microbik.ru
1 2 3
АННОТАЦИИ РАЗДЕЛОВ

ГОДОВОЙ ОТЧЕТ
"СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В УКРАИНСКОЙ МИЛИЦИИ - 2011 ГОД"



Взаимодействия МВД с общественностью.


В сфере взаимодействия с общественностью МВД Украины заблокировало практически все немногочисленные формы общественного контроля, которые с большими препятствиями были наработаны гражданским обществом в течение 2005-2009 гг. Среди таких форм были: Общественные советы по вопросам обеспечения прав человека при МВД и областных управлениях, постоянно действующие мобильные группы по мониторингу обеспечения прав и свобод человека и гражданина в деятельности ОВД, общественные слушания о соблюдении прав человека в деятельности ОВД.
Правозащитники констатировали, что в течение 2011 г., несмотря на заявления, МВД не обращало внимание на открытые письма, обращения международных организаций, игнорировало попытки дипломатических представительств установить рабочие контакты с министерством в области защиты прав человека. Более того, МВД прибегло к установлению более закрытого режима собственной деятельности. Так 9 июня 2011 г. было издан приказ МВД № 309, которым в милиции был закреплен «Перечень сведений, составляющих служебную информацию в системе Министерства внутренних дел». Этим шагом министерство сделало бесполезными многочисленные информационные запросы общественности, вызванные как неудовлетворительной работой милиции, так и отсутствием надлежащей информации на ведомственных сайтах ОВД.
Данным приказом МВД незаконно засекретило максимум информации, которая до этого была в открытом доступе и использовалась для мониторинга деятельности ОВД со стороны гражданского общества. В перечень закрытой информации, среди прочих, попало: тактика и организация розыска без вести пропавших детей; порядок уничтожения изъятых из незаконного оборота наркотических средств; содержание служебной и профессиональной подготовки личного состава, состояние социально-психологического климата в коллективах ОВД; выполнение планов научной работы научно- исследовательских учреждений МВД. Даже организация пропускного режима в МВД, ГУВД, УВД и высших учебных заведениях в условиях мирного времени приобрела статус практически военной тайны.
Под давлением общественности в сентябре 2011 г. МВД поспешно и тайно создало за 2 недели общественные советы, сформированные преимущественно из лояльных к милиции представителей бизнес-структур, священнослужителей и работников СМИ. Однако такой недемократический и противоправный шаг встретил осуждение со стороны институтов гражданского общества.
В июле 2011 г. две неправительственные организации, Международная Хельсинская Ассоциация по правам человека и Ассоциация УМДПЛ, направили запросы в МВД и 14 областных управлений МВД на проведение общественной экспертизы: в АР Крым, Волынской, Донецкой, Житомирской, Запорожской, Ивано-Франковской, Луганской, Львовской, Одесской, Ровенской, Херсонской и Черниговской областях, городах Киеве и Севастополе. Запросы были оформлены согласно соответствующих постановлений правительства и касались изучения состояния соблюдения прав человека в деятельности подразделений ОВД в сфере борьбы с незаконным оборотом оружия и незаконным оборотом наркотических средств.
Обе неправительственные организации столкнулись с откровенным бездействием со стороны руководителей милицейских подразделений, их непрофессионализмом во взаимодействии с общественностью, неосведомленностью с требованиями действующего законодательства, что стало причиной массового препятствования в проведении общественных экспертиз со стороны руководителей областных управлений.
Своевременно и в полном объеме выполнили требования Порядка проведения общественной экспертизы, только управление МВД в трех областях: Волынской, Ивано-Франковской и Ровенской областях. Еще четыре подразделения - МВД Украины, ГУМВД в АР Крым и Донецкой области, УМВД в Херсонской области - частично предоставили материалы только в отношении экспертизы в области противодействия незаконному обороту наркотических средств.
При этом ГУМВД Украины в Донецкой области поставило рекорд по продолжительности ответа - 52 дня, вместо установленных законом 20 рабочих дней. УМВД Украины в г. Севастополе попросило сделать предоплату за предоставление своей информации в размере 160 грн., а получив их, не прислала ни информации, ни извинений за невозвращенные деньги. Запорожская милиция вообще отказалась предоставлять любые материалы.

Обеспечения права на жизнь, защиту от пыток и жестокого обращения.

Решения Европейского суда («Яременко против Украины», 2008 г.; «Исаева и другие против России», 2005 г.), которые в Украине выступают нормами внутреннего, национального права, требуют от государства не только проводить своевременное и эффективное расследования случаев жестокого обращения, но и сделать это расследование доступным для общественного контроля.
К сожалению, пока практика ОВД Украины построена таким образом, что даже сам пострадавший от незаконных действий сотрудника милиции получает довольно сжатую информацию в случае подтверждения такого факта. Такое положение вещей, несмотря на требования гражданского общества, не спешат исправлять ни ОВД Украины, ни органы прокуратуры. Последние даже отрицают возможность осуществления неправительственными организациями общественного контроля, поскольку считают себя единственной инстанцией, уполномоченной осуществлять все формы контроля в государстве.
В 2011 г. МВД Украины продлило практику провозглашения заявлений о приоритетности прав человека в своей деятельности, не подтверждая это реальными действиями. Были изданы ряд ведомственных нормативных актов, посвященных недопущению случаев пыток и жестокого обращения в деятельности ОВД. Однако, они содержат преимущественно общие, стереотипные фразы о целесообразности проведения совещаний, осмотров служебных помещений, целевых проверок состояния работы, проверок состояния дисциплины и законности, об изучении и обобщении положительного опыта зарубежных государств в сфере недопущения пыток. И никаким образом не упоминается потенциал возможного взаимодействия ведомственного и общественного контроля, возможности использования мобильных групп по мониторингу соблюдения прав человека в деятельности ОВД, экспертного ресурса Общественного совета при МВД.
Несмотря на то, что количество граждан, пострадавших от насилия в течение 2011 года, оценивается в количестве 980 200 человек, а размер ущерба, причиненного преступными действиями сотрудников ОВД, в среднем равен 1 млн. 656 тыс. грн., в органы внутренних дел за 9 месяцев 2011 поступило лишь 2937 заявлений и жалоб граждан относительно незаконных действий работников милиции. Из них 61 жалоба - о фактах пыток и еще 1280 - по фактам избиения. Процент жалоб, которые нашли свое подтверждение, является чрезвычайно малым. Так, частично подтвердились только 2 жалобы относительно пыток (3,2% от жалоб этой категории) и 59 (4,6%) - относительно избиения граждан. Всего же, по данным статистики МВД, в течение 2008-2010 гг за совершение преступлений с использованием насилия было осуждено лишь 221 бывший работник.
Вместе с этим, за 12 мес. 2011 насчитывается не менее 35 летальных случаев, произошедших с гражданами во время их пребывания под юрисдикцией ОВД Украины. При этом областями повышенного риска для жизни человека во время его пребывания в подразделениях ОВД следует признать:
- Киевскую область - 7 смертей (2 в Святошинском райотделе Киева);
- Харьковскую область - 5 смертей (3 самоубийства и 2 смерти, по которым подтверждено, что они произошли в результате пыток и жестокого обращения);
- Донецкую область - 3 смерти;
- АР Крым, Днепропетровскую, Житомирскую, Запорожскую, Кировоградскую и Полтавскую области - по 2 смерти;
- Винницкую, Луганскую, Николаевскую, Херсонскую и Черкасскую области, г. Севастополь - по 1 летальному случаю.
Эксперты правозащитных организаций акцентируют внимание МВД на невыполнении им ряда рекомендаций правительства и гражданского общества, среди которых приоритетное значение имеют общие механизмы контроля за деятельностью подразделений, установление в помещениях ОВД систем видеонаблюдения и автоматической регистрации посетителей, совершенствования процедур рассмотрения жалоб и заявлений граждан на незаконные действия работников ОВД.

Условия содержания под стражей в местах лишения свободы, подчиненных МВД. Работа мобильных групп.

На сегодня в системе органов внутренних дел насчитывается 478 изоляторов временного содержания в 415 из которых (87%) созданы элементарные условия пребывания, оборудованы индивидуальные спальные места, умывальники, санитарные узлы. Удерживаемые лица имеют возможность принимать душ, совершать прогулки на свежем воздухе.
С более 1500 комнат для задержанных и доставленных, которые есть в органах внутренних дел, только 425 (28%) соответствуют требованиям Европейского комитета против пыток и ведомственных нормативных актов.
В структуре органов внутренних дел функционирует 28 специальных приемников для лиц, арестованных в административном порядке и 18 приемников-распределителей для детей.
Для конвоирования задержанных и взятых под стражу лиц органами внутренних дел используется около 700 специальных конвойных автомобилей, значительное количество из которых эксплуатируется сверх установленных сроков, что подвергает опасности как спецконтингент, так и работников милиции.
Почти полное прекращение в 2010-2011 гг деятельности мобильных групп и общественных советов практически лишило общество возможности не только продолжать работу по приведению спецучреждений милиции к европейским стандартам, а и вообще контролировать соблюдение прав граждан в этих местах ограничения свободы, что создало почву для увеличения случаев самоубийств и смертей среди задержанных и админарестованных.
В 2010 году было 28 известных фактов смертей задержанных в органах внутренних дел. За 12 месяцев 2011 года их уже 35. В 2011 году в изоляторах временного содержания ОВД допущено 10 побегов и 17 смертей, из которых 10 самоубийств удерживаемых лиц. Случаи смертей имели место в Ивано-Франковской, Херсонской, Киевской, Полтавской, Харьковской и Черкасской - по одному, в Автономной Республике Крым, Днепропетровской, Житомирской, Николаевской, Запорожской, Донецкой - по два таких случая.
По результатам проверок этих фактов в большинстве случаев ни МВД, ни прокуратура не нашла нарушений со стороны работников милиции. По данным МВД, не подтвердилась ни одна из 14 жалоб о внезапной смерти и ни одна из 16 жалоб по факту самоубийства задержанных лиц. Значит ли это, что МВД действительно считает, будто люди не умирали в изоляторах временного содержания или не совершали самоубийства?
Основными причинами допущенных смертей стало невыполнение требований приказа МВД от 02.12.2008 № 638 в части обязательного проведения надлежащего медицинского осмотра лиц перед помещением в изолятор временного содержания на наличие заболеваний и получения медицинских заключений о возможности содержания в этих учреждениях, назначения нарядов в неполном составе и с неподготовленных работников, которые, в свою очередь, пользуясь бесконтрольностью со стороны начальников ОВД, начальников МОБ, ответственных и их помощников, в результате безответственного отношения к выполнению служебных обязанностей, употребляли спиртные напитки, спали на посту или оставили их, а также отсутствие постоянного контроля за поведением находящихся в камерах.
В 2011 г. за допущенные недостатки в организации службы по охране и конвоированию заключенных под стражу лиц были привлечены к дисциплинарной ответственности около 300 сотрудников ОВД, из них более 90 руководителей, в результате – более 50 - уволены из ОВД.
Мониторинг и беседа с лицами, которые содержались в течение длительного времени в комнатах для задержанных и доставленных, свидетельствуют о наличии довольно распространенных фактов принудительного голодания задержанных лиц, поскольку горячим питанием они обеспечиваются крайне неудовлетворительно. Даже по самым приблизительным подсчетам десятки тысяч граждан, временно лишенных свободы, находясь в комнатах для задержанных и доставленных горрайлинорганов внутренних дел Украины, лишены возможности хотя бы минимально питаться по нормам, утвержденным правительством Украины.

Обеспечения права на свободу и личную неприкосновенность, соблюдения прав человека при проведении задержаний и арестов.

Неукоснительное соблюдение права на свободу и личную неприкосновенность продолжает быть одним из наиболее проблемных вопросов в повседневной деятельности органов внутренних дел Украины.
Официально зафиксированы МВД Украины за 9 месяцев 2011 года факты задержаний 34239 граждан не могут считаться объективными и отражать объем, в котором органы внутренних дел применяют властные полномочия для ограничения свободы граждан. Причиной такого утверждения является отсутствие в МВД данных о количественных показателях таких чрезвычайно распространенных в практике ОВД процедур, как "принудительное доставление" и "административное задержание".
С учетом отсутствия объективной статистики, не вызывают удивления многочисленные жалобы граждан на факты их произвольных задержаний и доставлений в милицейские подразделения. Результаты служебных проверок по этим жалобам показывают, что задержание граждан в неоднократных случаях осуществлялись исключительно на основании целесообразности личных убеждений сотрудников милиции. При этом такие задержания и доставления никак не обусловливались и не предусматривались национальным законодательством. К сожалению, организация работы милиции в 2011 году строилась таким образом, что была далека и от Рекомендаций Комитета Министров Совета Европы (R2001 (10)) от 19 сентября 2001 года относительно руководящих принципов осуществления правоохранительными органами ареста или задержания лица.
Случаев, когда право граждан на свободу и личную неприкосновенность нарушалось вследствие некомпетентности сотрудников ОВД, насчитывается достаточно много. Около 300 нарушений прав и свобод граждан, в отношении которых без соответствующих материалов об административных правонарушениях применялись административные задержания, имели место как минимум в трех районных отделах внутренних дел Львова. Более 100 таких же нарушений имели место в подразделениях внутренних дел Запорожской области. Аналогичные нарушения прав и свобод граждан продолжались практически во всех областях Украины.
При этом за 9 месяцев 2011 года в органы и подразделений внутренних дел Украины от граждан поступило лишь 382 заявления, в которых обжалованы незаконные задержания и аресты, в 613 случаях - незаконные привлечения к мерам административного воздействия, в 81 - случаи, которые произошли с доставленными и задержанными гражданами, из которых 14 внезапных смертей и 16 самоубийств и попыток покончить жизнью в подразделениях милиции.
Обращает на себя внимание отсутствие принятия мер по вышеуказанным заявлениям относительно их проверок в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством Украины. Несмотря на наличие признаков преступлений, в каждом из указанных выше заявлений (превышение власти или служебных полномочий, заведомо незаконное лишение свободы, служебная халатность и т.д.), решение о направлении их по принадлежности в прокуратуру, после сбора материалов доследственных проверок, приняты лишь в 346 случаях , что составляет 31,2%.
Таким образом, 730 заявлений граждан, в которых содержалась информация о возможных злоупотреблениях и нарушениях законодательства сотрудниками милиции, остались без соответствующего рассмотрения в законодательном поле, то есть скрытыми и не рассмотренными компетентными органами. Такой несовершенный, в нарушение действующего законодательства, порядок рассмотрения заявлений о неправомерных действиях работников милиции, способствует дальнейшему распространению фактов нарушений конституционных прав граждан на их свободу и неприкосновенность.

Соблюдение права человека на приватность в деятельности ОВД

Результаты изучения состояния соблюдения милицией права на приватность в 2011 году свидетельствует, что милиция, по-прежнему остается одним из системных нарушителей этого права.
В деятельности ОВД продолжает иметь место довольно распространенная практика несанкционированного проникновения в жилище, проведение в них осмотра с целью изъятия запрещенных к обороту предметов, иногда без всякой мотивации, без наличия неотложных случаев, предусмотренных Конституцией. По-прежнему основная часть изъятий запрещенных к обороту предметов осуществляется с нарушением права человека на неприкосновенность жилища или иного владения лица.
Правомерность проникновений в жилище и проведение в них осмотров, которые в подавляющем большинстве случаев по своей сути является обысками, правоохранители часто мотивируют наличием согласия на такие действия со стороны владельца помещения. Но такие проникновения, обзоры и изъятия предметов осуществляются при отсутствии неотложных случаев, предусмотренных Конституцией, а потому есть основания считать их противоправными и нарушающими право территориальной приватности.
Особенно беспокоит состояние соблюдения территориальной приватности в отношении частных автомобилей. Массовые несанкционированные проникновения в них, обзоры и обыски в них сотрудники милиции проводят, как в своих собственных, используя несовершенство действующего законодательства.
К нарушениям права человека на коммуникационную приватность в деятельности милиции следует отнести несанкционированные снятия информации с каналов связи, снятия аудио и видео информации в жилье и другом владении лица, контроль телеграфно-почтовой корреспонденции и тому подобное. Несмотря на жесткость законных требований, относительно ограничений права на коммуникационную приватность, ГУБОП МВД в 2011 году активно отрабатывались социальные Интернет сети. С этой целью разрабатывались технологии, которые улучшают поиск и использование информации оперативного характера, имеющей строго ограниченный доступ.

Продолжалась практика системного несанкционированного снятия информации с телефонных линий связи, в частности мобильной, что признает также МВД Украины.
В последнее время усилились попытки милиции получить конфиденциальную, в том числе и медицинскую, информацию о лицах с наркотической зависимостью, с применением серьезного давления на Министерство здравоохранения, медицинские учреждения и отдельных врачей. В 2011 году также имели место другие незаконные действия со стороны милиции относительно истребования и накопления информации с элементами личной информации.
По-прежнему в подразделениях ОВД широко практикуется знакомство с частной информацией граждан должностными лицами, не имеющими на это полномочий.
Типичные нарушения права человека на телесную неприкосновенность в деятельности ОВД заключаются, прежде всего, в незаконных личных осмотрах, противоправных принуждениях к прохождению осмотров на состояние опьянения, незаконном проведении дактилоскопии. При этом процедура проведения дактилоскопии на сегодня является крайне устаревшей, носит для лица унизительный и психологически тяжелый характер, основания для осуществления этой процедуры в дактилоскопических картах не указываются, что осложняет процесс доказательства незаконности действий милиции. Однако наиболее распространенным видом нарушения права на телесную неприкосновенность в деятельности милиции является проведение незаконных, систематических личных осмотров с целью изъятия (а иногда и подбрасывание с целью последующего извлечения) запрещенных к обороту предметов.


следующая страница >>