microbik.ru
1
Окружная педагогическая конференция
ИКТ в начальной школе

МОУ Дмитриевская СОШ

Нефтегорский район

учитель начальных классов

Мещенкова Жанна Владимировна

Современное образование требует новых подходов к развитию образовательной сферы. Иначе говоря, современных детей нужно учить по – современному. Недостаточно академических знаний, нужна техническая квалификация, информационная грамотность. Эта необходимость способствовала возникновению нового вида образования – инновационного, в котором информационные технологии призваны сыграть системообразующую, интегрирующую роль.

Под использованием «новых информационных технологий» в начальной школе следует понимать не обучение адаптированным для начальной школы «основам информатики», а комплексное преобразование «среды обитания» учащегося, создание новых условий для его развития и активной творческой деятельности.

Известно, что именно в младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие умственных способностей ребёнка, закладывается фундамент его дальнейшего интеллектуального развития. Всё большее внимание уделяется информатизации начального образования. Использование компьютера имеет гуманитарный развивающий характер.

В начальной школе учителю приходится затрачивать много сил на поддержание дисциплины и концентрации внимания. Кроме того, невозможно провести урок без привлечения средств наглядности. Часто возникают проблемы – где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь учителю приходит компьютер. С его помощью можно найти изображение любого предмета и в качестве наглядности для поддержания интереса к предмету использовать на любом уроке.

Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме. Самыми часто применяемыми являются: понятийный аппарат и фотографии (репродукции) электронной энциклопедии «Кирилл и Мефодий».

Одним из принципов создания современного урока является принцип фасциации (привлекательности). Этот принцип успешно отражают слайдовые презентации, которые используются на уроках. Уроки с использованием презентаций не следует проводить часто, потому что девиз учителя начальных классов – «Не навредить! Не разучить детей читать!». Тем более что подготовка к проведению урока с использованием слайдовой презентации требует немало умений, личного времени и сил учителя. Зато результат стоит такого труда! Урок получается эмоционально насыщенным, полноценным и ярким. Замечено, что дети, которые не отличаются высокой работоспособностью на обычных уроках, становятся активнее, участвуют в уроке, высказывают своё мнение, пытаются рассуждать. Значит, применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения и активизирует познавательную деятельность обучающихся.

Школа не может обеспечить каждый клас - кабинет компьютером. Поэтому, уроки с использованием ИКТ провожу в компьютерном классе. Но и это обстоятельство имеет свои плюсы: кабинет с десятком компьютеров, смена обстановки, просмотр слайдов через мультимедиапроектор – настоящий праздник для сельских школьников.

В здоровьесберегающем аспекте применение ИКТ – это «витамин», вносящий радость в нелёгкую школьную жизнь ребёнка, развивающий интерес к предмету, помогающий избежать перегрузок.

( Просмотр слайдовой презентации к уроку окружающего мира во 2 классе по теме « Лес – многоэтажный дом» с комментированием, где будет обращено внимание на следующие преимущества использования ИКТ в начальной школе:

- интеграция предметов (окружающий мир и математика),

- использование дифференциации заданий по объёму, возможность индивидуального подхода к ученикам,

- анимации, музыкальное оформление урока, повышающие положительный эмоциональный настрой на уроке,

- возможность управлять познавательной деятельностью учащихся с помощью средств ИКТ,

- высокая плотность урока, оптимизация процесса обучения).
ВЫВОД.

21 век – эпоха информационного общества. Поэтому не только доска и мел должны оставаться основными инструментами учителя.

Применение современных информационных технологий в школе, в том числе, и начальной необходимо.

Компьютер как инструмент, помощник учителя в подготовке и проведении урока, позволяет расширить рамки учебника, сделать урок ярким, насыщенным, запоминающимся, повышающим качество образования.

Использование информационных технологий в процессе обучения младших школьников способствует интенсификации учебного процесса, повышению его эффективности, развитию личности обучаемого, готовит ученика к комфортной жизни в условиях информационного общества.