microbik.ru
  1 ... 3 4 5 6

В целях укрепления авторитета суда необходимо установить порядок и обеспечить судебный контроль в следующих формах:

беспрепятственное обжалование гражданами в суде любых решений и действий государственных органов и должностных лиц, в том числе и законов и подзаконных актов, полная судебная подконтрольность действий дознавателей, следователей и прокуроров невозможность ограничений конституционных прав и свобод граждан в установленных законом случаях (в частности, при проведении оперативно-розыскной деятельности, следствия) без судебного решения.

Необходимо обеспечить доступность правосудия и юридической помощи:

территориальная близость судов к местам проживания удобное для граждан время работы, свободный вход в помещение суда (сейчас в райсуд пройти невозможно – милиция не пропустит), прозрачность судебного календаря (сроков и последовательности рассмотрения дел) достаточное количество судей, недопустимость отказа в приеме исков, жалоб, заявлений от граждан по формально-техническим основаниям, возможность получить в любом суде консультацию о точном адресе суда, которому подведомственно или подсудно данное дело достаточное число адвокатов, причем не только в крупных городах, бесплатность либо символическая плата судебного обжалования решений и действий государственных органов и должностных лиц, возможность для обвиняемых беспрепятственно нанять защитника с соответствующей оплатой его из государственного бюджета с одновременным контролем качества защиты со стороны адвокатского сообщества

Независимость судей:

несменяемость судей, назначение судей на должность на срок не менее 10 лет, высокая оплата судейского труда и высокий уровень социальных гарантий судей, лишение председателей судов административных полномочий в отношении судей, лишение вышестоящих судов административных полномочий в отношении судей нижестоящих судов, введение в состав квалификационных коллегий судей - представителей юридической общественности, не являющихся государственными служащими, в т.ч. научных работников в области права, адвокатов, нотариусов, представителей независимых ННО, журналистов, образование судебных округов и судебных участков с границами, не совпадающими с административно-территориальным делением, недопустимость дополнительного финансирования судебной деятельности судов из средств местных бюджетов, отсутствие влияния местных властей на возможность, сроки предоставления и качество жилищных и бытовых условий жизни судей.

Гарантии состязательности судебного процесса и равноправия сторон:

Твердые процессуальные гарантии обвиняемых и подсудимых и ответственность должностных лиц за их нарушение, укоренение роли прокурора в процессе лишь как одной из сторон, а не как особого органа, надзирающего за судьями, ликвидация всех остатков обвинительной функции суда.

Изменение правового сознания судейского корпуса:

понимание судьей, что он творит правосудие, т.е. справедливость, а не помогает тем или иным государственным органам, понимание судьей, что при рассмотрении дела он не является ступенью в иерархической системе, т.е. творит судебную власть не как подчиненный председателя суда или вышестоящего суда, понимание судьей, что он защитник законных прав и интересов, применение в судебном процессе норм законов с позиций конституционных принципов и норм международного права (права человека - высшая цель, равенство всех форм собственности, равенство прав вне зависимости от имущественного, должностного, социального положения, национальности и вероисповедания и т.п.). Понимание Председателем суда (заместителем Председателя), что они такие же судьи, как и все, а не начальники, чьи указания обязаны соблюдать судьи при рассмотрении дел.

Структурные изменения:

Существование системы хозяйственных судов противоречит принципу единства судебной власти, порождает массу проблем в определении подведомственности, отягощает государственный бюджет. За исключением Российской Федерации все страны СНГ объединили хозяйственные суды с гражданскими судами. Необходимо создавать специализированные суды для несовершеннолетних правонарушителей (ювенальную юстицию).

Совершенно недостаточен для проведения реформы уровень финансирования. Эта причина теснейшим образом связана с первой. Ведь поскольку на судебную деятельность, институты судебной власти смотрели как на рядового бюджетополучателя, которому вечно не хватает денег, постольку и получили в результате ту судебную и правоохранительную систему, которую мы имеем сегодня.

За долгие годы советской власти люди привыкли к одному способу защиты - жаловаться в партийные и советские органы, реже в прокуратуру. К судебной защите прибегали чрезвычайно редко и по очень ограниченному кругу вопросов, как правило, при нарушении трудовых прав. Таким образом, судебная защита для советского человека никогда не была сколько-нибудь значимым способом восстановления нарушенного права. Строго говоря, не было и самих прав. Субъективные права в условиях, когда притязающая на них сторона полностью зависима от государства, не могут считаться правами.

С ликвидацией тоталитарного строя, естественно, ушла и свойственная тоталитарной системе привычная методика защиты прав. Нельзя сказать, что это была эффективная защита, поскольку удовлетворение жалобы зависело не от того, нарушен ли закон, а от массы побочных факторов, влиявших на чиновника, принимавшего решение по жалобе - от его человеческих свойств до политической целесообразности. Тем не менее, эта методика представляется многим сегодня едва ли не верхом справедливости, и сейчас тысячи и тысячи жалоб граждан адресуются Президенту, Омбудсману, органам исполнительной власти на местах и так далее. Но только потому, что правовые способы защиты в сознании граждан не превратились в столь же понятные и привычные, а суды еще не стали блюстителями Закона, независимыми от исполнительной власти.

Почему же так низко субъективное значение суда как главного средства защиты прав? Во-первых, потому, что для многих людей суд представляется все тем же советским учреждением, т.е. полностью зависимым «от начальства». Во-вторых, судебная защита гораздо более сложна с процедурной стороны, однако только она способна восстановить справедливость.

Вот почему жизненно важно для страны, для ее нормального развития не просто проводить судебную реформу, а сделать так, чтобы судебная защита стала очень простым и понятным для каждого человека средством отстоять свой законный интерес. Для этого нужно не только приближение судов к гражданам, но и постоянное разъяснение людям, когда и как они могут прибегнуть к судебной защите, каковы должны быть в деталях их шаги. Таким образом, задача просвещения народа да и самой власти в отношении средств правовой защиты является по масштабу сопоставимой с самой судебной реформой, а точнее, должна входить в нее составной частью.

1 Шершеневич Г.Ф. Общая теория права Т.2 вып. 2,3,4 М., 1995 с. 151 - 160

2 Алексеев С.С. Не просто право-частное право// Известия, 1991, 19 октября.

Он же. Наш шанс// Новый мир, 1993 №4.

3 Рахманкулов Х.Р. Основные направления развития гражданского законодательства Республики Узбекистан. В кн. Актуальные проблемы и тенденции развития гражданского законодательства. Ташкент 2005 С. 94-96.

4 Термин, используемый в статьях Конституции Республики Узбекистан

5 Как УК РУз, так и иные акты законодательства (в частности, акты налогового законодательства и др.) регламентируют ответственность на вещные права государства - налоговые платежи, расход бюджетных средств, приватизационные институты и т.д. Как пример можно привести последствия либерализации уголовного законодательства. В УК внесены существенные изменения, предусматривающие освобождение от наказания в виде лишения свободы в случае, если в установленном порядке возмещен вред, причиненный преступными действиями. В результате «де-факто» обеспечена, прежде всего, защита прав собственности государства.

61 См. Иоффе О.С. обязательственное право. М., 1975. С. 97.

7 Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Общие положения. М. 1998. С. 494

8 См. Шарафутдинов А. Обеспечение законности на предварительном следствии и соблюдение конституционных прав и свобод участников уголовного процесса… в кн. «Современное состояное адвокатуры в странах Центральной Азии: проблемы и перспективы». Ташкент 2003 С. 27-29.

См. Мустафоев Б. Председатель Верховного суда РУз «Укрепление независимости судов – веление времени» Народное слово 24.02.2007г.

Рустамбаев М. «Справедливость – в неуклонной реализации буквы закона». www.centrasia.ru 28.05.2004г.

9 Комментарий к Конституции Республики Узбекистан. - Т.:Адолат,2001. C.105.

3 Концепция по дальнейшему углублению судебно-правовой реформы. (Утверждена на заседании Комиссии Олий Мажлиса РУз по вопросам дальнейшего углубления демократических преобразований и формирования основ гражданского общества в Узбекистане 8 ноября 2002 г.)

4 См.: Миренский Б.А. Мировой опыт суда присяжных // Т. Адвокат.2002.№ 1.С.ЗС-39.





<< предыдущая страница