microbik.ru
1




Ольга ХИНЕВИЧ,

магистр права, юрист Юридической компании «ALTER EGO», г. Донецк
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ СВОБОДЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ
В РАМКАХ ПРАВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА


Ольга ХІНЕВИЧ

ПРАВОВИЙ РЕЖИМ СВОБОДИ НАДАННЯ ПОСЛУГ
У РАМКАХ ПРАВА ЄВРОПЕЙСЬКОГО СОЮЗУ

Исследованы основные понятия и особенности правового режима свободы предоставления услуг в рамках права ЕС, раскрыто понятие «услуги», охарактеризованы признаки услуг в рамках права ЕС, выявлена классификация видов услуг, выявлено понятие свободы предоставления услуг, выделены необходимые условия свободы делового обоснования, проанализировано понятие свободы получения услуг в ЕС, раскрыты общие черты свободы предоставления услуг и свободы движения лиц.

Ключевые слова: свобода предоставления услуг, свобода движения лиц, право Европейского Союза.

Досліджено основні поняття та особливості правового режиму свободи надання послуг в рамках права ЄС, розкрито поняття «послуги», охарактеризовано ознаки послуг в рамках права ЄС, виявлена класифікація видів послуг, виявлено поняття свободи надання послуг, виділені необхідні умови свободи ділового обґрунтування, проаналізовано поняття свободи отримання послуг в ЄС, розкриті загальні риси свободи надання послуг та свободи руху осіб.

Ключові слова: свобода надання послуг, свобода руху осіб, право Європейського Союзу.

Сегодня Украина находится на этапе адаптации норм национального законодательства к нормам европейского законодательства с целью вступления в Европейский Союз и создания единого европейского пространства, в том числе, единого европейского пространства в торговой среде. 1 марта 1998 г. Верховной Радой Украины было ратифицировано Соглашение о Партнерстве и Сотрудничестве между ЕС и Украиной, подписанное 16 июня 1994 г. (далее по тексту – «СПС»), которое устанавливает правовые основы экономических и политических связей между ЕС и Украиной и создает предпосылки ускорения процесса европейской интеграции. Одним из первоочередных этапов процесса интеграции является создание «долговременной благоприятной среды», которая включает в себя создание таких благоприятных экономических условий, как отсутствие каких-либо ограничений прав субъектов хозяйствования третьих стран на свободу осуществления экономической деятельности на общем рынке ЕС путем доступа к свободе оказания и получения услуг. Свобода оказания и получения услуг является основным средством достижения цели создания внутреннего рынка в ЕС и наиболее функционирующим инструментом для обеспечения свободы экономической деятельности в ЕС. 

1 Понятие услуг в рамках права ЕС

Для того чтобы раскрыть понятие «услуга» и дать ему интерпретацию, которую принято использовать при употреблении данного термина в рамках права ЕС, прежде всего, следует обратиться к законодательной базе, которая могла бы содержать изучаемое понятие. Таким нормативным актом является Договор об учреждении Европейского Сообщества (далее по тексту – «Договор»). Понятие «услуги» носит весьма широкий характер. Статья 50 Договора конкретизирует, что именно подпадает под понятие «услуги». Под услугами, в соответствии с Договором [1, ст. 50], подразумеваются услуги, которые обычно предоставляются за вознаграждение, они не регулируются положениями, относящимися к свободному движению товаров, капиталов и лиц. «Услуги» – это понятие собирательное, то есть, его сущность невозможно выявить, основываясь на изложенном выше понятии; для полного осознания понятия «услуг» в праве ЕС необходимо раскрыть его содержание, то есть, выявить внутреннее строение, раскрыть все составляющие, охарактеризовать возможные виды услуг, подпадающие под понятие «услуг» в рамках права ЕС. Под «услугами» обязательно подразумеваются какие-либо действия определенного содержания, направленные на достижение конкретного результата и имеющие целью предоставить данный результат третьим лицам. Услуги включают, в частности, деятельность промышленного характера, деятельность торгового характера, деятельность ремесленников, деятельность лиц вольных профессий.

Таким образом, под «услугами» понимается «осуществление действий, направленных на достижение конкретной цели в пользу третьих лиц за соответствующее вознаграждение». Предполагается, что более полное с точки зрения теоретического аспекта понятие «услуг» будет раскрыто исходя из основных признаков данного понятия.

1.1 Признаки услуг в рамках права ЕС

Под признаками понимаются основные черты, характерные особенности раскрываемого понятия. Признак представляет собой неотъемлемую черту конкретного понятия, при наличии которой данное понятие возможно дифференцировать от других понятий. Наличие или отсутствие конкретного признака позволяет отождествлять или не отождествлять имеющиеся понятия, находить сходные с ними или отличные от них. Признак можно назвать определенным критерием для раскрытия внутренней характеристики исследуемого понятия.

Прежде всего, предлагается обратить внимание на такой специфический признак понятия «услуги», как особый субъект [2, с. 118] предоставления услуг. Лицо, которое предоставляет услуги, может временно осуществлять свою деятельность в другом государстве-члене ЕС на тех же условиях, которые установлены в государстве, резидентом которого оно является, если это не нарушает положений раздела, касающегося права на свободу делового обоснования [1, глава 2]. Т. о., лицо, предоставляющее определенного направления услугу, обязано иметь соответствующие правомочия на осуществление подобного рода услуг в плане наличия соответствующей квалификации и специализации. Данный субъект, характеризующийся в спектре свободы предоставления услуг по праву ЕС, обладает специальным статусом, в соответствии с которым он наделяется правом предоставлять определенного вида услуги в любой из стран, входящих в ЕС, и эта его деятельность будет являться легализированной и обоснованной. Следовательно, главной особенностью субъекта, предоставляющего услуги, как они (услуги) характеризуются в рамках права ЕС, является правомочность данного субъекта.

Следующим важным признаком является экономический характер предоставляемых услуг. Связано это с тем, что услуги предоставляются за вознаграждение. Существуют особенности, касающиеся платности предоставления услуг. Суд содружества установил в деле Bond [3], что вознаграждение не обязательно должно быть получено от непосредственного получателя услуг, а может быть получено от какого-либо третьего лица. Однако, в деле Gravier [4] Cуд Содружества несколько сузил эту норму, утвердив, что студенты не могут пользоваться свободой получения услуг в соответствии со ст. 49 Договора [1], поскольку в соответствии со ст. 50 этого Договора [1] профессиональное образование не подпадает под категорию «услуги», потому что оплачивается государством из публичных средств. С другой стороны, платные образовательные услуги или платные медицинские услуги, такие, как операция для осуществления аборта в деле Grogan [5], могут подпадать под действие ст. 50 Договора.

Необходимо обратить внимание на такой признак услуг, как ограниченность четкой законодательной регламентацией. «Услуги», которые подразумеваются под «свободой предоставления услуг», охватывают далеко не все услуги, а лишь те, в отношении которых существует четкая регламентация в Главе 3 «Услуги» Договора. Так, например, ст. 51 Договора не действует относительно свободы передвижения товаров, капитала, граждан ЕС. Понятие «услуги» не охватывает транспортные услуги (они регулируются отдельным разделом), а также банковские и страховые услуги (они подпадают под раздел о свободном передвижении капиталов). Предоставление аудио и телевизуальных услуг может классифицироваться как предоставление услуг только при наличии факта их пересечения границы государства-члена ЕС. 

На основании изложенного выше можно заключить, что «услуги» в рамках права ЕС имеют следующие признаки: присутствие особого уполномоченного субъекта, экономический характер, исключительно возмездный характер, ограниченный характер, четкую регламентацию.

1.2 Виды и формы услуг в рамках права ЕС

При анализе понятия «услуг» было упомянуто содержание «услуг» и сделана ссылка на то, что «услуги» можно полно и всесторонне охарактеризовать при раскрытии различных видов услуг, которые понимаются при употреблении такого собирательного понятия, как «услуги».

Понятию «услуги» присущ весьма широкий характер. Первоначально определенная классификация услуг была проведена в Договоре о Едином Экономическом Сообществе [6]. Тогда были включены следующие виды услуг:

а) деятельность промышленного характера;

б) деятельность торгового характера;

в) деятельность ремесленников;

г) деятельность лиц свободных профессий.

Анализ литературы и документов нормативного характера показывает [7, с. 75], что «услуги» не ограничиваются приведенным выше перечнем, позднее к ним добавилось еще два вида услуг:

д) туристическая деятельность;

е) радиовещание, включая рекламу на радио.

Из общего перечня услуг с самого начала было исключено предоставление услуг на транспорте. Порядок предоставления этих услуг устанавливается в связи с определением общей транспортной политики сообществ. Либерализация банковских и страховых услуг (как было упомянуто выше), связанных с движением капиталов, должна была осуществляться в соответствии с прогрессирующей либерализацией движения капиталов.

Классификация «услуг» не ограничивается разделением их на виды, подразумевается также и выделение форм. Однако формы касаются «услуг» как таковых, а не «свободы предоставления услуг». Полагается, что вполне приемлемо и целесообразно раскрыть формы свободы предоставления услуг в данной главе, поскольку она подразумевает вопросы классификации. Как правило, выделяются три формы осуществления свободы предоставления услуг. Форма предоставления услуг выступает внешним выражением понятия свободы предоставления услуг. Разграничение между ними далеко не всегда носит четко выраженный характер, но общепринятые критерии сводятся, в основном, к следующему.

Во-первых, выделяется пересечение производителем услуги границы для того, чтобы доставить услугу ее получателю. Существует даже понятие активной, или позитивной, свободы движения услуг, которая проявляется в смене места пребывания производителя услуг.

Во-вторых, в качестве отдельной формы услуг понимаются те случаи, когда получатель услуг направляется через границу к производителю услуг. В таких случаях говорят о пассивной, или негативной, свободе предоставления услуг, реализуемой посредством смены места пребывания получателя услуг.

В-третьих, обособленную группу составляют те виды услуг, которые осуществляются с пересечением границы, но без изменения места пребывания как производителя, так и получателя услуг. Это услуги, оказываемые посредством писем, теле-или радиопередач, телефона, факса, электронной почты и других средств. Речь идет о не персонифицированной свободе предоставления услуг.

На основании выше изложенного можно заключить, что выделяют такие виды услуг: -деятельность промышленного характера;

– деятельность торгового характера;

– деятельность ремесленников;

– деятельность лиц свободных профессий;

– туристическая деятельность;

– радиовещание, включая рекламу на радио.

Также можно выделить такие формы предоставления услуг:

– пересечение производителем услуги границы для того, чтобы доставить услугу ее получателю;

– получатель услуг направляется через границу к производителю услуг;

– услуги, которые осуществляются с пересечением границы, но без изменения места пребывания как производителя, так и получателя услуг.

2 Общая характеристика свободы предоставления услуг в рамках права ЕС

2.1 Понятие свободы предоставления услуг в рамках права ЕС

Свобода предоставления услуг является одной из свобод, которые регламентированы Договором о Едином Экономическом Сообществе (далее по тексту – «Договор о ЕЭС»), наряду со свободой делового обоснования и свободой движения лиц.

Следует обратить внимание на историческое развитие понятия свободы предоставления услуг, ее поэтапного формирования и «ступеньках» реализации на практике.

Свобода предоставления услуг играла и продолжает играть важную роль в формировании и развитии единого внутреннего рынка. Однако ее утверждение в рамках сообществ проходило непросто [7, с. 76]. Хотя о необходимости постепенного, поэтапного перехода к полной реализации свободы предоставления услуг говорилось еще в Договоре о ЕЭС [6], много времени было потеряно не столько по объективным, сколько по субъективным причинам. Прогресс в реализации свободы предоставления услуг происходил значительно медленнее, чем прогресс в осуществлении свободы движения товаров. Ни фирмам, ни физическим лицам не удавалось использовать в необходимой мере провозглашенный принцип свободы предоставления услуг. Дело стопорилось в немалой мере из-за неразвитости правового регулирования свободы. В связи с этим следует особо отметить большую пользу, которую принесли решения Суда европейских сообществ в данной сфере в начале 90-х годов. На эти решения опирались впоследствии многие разрабатываемые документы. В частности, были изданы Информационные сообщения о свободе предоставления услуг, в которых обобщались судебные решения и разъяснялись наиболее сложные и спорные вопросы.

Договор об учреждении Европейского Сообщества регламентирует отношения, связанные со свободой предоставления услуг, однако четкого определения свободы предоставления услуг не содержит, но содержит определение услуг. Т. о., при исследовании понятия «свобода предоставления услуг» уместно говорить о порядке предоставления услуг, поскольку свобода обеспечивается именно за счет особого порядка предоставления. Порядок предоставления услуг в другом государстве ЕС регулируется ст. 59 Договора. Согласно положениям данной статьи должны быть сняты любые ограничения на оказание услуг внутри ЕС в отношении граждан или юридических лиц, учрежденных в ином государстве ЕС, а не в том, где проживает клиент, принимающий услугу. Другими словами, услуга должна быть трансграничена [8]. Например, можно быть зарегистрированным во Франции и учредить филиал в Италии или выехать туда временно для оказания услуги. Другой вариант – можно принимать во Франции итальянцев и оказывать им услуги по месту своей регистрации. Кроме того, важным аспектом в порядке предоставления услуг является то, что услуги по ст. 60 Договора должны быть обязательно возмездные (что было освещено в п. 1.2 индивидуального проекта). Однако касательно не только признака услуги, а именно касательно порядка ее предоставления необходимо обратить внимание на следующее: поскольку услуга возмездная, она приносит прибыль, а значит, услуги должны быть налогооблагаемыми, прибыльными для государства, на территории которого оказываются услуги. Поскольку по принципам общей теории права механизм налогообложения рассматривается в качестве своеобразного контроля со стороны государства, свободу предоставления услуг можно условно наделить таким признаком как наличие государственного контроля. Указанную условность необходимо учитывать, поскольку она носит особый характер, причем не столько контрольный со стороны государства, сколько отчетный со стороны лица, предоставляющего услугу.

Из сделанного выше анализа следует заключить, что свобода предоставления услуг представляет собой особый регламентированный порядок оказания услуг в пределах Европейского Сообщества, предоставляемых за вознаграждение, которое подлежит налогообложению.

2.2 Условия свободы предоставления услуг в рамках права ЕС

При исследовании свободы предоставления в рамках индивидуального проекта следует обратить внимание на условия, которые являются обязательными и необходимыми для соблюдения свободы предоставления услуг.

Прежде всего необходимо исследовать временную определенность, т.е., с какого момента можно считать, что услуги предоставляются. Считается, что предоставление услуг начинается с момента получения надлежащего исполнения услуг одной из сторон правоотношений [2, с.118]. Услуги, которые финансируются из государственных средств, как, например, плата за обучение, не подпадают под действие раздела Договора об учреждении Европейского Сообщества про свободу предоставления услуг. Судом Сообщества установлено, что действие Договора имеет прямое действие, т.е., для применения его норм и положений на практике не обязательно наличие дополнительного акта.

Следующим необходимым условием свободы предоставления услуг является запрет ограничений для субъектов хозяйствования, которые уже имеют место делового обоснования в государстве-члене ЕС. Так, ст. 49 Договора запрещает какие-либо ограничения предоставления услуг субъектами предпринимательской деятельности, которые уде имеют место делового обоснования в государстве-члене ЕС. Судом Сообщества было подтверждено, что ст. 49 Договора имеет две функции: во-первых, предупреждение-исключение национальных ограничений свободы предоставления услуг в ЕС, а во-вторых, обеспечение-поощрение свободы предоставления услуг среди субъектов предпринимательской деятельности. Примером такого поощрения можно считать введение требований относительно взаимного признания профессиональных квалификаций и опыта, необходимого для предоставления определенных услуг в государствах-членах ЕС. Было определено, что на субъекта предпринимательской деятельности, который предоставляет услуги в другом государстве-члене ЕС, распространяются национальные нормы государства относительно организации профессии, квалификации, правил профессиональной этики, надзора за деятельностью и ответственностью.

Следующим необходимым условием применения свободы предоставления услуг в ЕС является требование присутствия «элемента Сообщества». Субъекты предпринимательской деятельности не могут пользоваться свободой предоставления услуг для осуществления экономической деятельности на территории государства-члена ЕС, из которой они происходят. Положения раздела Договора о свободе предоставления услуг запрещают дискриминацию как прямую, так и косвенную, за исключением случая, когда является необходимым соблюдение моральных и этичных принципов или осуществление дисциплинарного контроля в государстве-члене ЕС. 

Одним из условий функционирования свободы предоставления услуг является взаимное признание квалификаций. Законодательство Сообщества не является детально гармонизированным относительно вопросов взаимного признания квалификаций, необходимых для предоставления услуг государствами-членами ЕС. Однако были установлены минимальные требования по признанию квалификаций в «секторных» и «общих» директивах, как, например, требование о взаимном признании квалификации медиков и других профессий. Государство-член ЕС, в котором предоставляются услуги, имеет право на регулирование профессиональных требований исключительно по принципу равенства, т.е., без дискриминации по признаку гражданства.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно выделить следующие необходимые условия свободы делового обоснования:

 временная определенность;

 запрет ограничений для субъектов хозяйствования, которые уже имеют место делового обоснования в государстве-члене ЕС;

 требование присутствия «элемента Сообщества»;

 взаимное признание квалификаций.

3 Общая характеристика свободы получения услуг в ЕС и определения квалификаций лиц, которые представляют услуги

В рамках индивидуального проекта предусмотрен анализ не только свободы предоставления услуг, но и свободы получения услуг, поскольку свобода предоставления подразумевает возникновение соответствующих правомочий. Т. е., предоставленная услуга корреспондируется с получаемой услугой, и, следовательно, свобода предоставления такой услуги корреспондируется со свободой получения такой услуги.

Необходимо учитывать, что в ст.ст. 49, 50 Договора в роли субъектов упоминаются только субъекты предпринимательской деятельности, которые предоставляют услуги, и не урегулировано правовое положение лиц, которые получают услуги.

Граждане ЕС, которые желают получать услуги в государстве ином, нежели государство-член ЕС их постоянного проживания, могут использовать свободу получения услуг в соответствие со ст. Директивы 64/221 [9]. Государство-член ЕС, которое принимает, в соответствии с этой директивой не имеет права устанавливать ограничения, которые препятствуют получению услуг гражданами других государств-членов ЕС. Право свободного передвижения с целью получения услуг подтверждается и в других нормативных актах и литературе при использовании свободы предоставления услуг [8].

Исследование показывает, что раздел Договора о свободе предоставления услуг распространяется как на субъектов предпринимательской деятельности, которые предоставляют услуги, так и на граждан ЕС, которые желают получать эти услуги (туристы, лица, которые путешествуют в целях бизнеса, обучения, получения медицинских услуг) [2, с. 120]. Но лицо-получатель услуг по праву ЕС не может пользоваться тем же объемом льгот, которые гарантируются работникам по законодательству Сообщества. Особенно это касается прав на передвижение семьи получателя услуг. Однако при закреплении в ст. 12 Договора запрета дискриминации устанавливается право на доступность профессиональной подготовки в государстве-члене ЕС для граждан ЕС и право равной платы за профессиональную подготовку для граждан ЕС, поскольку иначе это ограничивает право граждан ЕС на свободное получение услуг в каком-либо государстве-члене ЕС. Одновременно не гарантировано право на получение стипендий и грантов из государственных фондов гражданами ЕС, которые пользуются свободами внутреннего рынка Сообщества.

4 Характеристика отличительных особенностей понятий: свобода предоставления услуг и свобода движения лиц

Свобода предоставления услуг, свобода делового обоснования и свобода движения лиц – это свободы, закрепленные в специальных разделах Договора. Однако их природа дает возможность рассматривать эти свободы, не отделяя одну от другой. Строго говоря, свобода предоставления услуг совершенно не касается свободы передвижения лиц, поскольку эта свобода основана на философии, которая состоит в том, что любой имеет возможность предоставлять услуги на всей территории Сообщества, даже если поставщик этих услуг не пересекает никаких границ [10, с. 207]. Однако на практике те, кто желает предоставлять услуги в другом государстве-члене ЕС, соглашаются для этого путешествовать, и потому им необходимо иметь различные свободы, которые предоставляются с этой целью правом ЕС. К тому же, такой общий подход в определенной степени санкционируется самим правом Сообщества, подтверждением чего являются различные акты законодательства, которые базируются на совокупности положений, которыми регулируются обе свободы в Договоре.

Обе свободы – движения лиц и предоставления услуг – имеют общие признаки [7, с. 76]. Положения, касающиеся свободы предоставления услуг, могут внешне напоминать положения о свободе движения лиц, особенно те, которые говорят о свободе местожительства и экономической деятельности. Общим знаменателем правового регулирования обеих свобод является то, что они направлены на уравнивание в каждом государстве-члене ЕС условий жизни и труда своих граждан и граждан других государств-членов ЕС. 

Но между свободой движения лиц и свободой предоставления услуг имеется существенное различие. Если свобода движения лиц означает постоянное проживание и занятие экономической деятельностью на территории другого государства-члена ЕС, то свобода предоставления услуг подразумевает только такую приносящую вознаграждение деятельность, которая временно осуществляется на территории другого государства-члена ЕС. Поэтому для свободы предоставления услуг характерно ограничение во времени. Если же такое ограничение отсутствует, речь идет о свободе движения лиц.

Таким образом, на основании изложенного выше можно выделить общие черты «двух свобод»:

– присутствуют элементы свободы местожительства и экономической деятельности;

– направлены на уравнивание в каждом государстве-члене условий жизни и труда своих граждан и граждан других государств-членов ЕС. 

Существенное отличие: для свободы предоставления услуг характерно ограничение во времени, что не характерно для свободы движения лиц.
Список использованных источников

1 Договор об учреждении Европейского Сообщества.

2 Введение в право Европейского Союза. Под общ. ред. Петрова Р. А. – Донецк.-Донецкий национальный университет, 2001 г.

3 Дело С-275/92, Custom and Excise Commissioners v. Scyindler and Schindler (1994) ECRI-1039.

4 Дело 293/83, Gravier v. City of Liege (1985) ECR I-593. (1985) 3 CMLR 1.

5 Дело C-159/90, SPUC v. Grogan (1991) ECR I-4685, (1991) 3 CMLR 849.

6 Договор о Едином Экономическом Сообществе (1957 г.).

7 Топорнин Б. Н. Европейское право: Учебник. – М.: Юристъ, 2001. – 456 с.

8 Лекции по истории и праву Европейского Союза. Ильин Ю. Д. //ресурсы Интернет.

9 Директива 64/221 EEC OJ 1964 L56/850.

10 Кернз В. Вступ до права Європейського Союзу: навчальний посібник: – К.: Тов-во «Знання», КОО, 2002. – 381 с.


Ю

ридичний Радник №6 2008