microbik.ru
1 2 3 4

- -

ВВЕДЕНИЕ.
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества.

В последние десятилетия во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Поэтому необходимо вести поиск новых подходов к решению вопросов формирования здоровья детей с раннего возраста.

Одной из ключевых позиций обновления дошкольного образования является гуманизация целей и деятельности образовательной работы с детьми.

Гуманизация педагогического процесса современного ДОУ находит свое отражение в принципе соответствия задач, содержания, методов, форм, технологий воспитания и обучения дошкольников их возрастным потребностям: с одной стороны, необходимо обеспечить удовлетворение жизненно важных потребностей ребенка (биологических и социальных), а с другой – создать условие для их личностного развития.

Гуманизация педагогического процесса прежде всего предполагает здоровьесберегающее воспитание и обучение дошкольников, которое позволяет сохранить и укрепить здоровье ребенка в процессе его пребывания в стенах ДОУ, а также способствует выработке у ребенка потребности и привычки беречь и укреплять свое здоровье и здоровье других людей.

По результатам медицинского обследования дошкольников сегодня среди детей ДОУ наиболее часто отмечаются такие нарушения физического здоровья, как стоматологические заболевания, заболевания дыхательной системы, носоглотки, аллергические заболевания.

Некоторые из них с возрастом имеют тенденцию к увеличению распространенности и степени нарушения, т.к. во многом связаны с условиями жизнедеятельности ребенка и характером физического воспитания. Однако при условии реализации оздоровительно - профилактических мер и соблюдения правил ЗОЖ состояние здоровья дошкольников хорошо поддается коррекции.

По мнению Н.А.Ноткиной, М.М.Антроповой, С.В.Попова, Г.Л.Билич, Л.В.Назаровой и др., в понятие «ЗОЖ» входит: воспитание у детей основ двигательной культуры, привычки к рациональному питанию, закаливанию, соблюдению гигиенических норм, отказ от вредных привычек, выработка потребности получения положительных эмоций от соблюдения правил поведения, способствующих укреплению здоровья. Все это обеспечивает укрепление физического, психического и нравственного здоровья ребенка; позволяет ему успешно входить в новые режимы жизнедеятельности и адаптироваться к условиям пребывания его в ДОУ.

Для решения этих проблем и задач в МДОУ «Бардымский детский сад №1» реализуются следующие программы: ( стр. № 5).


Система работы по физическому развитию и здоровью
































Основные направления коррекционной работы с детьми




Реализуемые программы деятельности ОУ по оздоровлению и

пропаганде ЗОЖ.
«Программа воспитания и обучения в детском саду»- под редакцией М.А.Васильевой.

ЦЕЛЬ: забота о здоровье детей, их всестороннее развитие и воспитание

в соответствии с возрастными особенностями, подготовка к школе.
«Радуга»- комплексная программа и методическое руководство для ДОУ.

Авторский коллектив: Т.Доронова, В.Гербова, Т.И.Гризик, Е.Соловьева и др.

ЦЕЛЬ: обеспечение всестороннего развития ребенка, забота о его эмоциональном благополучии, охрана и укрепление здоровья детей, приобщением их к миру общечеловеческих ценностей.
Дополняя следующими программами:

Л.Н.Пустынникова «Система» - региональная программа физического воспитания детей 3-7лет. Пермь, 1997

Программа составлена с учетом требований документов, разработанных

и действующих в Российской федерации.

В целом программа « Система» направлена на решение следующих вопросов:

- комплексное использование разнообразных форм воспитания, обучения и оздоровления детей 3-7 лет в быту, в игровой, самостоятельной, учебной деятельности;

- воспитание положительно – эмоционального отношения и устойчивых интересов к разнообразным физическим упражнениям и играм, ориентация на ЗОЖ, соблюдение правил личной гигиены и режима дня, закаливание;

- формирование умения ориентироваться в пространстве, в коллективных действиях (играх, танцах, праздниках, досугах и др.), проявляя культуру поведения, самостоятельность, организованность и дисциплинированность.

Инновационными компонентами программы «Система» являются:

- направленность на непрерывное физкультурное образование на всех ступенях образования от дошкольного до вузовского, где физическая культура личности последовательно обогащается новым содержанием и отношениями, приобретает новые качественные изменения, сохраняя основные элементы целого. В связи с этим в программе «Система» осуществлен общепедагогический принцип преемственности развития и становления физической культуры личности от одного возраста к другому

в дошкольном периоде, что способствует более эффективной подготовке детей к жизни, безболезненной адаптации их к учебе в начальной школе;

- приобщение детей к основам ЗОЖ всеми средствами физического воспитания;

- системный подход по всем разделам физического воспитания в ДОУ.

Программа Л.А.Меньшикова, Н.Л.Попова. «Здоровейка в гостях у малышей» Пермь, 2005

На наш взгляд эта программа является весьма актуальной и практико-ориентированной, способной помочь воспитателю в осуществлении необходимого гигиенического воспитания и формирования полезных для здоровья привычек.

Основным назначением данной программы является содействие дошкольнику в полноценном психическом и физическом развитии в детском

саду, семье; создание условий для укрепления индивидуального здоровья; обучение ребенка элементарным навыкам сохранения и укрепления здоровья, поскольку в этот период у детей легко формируются новые условные рефлексы, лежащие в основе привычек, в том числе полезных для здоровья. Кроме того, в дошкольном периоде детства отмечается более тесная связь ребенка с семьей и воспитателем, чем в школьный период, поэтому через дошкольника появляется возможность воздействовать и на членов семьи.

«Основы безопасности детей дошкольного возраста»- программа для ДОУ и методический комплект.

Авторский коллектив: Р.Стеркина /Минобразование России/, Н.Авдеева /Институт человека РАН/, О.Князева /Институт педагогических инноваций РАО/.

ЦЕЛЬ программы: научить ребенка правильно себя вести в опасных ситуациях на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями, способствовать становлению у детей дошкольного возраста ценностей ЗОЖ.

В программе содержится тематический план и соответствующие ему шесть разделов: «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Ребенок и дом», и др., а также рекомендации по работе с родителями.

К программе подготовлен учебно-методический комплект для работы с детьми 6-7 лет: методические рекомендации для воспитателя и четыре альбома с развивающими заданиями, рассчитанную на активную деятельность самих детей. Представленные материалы могут интегрироваться с комплексной программой детского сада.

Анализ деятельности МДОУ «Бардымский детский сад №1»

за последние 3 года.

РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ.
В 2004 - 2005 учебном году работали над задачей:

- Формирование у детей правильного отношения к своему здоровью

в разных видах деятельности.

Работа по формированию у детей правильного отношения к своему здоровью проводилась в течении учебного года в разных формах и в разных видах деятельности. Задача решалась на педсовете, где рассматривались вопросы о комплексном подходе к формировании ЗОЖ и начал правильного отношения к своему здоровью у детей дошкольного возраста в повседневной жизни, об организации самостоятельной двигательной активности детей раннего и дошкольного возраста.

Проведен семинар на тему: «Закаливание – составная часть ЗОЖ». (Приложение №11).

В группах проведены родительские собрания по формированию у детей ЗОЖ, об особенностях психофизического развития детей, о значении физического воспитания детей в семье.

Оформлены стенды: «Режим дня дошкольника», «Формирование правильной осанки».

Для физкультурного зала приобретены: мягкие модули, мячи, обручи.

В каждой группе педагогами разработано перспективное планирование по подвижной игре.
В 2005 - 2006 учебном году работали над задачей:

-Формирование правильного отношения к своему здоровью и оздоровление детей через валеологические игры, досуги, занятия.

Вопросы по формированию правильного отношения к своему здоровью и оздоровлению детей через валеологические игры, досуги, занятия рассматривались на педсовете, где обсуждались темы: «Как воспитать своего ребенка валеологические культурным?», «Образовательное учреждение как носитель физического здоровья детей».

Прошли семинары и консультации: «Работоспособность детей, утомление и усталость» и др.

Физинструктор детского сада Азмагулова Г.Г. работает над проблемной темой «Связь физического развития детей с основами валеологической культуры», «Применение физкультминуток и подвижных игр на занятиях по конструированию»- Сарманаева А.Х. (Приложение №12).

Просмотрены открытые занятия внутри сада.

Пополнена методическая литература: Э Степаненкова «Методика физического воспитания»;

«Здоровейка в гостях у малышей»-обучение здоровому образу жизни детей в возрасте с3 до 7 лет;

Н.В.Полтавцева, Н.А.Гордова «Физическая культура в дошкольном детстве, 5-6 лет, 7 лет.

Пополнена развивающая среда: картотеки игр, утренней гимнастики, общеразвивающих упражнений, пособия «Здоровый клоун»- настенное пособие с кармашками для физкультурного оборудования, пособие-модуль строения человеческого тела, приобретены: мячи, ходунки, островки, кольцеброс, стойка для прыжков.

Приобретены развивающие настольно-печатные игры: «Любит- не любит», «Валеология», Здоровый малыш», «Если малыш поранился?», «Как избежать неприятностей?», «Учим дорожные знаки», «Съедобно – несъедобно».
Задача на 2006-2007 учебный год:

Продолжать формировать правильное отношение к своему здоровью и обеспечить психофизическое развитие каждого ребенка через создание комфортно- целенаправленной развивающей среды.

Проведен педсовет, где рассматривались следующие вопросы: «Взаимосвязь умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания в процессе физкультурных занятий», «Состояние оздоровительной работы в детском саду, «Образовательное учреждение как носитель физического здоровья детей», «Подвижные игры, гимнастика, физкультминутки – как средство и метод физического воспитания».

Пополнена методическая литература: Т.А.Шорыгина. Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет. ТЦ «Сфера», Москва, 2006.

Андрей Усачев. Программа развития и обучения дошкольника. Этикет 5-7 лет. Правила дорожного движения и уважения. Москва, 2002.

Г.П. Шалаева, О.М.Журавлева, О.Г. Сазонова. Правила поведения для воспитанных детей. Москва, 2006.

Проведена консультация: « Работоспособность детей, утомление и усталость. (Неутомимость при многообразии занятий и мгновенное утомление от монотонности), « Тихий час, как помочь ребенку заснуть?».(Приложение № 6).

В летний оздоровительный период продолжается работа по охране жизни и укрепления здоровья детей, используя закаливающие процедуры, природные факторы, через валеологические игры, досуги, занятия, обеспечение двигательной активности детей.

Планируются и проводятся следующие мероприятия.

Работа с педагогами.

Консультации:

- Санитарно-гигиенические условия и одежда детей. (медсестра)
- Подвижные игры, закаливающие процедуры, валеологические игры,

досуги - как средство и метод воспитания ребенка и обеспечение

двигательной активности. (физинструктор)

- Практическое занятие по оказанию первой помощи у воды, при травмах.

(медсестра)

Работа с детьми.
1. Трудовая деятельность.
- посадка и пересаживание рассады цветов и овощей

- уход за растениями, прополка сорняков

- наблюдения за трудом взрослых (повара, медсестры, воспитателей, прачки,

младших воспитателей, милиционера, шофера, продавца).
2. Ознакомление с окружающим.
- целевая прогулка в лес

- целевая прогулка на водоем

- целевая прогулка на поле

- сбор лекарственных трав
3. ОБЖ
- Д/и «Съедобно-несъедобно»
- Беседа с элементами проблемности «Мыло».

- Беседа с элементами игры «Могут ли овощи навредить нашему здоровью».

- Физкультурный досуг «В гости к Мишутке»; «На поиски Красной Шапочки».

(Методическое сопровождение к программе «Система» Л.М.Пустынниковой.

- Беседы: «Советы доктора Воды»;

«Уход за руками и ногами»; «Правила безопасности на воде».

(Л.А.Обухова, Н.А.Лемяскина «Тридцать уроков здоровья».

Чтение произведений:
-«Мойдодыр» К.Чуковский

- «Микроб» Х.Беллок

- «Я мою руки» М.Яснов

- «Обжора» М.Яснов

(Н.И.Бочарева «Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста» Стр.80 )

- «Три чудесных света» А.Северный

- «Постовой» Я.Пишумов

- «Скорая помощь» Я.Пишумов

- «Пожарная машина» Я.Пишумов

- «Шагая осторожно» С.Михалков

Работа с родителями.
- оформление передвижки: «Здоровая пища для всей семьи»(Приложение №9)

«Безопасность на воде»

- консультация:

«Правила безопасности в доме»

«Осторожно- незнакомец!»

- Беседы:

«Безопасное общение с домашними животными».

- Привлечение родителей к субботнику по благоустройству территории,

к ремонтным работам.
Лечебно-профилактическая работа:
- утренняя гимнастика

- физкультурные занятия

-подвижные игры на свежем воздухе

- закаливающие процедуры

- фитотерапия

- витаминизация пищи
Административно-хозяйственая работа.
- проведение инструктажа с сотрудниками на летний период

- анализ питания, посещаемости
Инструктор по физвоспитанию Сарманаева А.Х. прошла К П К в г.Перми по теме « Инновационные подходы к организации физкультурных занятий в ДОУ». Оформила проектную работу на тему: «Творим, создаем»(Приложение № 7).
Организация рационального п и т а н и я является одним из условий ЗОЖ, средством укрепления здоровья.

Поскольку в ДОУ в течение дня очень высока двигательная активность ребенка, выполняющего разные физические упражнения, энергозатраты организма должны компенсироваться полноценным питанием. Пища принципиально отличается от других факторов внешней среды тем, что в процессе пищеварения она превращается во внутренний фактор, который вызывает болезни или, наоборот, способствует хорошему здоровью. Питание в дошкольном возрасте должно быть адекватным: не избыточным, разнообразным, с достаточным количеством витаминов, минеральных солей.

Все продукты должны быть доброкачественными и свежими, приготовленными по технологии, сохраняющей их пищевую и биологическую ценность. Рафинированные продукты питания (сладости, копченые колбасы, мясные и рыбные консервы и др.) могут быть опасны для ребенка. Следует широко использовать все виды круп, овощей, фруктов, плодов, мясо, рыбу и все виды молочных продуктов, как считает Ю.Ф.Змановский.

Учитывая все эти рекомендации, в своей работе по формированию ЗОЖ ввели разделы о культуре питания, в котором даем сведения о продуктах питания (полезных и вредных), о культуре еды (правильное пережевывание пищи), предусматривается педагогическая система формирования культуры питания.

С детьми планируются и проводятся следующие мероприятия:

Занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи: «Питание» - средняя группа, «Как следует питаться?» - старшая группа, «Витаминная семья» - подготовительная группа. ( Л.А.Меньшикова Здоровейка в гостях у малышей); «Из чего варят кашу и как сделать ее вкусной?», «Где найти витамины?», «Кто живет в молочной стране?» (Ребенок в детском саду, №1, 2007г.)

Занятия по лепке: «Витаминчики» - 2 младшая и средняя группы,

Занятия по рисованию: «В нашем саду растут витамины»- 2 младшая и средняя группы,

Дидактические игры: «Полезно-вредно», «Съедобно-несъедобно»- настольная игра, «Из чего мы сделаны?»- настольная игра, «Съедобные и несъедобные грибы», «Магазин полезных продуктов питания»- сюжетно-ролевая; «Отгадай и назови», «Курочки и петушки», «Продолжи пословицу»и т.д.

Беседы с детьми: «Что такое здоровье и как его преумножать?», « Овощи. Фрукты. В них содержатся витамины, полезные для организма человека», «Здоровье человека зависит от его правильного питания», «Органы пищеварения», «Могут ли овощи навредить нашему здоровью?».

Чтение художественных произведений. Ш.Галиев Витаминные буквы. Находка с загадкой.; С.Михалков Про девочку, которая плохо кушала.; В.Суслов Тощий Тимка.; Г.Юдин Главное чудо света. И т.д.

Беседы с родителями: « Польза чеснока и картофеля. Рецепт лечения ангины». Оформление стенда для родителей: «Здоровая пища для всей семьи». (Приложение № 9.)

Медицинской сестрой детского сада составляется примерное десятидневное меню. (Приложение №10).

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА имеет прямое отношение к воспитанию у детей основ ЗОЖ. При подготовке занятий по физической культуре , утренней гимнастики , подвижных игр , спортивных упражнений обеспечиваются гигиенические условия (кварцевание, влажная уборка, лампа Чижевского), регулируется количество одежды соответственно температуре воздуха на улице или в помещении.

В ДОУ даются знания в области гигиены, формируются практические умения по уходу за волосами, за полостью рта, содержать в чистоте руки и ноги. Дети после занятий осуществляют гигиеническую обработку физкультурных пособий (мячей, кеглей, кубов и т. д.), приводят в порядок после занятий лыжи.

По привитию культурно – гигиенических навыков планируются и проводятся следующие мероприятия:

Занятия. « В гостях у Мойдодыра» - 2 младшая группа, «Какой я?»-ср.гр., «Части тела человека и уход за ними» - старшая группа, « Откуда берутся болезни» - подготовительная группа (Л.А.Меньшикова. «Здоровейка в гостях у малышей».и т.д.

Чтение художественных произведений. Беседа по прочитанному.

«Перед едой мой руки с мылом», «После туалета обязательно мой руки» -(Г.П.Шалаева, О.М.Журавлева, О.Г.Сазонова.) и т.д.

Разработана схема «Правила мытья рук». ( Приложение № 15 ).

Медицинский работник и инструктор по физкультуре детского сада осуществляют диагностику физического развития. Отслеживаются темпы продвижения в развитии движений детей. Также ведется оценка состояния осанки, стопы. все эти показатели снимаются 2 раза в год (осенью и весной). Медицинский работник осуществляет лечебно- профилактическую работу совместно с инструктором по физической культуре и воспитателями. На основе диагностических данных и результатов анализа определяются индивидуальный и дифференцированный подходы в работе по развитию движений отдельных детей. Для детей , нуждающихся по состоянию здоровья в лечебной физкультуре, разработан комплекс корригирующей гимнастики, проводится фитотерапия. (Заполняется «Паспорт здоровья дошкольника») приложение № 13.

При ДОУ работает кружок ЛФК. Кружок посещают 12 детей, 3 - с плоскостопием,9 - с уплощенной стопой. (Приложение № 8).

В МДОУ « Бардымский детский сад № 1» учитываются огромные потенциальные возможности детей дошкольного возраста, для их реализации создаются оптимальные условия, гармонично сочетающиеся с возрастными и индивидуальными особенностями детей. Физическое воспитание детей гуманизируется: дети чувствуют уважение, доверие к себе, заботу о них и защищенность со стороны взрослого. Ребенок со взрослым , с детьми общается как партнер. Педагог становится воспитателем, партнером, создателем развивающей среды.(Приложение № 14 и видеокассета).

Для реализации задач физического развития и оздоровления детей в ДОУ имеется оборудованный физкультурный зал. (Приложение № 20.)

В группах оборудованы физкультурные уголки. (видеокассета)

Уровень взаимодействия с ОУ и межведомственным сотрудничеством по укреплению и сохранению здоровья.

Работа с детскими и юношескими и общественными организациями.

- Участие в районном конкурсе «Старты надежд» по плану РУО –поощрительный приз.

- Выступление на родительской конференции «Роль семьи, образовательного учреждения и общественности по сохранению и укреплению здоровья» 31 февраля, 2007г. (Приложение № 16).

- Интервью по местному телевидению 7 февраля 2007 года «Меры по профилактике ОРВИ и гриппа» медсестра Воронкова Н.Ю.

- Участие в районном конкурсе рисунков по пожарной безопасности:

«Сумей справиться с огнем» - заметка в районной газете, поощрительный приз, 2006г.

«Чтобы с пожаром бороться смело, надо знать пожарное дело» - 2007г.

- Участие в районном конкурсе рисунков по правилам дорожного движения: «Умная книжка грузовик» - 2006г.,1 место. (Приложение № 17).

- Заметка в районной газете «Рассвет» «Форт Боярд» в детском саду»- 8 декабря 2006 года. (Приложение № 18)

- Катание детей на пони- лошадке по договору с СЮТ (Приложение № 19.)

- обследование состояния здоровья детей специалистами районной больницы

Опыт проведения массовых, тематических досуговых мероприятий с детьми и родителями и их эффективность.

«Неделя Здоровья». «Папа, мама, я – спортивная семья».

Задача: систематизировать работу с родителями по привлечению их к совместной деятельности. Расширение понятия «валеологические образование» в системе ДОУ: формирование у детей доминирующих потребностей сохранения здоровья, воспитание навыков ЗОЖ, формирование культуры здоровья. Показать родителям, что без их помощи у ребенка не сформируются требуемые навыки, умения.

«Форт Боярд»

Задача: Развивать выносливость, сообразительность и находчивость, умение действовать сообща, единым коллективом, стремиться к намеченной цели. Воспитывать честность, упорство. Создать хорошее настроение. Показать взаимосвязь умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания в процессе физкультурных занятий, спортивных досугов, развлечений. Стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.

Методическое обеспечение образовательного процесса.

1. Инструктивно-методические материалы по дошкольному воспитанию МО и МО РФ, РУО (из журналов «Дошкольное воспитание», «Вестник образования», «Управление».

2. Толковые словари, этимологический словарь.

3. Литература по психологии и педагогике (теоретическая), по методикам, аннотации к новинкам методической литературы.

4. Библиотека детской художественной литературы:

- произведения по программе воспитания

- произведения зарубежной, русской и советской классики

- произведения устного народного и татарского творчества

5. Передовой педагогический опыт (Азмагуловой Г.Г.)

6. Программы и технологии

7. Годовые планы

8. Перспективные планы по направлениям государственного стандарта, образцы, планы работы с родителями.

9. Диагностические тесты, карты.

10. Материалы конкурсов, смотров, выставок.

11. Наглядный материал для занятий, демонстрационный, раздаточный материал.

12. Материалы по направлениям развития ребенка, конспекты-тезисы последовательных занятий, картотеки, видео и грамзаписи, ТСО.

13. Картотека материалов методического кабинета.

14. Картотека материалов по журналам «Дошкольное воспитание», «Дошкольное образование», «Ребенок в детском саду», «Обруч», «Детский сад со всех сторон», «Дошкольная педагогика», «Управление»

15. Материалы тематических выставок, папок- передвижок, стендов для родителей.

16. Альбомы, ширмы, фотовыставки из опыта работы детского сада.

Работа с семьей.

Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений образовательных учреждений и семьи. Сегодня изменилось отношение государства к семье, стало другой и сама семья.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте», а педагоги обязаны помочь им в этом.

Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.


следующая страница >>