microbik.ru
1 2 ... 14 15
ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ
Сборник представляет собой свод научных статей, раскрывающих основные положения дипломных исследований студентов выпускных курсов факультета дошкольного воспитания МГПУ очной и заочной форм обучения. В частности, в представленных публикациях освещается основной понятийно-терминологический аппарат рассматриваемых тем, а также дается описание результатов экспериментальных исследований по различным направлениям психологии и педагогики.

Некоторые из опубликованных работ участвуют во Всероссийском конкурсе дипломных работ и Всероссийском открытом конкурсе научных работ студентов по техническим, гуманитарным и естественным наукам 2006 года.

Тематически сборник рассматривает различные аспекты экспериментальных исследований. В первой главе затрагиваются проблемы изучения особенностей речевого, познавательного, эмоционального, волевого развития детей старшего дошкольного возраста, а также вопросы преемственности дошкольного и младшего школьного обучения и воспитания. Вторая часть сборника раскрывает сущность актуальных тенденций психологических исследований. В частности, в ней рассматриваются особенности развития самосознания, направленности личности современного подростка, старшеклассника. Третья глава посвящена вопросам полихудожественного воспитания и обучения средствами музыки, творческого конструирования, изобразительной деятельности детей.

В целом, опубликованные материалы могут заинтересовать не только педагогов и психологов, ведущих научное руководство дипломными исследованиями, но и студенческую аудиторию с целью развития их общего представления о выпускных аттестационных работах в педагогическом вузе.

ГЛАВА I.

Экспериментальное

исследование познавательного и

эмоционально-волевого развития дошкольников
Смага А.А.,

ВоробьеваТ.П.
Системно-комплексный подход

к воспитанию культуры общения у детей 5-6 лет
Под системно - деятельностным подходом мы понимаем совокупность субъектов и объектов, взаимодействие которых способствует появлению новых интегральных качеств, не свойственных образующим эту систему частям и компонентам. Объекты всякой системы – это просто ее части или ее компоненты, а атрибуты – это свойства объектов (компонентов, составных частей) системы. Отношения – это то, с помощью чего система объединяется в одно целое, в нашем случае – это взаимодействие субъектов образовательного процесса в целом.

Большое значение в воспитании основ культуры общения имеет дошкольный возраст, т.к. именно в этом периоде жизни закладываются основы моральных качеств (Р.С.Буре, Е.И.Кульчицкая, Т.А.Маркова, Л.Ф.Островская). Эта проблема особенно актуальна на современном этапе в связи с тем, что в условиях постоянного увеличения числа контактов детей (в семье, детском саду, во дворе и т.д.) значительно увеличивается психическая нагрузка на ребенка даже при доброжелательном к нему общении. На протяжении дня ему приходится контактировать с детьми и взрослыми, имеющими разный характер, настроение, интересы.

Воспитание культуры общения тесно взаимосвязано с воспитанием культуры речи, что предполагает не только овладение языковыми нормами (фонетическими, лексическими, грамматическими, синтаксическими), но и совершенствование процесса реализации выразительных средств языка в живом речевом общении, что собственно и составляет культуру общения.

В психолого-педагогических исследованиях речевая сторона культуры общения раскрывается как специфический вид деятельности (А.А.Брудный, А.А.Леонтьев, Е.Ф.Тарасов и др.). Она рассматривается и в целом ряде лингвистических работ, посвященных речевому этикету (А.А.Акишина, В.Г.Костомаров, Е.М.Верещагин, В.Е.Гольдин, Л.П.Крысин, Т.А.Ладыженская, Н.И.Формановская).

Раскрывая оригинальные методы и приемы организации игровой деятельности старших дошкольников, направленные на формирование культуры общения (Л.В.Лидак), при этом выделяют вежливость в качестве одного из важных сторон культуры общения дошкольников (Е.Ю.Яницкая); освещают особенности проявления вежливого поведения детей, в том числе и речевые (Л.И.Дурандина).

Воспитание основ культуры общения оценивается как одна из важнейших воспитательных задач, связанных с усвоением родного языка учащимися в школе (А.С.Киселева, Т.А.Ладыженская, О.Н.Сороцкая). При этом отмечается низкий уровень культуры речевого общения первоклассников, бывших воспитанников детского сада, что указывает на существование проблемы коммуникативности в целом.

Проблема коммуникативности рассматривается многими исследователями (В.А.Кан-Калик, Ю.И.Турчанинова, С.Л.Жукова, Г.А.Ковалев и др.). Анализ полученных ими результатов подтверждает актуальность проблемы и свидетельствует о разности подходов к формированию отдельных коммуникативных качеств, способностей в целом коммуникабельности. Однако при всей разнице подходов исследователи данной проблемы сходятся в мысли, что коммуникативные качества воспитателя необходимо развивать, и они должны быть направлены на установление контакта и взаимопонимания с каждым отдельным ребенком, корректировку межличностных отношений в детском сообществе с позиций веры в силы и возможности ребенка при воспитании культуры общения.

До настоящего времени недостаточно изучены вопросы взаимосвязи уровня коммуникабельности и профессионально-педагогической общительности воспитателей, стилей взаимодействия, соотношения смешанных стилей взаимодействия, режимных моментов, наличия навыков культуры общения и коммуникативных умений детей, проведения занятий с использованием этических бесед с самим процессом воспитания культуры общения.

Цель исследования – изучить навыки культуры общения у детей 5 – 6 лет.

Объект исследования – воспитатели и дети 5 – 6 лет.

Предмет исследования – культура общения со взрослыми и сверстниками у детей 5 – 6 лет в образовательном процессе МДОУ.

Гипотеза исследования – на воспитание культуры общения у детей 5 - 6 влияют:

-уровень коммуникабельности и профессионально-педагогическая общительность воспитателей дошкольного учреждения;

-стили взаимодействия с учетом формальной и содержательной стороны;

-правильная организация режимных моментов на научной основе с позиций системно-деятельностного подхода в процессе воспитания;

-правильный подбор этических бесед для реализации целей и задач по воспитанию культуры общения;

-совместная продуктивная деятельность воспитателей и детей, которая будет реально соответствовать системно-деятельностному подходу, новым технологиям его внедрения с целью развития творческой личности воспитателя, способной видеть современные социальные и детские проблемы в общении и профессионально их решать;

-умения воспитателей проводить на научной основе диагностику и самодиагностику личностных качеств и образовательного процесса в целом;

-профессиональная рефлексия воспитателей, которая наряду с механизмом личностной саморегуляции облегчает и ускоряет процесс воспитания культуры общения у детей;

-сформированные навыки общения и коммуникативные умения детей.

Цель исследования, предмет исследования и выдвинутая гипотеза обусловили необходимость решения следующих задач исследования:

1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

2.Провести диагностику уровня коммуникабельности воспитателей детского сада;

3.Разработать анкету изучения профессионально-педагогической общительности воспитателя детского сада;

4.Изучить профессионально-педагогическую общительность воспитателя детского сада;

5.Провести диагностику стилей взаимодействия воспитателей детского сада с детьми 5 – 6 лет;

6.Определить соотношение смешанных стилей взаимодействия воспитателей детского сада;

7.Изучить организацию общения воспитателя детского сада с детьми 5 – 6 лет (на примере режимных моментов);

8.Определить содержание этических бесед в зависимости от целей и задач по воспитанию культуры общения у детей 5 – 6 лет;

9.Провести количественный и качественный анализ полученных результатов исследования.

Методологическую основу исследования составляют следующие принципы анализа развития научного знания:

-принцип системного подхода к анализу фактов и явлений с учетом анализа связи педагогической науки и практики (В.И.Журавлев, В.В.Краевский, В.М.Полонский);

-принцип целостного подхода к рассмотрению педагогического процесса (В.В.Краевский, В.С.Ильин, И.Я.Лернер);

-психологическая теория личности (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев и др.);

-принцип ориентации личности на социальные значимые ценности (Т.К.Ахаян, И.С.Батракова, М.Г.Казакина и др.);

-теория формирования личности учителя (В.И.Андреев, Е.П.Белозерцев, С.Г.Вершловский, Н.В.Кузьмина, Ю.Н.Кулюткин, Н.Д.Никандров, А.И.Пискунов, В.А.Сластенин и др.);

-концепция о системно-деятельностном подходе в обучении и воспитании (В.В.Сериков, В.П.Симонов, Ю.Г.Фокин, Е.Н.Шиянов).

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы на различных этапах исследовательской работы нами был использован комплекс методов исследования:

1.Теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы;

2.Анализ нормативных документов в аспекте исследуемой проблемы;

3.Прямое и косвенное наблюдение за формированием способов культуры общения у детей в условиях детского сада;

4.Индивидуальные беседы с детьми и их родителями;

5.Эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);

6.Количественный и качественный анализ полученных данных.

Опытно-экспериментальной базой исследования являлось Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №-14 поселка Росляково-1, Североморского района, Мурманской области.

Исследованием было охвачено 13 воспитателей при проведении диагностики уровня коммуникабельности и профессионально-педагогической общительности и 10 воспитателей при проведении диагностики стилей взаимодействия с детьми, а также 19 детей из контрольной группы и 19 детей из экспериментальной группы.

Исследование проводилось в три этапа: поисковый и констатирующий (сентябрь-декабрь 2003 года и январь-март 2004 года)- направлен на изучение уровня коммуникабельности и профессионально-педагогической общительности воспитателей детского сада; изучение психологии общения воспитателя детского сада с детьми 5 – 6 лет в рамках учебно-воспитательного процесса и изучение представления дошкольников о культуре речевого общения, изучение стилей взаимодействия воспитателей с детьми 5 – 6 лет. Формирующий этап (октябрь-декабрь 2004 года) – проведение этических бесед, работа с воспитателями по результатам констатирующего эксперимента, знакомство с критериями квалификационных требований к должностям педагогических работников дошкольных образовательных учреждений, разработка методов и приемов совместного воспитательного воздействия на ребенка, повторное исследование по изучению общения детей 5 – 6 лет со взрослыми и сверстниками, изучение коммуникативных умений детей 5 – 6 лет по методикам Г.А.Урунтаевой, Ю.А.Афонькиной (9). Контрольный этап экспериментального исследования (февраль-май 2005 года) - количественный и качественный анализ в контрольной и экспериментальной группах.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что был разработан комплексный подход к исследованию через проведение диагностики уровня коммуникабельности и профессионально-педагогической общительности воспитателей (авторская разработка), стиля взаимодействия по формальной и содержательной стороне, соотношения стилей взаимодействия, режимных моментов, навыков культуры общения, коммуникативных умений, проведения занятий с использованием этических бесед.

Практическая значимость исследования определяется тем, что были разработаны конкретные психолого-педагогические рекомендации по воспитанию культуры общения у детей.

Полученные результаты могут быть использованы в системе профессиональной подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, при разработке методических рекомендаций, программ спецкурсов по вопросам воспитания культуры общения у детей дошкольного возраста.

Апробация и внедрение результатов исследования. Апробация научных материалов проходила в ходе выступлений на научно-практических конференциях Мурманского государственного педагогического университета (2004 – 2005гг.), а также в ходе выступлений на педагогических советах МДОУ №-14 (октябрь 2004г., апрель 2005г.).

Цель эксперимента – выявить уровень коммуникабельности воспитателя детского сада, изучить профессионально-педагогическую общительность как профессионально-личностное качество педагога, изучить психологию общения воспитателя детского сада с детьми дошкольного возраста в рамках учебно-воспитательного процесса, изучить представления дошкольников о культуре речевого общения.

Для реализации первой задачи, в исследовании уровня коммуникабельности воспитателя, мы использовали тест В.Ф.Ряховского (8), который включает 16 вопросов.

Для ясности приведем результаты диагностики воспитателя детского сада Резник Иды Владимировны. Были получены следующие результаты:

А1 – 10, А2 – 8, итого: А1+А2 =18

Д1 – 10, Д2 – 14, итого: Д1+Д2 = 24

Л1 – 6, Л2 – 10, итого: Л1+Л2=16

К = 7; R = А – Л = 18 – 16 = 2

А1, Д1, Л1 – признаки формальной стороны стилей (на словах).

А2, Д2, Л2 – признаки содержательной стороны стилей (на деле).

Полученные данные переносили на график, где в графической форме отражена взаимосвязь этих стилей взаимодействия.

Для изучения навыков культуры общения у детей 5-6 лет мы использовали диагностику, разработанную Г.А.Урунтаевой и Ю.А.Афонькиной “Формирование навыков культуры общения” (9). Она представлена в виде таблицы.

Обработав ответы воспитателей, полученных в ходе проведения письменного опроса по анкете исследования профессионально-педагогической общительности, которая была нами составлена с учетом личностных качеств воспитателей и самого процесса общения с детьми, мы пришли к выводу, что воспитатели обладают достаточно высоким уровнем профессионально-педагогической общительности. Данный факт подтверждают результаты, полученные при проведении предыдущего теста В. Ф.Ряховского.

Экспериментальная работа проводилась в течение одного года (2004-2005гг.) в старшей группе детского сада МДОУ №14 п.Росляково-1, Североморского района, Мурманской области в образовательном процессе. Под образовательным процессом мы понимаем совокупность трех составляющих: учебно-воспитательного, учебно-познавательного и самообразовательного процессов.

Обучение проводилось экспериментатором при тесном взаимодействии с воспитателем, в течение учебного года два раза в неделю на занятиях по развитию речи, ознакомление с окружающим и художественной литературой, в процессе режимных моментов, а также в свободное от занятий время индивидуально с отдельными детьми.

Работа с воспитателями (беседы, анкетирование, консультации) проводились на протяжении трех учебных лет не только в дошкольном учреждении, но и на дому.

На первом этапе обучения мы привлекали детей к пониманию необходимости воспитания культуры общения, через проведение этических бесед. Беседы проводились 2 раза в месяц, всего 16 бесед за учебный год (см. примерное планирование), одновременно велась работа с воспитателями и с родителями. Анализировались результаты поискового и констатирующего экспериментов. Разрабатывались методы и приемы совместного воспитательного воздействия на ребенка (чтение литературных произведений, с последующим разговором о его содержании и форме).


следующая страница >>