microbik.ru
1


ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
Пояснительная записка
Настоящая программа предназначена для обучения учащихся 10 (11)-х классов основам менедж­мента и рассчитана на 34 часа. Она включает в себя новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах, в частности в ней раскрываются сущность и характерные черты современного ме­неджмента, краткая история развития менеджмента, его основные понятия и методы. Так как в настоящее время менеджмент приобретает все большую значимость, включенный в программу материал может при­меняться для различных категорий учащихся.

Основной целью данного курса является содействие профессиональному самоопределению уча­щихся путем приобретения ими специальных знаний, умений и навыков в области менеджмента как осо­бой дисциплины, изучающей процессы управления организациями.

В соответствии с данной целью в программу курса включена информация, способная вызвать поз­навательный интерес у учащихся и представляющая для них несомненную ценность вне зависимости от выбранного ими профиля обучения. Степень обобщенности включенных в программу знаний соответству­ет основной цели обучения.

Цель осуществляется посредством выполнения следующих задан:

- познакомить учащихся с основными понятиями теории и практики менеджмента; -формировать у учащихся представление о менеджменте как о сложном комплексном понятии;

- развивать творческие и аналитические способности, необходимые для правильного решения уп­равленческих проблем;

-формировать навыки и умения конкретной управленческой работы; -воспитывать трудолюбие и предприимчивость.

В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать сущность и содержание сле­дующих понятий и процессов:

- менеджмент как наука;

-этапы развития менеджмента как науки;

  • роль менеджмента в деятельности предприятий;

  • функции менеджмента;

-основные элементы организации и процесса управления;

  • модели и методы принятия решений; -функции управления;

  • роли руководителя;

  • лидерство;

  • стиль руководства;

  • особенности управления предприятиями малого бизнеса;

  • причины конфликтных ситуаций и пути их разрешения;

  • методы оценки личностных и деловых качеств; -определение социальной ответственности;

  • основные нормы деловой этики;

-типы решений, принимаемых менеджером;

- методы прогнозирования;

-этапы управления трудовыми ресурсами;

- классификация операционных систем; -этапы проектирования операционной системы; -элементы управления производством;

-понятие комплексного подхода к вопросам производительности. На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:

  • определять предмет и задачи курса;

  • формулировать систему качеств, которыми должен обладать современный менеджер; -определять цели и задачи управления организацией;

-различать основные типы структур управления; -составлять структуру управления предприятием;

-анализировать влияние факторов внешней и внутренней среды на работу предприятия; -согласно структуре управления предприятия определять обязанности, цели и задачи руководите­лей разных уровней;

  • применять на практике нормы деловой этики;

  • выделять элементы и этапы процесса коммуникаций в различных ситуациях; -определять решения, типичные для различных функций управления;

  • формулировать проблему в предложенной ситуации и составлять алгоритм ее решения;

  • осуществлять основные этапы процесса построения модели; -применять на практике основные методы принятия решения;

  • определять долговременные и краткосрочные цели предприятия, стратегию и тактику их достижения;

  • распределять функции и делегировать полномочия с учетом особенностей членов коллектива; -анализировать основные теории мотивации;

-на конкретных примерах описывать взаимосвязь процессов планирования и контроля;

  • разрабатывать модель процесса контроля в конкретной организации;

  • работать в малых группах;

-определять свою позицию по различным стилям руководства коллективом; -разрешать конфликтные ситуации, используя методы управления ими; -анализировать модель стрессовой реакции;

-планировать трудовые ресурсы в ситуации, определенной учителем; -описывать основные подсистемы операционной системы организации;

- объяснять взаимосвязь между запросами потребителя и стратегией производства; -анализировать способы повышения конкурентоспособности предприятия.

Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методичес­ких средств. Для реализации содержания обучения по данной программе основные теоретические поло­жения дополняются и закрепляются практическими работами. Предполагается также использование таких активных методов обучения, как деловая игра, эвристическая беседа, эвристический семинар, проблем­ное изложение учебного материала, метод проектов.

Контроль проводится для определения степени достижения целей обучения, уровня сформирован­ное™ знаний, умений и навыков, а также выявления уровня развития учащихся с целью корректировки методики обучения Выполнение практических работ по завершении каждого раздела программы курса помогает установить степень усвоения материала. Итоговый контроль проводится по окончании занятий в форме тестирования. Все формы контроля направлены на оптимизацию учебного процесса и оказание учащимся содействия в формировании общелогических умений и приемов мышления.

Материал программы распределен во времени с учетом его достаточности для качественного изуче­ния основных положений и получения запланированных результатов.

Учебно-тематический план



Тема

Кол-во

п/п

часов

1

2

3

I

Введение

3

1.1

Предмет и задачи курса

1

1.2

История развития управленческой мысли

1

1.3

Функции менеджмента

1

II

Элементы организации и процесса управления




2.1

Понятие организации

1

2.2

Виды организаций

1

2.3

Горизонтальное и вертикальное разделение труда

1

2.4

Подразделения

1

2.5

Управленческая деятельность

1

1

2

3

2.6

Внутренняя и внешняя среда организации

1

2.7

Социальная ответственность и этика

1

2.8

Деловая игра «Управляю производством»




III

Коммуникация в управлении




3.1

Процесс коммуникаций и эффективность управления

1

3.2

Виды коммуникаций

1

3.3

Базовые элементы и этапы обмена информацией

1

3.4

Причины неэффективной коммуникации

1

3.5

Практическая работа «Принятие решений»

1

IV

Функции управления




4.1

Стратегическое планирование

1

4.2

Организация взаимодействия и полномочия

1

4.3

Построение организации

1

4.4

Теория мотивации

1

4.5

Процесс и принципы контроля

1

4.6

Организация внешнего и внутреннего контроля

1

4.7

Практическая работа «Самоконтроль»




V

Групповая динамика и стили руководства




5.1

Групповая динамика

1

5.2

Власть и личное влияние

1

5.3

Понятие и виды конфликтов

1

5.4

Стратегия преодоления конфликтов

1

5.5

Практическая работа «Выбор индивидуального стиля руководства»

1

VI

Обеспечение эффективности деятельности организаций




6.1

Управление трудовыми ресурсами и производством

1

6.2

Создание и функционирование операционной системы

1

6.3

Показатели эффективности управления

1

6.4

Итоговое тестирование

1

Итого:

34

Содержание программы
I. Введение

Предмет и задачи курса. История развития управленческой мысли в России и за рубежом. Менедж­мент в деятельности предприятий. Функции менеджмента.

Учащиеся должны знать:

-сущность понятия «менеджмент»;

-роль менеджмента в деятельности предприятий;

  • функции менеджмента.

  • Учащиеся должны уметь:

  • определять предмет и задачи курса;

  • осуществлять сравнительный анализ рационалистического и ситуационного менеджмента;

  • формулировать систему качеств, которыми должен обладать современный менеджер.

II. Элементы управления организацией

Понятие организации. Формальные и неформальные организации. Сложные организации. Зависи­мость от внешней среды. Горизонтальное и вертикальное разделение труда. Подразделения. Менеджеры и успешное управление. Суть управленческой деятельности. Роли руководителя. Управленческие функ­ции. Уровни управления. Эволюция управленческой мысли. Внутренняя среда организации, внешняя сре­да в бизнесе. Социальная ответственность и этика.

Учащиеся должны знать:

-сущность понятия «организация»;

-общие характеристики организаций;

-виды организаций;

- общие факторы в работе руководителей;

-роли руководителя; -управленческие функции;

-уровни управления;

-этапы развития управления как научной дисциплины;

-сущность понятий «внутренняя среда организации», «внешняя среда в бизнесе»;

  • определение социальной ответственности;

  • основные нормы деловой этики.

  • Учащиеся должны уметь:

-определять цели и задачи управления организацией;

- различать основные типы структур управления;

-составлять структуру управления предприятием, предложенным учителем;

-анализировать влияние факторов внешней и внутренней среды на работу предприятия;

-согласно структуре управления предприятием, определять обязанности, цели и задачи руководи­телей разных уровней;

- применять на практике нормы деловой этики.

III. Коммуникация в управлении

Коммуникации. Процесс коммуникации и эффективность управления. Межличностные коммуника­ции. Организационные коммуникации. Принятие решений. Модели и методы принятия решений.

Учащиеся должны знать:

-сущность понятия «коммуникации»;

- виды коммуникаций;

-элементы и этапы процесса коммуникаций;

-сущность понятия «обратная связь»;

-типы решений, принимаемых менеджером;

-этапы рационального решения проблем;

  • сущность понятия «модель»; -типы моделей;

  • методы принятия решений;

  • методы прогнозирования;

-что эффективностью коммуникаций часто определяется качество решений, принимаемых менед­жерами.

Учащиеся должны уметь:

  • выделять элементы и этапы процесса коммуникаций в ситуациях, предложенных учителем;

  • -определять решения, типичные для различных функций управления;

  • -формулировать проблему в предложенной ситуации и составлять алгоритм ее решения;

  • -осуществлять основные этапы процесса построения модели;

  • применять на практике основные методы принятия решения.


IV. Функции управления

Стратегическое планирование. Реализация стратегического плана. Организация взаимодействия и полномочия. Построение организаций. Мотивация. Содержание теории мотивации. Контроль. Сущность и смысл контроля. Поведенческие аспекты контроля. Характеристики эффективного контроля.

Учащиеся должны знать:

-сущность, функции и выгоды стратегического планирования;

-этапы стратегического планирования;

-характеристики целей;

  • этапы процесса управления реализацией стратегического плана;

  • критерии оценки стратегического плана;

  • -сущность понятия «делегирование полномочий»;

  • -смысл понятия «мотивация»;

  • современные теории мотивации;

  • сущность и смысл контроля;

  • основные виды контроля;

  • поведенческие аспекты контроля;

  • характеристики эффективного контроля.

  • Учащиеся должны уметь:

  • определять долговременные и краткосрочные цели предприятия, стратегию и тактику их достижения;

  • определять лиц, ответственных за реализацию каждой стратегии;

  • распределять функции и делегировать полномочия с учетом особенностей членов коллектива;

  • анализировать основные теории мотивации;

  • на конкретных примерах описывать взаимосвязь процессов планирования и контроля;

  • разрабатывать модель процесса контроля в конкретной организации.

V. Групповая динамика и стили руководства

Групповая динамика. Руководство: власть и личное влияние. Лидерство: стиль, ситуация и эффек­тивность. Управление конфликтами, изменениями и стрессами.

Учащиеся должны знать:

- основные концепции групповой динамики, касающиеся свойств и развития неформальных органи­заций;

-характеристики неформальных организаций;

  • факторы, влияющие на эффективность работы командных групп;

-сущность понятий «лидер организации», «влияние», «власть»;

-формы власти и влияния;

  • стили лидерства;

  • понятие конфликта, типы конфликтов, их причины;

  • -методы управления конфликтной ситуацией;

  • причины стресса;

  • модель стрессовой реакции.

Учащиеся должны уметь:

  • работать в малых группах;

-определять свою позицию по различным стилям руководства коллективом;

- разрешать конфликтные ситуации, используя методы управления ими;

-анализировать модель стрессовой реакции.

VI. Обеспечение эффективности деятельности организаций

Управление трудовыми ресурсами. Управление производством: создание и функционирование опе­рационной системы. Управление производительностью.

Учащиеся должны знать:

  • этапы управления трудовыми ресурсами;

  • сущность понятия «операционная система»;

  • классификацию операционных систем;

  • этапы проектирования операционной системы;

  • элементы управления производством;

-понятие комплексного подхода к вопросам производительности.

Учащиеся должны уметь:

  • планировать трудовые ресурсы в определенной ситуации;

-описывать основные подсистемы операционной системы организации;

  • объяснять взаимосвязь между запросами потребителя и стратегией производства;

  • анализировать способы повышения конкурентоспособности предприятия.


Литература

Для учителя

  1. Алексеев А., Пигалов В. Деловое администрирование на практике. - М., 1993.

  2. Бенвенисте Г. Овладение политикой планирования. - М., 1990.

  3. Васильев Ю.П. Управление развитием производства: опыт США. - М., 1989.

  1. Веснин В.Р. Менеджмент в вопросах и ответах. - М., 2002.

  2. Вершигора Е.Е. Менеджмент. - М., 2002.

  3. Власова Н.И проснешься боссом. - М., 1994.

  4. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. - М., 1982.

  5. Герчикова И.Н. Менеджмент. -М., 1995.

  6. Гражданский кодекс Российской Федерации. - М., 2003.

  1. Доблаев В.П. Сборник учебных материалов по курсу «Теория организаций». - М., 1995.

  2. Килен К. Вопросы управления. -М., 1981.

  3. Лэйхифф Д., Пенроуз Д. Бизнес-коммуникации: Стратегии и навыки. - СПб., 2001.

  4. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М., 1992.

  5. Макаров С.Ф. Менеджер за работой. - М., 1995.

  6. Салимжанов И.Х. Менеджер. - М., 2003.

  7. Уткин Э.А. Управление персоналом в малом и среднем бизнесе. - М., 1996.

  8. Шекшня СВ. Управление персоналом современной организации. - М., 1997.

Для учащихся

  1. Веснин В.Р. Менеджмент в вопросах и ответах. - М., 2002.

  2. Вачугов Д.Д., Кислякова Н.А. Практикум по менеджменту: деловые игры. - М., 1998.

  3. Гражданский кодекс Российской Федерации. - М., 2003.

  4. Герчикова И.Н. Менеджмент. - М., 1995.

  5. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М., 1992.

  6. Салимжанов И.Х. Менеджер. - М., 2003.

  7. Черняк В.З. Введение в предпринимательство. - М., 1999.





62