microbik.ru
1
Михайлов Сергей Анатольевич,

доктор политических наук, профессор

Кафедра международной журналистики

Журналистика, очная форма, 1 курс

2 семестр

2011-2012 уч.г.
ОСНОВЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖУРНАЛИСТА
План лекционных занятий
13 февраля. Технологический фактор в работе СМИ. Подготовка конвергентного текста.

Особенности работы в печатных СМИ. Особенности труда на радио. Особенности работы на телевидении. Особенности работы в информационных агентствах.

20 февраля. Технологический фактор в работе СМИ. Подготовка конвергентного текста.

Особенности труда в компьютерных сетях и базах данных. Глобальная коммуникация. Универсальная подготовка к работе в системе СМИ. «Универсальный текст».

27 февраля. Сотрудничество редакции с аудиторией.

Адресаты журналистских выступлений. Двусторонняя природа массовой коммуникации.

5 марта. Сотрудничество редакции с аудиторией.

Формы вовлечения аудитории в журналистский процесс. Профессиональная культура работы с почтой. Массовая работа с аудиторией.

12 марта. Взаимоотношения редакций и технических служб.

Зависимость СМИ от техники. Технические службы редакции. Технические знания, умения и навыки журналиста. Полиграфия. Радио и телевизионная связь. Распространение изданий.

29 марта. Взаимоотношения редакций и технических служб.

Организация служб генерального директора в странах Западной Европы и США. Получение информации от информационных агентств и по компьютерным сетям.

26 марта. Информационная обстановка в мире.

Схемы информационных порядков: «старый» порядок; «новый» мировой информационный и коммуникационный порядок; «новый новый» порядок; новая информационная стратегия ЮНЕСКО.

2 апреля. Особенности работы журналиста-международника в различных регионах мира.

Региональная специфика практической работы журналиста: страны ЕС; США и Канада; страны арабского мира и Северной Африки; Тропическая Африка; Азиатско-Тихоокеанский бассейн и др.

9 апреля. Особенности работы журналиста-международника в различных регионах мира.

Азиатско-Тихоокеанский регион, Латинская Америка, Австралия, Океания и др.
План практических занятий
9 февраля. Необходимость универсальной подготовки журналиста к работе в СМИ. Особенности работы в печатных СМИ.

16 февраля. Особенности труда на радио.

1 марта. Особенности работы на телевидении.

15 марта. Особенности работы в информационных агентствах.

22 марта. Особенности труда в компьютерных сетях и базах данных.

29 марта. Глобальная коммуникация.

5 апреля. Подготовка «универсального текста». Обсуждение публикаций студентов.

12 апреля. Выпуск газеты «2 Х 2» или альманаха.

19 апреля. Отдел писем в редакции.

26 апреля. Отдел организационно-массовой работы в журнале.

3 мая. Делопроизводство в редакции.

10 мая. Ознакомление с работой технических служб в газете и журнале, на радио и телевидении, в информационных агентствах.

17 мая. Использование основных информационных жанров в российской и зарубежной прессе.

24 мая. Обсуждение опубликованных студентами работ.

15 занятие. «Европейский репортер» - подготовка журналиста к работе за рубежом по принятым в стране пребывания стандартам.

Сравнительный анализ этических и правовых норм журналистской практики в государствах с различными правовыми системами. Саморегулирование СМИ. Омбудсмены по прессе.
Практические занятия ведут: Байчик Анна Витальевна, канд. полит. наук, доцент; Тимченко Инна Святославовна, ст. преподаватель.
Вопросы к экзамену


  1. Специфика работы журналиста в печатных средствах массовой информации.

  2. «Рабочий материал» радиожурналиста и специфика его работы.

  3. Особенности работы журналиста на телевидении.

  4. Работа журналистов в информационных агентствах и требования к оперативности, точности, ответственности.

  5. Журналист, работающий в компьютерных сетях, и круг его компетенции.

  6. Требования к журналисту в условиях глобализации информации.

  7. Основные формы сотрудничества редакции с аудиторией. Суть интерактивности теле- и радиопередач. Примеры из журналистской практики.

  8. Методика подготовки и проведения встречи с читателями.

  9. Роль планирования в работе с аудиторией.

  10. Основные формы и методы учета авторов и активных читателей, слушателей, зрителей.

  11. Появление сетей и их роль в повышении интерактивности. Формы «обратной связи».

  12. Технические знания, необходимые журналисту, работающему в печатных СМИ.

  13. Ориентировочное определение радиуса уверенного приема радиостанции в зависимости от частоты вещания. Особенности иновещания.

  14. Повседневная деятельность тележурналиста и необходимые навыки работы в команде.

  15. Организации распространения печатных изданий.

  16. Интернет и достоверность информации. Проблемы работы в сети.

  17. Регулирование деятельности журналистов в странах с различными политическими системами.

  18. Саморегулирование СМИ. Омбудсмены по прессе. Журналистские организации.

  19. Проблемы правового регулирования международного информационного процесса. Новый информационный и коммуникационный порядок. Стратегия ЮНЕСКО в области массовых коммуникаций.

  20. Система журналистских жанров. Аналитические и художественно-публицистические жанры в России и за рубежом.

  21. Эволюция приемов, методов и средств внешнеполитической информации и пропаганды.

  22. Взаимоотношения редакций и технических служб.

  23. Необходимость универсальной подготовки к работе в СМИ.

  24. Этика журналиста в Европе и Америке.

  25. Международные организации и институты и их роль в выработке и соблюдении международных принципов профессиональной деятельности журналистов.

  26. Особенности сотрудничества журналистов с пресс-службами, отделами по связям с общественностью. Пресс-релиз как источник информации для СМИ.

  27. Правила подготовки пресс-релиза.

  28. Правила проведения пресс-конференций и участие в них журналистов различных СМИ.


Основная литература


  1. Быков А. Ю. Современная зарубежная журналистика: Конспект лекций. Екатеринбург, 2003.

  2. Быкова А. С. Массмедиа стран-членов Европейского Союза. СПб., 2004.

  3. Ким М. Н. Новостная журналистика. Базовый курс. Учебник. СПб., 2005.

  4. Он же. Журналистика. Методология профессионального творчества. СПб., 2004.

  5. Он же. Технология создания журналистского произведения. СПб., 2001.

  6. Он же. Основы творческой деятельности журналиста. СПб., 2010.

  7. Мисонжников Б. Я., Юрков А. А. Основы творческой деятельности журналиста: Учеб. пособие. СПб., 2002.

  8. Михайлов С. А. Современная зарубежная журналистика. Учебник. СПб., 2005.

  9. Он же. История зарубежных СМИ. Учебное пособие. СПб., 2006.

  10. Никонов С. Б. Глобализация и СМИ. СПб., 2006.

  11. Основы творческой деятельности журналиста: Учебник / Ред.-сост. С. Г. Корконосенко. СПб., 2000.

  12. Пую А. С. Журналистика Франции: плюрализм и этатизм. СПб., 2003.

  13. Сапунов В. И. Зарубежные информационные агентства. СПб., 2006.

  14. Севортьян А. Р., Шароградская А. А. Освещение этнического многообразия. Пособие для факультетов журналистики. М., 2005.

  15. Современная зарубежная журналистика: глокализация в практике западноевропейских СМИ. СПб., 2010.

  16. Тимченко И. С. Авторская колонка в современных СМИ. СПб., 2011.


Дополнительная литература


  1. Бодрунова С. С. Современные стратегии британской политической коммуникации. М., 2010.

  2. Блохин И. Н. Журналистика в мире национальных отношений: политическое функционирование и профессиональное участие. СПб., 2008.

  3. Вартанова Е. Л. Медиаэкономика зарубежных стран. - М., 2003.

  4. Вершинин М. С. Политическая коммуникация в информационном обществе. СПб. 2001.

  5. Вулф Т. Новая журналистика и Антология новой журналистики. СПб., 2008.

  6. Герасимов И. В. История публицистики Судана. СПб., 2011.

  7. Михайлов С. А. Курдистан на новом курсе. СПб., 2010.

  8. Он же. Проблемы современной арабской журналистики. СПб., 2008.

  9. Он же. Журналистика стран Северной Европы. СПб., 2003.

  10. Он же. Журналистика стран Балтии. СПб., 2006.

  11. Он же. Журналистика Соединенных Штатов Америки. СПб., 2004.

  12. Литвиненко А. А. Газеты Германии в XXI веке: от кризиса к модернизации. М., 2011.

  13. Лопатин В. Н. Информационная безопасность России: Человек. Общество. Государство. СПб., 2000.

  14. Черных А. Мир современных медиа. М., 2007.