microbik.ru
  1 2 3 4
Раздел 4. Развитие механизмов регулирования и саморегулирования

По участию платформы в инициировании, разработке и согласовании технических регламентов и технологических стандартов, в том числе международных технологических стандартов.

Координатор и представители платформы принимают активное участие в работе Экспертного совета при Министерстве промышленности и Министерстве энергетики РФ и Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия, являются членами рабочей группы межотраслевого совета по техническому регулированию и стандартизации в нефтегазовом комплексе, принимают активное участии в разработке и корректировке Технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» и Технического регламента Таможенного Союза (ЕврАзЭС) «Требования к безопасности автомобильного бензина, дизельного топлива и мазута».

По развитию научно-технической кооперации

Для осуществления кооперации по инициативе участников платформы создан Центр коллективного пользования научным оборудованием «Новые нефтехимические процессы, полимерные композиты и адгезивы» с участием ИПХВ РАН, ИНХС РАН и ОАО ВНИПИнефть, . Факультет фундаментальной физико-химической инженерии МГУ им. М.В. Ломоносова. Согласно Положению о ЦКП на 1 сентября 2011 года в состав ЦКП входят 20 единиц технологического и 22 единицы аналитического оборудования, обеспечивающих проведение исследований по направлениям деятельности ЦКП. Центр осуществляет деятельность в рамках Приоритетных направлений модернизации и технологического развития экономики России «Энергоэффективность и энергосбережение» и «Индустрия наносистем» и критических технологий:

  1. Базовые и критические военные, специальные и промышленные технологии

  2. Технологии производства топлив и энергии из органического сырья

  3. Технологии создания мембран и каталитических систем

  4. Технологии создания и обработки композиционных и керамических материалов

  5. Технологии создания и обработки полимеров и эластомеров

  6. Технологии новых и возобновляемых источников энергии

В 2011 году центр поддержан в рамках мероприятия 5.2 ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направления развития научно-технологического комплекса России на 2007-2013 годы» (ГК № 16.552.12.7001 от «10» октября 2011г.)

По инициативе участников платформы были начаты работы по реализации совместных проектов участников платформ, ряд из которых перечислен в таблице:

Данные по реализации совместных проектов участниками платформы




Наименование работы / проекта

Срок выполнения работы (год начала — год окончания)

Организации — соисполнители

Краткая аннотация

Стоимость работ, млн. руб.

1

2

3

4

5

7




«Разработка технологии наногетерогенного катализатора гидроконверсии гудрона и разработка исходных данных для базового проектирования установки наногетерогенной каталитической гидроконверсии гудрона мощностью 1 млн.т./год

2011-2013

ИНХС РАН,

ОАО «ЭлИНП»; ИПХФ РАН; ИметУрО РАН; ОАО «СвНИИНП»; ОАО «Волжский научно-исследовательский институт углеводородного сырья»

ОАО НК «Роснефть»

РГУ нефти и газа им.И.М.Губкина

В рамках работы отрабатывается технология переработки различных типов тяжелых остатков с применением наноразмерных катализаторов

30




Синтез, наработка опытно-промышленных партий гетерогенного катализатора, исследование каталитических свойств полученного катализатора в алкилирования изобутана олефинами

2011-2012

ИНХС РАН, ОАО Нефтяная компания Роснефть, ОАО АнгарскийЗКиОС

ОАО «ЭлИНП»;

В рамках работ осуществляется разработка нового эффективного катализатора для получения высокооктанового компонента бензина – аликлата. В настоящее время наработана партия оптимального по свойствам катализатора, проводятся исследования процесса

27

Участие платформы в подготовке предложений по тематике и объемам финансирования работ и проектов в сфере исследований и разработок, по которым предполагается привлечение бюджетного софинансирования




Наименование работы / проекта

Срок выполнения работы (год начала — год окончания)

Организации — соисполнители

Группы технологий, к которым относится работа

Источник бюджетных средств (ФЦП, госинституты развития, субсидии и др.)

Объемы выделенных средств бюджетных и внебюджетных источников, млн. руб

1

2

3

4

5

6

7




Разработка современной высокоэффективной конкурентоспособной технологии совместной переработки и утилизации нефтяных фракций и полимерных отходов в моторные топлива и ценные продукты нефтехимии" -

2011-2012

ИНХС РАН, ЗАО ЭлИНП

Процессы и катализаторы переработки тяжелых нефтей и остатков

ФЦП исследования и разработки

9,8/2,46




Разработка основ производства синтез-газа в составе модульных комплексов конверсии попутного газа в синтетическую нефть

2011-2012

ИНХС РАН

Процессы и катализаторы переработки попутного и природного газа

ФЦП исследования и разработки

9,8/2,46




«Проведение проблемно-ориентированных поисковых исследований по маршрутам переработки вторичных ресурсов в водородсодержащие газы с применением гибридных мембранно-адсорбционных методов для их кондиционирования»

2011-2012

НИЦ Курчатовский институт, ИНХС РАН

Процессы и катализаторы переработки попутного и природного газа

ФЦП «Исследования и разработки»

9/3




Разработка инновационной технологии переработки природного газа в низшие олефины

2011-2012

ИНХС РАН, ЗАО ЭлИНП

Процессы и катализаторы переработки попутного и природного газа

ФЦП исследования и разработки

91/90

Работы, которые предлагаются к финансированию




Разработка инновационной технологии переработки ПНГ в легкий газовый конденсат и моторные топлива

2012-2013

ИНХС РАН, ЗАО ЭлИНП, ОАО АнЗКНК Альянс

Процессы и катализаторы переработки попутного и природного газа

ФЦП исследования и разработки

117/110




Разработка ресурсоэффективного технологического процесса получения зимних и арктических дизельных топлив на основе наноструктурированных цеолитных материалов

2012-2013

ИК СО РАН, ВНИИ НП, РУНиГ

ИНХС РАН, ОАО ЭлИНП

ВНИПИнефть

Процессы и катализаторы получения экологически чистых моторных топлив

ФЦП исследования и разработки

100/100

По подготовке платформой предложений по уточнению направлений и принципов поддержки государственными институтами развития научно-технической и инновационной деятельности

Подготовлен и представлен пакет предложений в фонд Сколково по результатам работы конференции «Энергоэффективность и энергосбережение». Ряд проектов, в частотности, проект по превращению природного газа в олефины прошли одобрение экспертным советом.

Представители платформы принимали активно участие в разработке Плана развития газо- и нефтехимии страны на период до 2020 года. Работа над разделом научной и образовательной поддержки плана с участием Платформы. Платформа рассматривается в качестве одного из основных институтов, обеспечивающих выработку приоритетов в области научных исследований при поддержке плана.

Координатор и участники платформы являются одними из разработчиков Генеральной схемы развития нефтяной отрасли на период до 2020 года.

По содействию реализации программ инновационного развития крупных компаний с государственным участием, в том числе в части привлечения вузов, научных организаций, предприятий малого и среднего бизнеса.

Предложен ряд проектов в ПИРы компаний Роснефть, Газпром. Часть из них включена в указанные программы.

По подготовке платформой предложений по развитию законодательных инициатив

Бюро ТПГПУР инициировало работу по сбору предложений комплекса законодательных инициатив и анализу поступивших предложений. Была разработана специальная форма для опроса участников платформы. Обобщенный вариант результатов анализа представлен ниже.

Комплекс законодательных инициатив,

предложенных технологической платформой

«Глубокая переработка углеводородных ресурсов»

  1. Введение в положения о закупках в крупных нефтяных компаниях наличия инноваций как важного критерия при формировании заказа и отборе исполнителя.

  2. Увеличение значимости критерия качества и квалификации при конкурсном отборе исполнителя в рамках конкурсных процедур компаний с госучастием.

  3. Создание фонда поддержки развития отечественных технологий глубокой переработки углеводородных ресурсов. Отчисление компаниями 10% от стоимости контракта по закупке зарубежной технологии, имеющей отечественные аналоги, в том числе прошедшие стадию ОКР.

  4. Предоставление государственных гарантий по контрактам по внедрению передовых российских технологий в компаниях нефтегазового комплекса.

  5. Субсидирование процентных ставок по кредитам, предоставляемым российскими государственными институтами развития и организациями банковского сектора для внедрения отечественных инновационных технологий. Цель – создание условий привлечения заемных средств для российских производителей не хуже, чем у зарубежных конкурентов.

  6. Предоставление налоговой льготы по НДС (100%-е списание) в случае выполнения работы в рамках реализации стратегической программы исследований технологической платформы.

  7. Формирование тематики планов госзакупок профильных ФОИВ (Минэнерго России, Минпромторг России, Минобрнауки России и др.) с учетом предложений технологических платформ.

  8. Господдержка создания центров демонстрационных и пилотных комплексов (для апробации и масштабирования отечественных разработок в области глубокой переработки углеводородных ресурсов).

  9. Поддержка долгосрочного научно-технологического прогнозирования на базе технологических платформ

  10. Учет приоритетов развития технологий глубокой переработки углеводородных ресурсов, выработанных с участием государства и бизнеса в рамках технологической платформы, при распределении базового финансирования научных организаций и грантов на фундаментальные исследования.

  11. Разработка критериев степени (уровня) готовности технологии к внедрению в производство.

  12. Освобождение от таможенных пошлин и НДС оборудования и материалов, ввозимых на территорию России для проведения исследований и разработок, и не имеющих российских аналогов по потребительским свойствам.

  13. Улучшение таможенного администрирования с целью сокращения сроков и упрощения прохождения таможенных процедур для оборудования и материалов, ввозимых на территорию России для проведения исследований и разработок.

  14. Стимулирование развития отечественных технологий и производств в области глубокой переработки углеводородных ресурсов за счет регулирования экспортных и импортных тарифов.

  15. Государственная поддержка развития инжиниринговых компаний при условии их участия в разработке и внедрении отечественных технологий глубокой переработки углеводородных ресурсов.

  16. Отнесение на себестоимость продукции суммы в 250% от величины фактически понесенных затрат на НИОКР, выполненных по приоритетным направлениям техплатформ (обоснование: работы направлены на решение особо важных для развития сектора задач).

  17. Работы, выполненные компаниями с госучастием, квалифицируются как НИОКР только при одобрении профильной секции экспертного совета ТП Рабочей группы  по развитию частно-государственного партнерства в инновационной сфере.

  18. Связанное кредитование проектов модернизации российских НПЗ (использование опыта мировых лидеров для возвращения рынка)

  19. Поддержка развития проектных и инжиниринговых компаний

  20. Участие ГК  «Роснанотех» в создании новых и модернизации существующих катализаторных производств

  21. Инфраструктурная поддержка в создании центра независимых испытаний и сертификации с парком опытных установок

  22. Мониторинг состояния индустрии катализаторов, координация мер поддержки, подготовка обновленных версий ДК один раз в 1-2 года

Предварительные предложения от организаций-участников технологической платформы «Глубокая переработка углеводородных ресурсов» по совершенствованию государственного ре­гулирования в научно-технической и инновационной сфере



Наименование группы инструментов госрегу­лирования, по которой предлагается усовершен­ствование

Краткое описание предлагаемых изменений

(включая оценку их масштаба — общий, отраслевой, направлено на конкретную технологию / продукт)

1. Поддержка и стимулирование предложения инновационной продукции

1.1. Инструменты, связанные с участием государства в финансировании работ и проектов

1.1.1. Инструменты финансовой поддержки инновационной деятельности компаний

1.1.1.1.

государственные вен­чурные фонды

Необходимо увеличение финансирования данного направления производителям инновационной продукции.

1.1.1.2.

смешанные или субси­дируемые частные вен­чурные фонды




1.1.1.3.

страхование рисков и предоставление гарантий




1.1.1.4.

налоговое стимулирова­ние

Считаем необходимым введение налогового стимулирования для производителей инновационной продукции, а также стимулирование компаний, использующих отечественные технологии и разработки

1.1.1.5.

другое (укажите, что именно)

Разработка четких критериев, предъявляемых к инновационным компа­ниям. Установление преференций в зависимости от научно-технического уровня и качества выпускаемой продукции.

Разработать систему лицензирования технологий и разработок в России, усовершенствовать механизм использования прав патентообладателей, разработчиков технологий и лицензиаров;


1.1.2. Фискальные меры

1.1.2.1.

снижение налоговой на­грузки на корпорации пропорционально затра­там на исследования и разработки

Считаем данный путь наиболее целесообразным для стимулирования инновационной деятельности крупных предприятий. В тоже время оптимальным будет преимущественное стимулирование отдельных отраслей, развитие которых принесет наиболее существенный вклад в развитие страны (в частности, примером может служить нефтегазоперерабатывающая отрасль)

При этом часть средств на НИОКР в рекомендательном порядке (например, в рам­ках соглашений с региональными властями) необходимо отчислять в фонды поддержки НИОКР вузов регионов, на территориях которых рас­положены основные средства корпораций.

Снижение налоговой нагрузки для предприятий и корпораций, которые проводят своими силами НИОКР или заключают хоз-договора с научно-исследовательскими центрами и институтами.

1.1.2.2.

сокращение ставки по­доходного налога, вы­плачиваемого персона­лом, занятым исследова­ниями и разработками

Обеспечение лояльной налоговой политики, позволяющей обеспечить сокращение налогообложения для работников, непосредственно занятых исследованиями и разработками

1.1.2.3.

персональное налоговое стимулирование работ­ников, занятых исследо­ваниями и разработками




1.1.2.4.

другое (укажите, что именно)

Награды и премии за разработки, имеющие наибольшее социальное и экономическое значение;

Организация поддержки рыночного спроса за счет субсидирования спроса на инновационную продукцию и обеспечения налогового стимулирования

1.1.3. Поддержка государственного сектора науки

1.1.3.1.

финансирование универ­ситетской науки

Необходимо финансирование университетской науки, исследовательских институтов и лабораторий, занятых исследованиями и разработками, направленными на обеспечение энергетической и стратегической безопасности;

Однако существующее на данный момент финансирование вузовской науки требует глобальных изменений в сторону увеличения и адресности по научным направлениям.

Продолжить практику поддержки НИОКР вузов в рамках аналитической ведомственной целевой программы развития, значительно увеличив объ­емы финансирования фундаментальных исследований. Предусмотреть в бюджете переоснащение лабораторной базы научных исследований ВСЕХ государственных вузов;

Считаем необходимым усиление финансирования университетской науки (возможно так же по отраслевому принципу) поскольку исследования в данном секторе зачастую имеют не только более фундаментальный характер (по сравнению с прикладными работами, выполняемыми по договорам с профильными предприятиями) но и, что не менее важно, способствуют воспитанию научных кадров

1.1.3.2.

финансирование иссле­довательских институтов и лабораторий




1.1.3.3.

гранты

Увеличить размеры грантовой поддержки, сделать прозрачной процедуру отбора и рассмотрения проектов.

1.1.3.4.

отраслевые программы развития

Должны существовать и иметь соответствующее финансирование.

При формировании тематики НИОКР учитывать мнение вузов и академической науки

1.1.3.5.

поддержка контрактных исследований и разрабо­ток

Контрактная система не должна быть на конкурсной основе, а должна базироваться только на договорной основе с заказчиком.

1.1.3.6.

закупки оборудования

Отменить таможенные пошлины на ввоз нового высокотехнологичного научного и производственного оборудования.


1.1.3.7.

другое (укажите, что именно)

Организацию учебных курсов под потребности компаний, создание образовательных программ, позволяющих осуществить корреляцию науки и бизнеса (выпуск менеджеров со знанием специальности);

Создания центров научно-технической информации, позволяющих заинтересованным в данной области работникам быть в курсе новейших разработок российской и зарубежной науки (современная специализированная литература; патентные базы данных – общие и по тематикам), наличие в центре специалистов, способных оказать консультационные услуги;


1.1.4. Поддержки повышения квалификации и мобильности

1.1.4.1.

образовательные про­граммы и учебные курсы под потребности компа­ний

Расширять практику прохождения профессиональной переподготовки ра­ботников корпораций в учебных заведениях при вузах, и не только по ра­бочим специальностям, но и по программам переподготовки инженерных кадров. Для этого необходимо разработать механизмы переоснащения со­ответствующих структур вузов и комплектования профессиональными кадрами на средства корпораций.

1.1.4.2.

тренинги по предприни­мательству

Необходимо приглашение с лекциями руководителей предприятий - флагманов Российского и зарубежного инновационного бизнеса.

1.1.4.3.

финансирование стажи­ровок

Необходимо разработать механизмы целевого федерального финансирова­ния научных работников и ППС в передовых научных и научно- инновационных центрах и производственных предприятиях в Росси и за рубежом по выбору.

1.1.4.4.

поддержка найма науч­ных сотрудников

Для вузов необходимо законодательно закрепить финансирование ставок научных работников на кафедрах или на заключение с квалифицирован­ными специалистами договоров ГПХ. До 25-30 от ФЗП основного штата ППС.

поддержка найма научных сотрудников, специализирующихся в определенных узких областях для обеспечения надлежащего уровня выполнения исследований и разработок;


1.1.4.5.

другое (укажите, что именно)




1.1.5. Грантовая поддержка исследований и разработок в промышленности

1.1.5.1.

гранты на проведение исследований и разрабо­ток

Расширить практику грантовой поддержки научно-исследовательских проектов студентов, аспирантов, молодых ученых. Привлекать в состав экспертных комиссий в качестве председателей ученых с мировым име­нем.

1.1.5.2.

гранты на проведение совместных исследова­ний и разработок двумя и более фирмами

Снять ограничения, накладываемые 94-ФЗ.

1.1.5.3.

возвратные кредиты

Для научных разработок требуется разработка особой схемы кредитования.

1.1.5.4.

награды и премии




1.1.5.5.

другое (укажите, что именно)




1.2. Инструменты, связанные с предоставлением государством специализированных услуг

1.2.1. Информационная поддержка и посреднические услуги

1.2.1.1.

разработка и ведение баз контактов

Нужна база с проблемными научно-техническими задачами, которые не­обходимо решить для производства.

1.2.1.2.

консультационные услу­ги




1.2.1.3.

центры научно- технической информа­ции

Внедрить в практику бесплатной рассылки в вузы обзорной информации по прорывным технологиям

1.2.1.4.

патентные базы данных

Обеспечение открытого доступа ВУЗам к базам данных отечественной и зарубежной патентной информации.

1.2.1.5.

сопоставления




1.2.1.6.

другое (укажите, что именно)

Обеспечить ВСЕМ вузам свободный доступ к платным зарубежным базам научно-технической информации.

1.2.2. Развитие сетей

1.2.2.1.

поддержка объединений




1.2.2.2.

Форсайт для выработки общего видения




1.2.2.3.

компактное размещение инновационного бизнеса в инкубаторах




1.2.2.4.

научные и технопарки




1.2.2.5.

другое (укажите, что именно)




2. Инструменты стимулирования спроса на инновационную продукцию

2.1. Государственные закупки

2.1.1.

госзакупки в целом




2.1.1.

госзакупки инновацион­ной продукции и техно­логий

Необходимо к классификатору товаров и услуг по 94-ФЗ разработать до­полнение, разъясняющее критерии инновационности.

2.1.2.

госзакупки НИР/НИОКР

Разрешить госбюджетным вузам и учреждениям науки оплачивать вы­полняемые для них НИОКР на безконкурсной основе, т.к. в научном мире все и так знают: кто и на каких условиях сможет выполнить определен­ный вид работ.

Упрощение процедур проведения госзакупок;


2.1.3.

госзакупки оборонной продукции




2.1.4.

другое (укажите, что именно)




2.2. Инструменты прямой поддержки рыночного спроса

2.2.1.

субсидирование спроса на инновационную про­дукцию

Субсидии на финансирование рекламных компаний в средствах СМИ.

2.2.2.

налоговое стимулирова­ние




2.2.3.

другое (укажите, что именно)

Повышение уровня и качества продукции и услуг при разработке ГОС­Тов, Технических регламентов, Правил безопасности и др. нормативной документации.

2.3. Инструменты косвенной поддержки рыночного и нерыночного спроса

2.3.1.

выявление рыночного спроса и Форсайт

Проведение конкурсов, опросов, круглых столов и пр. на темы примерного названия «Технологии будущего в ...» с привлечением школьников, сту­дентов, молодых ученых, маститых экспертов, журналистов, писателей...

2.3.2.

образование и подготов­ка кадров

Отдельное более масштабное финансирование образовательных программ вузов по разработке, внедрению и кадровому сопровождению инновацион­ных технологий и продуктов.

2.3.3.

информирование

Рассылка каталогов инновационной продукции по государственным предприятиям и организациям - потенциальным заказчикам и потребите­лям.

2.3.4.

другое (укажите, что именно)

Создание реестров инновационных технологий и продукции, рекомендо­ванных для государственных закупок.

Разработка механизма трансфера технологий, освоения технологий, которые будут локализованы на территории страны и др.


2.4. Регулирование спроса или взаимосвязей производителей и потребителей

2.4.1.

регулирование потреби­тельских свойств и про­изводства продукции




2.4.2.

нормы, регулирующие процессы производства и распространения




2.4.3.

поддержка инициатив частного сектора в сфере регулирования, способ­ствующих инновациям




2.4.4.

стандарты




2.4.5.

другое (укажите, что именно)

Работа над нормативными документами должна быть публичной и откры­той для предложений всех заинтересованных сторон. Группы разработчи­ков нормативных документов должны иметь целевое финансирование на последующие 2-3 года для подготовки и внесения изменений и дополнений в нормативные документы на основе общественных обсуждений и отзывов организаций и граждан.



<< предыдущая страница   следующая страница >>