microbik.ru
1
Окружающая среда.

Окружающая среда - среда обитания и деятельности человечества, окружающий человека природный и созданный им материальный мир. Окружающая среда включает природную среду и искусственную (техногенную) среду, то есть совокупность элементов среды, созданных из природных веществ трудом и сознательной волей человека и не имеющих аналогов в дикой природе. Общественное производство изменяет окружающую среду, воздействуя прямо или косвенно на все ее элементы. Это воздействие и его негативные последствия особенно усилились в эпоху современного мира, когда масштабы человеческой деятельности, охватывающей почти всю географическую оболочку Земли, стали сравнимы с действием глобальных природных процессов. В широком смысле в понятие "окружающая среда" могут быть включены материальные и духовные условия существования и развития общества.

Деградация - процесс, в результате которого снижается способность экосистем поддерживать постоянство качества жизни. Экосистема в самых общих чертах может быть определена как взаимодействие живых организмов с их окружением. Результаты такого взаимодействия на суше - это обычно устойчивые сообщества, т.е. совокупности животных и растений, связанных друг с другом, а также с ресурсами почвы, воды и воздуха. Естественные перемены в экосистемах, как правило, происходят очень постепенно и являются составной частью эволюционного процесса. Однако многие перемены вызваны такими внешними воздействиями, к которым система не приспособлена. Чаще всего эти воздействия связаны с деятельностью человека, но иногда являются результатом природных катастроф.
Экологическое образование

Среди обобщающих разделов современной экологии (биоэкология, геоэкология, техноэкология) в настоящее время главная роль принадлежит социоэкологии. Именно в этом блоке экологических наук сосредоточенные такие важнейшие направления, как экологическое образование, экологическая культура, экологическое право, урбоэкология, экологический менеджмент, экономика природопользования и, в конце, локальная, региональная та глобальная экополитика.

Неоднократно отмечалось на важности для человечества экологического воспитания и образования. Сегодня этой проблеме во всем мире уделяется большое внимание. Можно сказать, что наше время - это период тотального экологического всеобуча, когда основы экологических знаний выкладывают всем, начиная с детского возраста - в школах и институтах, на разных семинарах и курсах, по радио и телевидению - и заканчивая повышением уровня экологического образования руководителей всех рангов во всех странах, на всех континентах.

В развитых государствах разработаны и совершенствуются разные программы и концепции развития экологического образования, программы и планы подготовки специалистов-экологов современного уровня. Буквально за несколько последних лет выдано многих пособий и учебники, научно-популярную и публицистическую литературу, сняты фильмы и разработано рекомендации еколого-образовательного содержания. В большинстве стран мира экология стала обязательной дисциплиной во всех школах и высших заведениях образования, во многих высших учебных заведениях создано кафедры или факультеты экологического профиля, проведено сотни экологических национальных и международных семинаров, конференций, съездов. Большую еколого-просветительскую работу осуществляют во всем мире организации «зеленых», общества из охраны природы, среди них такие известные, как «Гринпис», «Легамбиенте» и другие. Эти важные для цивилизации процессы экологизации сознания населения, формирования нового - экологического мировоззрения, новой - экологической культуры вполне характерные и для Украины.

За последние пять лет в нашем государстве также разработано программы и концепции развития экологического образования и воспитания, выдано пособия и учебники по экологии, создано десятки кафедр и факультетов экологического профиля в институтах и университетах, создавались многие журналы общеэкологического, эколого-экономического, еколого-географического содержания.

Еще в 1975 г. участники Международного семинара по экологическому образованию (Белград, Югославия) предложили глобальную схему экологического образования. В соответствии с этой схемой главной целью экологического образования должно быть формирование в населения планеты осознания того, что возникла жизненно важная глобальная проблема окружающей среды и всего, что с ней связано, осознание того, что об окружающей среде необходимо заботиться и что для этого нужно иметь соответствующие знания, опыт, умение, мотивации и обязательства, как для индивидуальной, так и для коллективной работы ради спасения биосферы и предотвращения будущих экологических катастроф. В 1977 г. на Международной конференции (Тбилиси) задания и цель экологического образования была конкретизирована:

- способствовать четкому осознанию того, что общество развивается при тесных взаимосвязях всех естественных и социальных процессов;

- обеспечить каждому человеку возможность добыть знание, право, опыт и условия их реализации, необходимые для защиты окружающей среды и его улучшения;

- разработать новые алгоритмы поведения отдельного человека, групп людей и общества как единственного целого относительно окружающей среды.

Сегодня активно развиваются как формальное экологическое образование (в школах, высших учебных заведениях, институтах повышения квалификации), так и неформальная (с помощью средств массовой информации, кино, музеев, выставок, мероприятий природоохранных обществ и тому подобное).

Особенное значение развитию экологического образования и культуры придается во всем мире в последние годы, когда стало очевидно, что одними из главных причин невыполнения постановлений международных экологических форумов, соглашений и конвенций по охране природы является именно низкая экологическая культура большинства населения планеты, низкий уровень экологического образования и сознания, в частности лиц, которые принимают важные решения. Во всем мире распространяются такие понятия, как «экологическая философия жизни», «экологические приоритеты», «экологический императив», «экологическая парадигма» (система ценностей, подходов, принципов). Эти понятия обосновываются и используются в системе экологического образования. Сегодня в мире экологическое образование признается одним из основных факторов экологизации всех видов человеческой деятельности. Она рассматривается как самостоятельная и неотложная проблема, как важный инструмент управления, главный рычаг для совершенствования модели производства и потребления с учетом возможностей биосферы. В 2001 г. в нашей стране создано первое специализированное высшее учебное заведение - Одесский государственный экологический университет, базовый из подготовки кадров для Министерства экологии и природных ресурсов Украины. Все это свидетельствует о том, что наша страна находится на правильном пути, направленном на преодоление экологического кризиса.
Охрана атмосферы от загрязнения.

Атмосфера имеет способность самоочищаться, но во многих случаях эта возможность уже исчерпалась. Очистка воздуха от пыли (рекуперация) дает лишь частичный эффект. Необходимые кардинальные меры. Это прежде всего переход на экологически чистые виды энергии, то есть на такие энергоносители, которые ее дают вещественного и теплового (избыточного) загрязнения. АЭС является только частичным полувыходом, поскольку дают дополнительную, к солнечной, теплоту.

Рано или поздно исчерпаются источники органического топлива. Если органическое топливо будет использоваться, как энергоноситель, следует внедрять такие мероприятия:

- увеличивать коэффициент полезного действия энергетических установок;

- экономить энергию;

- совершенствовать очистительные сооружения.

Очищается воздух от газовых примесей тремя способами:

- адсорбции жидкостью;

- адсорбции твердым веществом;

- каталитического превращения.

Адсорбция - самый распространенный способ. Адсорбционные методы основываются на способности тонкодисперсних веществ (активированный уголь, силикагелы, неолиты, пористое стекло) улавливать в газах при определенных условиях те или другие вредные компоненты.

Одной из важнейших проблем современного машиностроения (автомобилестроение) является нетрализация выбросов углекислого газа во время работы двигателей внутреннего сгорания. Большинство специалистов считает, что их необходимо заменить турбинами или переходить на водяное топливо. Для уменьшения загрязнения воздух нужен:

- усовершенствовать технологии производства и сжигания топлива,

- шире применять те виды топлива, которые выделяют меньше серы, пепла и другие вредные вещества;

- установить на всех трубах энергетических пилегазоулавливающих установок, совершенствовать их;

- создать безотходные та малоотходные технологические предприятия;

- переходить на централизованное отопление;

- строить транспортные предприятия за пределами городов;

- переводить городской транспорт на электроэнергию, природный газ;

- озеленение городов и сел, создавать защитные зеленые полосы вдоль транспортных магистралей;

- строго придерживаться правовых норм ответственности за нарушенный общепринятых правил работы промышленных предприятий.
Заключение

Как показывает опыт, предотвратить повреждение окружающей среды всегда намного проще и дешевле, чем пытаться восстановить уже разрушенные экосистемы. По этой причине правительственные программы, объявляющие своей целью «очистку окружающей среды», направлены обычно лишь на ограничение действующих источников загрязнения; что же касается уже произведенного загрязнения, то нейтрализация его эффекта предоставляется самой природе. Действенный контроль за состоянием окружающей среды - одно из главных условий разумного использования природных ресурсов. В некоторых случаях деградация окружающей среды бывает обратимой, и чтобы вернуть систему в исходное состояние, достаточно просто прекратить дальнейшее загрязнение и дать системе очиститься за счет природных процессов. Часто к моменту, когда деградация окружающей среды становится очевидной, соответствующие экосистемы оказываются настолько поврежденными, что восстановить их уже невозможно. Поскольку с ростом численности населения растут и потребности в продуктах питания, жилье и прочее, а освоенное пространство ограниченно, деятельность человека начинает распространяться на такие регионы, которые ранее считались малопригодными для заселения (маргинальными), будучи слишком влажными, или слишком засушливыми, или слишком удаленными. В будущем основная активность в деле охраны природы, видимо, развернется именно в подобных маргинальных экосистемах - в заболоченных и аридных местностях, а также в дождевых тропических лесах.