microbik.ru
1
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ НАТУРНЫХ ПОСТАНОВОК (ОДНОФИГУРНЫЕ И ДВУХФИГУРНЫЕ КОМПОЗИЦИИ) НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЖИВОПИСИ
Индюкова Е. Д., старший преподаватель кафедры живописи
Учебные постановки организуются в соответствии с поставленными задачами. Представляется необходимым определить решаемые задачи и характер постановок, в работе над которыми учащиеся решают эти задачи.

Задачи, связанные с изучением конструкции, пластики и особенностей движения человеческого тела подразумевают постановку фигуры в статичном или динамичном положении. Здесь можно выделить различные варианты положения человеческого тела:

  • Фигура в положении стоя (статичная или с динамичным разворотом), как частный случай обозначим такие варианты, как фигура с опорой на обе ноги, фигура в контрапосте, фигура с дополнительной опорой;

  • Фигура в положении сидя (статичная или с динамичным разворотом);

  • Фигура в положении лёжа;

Положение рисующего позволяет решать ракурсные задачи различной сложности, передавая как острые ракурсы, так и более простые положения. Рисование отдельных постановок с различных точек зрения даёт возможность изучить модель со всех сторон. Основными положениями являются следующие:

  • Фас;

  • Три четверти;

  • Профиль;

  • Со спины.

При работе с натурными постановками необходимо очень внимательно отнестись к освещению модели. Освещение может быть как естественное, так и искусственное, оптимально выявляющее характер формы.

Задачи, связанные с изучением особенностей освещения и характера среды, в том числе и колористические, подразумевают организацию следующих постановок:

  • Фигура в условиях естественного освещения;

  • Фигура в условиях искусственного освещения;

  • Фигура в условиях смешанного освещения, как частный случай – модель, расположенная у окна в активном естественном освещении, подсвеченная со стороны тени мягким тёплым светом.

Требуемый характер освещения определяет место проведения занятий:

  • Организация постановки в аудиторных условиях (в интерьере);

  • Организация постановки в пленэре.

Характер естественного и искусственного освещения также может быть различным, что определяет особенности светотени и цветовых отношений, а также общую тональность и колористическое своеобразие изображения. В данном случае необходимо выделить освещение направленное и рассеянное. Положение учащегося в различных относительно освещения зонах: контражур, боковое, трёхчетвертное и фронтальное освещение, позволяет решать комплекс учебно-творческих задач.

Используя особенности освещения, колористические и светлотные особенности фона (драпировки, пространство) можно вычленить несколько типов постановок, отличающихся поставленными для их решения задачами:

  • Светлая фигура на тёмном фоне;

  • Фигура с силуэтом более тёмным чем фон;

  • Фигура с относительно выраженной светотенью (более или менее контрастной) на фоне различной светлоты.

Вместе с тем, для решения колористических задач, необходимы следующие постановки:

  • Фигура на тёплом фоне;

  • Фигура на холодном фоне;

  • Фигура на нейтральном фоне;

  • Фигура на фоне, с использованием контрастных, орнаментированных драпировок;

  • Фигура в пленэре при разных погодных условиях.

При организации учебной постановки немаловажное значение имеет характер модели. Начинать работать предпочтительнее с мужской моделью, как наиболее ясной и понятной с точки зрения конструкции и пластики. Женскую модель желательно вводить позднее, после изучения основных закономерностей строения человеческого тела. Для успешной работы необходимо, чтобы фигура была с хорошими пропорциями, пластически выразительна. Если модель мужская, то, желательно с ясно выраженной мускулатурой. Тон кожи живой модели, различная окрашенность и фактура кожи на разных участках тела, наличие более дифференцированной, мелкой пластики форм, динамичность модели – это типичный ряд условий, вызывающих трудности у учащихся.

Для более результативного пояснения половых и возрастных отличий, создания интересных образов, в качестве натуры используются как мужские, так и женские модели различных возрастных групп. Мужская и женская модель по пропорциям и сложению должны соответствовать половым характеристикам.

При организации тематических интерьерных постановок на преподавателей возлагается задача организации определённой среды в соответствии с выбранной тематикой, интересной как в живописном плане, так и с точки зрения создания художественного образа.

Следует сказать несколько слов и о постановке многофигурных композиций. Тематика этих композиций обычно обусловлена естественным окружением, иногда, особенно для кратковременных этюдов лучше ограничиться темами из повседневной студенческой среды. При необходимости создания более сложных исторических, театральных костюмированных постановок изыскиваются дополнительные возможности, что также стимулирует творческую активность учащихся. Вырисовывается сложная образность постановок, их идеи соответствуют специфике и классификации портрета: интимный, камерный, парадный. В определённых заданиях, студентам даётся свобода в выборе не только живописной техники и формата, но и в плане композиции (изображение фигуры в рост или кадрированно).

Подводя итоги, необходимо сказать, что работа над тематической однофигурной или многофигурной композицией предполагает реализацию не только учебных, но и творческих задач. Это возможно при определённых условиях: умелом владении изобразительными свойствами формы и пространства, знании принципов гармонизации композиционного строя и колористической организации изображения, грамотном использовании живописных материалов и средств изобразительной выразительности. Все эти умения нарабатываются при условии, что, работая над этюдом, учащиеся понимают конечную цель этого процесса – наиболее полное изучение и познание натуры. Все средства обучения должны быть направлены на достижение именно этой цели.

Именно поэтому, чтобы овладеть живописным мастерством, умением видеть и профессионально мастерски изображать окружающий мир, необходимо тщательно, целенаправленно изучать натурный материал и много последовательно работать.