microbik.ru
1 2 3 4
Аннотированная основная образовательная программа по направлению подготовки 081100 Государственное и муниципальное управление

(составлена на основании ФГОС ВПО по направлению подготовки

080200 Менеджмент

Приказ Минобрнауки РФ от 17.01.2011 N 41

«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 081100 Государственное и муниципальное управление (квалификация (степень) "бакалавр")» (зарегистрировано в Минюсте РФ 15.04.2011 N 20502)


1. Название

Бакалавриат по направлению подготовки 081100 Государственное и муниципальное управление
2. Квалификация

Квалификация (степень) выпускника – «Бакалавр»
3. Срок обучения

Срок освоения основной образовательной программы по соответствующей квалификации при очной форме обучения – 4 года
4. Аннотация программы

ООП бакалавриата имеет своей целью развитие у студентов личностных качеств, а также формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 081100 Государственное и муниципальное управление. Для реализации компетентностного подхода предусмотрено широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой. Качественная подготовка в рамках данной образовательной программы обеспечивается научно-педагогическими кадрами, учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, производственной практике, государственной итоговой аттестации. Каждый обучающийся имеет доступ к электронно-библиотечной системе, электронным ресурсам Интернет. Имеется возможность использования в образовательном процессе дистанционных технологий.
5. Виды профессиональной деятельности бакалавра:

  • организационно-управленческая;

  • информационно-методическая;

  • коммуникативная;

  • проектная;

  • вспомогательно-технологическая (исполнительская).



6.Бакалавр подготовлен к решению следующих профессиональных задач:

а) организационно-управленческая деятельность

  • организация исполнения полномочий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

  • участие в разработке и реализации управленческих решений, в том числе правовых актов, направленных на исполнение полномочий;

  • участие в разработке социально ориентированных мер регулирующего воздействия на общественные отношения и процессы социально-экономического развития;

  • участие в процессах бюджетного планирования и оценки эффективности бюджетных расходов;

  • участие в обеспечении рационального использования ресурсов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических и некоммерческих организаций;

  • участие в развитии системы планирования профессиональной деятельности;

  • участие в организации управления персоналом в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации; органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, предприятиях и учреждениях, политических партиях, общественно-политических и некоммерческих организациях;

  • организационное обеспечение деятельности лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации на должностях в государственных и муниципальных организациях и учреждениях организационно-административное обеспечение деятельности государственных и муниципальных предприятий, научно-исследовательских и образовательных организаций в сфере государственного и муниципального управления, политических партий, общественно-политических и некоммерческих организаций;

  • участие в контроле качества управленческих решений и осуществления административных процессов;

  • организация взаимодействия с внешними организациями и учреждениями, гражданами;



б) информационно-методическая деятельность

  • документационное обеспечение деятельности лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации на должностях в государственных и муниципальных организациях и учреждениях, организационно-административное обеспечение деятельности государственных и муниципальных предприятий, научно-исследовательских и образовательных организаций в сфере государственного и муниципального управления, политических партий, общественно-политических и некоммерческих организаций;

  • участие в создании и актуализации информационных баз данных для принятия управленческих решений;

  • информационно-методическая поддержка и сопровождение управленческих решений;

  • сбор и классификационно-методическая обработка информации об имеющихся политических, социально-экономических, организационно-управленческих процессах и тенденциях;

  • подготовка информационно-методических материалов в связи с отдельными вопросами деятельности лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации на должностях вгосударственных и муниципальных организациях и учреждениях организационно-административное обеспечение деятельности государственных и муниципальных предприятий, научно-исследовательских и образовательных организаций в сфере государственного и муниципального управления, политических партий, общественно-политических и некоммерческих организаций;

  • участие в информатизации деятельности соответствующих органов и организаций;

  • защита служебной и конфиденциальной информации, обеспечение открытого доступа граждан к информации в соответствии с положениями законодательства;



в) коммуникативная деятельность:

  • участие в организации взаимодействия между соответствующими органами и организациями с институтами гражданского общества, средствами массовой коммуникации, гражданами;

  • участие в разрешении конфликтов в соответствующих органах и организациях;

  • участие в организации внутренних коммуникаций;

  • участие в обеспечении связей с общественностью соответствующих органов и организаций;

  • содействие развитию механизмов общественного участия в принятии и реализации управленческих решений;

  • поддержка формирования и продвижения имиджа государственной и муниципальной службы, страны и территории на основе современных коммуникативных технологий;

  • участие в подготовке и проведении коммуникационных кампаний и мероприятий в соответствии с целями и задачами государственного и муниципального управления;



г) проектная деятельность:

  • участие в разработке и реализация проектов в области государственного и муниципального управления;

  • участие в проектировании организационных систем;

  • проведение расчетов с целью выявления оптимальных решений при подготовке и реализации проектов;

  • оценка результатов проектной деятельности;


д) вспомогательно-технологическая (исполнительская) деятельность:

  • ведение делопроизводства и документооборота в органах и организациях;

  • осуществление действий, приемов и операций, обеспечивающих оказание услуг физическим и юридическим лицам;

  • технологическое обеспечение служебной деятельности специалистов (по категориям и группам должностей федеральной государственной гражданской и государственной гражданской и муниципальной службы);

  • вспомогательное обеспечение исполнения основных функций органов и организаций, их административных регламентов.


7. Область профессиональной деятельности бакалавров включает:

профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации на должностях в государственных и муниципальных организациях и учреждениях, на административных должностях в государственных и муниципальных предприятиях, в научно-исследовательских и образовательных организациях в сфере государственного и муниципального управления, в политических партиях, общественно-политических и некоммерческих организациях.
8. Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются:

  • федеральные государственные органы, органы власти субъектов Российской Федерации;

  • органы местного самоуправления;

  • государственные и муниципальные учреждения, предприятия и бюджетные организации;

  • институты гражданского общества;

  • общественные организации;

  • некоммерческие организации;

  • международные организации и международные органы управления;

  • научно-исследовательские и образовательные организации и учреждения.



    9. Требования к результатам освоения программы:

В результате освоения данной ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими компетенциями:

Общекультурными компетенциями (ОК):

  • стремлением работать на благо общества (ОК-1);

  • знанием требований профессиональной этики и готовностью поступать в соответствии с этими требованиями; обладанием нетерпимостью к отступлениям от правил этического поведения, в том числе в отношении других лиц; обладанием гражданской ответственностью и требовательностью к соблюдению правил этического поведения (ОК-2);

  • знанием базовых ценностей мировой культуры и готовностью опираться на них в своей профессиональной деятельности, личностном и общекультурном развитии (ОК-3);

  • знанием законов развития природы, общества, мышления и умением применять эти знания в профессиональной деятельности; умением анализировать и оценивать социально-значимые явления, события, процессы; владением основными методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);

  • пониманием содержания, смысла, основных целей, социальной значимости профессии государственного и муниципального управления, стремлением к улучшению этого понимания через использование знаний в своей деятельности (ОК-5);

  • способностью и готовностью к диалогу на основе ценностей гражданского демократического общества (ОК-6);

  • способностью представлять результаты своей работы для других специалистов, отстаивать свои позиции в профессиональной среде, находить компромиссные и альтернативные решения (ОК-7);

  • владением основными способами и средствами информационного взаимодействия, получения, хранения, переработки, интерпретации информации, наличием навыков работы с информационно-коммуникационными технологиями; способностью к восприятию и методическому обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-8);

  • умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; способностью к эффективному деловому общению, публичным выступлениям, переговорам, проведению совещаний, деловой переписке, электронным коммуникациям; способностью использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ОК-9);

  • способностью к работе в коллективе, исполняя свои обязанности творчески и во взаимодействии с другими членами коллектива (ОК-10);

  • владением одним из иностранных языков как средством коммуникации в рамках сложившейся специализированной терминологии профессионального международного общения (ОК-11);

  • владением основными методами защиты персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-12);

  • способностью и готовностью к личностному и профессиональному самосовершенствованию, саморазвитию, саморегулированию, самоорганизации, самоконтролю, к расширению границ своих профессионально-практических познаний; умением использовать методы и средства познания, различные формы и методы обучения и самоконтроля, новые образовательные технологии, для своего интеллектуального развития и повышения культурного уровня (ОК-13);

  • умением критически оценивать информацию, переоценивать накопленный опыт и конструктивно принимать решение на основе обобщения информации; способностью к критическому анализу своих возможностей (ОК-14);

  • способностью принимать участие в разработке управленческих решений и нести ответственность за реализацию этих решений в пределах своих должностных обязанностей, умением оценивать последствия решений (ОК-15);

  • владением навыками самостоятельной, творческой работы; умением организовать свой труд; способностью порождать новые идеи, находить подходы к их реализации (ОК-16);

  • способностью к формированию, поддержанию и использованию конструктивных общефизических и социально-психологических ресурсов, необходимых для здорового образа жизни (ОК-17).

Профессиональными компетенциями (ПК):

организационно-управленческая деятельность

  • знанием основных этапов эволюции управленческой мысли (ПК-1);

  • умением определять приоритеты профессиональной деятельности, эффективно исполнять управленческие решения (ПК-2);

  • умением выявлять проблемы, определять цели, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения (ПК-3);

  • способностью принимать решения в условиях неопределенности и рисков (ПК-4);

  • способностью применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческого решения (ПК-5);

  • способностью принимать участие в проектировании организационных действий, умеет эффективно исполнять обязанности (ПК-6);

  • умением оценивать соотношение планируемого результата и затрачиваемых ресурсов (ПК-7);

  • способностью применять имеющиеся технологии и методы кадровой работы (ПК-8);

  • способностью свободно ориентироваться в правовой системе России (ПК-9);

  • умением правильно применять нормы права (ПК-10);

  • способностью эффективно участвовать в групповой работе на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-11);

  • умением определять параметры качества управленческих решений и осуществления административных процессов, выявлять отклонения и принимать корректирующие меры (ПК-12);

  • способностью использовать основы теории мотивации при решении управленческих задач (ПК-13);

информационно-методическая деятельность

  • наличием навыков составления, учета, хранения, защиты, передачи служебной документации в соответствии с требованиями документооборота (ПК-14);

  • умением разрабатывать проекты нормативных и ненормативных правовых актов, готовить заключения на нормативные правовые акты в соответствии с правилами юридической техники (ПК-15);

  • умением определять социальные, политические, экономические закономерности и тенденции (ПК-16);

  • умением обобщать и систематизировать информацию для создания баз данных, владеет средствами программного обеспечения анализа и моделирования систем управления (ПК-17);

  • умением готовить информационно-методические материалы по вопросам социально-экономического развития общества и деятельности органов власти (ПК-18);

  • умением разрабатывать методические и справочные материалы по вопросам деятельности лиц, на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации на должностях в государственных и муниципальных организациях и учреждениях, на административных должностях в государственных и муниципальных предприятиях, в научно-исследовательских и образовательных организациях в сфере государственного и муниципального управления, в политических партиях, общественно-политических и некоммерческих организациях (ПК-19);

  • способностью анализировать состояние систем и процессов при сопоставлении с передовой практикой (ПК-20);

  • знанием и умением адаптировать лучшие практики зарубежного государственного и муниципального управления к своей профессиональной деятельности (ПК-21);

  • оперированием информацией о ключевых вопросах и технологиях государственного регулирования для четкого и убедительного публичного изложения (ПК-22);

  • способностью адаптировать основные математические модели к конкретным задачам управления (ПК-23);

  • умением применять количественные и качественные методы анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов и организаций (ПК-24);

  • умением моделировать административные процессы и процедуры в органах власти (ПК-25);

  • способностью применять информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности с видением их взаимосвязей и перспектив использования (ПК-26);

  • владением технологиями защиты информации (ПК-27);

коммуникативная деятельность:

  • умением устанавливать и использовать информационные источники для учета потребностей заинтересованных сторон при планировании деятельности органа власти (ПК-28);

  • способностью анализировать, проектировать и осуществлять межличностные, групповые и организационные коммуникации (ПК-29);

  • умением общаться четко, сжато, убедительно; выбирая подходящие для аудитории стиль и содержание (ПК-30);

  • умением находить основы для сотрудничества с другими органами власти, институтами гражданского общества, способностью определять потребности в информации, получать информацию из большого числа источников, оперативно и точно интерпретировать информацию (ПК-31);

  • способностью представлять интересы и официальную информацию органа власти, государственной или муниципальной организации, учреждения при взаимодействии с иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, организациями, институтами гражданского общества, средствами массовой коммуникации, гражданами (ПК-32);

  • умением предупреждать и разрешать конфликтные ситуации при взаимодействии органов власти, институтов гражданского общества, средств массовой коммуникации (ПК-33);

  • способностью выявлять информацию, необходимую для принятия решений, при получении «обратной связи» в профессиональной деятельности (ПК-34);

  • способностью к взаимодействиям в ходе служебной деятельности в соответствии с этическими требованиями к служебному поведению

  • (ПК-35);

  • пониманием основных закономерностей и владением базовыми технологиями формирования общественного мнения (ПК-36);

  • владением медиативными технологиями, умением организовывать, проводить и оценивать эффективность переговоров и примирительных процедур (ПК-37);

  • владением основными технологиями формирования и продвижения имиджа государственной и муниципальной службы (ПК-38);

проектная деятельность:

  • умением выявлять и оценивать проектные возможности в профессиональной деятельности и формулировать проектные цели

  • (ПК-39);

  • способностью использовать современные методы управления проектом, направленные на своевременное получение качественных результатов, определение рисков и управление бюджетом (ПК-40);

  • готовностью участвовать в реализации программ организационных изменений (ПК-41);

  • способностью разрабатывать проекты социальных изменений (ПК-42);

  • наличием навыков разработки проектной документации (ПК-43);

  • способностью оценивать экономические, социальные, политические условия и последствия (результаты) осуществления государственных программ (ПК-44);

вспомогательно-технологическая (исполнительская) деятельность:

  • умением вести делопроизводство и участвовать в ведении документооборота в органах государственной власти, местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях (ПК-45);

  • способностью осуществлять технологическое обеспечение служебной деятельности специалистов (по категориям и группам должностей государственной гражданской и муниципальной службы) (ПК-46);

  • умением осуществлять вспомогательное обеспечение исполнения основных функций в органах государственной власти, местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, их административных регламентов (ПК-47);

  • способностью к адекватной оценке поставленных целей и результатов деятельности (ПК-48);

  • владением методами самоорганизации рабочего времени, рационального применения ресурсов (ПК-49);

  • способностью оценивать свое место в технологии выполнения коллективных задач (ПК-50);

  • умением эффективно взаимодействовать с другими исполнителями (ПК-51).


10. Учебный план

Минобрнауки России

Филиал государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

Вятского государственного гуманитарного университета

081100 Государственное и муниципальное управление



№ п/п


НАИМЕНОВАНИЕ ДИСЦИПЛИН
(в том числе практик) по ФГОС ВПО


Форма контроля

Трудоемкость в зачетных единицах*

Экзамены

Зачеты

1

2

3

4

7

Б.1

Гуманитарный, социальный и экономический цикл

 

 

56

 

Базовая часть

 

 

25

Б.1.1

История

*

 

4

Б.1.2

Философия

*

 

4

Б.1.3

Иностранный язык

*

*

10

Б.1.4

Экономическая теория

*

 *

7

 

Вариативная часть

 

 

31

 

В т.ч. дисциплины по выбору студента

 

 

6

Б.2

Математический и естественнонаучный цикл

 

 

33

 

Базовая часть

 

 

16

Б.2.1

Математика

*




7

Б.2.2

Статистика

 *




4

Б.2.3

Информатика

 

*

2

Б.2.4

Концепции современного естествознания

 

*

3

 

Вариативная часть

 

 

17

 

В т.ч. дисциплины по выбору студента

 

 

2

Б.3

Профессиональный цикл

 

 

131

 

Базовая часть

 

 

61

Б.3.1

Теория управления

 

*

3

Б.3.2

История государственного управления в России

 *




4

Б.3.3

Теория организации

*

 

4

Б.3.4

Управление человеческими ресурсами

*



7

Б.3.5

Исследование социально-экономических и политических процессов

*

 

4

Б.3.6

Государственные и муниципальные финансы

 *




5

Б.3.7

Конституционное право

 

*

3

Б.3.8

Гражданское право






3

Б.3.9

Административное право




*

3

Б.3.10

Трудовое право

*

 

4

Б.3.11

Система государственного управления

 *




4

Б.3.12

Муниципальное управление






4

Б.3.13

Безопасность жизнедеятельности






2

Б.3.14

Деловые коммуникации

 *




4

Б.3.15

Государственная служба и кадровая политика

*




4

Б.3.16

Документационное обеспечение управления




*

3

 

Вариативная часть

 

 

70

 

В т.ч. дисциплины по выбору студента

 

 

32

Б.4

Физическая культура

 

*

2

Б.5

Учебная и производственная практики

 

 

12

Б.6

Итоговая государственная аттестация

 

 

6

 

Всего зачетных единиц

 

 

240

* Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам


11. Аннотированные программы учебных дисциплин

Цикл Б.1. Гуманитарный, социальный и экономический цикл

Базовая часть


  1. ИСТОРИЯ

Требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Общекультурные компетенции: ОК-1

Краткое содержание:

История как наука. Понятие и классификация исторических источников. Методы и принципы изучения истории. Историческое сознание и этапы его развития. Концептуальные модели истории. История России – неотъемлемая часть всемирной истории. Факторы самобытности российской истории.

Этногенез восточных славян. Дискуссии о формировании государственности у восточных славян. Политический строй, социальная структура, внешние связи, духовная жизнь домонгольской Руси. Принятие христианства и его цивилизационные последствия. Причины и последствия феодальной раздробленности. Борьба Русских земель с внешней агрессией в XIII–XV вв. Дискуссии о влиянии Золотой Орды на русское общество.

Предпосылки, особенности и этапы формирования централизованного Российского государства. Борьба за лидерство и выбор цивилизационных альтернатив. Московская Русь: эволюция экономической и политической системы, социальная структура, общественная мысль. Оформление системы крепостного права.

Модернизационные процессы в XVIII–XIX вв. Цивилизационно неоднородное общество. Абсолютистский строй, переход к индустриальному обществу, формирование общественных движений. Судьба реформ и реформаторов.

Россия в конце XIX – начале XX вв.: реформы и революции. Начало становления гражданского общества. Первая мировая война, революционные события 1917 г. и Гражданская война.

Поиск экономической модели социализма, формирование тоталитарного режима, «культурная революция» в СССР.

СССР накануне Второй мировой и Великой Отечественной войн. Страны антигитлеровской коалиции в годы Второй мировой войны: проблемы взаимоотношений.

Новая геополитическая ситуация по окончании Второй мировой войны. «Холодная война». Социально-экономическое и культурное развитие СССР в послевоенные годы, трансформации тоталитарного режима. Нарастание кризисных явлений в жизни советского общества.

«Перестройка» в СССР: замыслы, успехи и проблемы. Попытка государственного переворота в августе 1991 г., Беловежские соглашения, распад СССР.

Постперестройка – смена модели общественного развития. Радикальные рыночные реформы, становление новой государственности, внешнеполитическая деятельность в новой геополитической ситуации.


  1. ФИЛОСОФИЯ

Требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Общекультурные компетенции: ОК-1,ОК-4, ОК-14

Краткое содержание:

Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира.

Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.

Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника.

Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.


  1. ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

Требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Общекультурные компетенции: ОК-11

Краткое содержание:

Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке: основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции.

Лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера.

Понятие дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и другая).

Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единиц.

Понятие об основных способах словообразования.

Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию общего характера без искажения смысла, при письменном и устном общении; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи.

Понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы. Основные особенности научного стиля.

Культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета. Говорение. Диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения. Основы публичной речи (устное сообщение, доклад).

Аудирование. Понимание диалогической и монологической речи к сфере бытовой и профессиональной коммуникации.

Чтение. Виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности.

Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография.


  1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Общекультурные компетенции: ОК-1

Профессиональные компетенции: ПК-16, ПК-22

Краткое содержание:

Введение в экономическую теорию. Блага. Потребности, ресурсы. Экономический выбор. Экономические отношения. Экономические системы. Методы экономической теории. Собственность. Конкуренция и ее виды.

Микроэкономика. Закон предложения, закон спроса, равновесие, рынок, равновесная цена; излишки потребителя и производителя, теории поведения потребителя и производителя (предприятия); монополия, естественная монополия, ценовая дискриминация; олигополия, монополистическая конкуренция, барьеры входа и выхода (в отрасли); сравнительное преимущество; факторы производства, рабочая сила, инфляция и безработица; рынки факторов производства, рента, заработная плата; бюджетное ограничение, кривые безразличия, эффект дохода и эффект замещения. Понятие предприятия, классификация; выручка и издержки; прибыль бухгалтерская и экономическая.

Макроэкономика. Общественное воспроизводство, резидентные и нерезидентные институциональные единицы; макроэкономические показатели: валовой внутренний продукт (производство, распределение и потребление), личный располагаемый доход, конечное потребление, модели потребления, сбережения, инвестиции (валовые и чистые); национальное богатство, отраслевая и секторальная структуры национальной экономики, межотраслевой баланс; равновесие совокупного спроса и совокупного предложения (модель AD-AS), государственный бюджет, его дефицит и профицит, фиксированный и плавающий курсы валюты, паритет покупательной способности; стабилизационная политика; технологические уклады и "длинные волны"; теории экономического роста и экономического цикла. Международные экономические отношения.

Цикл Б.2. Математический и естественнонаучный цикл

Базовая часть

  1. МАТЕМАТИКА

Требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Общекультурные компетенции: ОК-4

Профессиональные компетенции: ПК-32

Краткое содержание:

Линейная алгебра. Аналитическая геометрия. Методы оптимизации. Предел и непрерывность функции одной переменной. Дифференциальное и интегральное исчисление функции одной переменной. Теория функций нескольких переменных. Комбинаторика и вероятность. Случайная величина. Математическая статистика


  1. СТАТИСТИКА

Требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Общекультурные компетенции: ОК-8

Профессиональные компетенции: ПК-17, ПК-18

Краткое содержание:

Раздел 1 «Теория статистики». Предмет, метод, задачи и организация статистики; методы сплошного и выборочного наблюдения социально-экономических явлений и процессов; статистические группировки; методы обработки и анализа статистической информации; метод средних величин; вариационный анализ; корреляционный, индексный методы анализа; анализ рядов динамики; многомерный статистический анализ, статистические методы моделирования и прогнозирования социально-экономических явлений и процессов.



следующая страница >>