microbik.ru
1

Основные этапы создания профессионального имиджа с помощью деловой одежды


1. Осознание необходимости целенаправленного конструиро­вания профессионального имиджа.

2. Определение целей построения имиджа (зачем мне это на­до? Какова основная цель?)

3. Формулировка впечатления (каково то впечатление, которое я хочу произвести?)

4. Формулировка количества и видов необходимых визуальных образов-имиджей.

5. Определение адресата имиджа (для кого?)

6. Выявление субъективных и объективных ограничений имид­жа.

7. Самооценка внешности.

8. Овладение технологией презентации внешности.

9. Поиск девиза-установки для себя.

10. Создание «банка» приемов формирования индивидуального имиджа каждого вида.

11. Предварительное построение образа («разведка боем»).

12. Самооценка успешности «предварительного имиджа», вне­сение корректировок.

13. Отшлифовка профессионального имиджа, формирование гардероба делового человека.


14. Анализ вероятности достижения поставленной цели в карь­ерном росте и выявление причин временного снижения этой вероятности.

15. Внедрение профессионального имиджа.

16. Проверка созданного имиджа практикой делового общения.

17. Дальнейшее совершенствование и развитие профессиональ­ного имиджа.

Источник: Петрова Е.А., Коробцева Н.А. Необходимый имидж или Как произвести нужное впечатление с помощью одежды. - М.: Гном-Пресс, 1999.-С.34.
476 Введение в психологию внешней торговли

ПРИЛОЖЕНИЕ №10

Атрибуты классического (консервативного) стиля для мужчин

и женщин

Выбор деловой одежды, безусловно, индивидуальное решение любого сотрудника внешнеторговой организации. Однако, этот выбор должен быть осознанным, если сотрудник ставит перед собой цель в кратчайшие сроки сделать успешную карьеру. Ниже сформулированы основные принципы в выборе одежды для делового общения, которых должны придерживаться мужчины - сотрудники внешнеторговых организаций.

Покрой делового костюма выбирается в зависимости от типа тело­сложения мужчин. Для клинообразного типа телосложения, для которого характерно, что объем грудной клетки больше бедер на 3-5 см, предпочти­тельным является европейский покрой костюма. Отличительный его при­знак - отсутствие одного или двух разрезов сзади на пиджаке. Для парал­лельного типа телосложения, при котором объемы верхней и нижней час­тей тела приблизительно одинаковы, больше подходит англо-американский покрой костюма. Для него характерно наличие одного или двух разрезов сзади на пиджаке.

При выборке костюмных тканей предпочтение отдается шерсти, хлопку и льну, шелку современной выработки, кашемиру и верблюжьей шерсти. Син­тетические и смесовые синтетически-натуральные ткани популярностью у деловой элиты не пользуются.

Существует некое принятое в деловых кругах ранжирование рисунков на тканях для костюмов. Наиболее предпочтительным рисунком, независимо от направления моды, является ткань с очень узкой, едва различимой бе­лой (или светлого цвета) полоской на расстоянии 1 см. Затем идут ткани однотонные, рисунок в виде «меловой» полоски, шотландка, шотландка «глени», «в елочку», шеврон, «куриная лапка». Костюмная ткань «твид» ис­пользуется для костюмов спортивного покроя.

Цвет делового костюма классического стиля выбирается в зависимости от цветотипа внешности человека. Темно-синий, серый, темно-серый и цвет маренго - наиболее оптимальные цвета для костюмов специалистов всех уровней.

Выбор сорочки к деловому костюму классического стиля зависит от ти­па сложения мужской фигуры: приталенная, полуприталенная или модель­ная, сорочка свободного покроя. Для сорочек предпочтительно выбирать тонко выделанный хлопок, оксфордскую ткань «в мелкую точечку», ткань «тон в тон», ткань «кончик в кончик», оксфордскую ткань в «мелкую сеточ­ку». Рисунок и цвет на тканях для сорочек: в первую очередь однотонные белые, неотбеленные, серые, светло-серые и темно-серые. Затем однотон­ные полоски из мелких точек на белой или неотбеленной основе, деловая клетка. Клетка с различной толщиной полосок и «шотландка» - не популяр-

ПРИЛОЖЕНИЯ 477

ная расцветка для классического стиля топ-менеджеров. Следует придер­живаться правил делового этикета и не использовать для сорочек в класси­ческом стиле рисунки в широкую полоску, с неравномерно расположенными полосами, с полосами разной толщины, «шотландку», «клетку».

Существует пять базовых фасонов (моделей) воротников сорочек: стан­дартный, широко расставленные уголки, уголки на застежке, стандартный (с петлицей), округлый. Имеется прямая зависимость между формой лица и формой (моделью) воротника сорочки. Удачно выбранная в соответствии с индивидуальным строением лица модель воротничка сорочки визуально улучшает форму лица и при необходимости балансирует тяжелую нижнюю челюсть. Очень сильно заостренные длинные воротнички сорочки визуаль­но удлиняют лицо. Круглые воротники сорочек не подходят для лица, в ко­тором доминируют углы. А широко расставленные уголки визуально расши­ряют абрис лица на уровне нижней челюсти.

Галстук - деталь туалета, которая в максимальной степени способна выразить личность специалиста. Существует перечень показателей для выявления отменного качества галстука, которые следует иметь в виду при его покупке: восстановление формы галстука после развязывания узла, ка­чественная подкладка из муслина, ткань галстука сшита из трех кусков, при­знак ручного изготовления - ниточка с узелком со стороны подкладки, гал­стук «не скручивается», если его перекинуть широким концом через ладонь.

Ткани, из которых шьется галстук: натуральный шелк, легкая натураль­ная шерсть, хлопок и лен для весенне-летнего сезона, трикотажные галсту­ки. Галстуки из синтетических тканей не могут быть взяты на вооружение сотрудниками, считающими классический стиль одежды приемлемым для себя.

Идеальным решением для выбора галстука с точки зрения цвета явля­ется подбор его в соответствии с цветом костюма и сорочки. Два цвета в галстуке подбираются в зависимости от цвета костюма и сорочки, а третий цвет может быть контрастным или выбран в соответствии с цветом глаз его владельца. Чем меньше количество цветов и менее заметен рисунок - тем официальнее галстук и тем более он подходит для «строгого» бизнеса, для делового совещания на высшем уровне. Более пастельные тона галстуков используются для светлых, летних деловых костюмов. Но авторитетность облику специалиста при летней, светлой гамме делового костюма в любом случае придаст только темный, галстук. Успешный облик представителя строгого бизнеса не предполагает использование однотонных галстуков красного, черного и белого цветов, а также галстуков из блестящих тканей. Следует избегать также экзотических и «люминесцентных» цветов (раска­ленный розовый, оранжевый или травянисто-зеленый). Следует иметь в виду, что для деловой элиты европейских западных стран наличие более трех цветов в деловом костюме неприемлемо.

478 Введение в психологию внешней торговли

Аксессуары придают лоск и завершенность внешнему облику личности. Мимолетный взгляд, брошенный внимательным партнером на аксессуары бизнесмена, способен многое рассказать ему о происхождении и социаль­ном статусе, о честолюбивых устремлениях, об успешности в бизнесе, о ха­рактере и темпераменте, о чувстве меры и человеческом достоинстве, о степени самосознания и самоуважения.

Лучшие цвета обуви для делового человека - черные, темно-коричневые или натурального цвета дубленой кожи. С летними костюмами в классическом стиле желательно надеть туфли бежевого или серого цве­тов. Идеальной для делового человека моделью обуви принято считать туфли, зауженные к мыску и без ранта. У деловой элиты всегда в моде оксфордские туфли со шнурками без отделки мыска, оксфордские с на­кладным или прямым мыском, а также кожаные туфли с крылообразным мыском и с отделкой дополнительными дырочками вдоль шва, туфли с гладким мыском без шнуровки и отделки.

Не следует одевать в офисе и на деловые встречи многоцветные, лаки­рованные туфли, высокие сапоги, сапоги в стиле «вестерн», туфли «на платформе».

Носки под деловой классический костюм выбирают по цвету как можно темнее, они должны совпадать по цвету с костюмом и туфлями. Выбор нос­ков следует остановить на черном, насыщенном темно-синем, угольно-сером и коричневом цветах. При покупке следует выбирать высококачест­венные, длинные носки с широкой и плотной резинкой. Профессионала-бизнесмена «делают» темные, однотонные, тонкие, гладкие и длинные нос­ки.

Брючный ремень должен быть сделан обязательно из натуральной кожи и хорошего качества. По цвету он гармонирует с цветом брюк и обуви. Ис­ключены авангардные пряжки и заклепки на брючном ремне. Расчет иде­альной длины брючного ремня: на 5 см больше объема талии. Застегивает­ся ремень на среднюю дырочку, а его конец проходит через первую ремен­ную шлевку на поясе брюк, но не доходит до второй. Мода на подтяжки время от времени вводит их в гардероб делового человека. Однако, отсут­ствие пиджака и их демонстрация в рабочей обстановке снижает авторитет личности бизнесмена в сфере внешней торговли.

Форма очков выбирается в зависимости от формы лица и желания под­черкнуть или сгладить его индивидуальную форму: угольную или округлую. Пластмассовая оправа не должна быть темнее цвета волос. А металличе­ская оправа выбирается в зависимости от индивидуального цвета деловой палитры: серебряная -для «зимы» и «лета», золотая -для «весны» и «осе­ни». Для обстановки делового совещания с партнерами по-прежнему не ре­комендуется использовать тональные линзы в очках.

Атташе-кейс или портфель для бумаг выбирается самого темного, базо­вого цвета из цветной палитры предпринимателя. Черный цвет атташе-

ПРИЛОЖЕНИЯ 479

кейса или делового портфеля возможен, хотя он имеет некий «скучный» от­тенок во внешнем облике. Этот аксессуар должен быть из кожи отличного качества и с минимальным количеством отделки.

Количество надетых одновременно на делового человека «драгоценно­стей» - запонки, часы, заколки для галстука, галстучная булавка на воротни­ке сорочки, перстень-печатка, обручальное кольцо - не должно превышать 2-3 наименований в любой деловой ситуации. Следует позаботиться о том, чтобы все надетые изделия были выполнены из одного металла (желтого или белого) в зависимости от «цветотипа» внешности индивида.

Повседневный гардероб, созданный для современной деловой жен­щины, состоит из 5 типов костюмов.

Традиционный костюм, который в цвете, крое и деталях очень похож на мужской костюм. Существуют два варианта такого, как бы «мужского», кос­тюма: крой жакета полностью аналогичен крою мужского пиджака или жа­кет, но без лацканов. Агрессивно-женский костюм выражается в ярком цве­товом решении или в эффектном узоре ткани. Стильно-профессиональный костюм шьется исключительно по фигуре и носится без блузок и топов. Изысканно-женственный костюм отличается тем, что цвет играет первосте­пенную роль. Ткани используются светлых и пастельных тонов. В консерва­тивно-женском костюме присутствуют в идеальном сочетании консерватив­ный крой и лучшие для делового общения насыщенные цвета - «махагон», темно-сливовый, темно-бордовый.

Самая успешная для карьеры и бизнеса деловых женщин цветовая па­литра - синяя (кроме ярких оттенков), ахроматическая (черный, серый и не­отбеленный белый с некоторыми оговорками), натуральная гамма с преоб­ладанием светлых, слабонасыщенных тонов, коричневая гамма с оттенка­ми ржавчины, цвета экологии (песочный, глубокий зеленый). Менее жела­тельны, но допустимы цвета: черного кофе, темный болотно-зеленый, тем­ный морской волны и темно-фиолетовый, темно-синий (бирюзовый).

Рейтинг деловых качеств женщины-предпринимателя повышают сле­дующие сочетания цветов: коричневый с оливковым или зеленым, синий с серым. Значительно понижают рейтинг деловых качеств женщины все яр­кие цвета, а также красный, малиновый, розовый, оранжевый, желтый, ядо­вито-зеленый, лиловый.

Женский деловой костюм должен быть модного покроя, вытянутого, слегка приталенного или прямого силуэта с юбкой той индивидуальной длины, которая подчеркнет или скроет особенности фигуры и форму ног. Наиболее высокий рейтинг деловитости имеет прямоугольная или тре­угольная геометрическая форма пиджака с небольшими плечевыми на­кладками. В жакете лучше иметь «втачной» рукав умеренной ширины и без манжета. Мягкий овальный или шарообразный силуэты и крой «реглан» - не для деловых костюмов бизнес-леди.

480 Введение в психологию внешней торговли

Костюмные ткани лучше выбирать добротные, натуральные, гладкие, с небольшой выработкой, без блестящего эффекта. Ткань «букле» возможна, но плотная. Следует отдавать предпочтение не мнущимся тканям. Для пид­жаков подойдут ткани в малозаметную полоску, неяркую и некрупную клет­ку.

Блузки к деловым костюмам подбираются классического покроя, стро­гие и закрытые. Допустимо использовать под пиджаки блузки-топы, но без явного декольте. Жилет с юбкой и блузкой или юбка и блузка в деловой об­становке для женщины возможны, но такой вариант одежды имеет мень­ший рейтинг деловитости. Женщине-менеджеру в строгом бизнесе на рабо­чем месте не допустимо одеваться в одежду романтического, фольклорно­го, натурально-спортивного или авангардного стилей.

Предпочтительна обувь классического дизайна - туфли-лодочки из ма­товой кожи на среднем каблуке. Для делового имиджа женщине достаточно иметь по паре черных, темно-коричневых и темно-серых туфель. Не допус­тима обувь многоцветная и даже двухцветная, яркая, пестрая, с вычурными каблуками и блестящими украшениями. Белая по цвету обувь не считается деловой даже в летние месяцы и даже при наличии светлого делового кос­тюма. Неприемлемы ни под каким видом туфли без задников (сабо) и с от­крытым мыском. Туфли-шпильки женщина надевает только к вечернему платью. По существующим во всем мире стандартам деловая женщина но­сит колготы или чулки в любое время года.

В подборе украшений деловая женщина придерживается следующих правил:

  • избегает крупных украшений;

  • не использует слишком блестящих и ярких украшений;

  • не надевает динамичные (качающиеся, звенящие) украшения;

  • не носит ювелирные украшения из 2-х или более металлов и несколь­ких видов драгоценных или полудрагоценных камней;

  • избегает носить очевидно дешевые и низкокачественные украшения; не надевает в рабочее время редких, антикварных украшений;

  • использует модную, качественную и дорогую бижутерию, но не более двух предметов одного ансамбля (сета);

  • надевает не более трех ювелирных изделий: кулон (брошь), серьги, кольцо или браслет, серьги, кольцо;

  • помнит о недопустимости одевать одновременно три перстня на одной руке;

  • отдает предпочтение ювелирным изделиям из натурального жемчуга; этот камень на все случаи жизни, в любой обстановке и никогда не под­ведет.

ПРИЛОЖЕНИЯ 481

ПРИЛОЖЕНИЕ №11

Общие правила экипировки менеджеров-мужчин

1. Если у Вас есть выбор и материальная возможность, одевай­тесь богато и престижно по принципу: «чуть лучше, чем коллеги из Вашей социальной группы, и с элементами одежды для той должности, которую Вы намереваетесь занять в будущем».

2. Чистота и опрятность внешнего вида - залог Вашего успеха.

3. Если Вам не известны обстоятельства деловой встречи, одень­тесь более консервативно, чем обычно.

4. Всегда старайтесь одеваться настолько же современно и стиль­но, как и люди, с которыми Вы вступаете в партнерские отноше­ния.

5. Табу на зеленые тона в деловой одежде.

6. Никогда не носите никаких знаков или символов принадлежно­сти к каким бы то ни было организациям или учреждениям (школьные и масонские кольца, клубные и др. галстуки, ассо­циирующиеся с определенными регионами и политическими пристрастиями, религиозные и другие символы веры).

7. Не пользуйтесь никакими средствами для волос, которые при­дают им блеск или делают жирными.

8. Не носите нефункциональные драгоценности (большие перстни с драгоценными камнями и массивные печатки, браслеты и при­чудливые запонки).

9. Не следует носить предметов одежды, которые могут расцени­ваться окружающими как женские.

10. Не снимайте пиджак от костюма без надобности, так как отсут­ствие пиджака визуально ослабляет Ваш авторитет.

11. Постарайтесь, чтобы партнеры и новые коллеги запоминали вас не только за счет безусловного профессионализма, но и вы­держанного в рамках деловой ситуации внешнего облика и вы­разительных аксессуаров, подчеркивающих вашу неповтори­мую индивидуальность.

482 Введение в психологию внешней торговли

ПРИЛОЖЕНИЕ № 12

Рекомендации по формированию позитивного имиджа деловой женщины

На формирование позитивного профессионального имиджа дело­вой женщины высокого должностного ранга (топ-менеджера) оказыва­ют влияние три фактора: силуэт костюма, цвет и цена изделия. Существуют следующие правила, а точнее, ограничения для создания профессиональ­ного имиджа женщин-менеджеров из высших эшелонов власти:

1. Деловая одежда должна быть дорогой, качественной и престиж­ной. Престижность гардероба должна легко «читаться» окру­жающими.

2. Не рекомендуется носить супермодные (авангардные) вещи.

3. Не следует носить трикотажных изделий и костюмов, даже высо­кокачественных.

4. Самая авторитетная расцветка делового костюма - серый в тон­кую полоску.

5. Следует максимально закрывать тело, не оставлять открытой шею, колени, локти.

6. Не следует обтягиваться одеждой, ткани «стрейч» для создания делового облика не используются.

7. Следует подбирать неконтрастные аксессуары - шейные платки, перчатки, сумки, ремни. Эти мелочи могут быть выбраны только в натуральной гамме светлых тонов.

8. Отложной воротничок угловой формы на блузке возможен, но обязательно жесткий, из плотной ткани.

9. Обувь должна быть закрытая, на среднем и высоком, устойчи­вом каблуке.

10. Следует носить кожаный фирменный дамский портфель для де­ловых бумаг.

11. Не следует допускать седины в волосах.

12. Необходимо сознательно подходить к смене цвета волос, отка­зывая себе в удовольствии быть «золотистой блондинкой».

13. Рекомендуется подбирать только строгие прически, никаких «за­витков», «волн» и распущенных по плечам длинным волос.