microbik.ru |
1 ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА Пояснительная записка Настоящая программа предназначена для обучения учащихся 10 (11)-х классов основам менеджмента и рассчитана на 34 часа. Она включает в себя новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах, в частности в ней раскрываются сущность и характерные черты современного менеджмента, краткая история развития менеджмента, его основные понятия и методы. Так как в настоящее время менеджмент приобретает все большую значимость, включенный в программу материал может применяться для различных категорий учащихся. Основной целью данного курса является содействие профессиональному самоопределению учащихся путем приобретения ими специальных знаний, умений и навыков в области менеджмента как особой дисциплины, изучающей процессы управления организациями. В соответствии с данной целью в программу курса включена информация, способная вызвать познавательный интерес у учащихся и представляющая для них несомненную ценность вне зависимости от выбранного ими профиля обучения. Степень обобщенности включенных в программу знаний соответствует основной цели обучения. Цель осуществляется посредством выполнения следующих задан: - познакомить учащихся с основными понятиями теории и практики менеджмента; -формировать у учащихся представление о менеджменте как о сложном комплексном понятии; - развивать творческие и аналитические способности, необходимые для правильного решения управленческих проблем; -формировать навыки и умения конкретной управленческой работы; -воспитывать трудолюбие и предприимчивость. В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать сущность и содержание следующих понятий и процессов: - менеджмент как наука; -этапы развития менеджмента как науки;
-основные элементы организации и процесса управления;
-типы решений, принимаемых менеджером; - методы прогнозирования; -этапы управления трудовыми ресурсами; - классификация операционных систем; -этапы проектирования операционной системы; -элементы управления производством; -понятие комплексного подхода к вопросам производительности. На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:
-различать основные типы структур управления; -составлять структуру управления предприятием; -анализировать влияние факторов внешней и внутренней среды на работу предприятия; -согласно структуре управления предприятия определять обязанности, цели и задачи руководителей разных уровней;
-на конкретных примерах описывать взаимосвязь процессов планирования и контроля;
-определять свою позицию по различным стилям руководства коллективом; -разрешать конфликтные ситуации, используя методы управления ими; -анализировать модель стрессовой реакции; -планировать трудовые ресурсы в ситуации, определенной учителем; -описывать основные подсистемы операционной системы организации; - объяснять взаимосвязь между запросами потребителя и стратегией производства; -анализировать способы повышения конкурентоспособности предприятия. Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств. Для реализации содержания обучения по данной программе основные теоретические положения дополняются и закрепляются практическими работами. Предполагается также использование таких активных методов обучения, как деловая игра, эвристическая беседа, эвристический семинар, проблемное изложение учебного материала, метод проектов. Контроль проводится для определения степени достижения целей обучения, уровня сформированное™ знаний, умений и навыков, а также выявления уровня развития учащихся с целью корректировки методики обучения Выполнение практических работ по завершении каждого раздела программы курса помогает установить степень усвоения материала. Итоговый контроль проводится по окончании занятий в форме тестирования. Все формы контроля направлены на оптимизацию учебного процесса и оказание учащимся содействия в формировании общелогических умений и приемов мышления. Материал программы распределен во времени с учетом его достаточности для качественного изучения основных положений и получения запланированных результатов. Учебно-тематический план
Содержание программы I. Введение Предмет и задачи курса. История развития управленческой мысли в России и за рубежом. Менеджмент в деятельности предприятий. Функции менеджмента. Учащиеся должны знать: -сущность понятия «менеджмент»;
-роль менеджмента в деятельности предприятий;
II. Элементы управления организацией Понятие организации. Формальные и неформальные организации. Сложные организации. Зависимость от внешней среды. Горизонтальное и вертикальное разделение труда. Подразделения. Менеджеры и успешное управление. Суть управленческой деятельности. Роли руководителя. Управленческие функции. Уровни управления. Эволюция управленческой мысли. Внутренняя среда организации, внешняя среда в бизнесе. Социальная ответственность и этика. Учащиеся должны знать: -сущность понятия «организация»; -общие характеристики организаций; -виды организаций; - общие факторы в работе руководителей; -роли руководителя; -управленческие функции; -уровни управления; -этапы развития управления как научной дисциплины; -сущность понятий «внутренняя среда организации», «внешняя среда в бизнесе»;
-определять цели и задачи управления организацией; - различать основные типы структур управления; -составлять структуру управления предприятием, предложенным учителем; -анализировать влияние факторов внешней и внутренней среды на работу предприятия; -согласно структуре управления предприятием, определять обязанности, цели и задачи руководителей разных уровней; - применять на практике нормы деловой этики. III. Коммуникация в управлении Коммуникации. Процесс коммуникации и эффективность управления. Межличностные коммуникации. Организационные коммуникации. Принятие решений. Модели и методы принятия решений. Учащиеся должны знать: -сущность понятия «коммуникации»; - виды коммуникаций; -элементы и этапы процесса коммуникаций; -сущность понятия «обратная связь»; -типы решений, принимаемых менеджером; -этапы рационального решения проблем;
-что эффективностью коммуникаций часто определяется качество решений, принимаемых менеджерами. Учащиеся должны уметь:
IV. Функции управления Стратегическое планирование. Реализация стратегического плана. Организация взаимодействия и полномочия. Построение организаций. Мотивация. Содержание теории мотивации. Контроль. Сущность и смысл контроля. Поведенческие аспекты контроля. Характеристики эффективного контроля. Учащиеся должны знать: -сущность, функции и выгоды стратегического планирования; -этапы стратегического планирования; -характеристики целей;
V. Групповая динамика и стили руководства Групповая динамика. Руководство: власть и личное влияние. Лидерство: стиль, ситуация и эффективность. Управление конфликтами, изменениями и стрессами. Учащиеся должны знать: - основные концепции групповой динамики, касающиеся свойств и развития неформальных организаций; -характеристики неформальных организаций;
-сущность понятий «лидер организации», «влияние», «власть»; -формы власти и влияния;
Учащиеся должны уметь:
-определять свою позицию по различным стилям руководства коллективом; - разрешать конфликтные ситуации, используя методы управления ими; -анализировать модель стрессовой реакции. VI. Обеспечение эффективности деятельности организаций Управление трудовыми ресурсами. Управление производством: создание и функционирование операционной системы. Управление производительностью. Учащиеся должны знать:
-понятие комплексного подхода к вопросам производительности. Учащиеся должны уметь:
-описывать основные подсистемы операционной системы организации;
Литература Для учителя
Для учащихся
62 |