверхность площадки должна иметь твердое, сухое ровное покрытие и обеспечивать хорошее сцепление колес с покрытием;

размеры площадок должны исключать возможность наезда автомобиля на людей, строения и т. д.
Для регулировки тормозов после их проверки нужно полностью остановить автомобиль и выключить двигатель. Пускать двигатель и трогать автомобиль с места следует только после того, как водитель убедится, что лица, производящие регулировку, находятся в безопасной зоне.
Рабочее место оператора должно быть оборудовано вращающимся, регулируемым по высоте стулом.
Контрольные приборы должны иметь местное освещение, не слепящее оператора.
Работать на диагностических и других постах с работающим двигателем разрешается только при наличии местного вентиляции, эффективно удаляющей отработавшие газы.
МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ

ПРИ ПУСКЕ ДВИГАТЕЛЯ И ДВИЖЕНИИ АВТОМОБИЛЕЙ И ДРУГИХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ПО ТЕРРИТОРИИ ПАРКА

Перед пуском двигателя автомобиль необходимо затормозить, а рычаг переключения передач поставить в нейтральное положение.
Пуск двигателя автомобиля производить при помощи стартера. Использовать пусковую рукоятку разрешается только в исключительных случаях.
Для запуска двигателя пусковой рукояткой необходимо соблюдать следующие правила:

затормозить ручным тормозом, установить рычаг переключения передач в нейтральное положение, затем включить зажигание;

пусковую рукоятку поворачивать снизу вверх;

не брать рукоятку в обхват;

при ручной регулировке опережения зажигания устанавливать позднее зажигание;

не применять никаких рычагов и усилителей, действующих на пусковую рукоятку или храповик коленчатого вала.
Запрещается осуществлять пуск двигателя путем буксировки автомобиля.
Водить автомобиль, мотоцикл и т. п. разрешается только лицам, назначенным приказом по части и имеющим удостоверения на право управления соответствующим видом транспортного средства, выданные Госавтоинспекцией.
Это правило распространяется на все случаи вождения автомобиля, мотоцикла, мотороллера, в том числе и на опробование их после ремонта и регулировки.

Скорость движения транспортных средств на территории парка не должна превышать 10 км/ч, а в производственных помещениях - 5 км/ч.
Во время обкатки нахождение на автомобиле посторонних лиц запрещено.
Запрещается при движении автомобиля нахождение людей на подножках, крыльях или крыше кабины.
МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ

ПРИ АККУМУЛЯТОРНЫХ РАБОТАХ

Аккумуляторные батареи массой более 20 кг следует перевозить по территории парка на специальных тележках, платформы которых исключают возможность падения батарей.
При переноске вручную малогабаритных аккумуляторных батарей необходимо использовать приспособления (захваты, носилки) и соблюдать меры предосторожности во избежание обливания электролитом.
Приготовлять кислотный электролит нужно в специальных сосудах (керамических, пластмассовых и т. д.), при этом необходимо сначала налить дистиллированную воду, а затем в нее лить кислоту. Переливать кислоту из бутылей следует с помощью специальных приспособлений (качалок, сифонов и других).
Переливать кислоту вручную, а также вливать воду в кислоту запрещено.
При приготовлении щелочного электролита сосуд со щелочью следует открывать осторожно без применения больших усилий. Чтобы облегчить открывание сосуда, пробка которого залита парафином, разрешается прогревать горловину сосуда тряпкой, смоченной в горячей воде.
Большие куски едкого калия необходимо раздробить, прикрывая их чистой тканью для предупреждения разлета мелких частиц. Налив в чистый стальной, фарфоровый или пластмассовый сосуд дистиллированную воду, нужно при помощи стальных щипцов, пинцета или металлической ложки положить туда куски раздробленного едкого калия и перемешать до его полного растворения стеклянной или эбонитовой палочкой.
Бутылки с кислотой или электролитом разрешается переносить вдвоем на специальных носилках, исключающих падение бутылей, или перевозить, прочно закрепив их на тележках и плотно закрыв пробки на бутылях.
Аккумуляторные батареи, устанавливаемые для зарядки, соединяют между собой плотно прилегающими (пружинными) зажимами (для щелочных аккумуляторных батарей), имеющими надежный электрический контакт, исключающий возможность искрения. Соединять зажимы аккумуляторных батарей проволокой «закруткой» запрещается.
Контроль за ходом заряда должен осуществляться при помощи специальных приборов (термометра, нагрузочной вилки, ареометра и т. д.). Проверять аккумуляторную батарею коротким замыканием запрещается.
Для осмотра аккумуляторных батарей используют переносные электролампы во взрывобезопасном исполнении напряжением не более 42 В.
Запрещается:

входить в аккумуляторную с открытым огнем (зажженной спичкой, папиросой и т. д.);

пользоваться в аккумуляторной электронагревательными приборами (электрическими плитками и т. д.);

хранить в аккумуляторном помещении бутыли с серной кислотой и сосуды с щелочью свыше суточной потребности, а также порожние бутыли и сосуды. Их необходимо хранить в специальном помещении;

совместно хранить и заряжать кислотные и щелочные аккумуляторные батареи в одном помещении;

пребывание людей в помещениях для зарядки аккумуляторных батарей, кроме дежурного и обслуживающего персонала.
В аккумуляторном отделении должны быть умывальник, мыло, вата в упаковке, полотенце и закрытые сосуды с 5- и 10 %-ным нейтрализующим раствором питьевой соды (для кожи тела) и 2-3 %-ным нейтрализующим раствором питьевой соды (для глаз).
При эксплуатации щелочных аккумуляторов в качестве нейтрализующего раствора применяется 5-10 %-ный раствор, борной кислоты (для кожи тела) и 2-3 %-ный раствор борной кислоты (для глаз).
При попадании кислоты, щелочи или электролита на открытые части тела необходимо немедленно промыть этот участок тела сначала нейтрализующим раствором, а затем водой с мылом.
Электролит, пролитый на стеллажи, нужно вытереть ветошью, смоченной в 10 %-ном нейтрализующем растворе, а пролитый на пол сначала посыпать опилками, собрать их, затем это место смочить нейтрализующим раствором и протереть насухо.
Запрещается хранить и принимать продукты питания в помещении аккумуляторного отделения.
После окончания работ в аккумуляторной необходимо тщательно вымыть с мылом лицо и руки.
МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ

ПРИ ШИНОМОНТАЖНЫХ РАБОТАХ

Монтаж и демонтаж шин должны осуществляться на специально отведенном участке, оснащенном необходимым оборудованием, приспособлениями и инструментом.
Перед демонтажом шины (с диска колеса) воздух из камеры должен быть полностью выпущен. Демонтаж шины, плотно прилегающей к ободу колеса, выполняют на специальном стенде или с помощью съемного устройства. Монтаж и демонтаж шин в пути необходимо производить монтажным инструментом.
Запрещается выбивать диски кувалдой (молотком).
Перед монтажом шины необходимо проверить исправность обода, диска колеса и замочного кольца. Нельзя монтировать покрышку на обод, покрытый ржавчиной или имеющий вмятины, трещины и заусенцы.
Замочное кольцо при монтаже шины на диск колеса должно надежно входить в выемку обода всей своей внутренней поверхностью.
Запрещается:

при накачивании шины воздухом исправлять ее положение на диске постукиванием;

монтировать шины на диски колес, не соответствующие размеру шин;

во время накачивания шины ударять по замочному кольцу молотком или кувалдой.
Подкачивать шину без демонтажа возможно при снижении давления воздуха не более чем на 40 % по сравнению с нормальным и при уверенности в том, что уменьшение давления не нарушило правильность монтажа.
Накачивание и подкачивание снятых с автомобиля шин в условиях подразделения должно выполняться шиномонтажником только на специально отведенных для этих целей местах с использованием предохранительных ограждений.
При выполнении этих операций в дорожных условиях необходимо в окна диска колеса устанавливать предохранительную вилку соответствующей длины и прочности или положить колеса замочным кольцом вниз.
На участке накачивания шин должен быть установлен дозатор давления воздуха или манометр.
Перед снятием колеса необходимо проверить положение замочного кольца и убедиться в том, что автомобиль надежно установлен на козелках, а под неснятые колеса подложены упоры.
Операции по снятию, постановке и перемещению колес автомобилей массой более 20 кг должны быть механизированы.
Во время работы на стенде для демонтажа и монтажа шин редуктор должен быть закрыт кожухом.
При работе с пневматическим стационарным подъемником для перемещения покрышек большого размера обязательна фиксация поднятой покрышки стопорным устройством.

следующая страница >>