microbik.ru
1
Организация учащегося народа

Г.Б. Наумов

Государственный геологический музей им. В.И. Вернадского, Россия.
Non scholae, sed vitae discimus!

Мы учимся не для школы, а для жизни!

Латинское изречение

«Я глубоко убежден и все более убеждаюсь, что есть единственная возможность сделать культуру прочною - это возвысить массы, сделать для них культуру необходимою» - писал Владимир Вернадский своей жене 07.06.1893

Проблемы образования волновали передовых людей всегда. Волнуют они и сейчас. И не случайно. Темпы развития цивилизации ускоряются. Объем знаний, необходимый для активного функционирования в изменяющемся мире, растет пропорционально. Все это не укладывается в рамки традиционных учебных программ.

Безусловно, учебные программы не могут оставаться неизменными в быстро меняющемся мире. Но что менять, как и для чего? Попытаемся ответить на эти вопросы с позиций ноосферной концепции В.И. Вернадского.

Ноосферный подход


ХХ век, ознаменовавший невиданный дотоле альянс науки и техники, породил и специфическое техническое мышление, пронизавшее не только науку и производство, но и в гуманитарные области общественной жизни, и даже бытовое мышление. Первые его шаги были настолько впечатляющими, что достаточно быстро породили общественные иллюзии всемогущества технического прогресса. Не случайно успешные технические реализации новых научных открытий породили лозунг «покорения природы», быстро охвативший все слои общественного мышления. «Мы не можем ждать милости от природы!».

Только к концу ХХ века началось некоторое отрезвление общественного мышления, поиски выхода из экстремальных ситуаций. Стали усиленно разрабатываться различные экологические проекты. При всем их многообразии все они характеризуются одной общей чертой - общим алгоритмом, построенном на утопии прошлого века и основанном на широко укрепившейся иллюзии всемогущества технического прогресса. Но именно технический прогресс и породил те экологические проблемы, с которыми встретилась цивилизация.

Кардинальный выход намечен в учения В.И. Вернадского о биосфере и ее переходе в сферу разума – ноосферу. Только сейчас во всем мире начинают понимать «все практическое значение его идей».[1]

Очень четко об этом сказал Президент РФ В.В. Путин: "Еще наш соотечественник Владимир Вернадский в начале двадцатого века, создал учение об объединяющем человечество пространстве – ноосфере. В нем сочетаются интересы стран и народов, природы, общества, научное знание и государственная политика. Именно на фундаменте этого учения фактически строится сегодня концепция устойчивого развития".[2]

В отличие от антропоцентрического подхода, ноосфера Вернадского не только часть природы, но и ее порождение, неразрывно с ней связанное. Человек не управляет развитием ноосферы, а только участвует в ее эволюции. Эти отличия в понятиях ноосфера ориентирует на разный способ мышления и на разные практические действия.

«Человечество, взятое в целом - писал Вернадский - не безразлично в стихийных, естественных процессах, идущих на земной поверхности. Оно здесь теснейшим образом связано с другими организмами и совершает с ними вместе огромную определенного рода геологическую работу». Суть этой работы в изменении направления и скорости естественного круговорота элементов. Человек здесь не только часть природы, но и ее порождение, неразрывно с ней связанное. Он не управляет развитием ноосферы, а только участвует в ее эволюции. «Мы имеем здесь типичную картину стихийного геологического, естественного процесса». «Чрезвычайно характерно, что геохимическая роль культурного человечества совершенно соответствует геохимической роли живого вещества».[3]

Концепция ноосферы, охватывает, в конечном счете, все стороны человеческой деятельности. Не последнее место в ней занимает тесное взаимодействие наук естественных и гуманитарных, проблемы просвещения и образования. Развитие общества идет через его культуру, в самом широком понимании этого слова. «Здесь мы видим форму организации производительную, дающую не только охрану культуры и национального существования, но творящую эту культуру, кующую национальную силу. Учащийся народ - основа широкого и мирного развития человечества».[4]

«Искусство по самой сути своей есть отвлечение и всегда имеет дело с общими понятиями, а не с конкретными случаями. Даже в портретах: не любая минута лица, а характер лица и т.п. и т.п. Поэтому абсолют так отражен в искусстве и вечен» [5].

Три ступени образования

С позиций ноосферной концепции образование и просвещение не может сводиться только к совершенствованию школьных программ. Это должен быть непрерывный процесс – «учащийся народ». Условно его можно разделить на три основные этапа:

  • Воспитание должно дать ощущение единства человека с природой.

  • Образование – этап познания фундаментальных принципов природы.



  • Просвещение – понимание и сознательное отношение масс к происходящим событиям.


1. Воспитание. Это фундамент всего дальнейшего поведения и образа жизни. Оно начинается с раннего детства. В семье, в яслях, в детском саду. В этом возрасте человек больше копирует поведение окружающих, чем совершает обдуманные поступки. Но именно в это время неосознанная память создает устойчивые стереотипы, определяющие многое в дальнейшем поведении и способах мышления. В этот период закладываются и воспитываются моральные принципы, действующие в дальнейшем уже на подсознательном уровне.

2. Образование. На этом этапе от начальной до высшей школы включительно закладывается фундамент научного знания полученного человечеством на протяжении своей истории. Дать образование и обучить – не одно и тоже. Узкая специализация для образования – вещь опасная.

Проблемы, которые встают перед подрастающим поколением, тесно связаны с ноосферной концепцией. Принципы взаимосвязи между косным (неживым) живым и социальным началом всего существующего на нашей планете создают ту базу, на которой возможно дальнейшее построение теории «устойчивого развития (sustainable development) цивилизации».

3 Просвещение. Сейчас даже на протяжении одного поколения научное и техническое развитие идет так быстро, наука и техника изменяются столь резко, что невозможно в высшей школе получить знания, достаточные на всю жизнь. Их нужно время от времени возобновлять. Это является одной из характерных особенностей нашего, и будущего времени.

Образование и ноосфера


Возвращаясь к ноосферной концепции, мы должны еще раз напомнить, что ее отличие от техносферы именно в образованности масс, учащегося народа. В конечном счете, все зависит от общей культуры и образованности народа, от способности социума раскрыть творческие возможности своих граждан. Здесь культура личности, как основного составляющего элемента культуры цивилизации, выходит на передний план.

В этом система ноосферного образования на всех отмеченных выше этапах должна сыграть далеко не последнюю роль. Только таким путем возможно глубокое осознание основного вывода концепции ноосферы: будущее человечества, как части единой системы биосферы, зависит от того, когда оно поймет свою связь с Природой (Богом, Высшим Разумом) и примет на себя ответственность не только за развитие общества (к чему стремились все утописты), но биосферы в целом.


1 Vernadsky Vladimir I. The Biosphere New York: Copernicus, 1998, 192 pp.; Lindon H. LaRouche. The Economics of the Noosphere. EIR News Service, Inc, Washington, D.C.,2001.; Grenier E. Vladimir Vernadsky, De la biosphère a la noosphère. Fusion N 89, 2000.

2 Источник - программа "Сегодня" НТВ, 15 ноября 2000 г., 19:00 и 22:00, сюжет Кондратьева

3 Вернадский В.И. Мысли о современном значении истории знаний. // В.И. Вернадский о науке т.1, Дубна: Феникс 1997, С. 131-132.

4 Вернадский В.И. Задачи высшего образования …. «Вестник воспитания», 1913, N 6,

5 Вернадский В.И. Письма Н.Е. Вернадской. М.: Наука, 1991, с.265.