microbik.ru
  1 ... 2 3 4 5 6

Вывод очевиден: затраты на охрану труда окупаются как в масштабе стран, так и для отдельных предприятий.

4. ГЛОБАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ОХРАНЫ ТРУДА
4.1. Как ее добиться?
Теперь, когда мы убедились, что затраты на охрану труда окупаются, необходимо понять, как обеспечить охрану труда во всем мире.
МОТ считает, что в этом деле решающее значение - в равной степени для работников, предпринимателей и правительств - имеет развитая «культура охраны труда». Следует отметить три момента:
- Ключевую роль играет управление предприятиями и приверженность их руководства делу охраны труда. Компании, которые организовали у себя систему управления охраной и гигиеной труда в соответствии с Руководящими принципами МОТ, МОТ-СУОТ 2001 35, имеют более высокие показатели как по безопасности, так и по производительности труда.

- Чем сильнее профсоюз, тем безопаснее условия труда. Даже самые лучшие руководства по охране и гигиене труда не помогут, если в процесс не вовлечены те, кто напрямую в этом заинтересован, т.е. сами работники, которые могут коллективно защищать свои интересы. Привлечение трудящихся к созданию и управлению системой охраны и гигиены труда жизненно важно, как, впрочем, и свобода создания и вступления в профсоюзы. В Швеции, например, высокое качество охраны труда явилось прямым результатом многолетней работы по привлечению трудящихся к эффективному трехстороннему сотрудничеству.

- Конкретные действия по охране и гигиене труда должны быть сосредоточены на местах, но основные принципы и структуры должны создаваться на международном уровне.
Это важно и с моральной, и с практической точки зрения. С моральной - потому что мы не имеем права оценивать жизни работников в одних частях света ниже, чем в других. С практической - потому что в условиях глобальной экономики мы не можем позволить разрушать систему охраны и гигиены труда под надуманным предлогом повышения конкурентоспособности.
Эффективным международным инструментом является программа МОТ «За безопасный труд» (SafeWork). Под эгидой МОТ представители трудящихся, работодателей и правительств во всем мире встречаются как равные партнеры. Сегодня МОТ активно выступает за обеспечение достойного труда во всем мире. Как заявил Генеральный директор МОТ Хуан Сомавия, «достойный труд - это безопасный труд, и нам еще далеко до достижения этой цели»(36).
4.2. Нормы и стандарты МОТ
Как и в других областях, в сфере охраны и гигиены труда МОТ создает два вида норм:
конвенции (подлежат ратификации и обязательны для исполнения) и рекомендации (носят более детальный характер и во многих случаях дополняют конвенции).
В настоящее время принято более 70 конвенций МОТ, полностью или частично затрагивающих вопросы охраны и гигиены труда. Многие конвенции касаются вопросов, тесно связанных с этой проблематикой - например, о свободе объединений, коллективном договоре, инспекции труда, гендерном равенстве, детском труде (37).
Нормы МОТ в области охраны и гигиены труда подразделяются на четыре основные категории:
- Политические директивы: Конвенция МОТ № 155 и Рекомендация № 164 об охране и гигиене труда, которые предписывают предпринять последовательные профилактические меры, разработать и принять четкую национальную политику в области охраны и гигиены труда. Эти документы также устанавливают ответственность работодателей за организацию безопасных и не наносящих ущерба здоровью условий труда, за использование безопасного оборудования, а также определяют права и обязанности работников.
В эту же категорию входят такие важнейшие нормы, как Конвенция № 161 и Рекомендация № 171 о службах гигиены, а также Рекомендация’перечень профессиональных заболеваний № 194.
- Отрасли: специальные конвенции охватывают некоторые наиболее опасные отрасли - например, горную промышленность, строительство, работу в доках. Кроме того, в 2001 году приняты Конвенция № 184 и Рекомендация № 192 об охране и гигиене труда в сельском хозяйстве.

- Особые риски, характерные для нескольких секторов: речь идет, например, о химических веществах, ионизирующем излучении, бензоле, асбесте, раковых заболеваниях вследствие производственных факторов, загрязнении воздуха, шуме и вибрации.

- Защитные меры: например, охрана оборудования, медицинское обследование молодых рабочих, определение максимального веса, который может переносить один работник.
Кроме того, Международная организация труда разработала более тридцати сводов практических рекомендаций в области охраны и гигиены труда38. Они задуманы как практические руководства для государственных органов и служб, работодателей и работников, специализированных органов защиты и профилактики, предприятий, комитетов по охране и гигиене труда. Своды практических правил не являются обязательными для исполнения юридическими документами и не предназначены для того, чтобы заменить существующее национальное законодательство или действующие нормы.
Еще одна группа практических документов МОТ - это ряд программ в области охраны и гигиены труда, разработанных в сотрудничестве с международными и национальными организациями. В качестве примера можно назвать Международную программу химической безопасности(39).
4.3. Что впереди?
За прошедшие годы нормотворческая деятельность МОТ в сфере охраны и гигиены труда претерпела существенные изменения. В последнее время наметился переход от четко регламентированных юридических норм к принятию документов, ориентированных на выработку политики. Одна из причин тому - постоянно меняющиеся условия жизни, а значит, и методы работы. Международные нормативные документы должны быть достаточно гибкими и адаптируемыми к новым условиям. Они должны предусматривать регулярный пересмотр национальной политики и практики с тем, чтобы учесть новые реалии технического прогресса и новые научные достижения.
В сфере охраны и гигиены труда упор переносится с техники безопасности на производстве на охрану и гигиену труда на рабочем месте (иными словами, на адаптацию условий труда к потребностям работника). Современные нормы в области охраны и гигиены труда четко формулируют не только коллективную ответственность, но и роли и обязанности работодателей, работников и их представителей, а также формы взаимного сотрудничества.
Еще одна важная тенденция в нормотворчестве - переход к профилактике взамен простого предписания мер защиты.
В условиях глобальной экономики процесс нормотворчества, без сомнения, претерпит новые изменения. Деятельность МОТ в сфере охраны и гигиены труда должна идти в ногу с новыми современными концепциями, такими как «культура труда или культура охраны труда». МОТ необходимо учитывать новые тенденции в трудовом воспитании, а также переход от технических рекомендаций к системному подходу, который предусматривает наличие эффективной системы управления.
Итак, каковы будущие приоритеты МОТ в сфере охраны и гигиены труда? Некоторые ответы дал проведенный в 2002 году подробный опрос трехсторонних партнеров - представителей правительств, трудящихся и работодателей.
В опросе участвовали 102 страны-члены МОТ. Были также получены - напрямую или через представителей правительств - ответы от 47 представительных организаций работодателей и трудящихся. Респонденты представляли все регионы мира. Опрос дал огромный объем ценнейшей информации как о национальном законодательстве и практике, так и о влиянии норм и стандартов МОТ.
Результаты опроса войдут в новый подробный доклад о нормотворческой деятельности МОТ в сфере охраны и гигиены труда40. Отчет будет обсуждаться в июне 2003 года на Международной конференции труда.

Главная мысль доклада и результатов опроса - о важности продвижения норм и других инструментов МОТ, таких как руководства и своды практических правил.
Добиться этого можно через программы технического сотрудничества и распространение информации. Конституция МОТ также предусматривает сбор информации о национальном законодательстве и практике в части еще не ратифицированных конвенций и рекомендаций. Более регулярный сбор данных поможет выявить проблемы в применении конвенций и рекомендаций и, при необходимости, определить методы технического содействия для их решения. В настоящее время процесс ратификации основных конвенций МОТ в сфере охраны и гигиены труда идет не очень активно. В то же время опрос выявил ряд государств, которые готовятся к ратификации. Ответы респондентов показали, что нормотворческая деятельность МОТ оказала влияние на национальное законодательство и практику во многих странах, формально еще не присоединившихся к конвенциям.
4.4. Стратегии
С целью обеспечить более полное соблюдение норм в области охраны и гигиены труда МОТ использует две основные стратегии:
- Интегрированный подход: сочетает все методы работы, включая нормотворческую деятельность, своды правил и руководства, техническое и международное сотрудничество, статистический анализ и распространение информации с тем, чтобы обеспечить более эффективную охрану и гигиену труда в странах-членах МОТ.

- Инструменты для добровольного использования, в частности, широкое применение нового инструмента МОТ - Руководства по системам управления охраной труда МОТ-СУОТ 2001. Цель - создать культуру охраны труда на уровне предприятий. Участие правительств может заключаться в поддержке этих систем управления охраной труда и в создании соответствующих структур для их развития. Одновременно ожидается, что правительства выполнят свою роль и разработают измеримые цели в области охраны и гигиены труда.
4.5. Цели
Цели МОТ в области охраны и гигиены труда:
- Программы «За безопасный труд» на уровне компаний, на национальном и международном уровне. Национальная программа «За безопасный труд» включает в себя:

- Национальную политику, разработанную и провозглашенную на самом высоком уровне. Руководители государств должны постоянно и публично подтверждать свою приверженность этой политике.

- Национальную стратегию, которая включает в себя видение проблемы, задачи, сроки, назначение уполномоченных лиц и организаций, выделение необходимого финансирования, постоянное совершенствование работы и обратную связь.

- Национальный план или программу действий.
Все вышеперечисленные компоненты программы «За безопасный труд» необходимо обсуждать и согласовывать с трехсторонними партнерами (трудящимися, работодателями и правительством). Можно подразделить национальную программу на отраслевые и региональные программы.
Международная программа МОТ поддерживает создание и осуществление национальных программ, способствует обмену опытом между 175 государствами-членами МОТ.
Программа на уровне предприятий - это создание системы управления охраной и гигиеной труда в соответствии с принципами и руководствами МОТ.
- Наблюдение, оповещение и использование показателей с тем, чтобы иметь более четкое представление о возникающих проблемах и устранять их причины.

- Измеримые в количественном отношении обязательства по снижению числа несчастных случаев на производстве и заболеваний, связанных с трудовой деятельностью через устранение причинных факторов (например, задача снизить в течение пяти лет зарегистрированную надежными источниками смертность на производстве на 20 процентов).
В качестве первого шага необходимо собрать данные по стране, отражающие ситуацию в сфере охраны и гигиены труда.
- Постепенное расширение сферы действия защитных мер и гарантий компенсации в случае травмы, а также создание служб гигиены труда для работников, до сих пор не подпадавших под их действие - работников сельского хозяйства, неформального сектора и самозанятых.
В конечном итоге все сводится к одной задаче: сделать мир труда более здоровым и безопасным.
Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан41 очень ясно высказался по этому поводу:
«Безопасность и здоровье трудящихся - неотъемлемая часть понятия «человеческая безопасность». Как ведущее агентство в системе ООН по защите прав трудящихся МОТ всегда находилась в первых рядах в борьбе за безопасность и гигиену труда. Добиваться безопасного труда - значит не только проводить правильную экономическую политику, но и обеспечивать фундаментальное право человека+»


БИБЛИОГРАФИЯ
1) For full information on the ILO’s Global Estimates of Fatalities and Accidents, see www.ilo.org/public/english/protection/safework/accidis/index.htm

A policy statement by ILO Director’General Juan Somavia, entitled Decent WorkSafe Work, is online at www.ilo.org/public/english/protection/safework/decent.htm

A comprehensive report, also named Decent Work - Safe Work, will be found at www.ilo.org/public/english/protection/safework/wdcongrs/ilo_rep.pdf

For more about ILO SafeWork, visit www.ilo.org/safework
2) Murray C., Lopez A.: Global Burden of Disease. WHO/Harvard School of Public Health, Geneva 1996. The WHO’s Global Burden of Disease Project is online at

www.who.int/whosis/menu.cfm?path=whosis,burden&language=English
3) SE: Self’reported work’related illness I 1995. HM Stationery Office, Norwich, UK. 1998
4) Paananen S.: Dangers at Work - Perceived occupational diseases, accidents and violence at work in 1999. Statistics Finland 2000:15, Helsinki, Finland (in Finnish, summary in English)
5) Dupre D. Work’related health problems in the EU 1998’99. Eurostat, Brussels. 2001 available at http://europa.eu.int/comm/eurostat/Public/datashop/print’product/EN?catalogue=Eurostat&product=KS’NK’01’

017’__’I’EN&mode=download and: http://europe.osha.eu.int/statistics/index2.php3
6) National Safety Council: Accident Facts, 1996 (presently Injury Facts). Itasca IL, USA 1996
7) Takala J. Global estimates of Fatal Occupational Accidents. Epidemiology, Sept 1999, Vol.10 No. 5. pp 640’646. Philadelphia. 1999
8) Skiba R. Taschenbuch Arbeitssicherheit, 9. Aufl. 1997, S 38f. In: Training manual «Sicher mit System» (Safety with Systems) published by the Steinbruchberufsgenossenschaften, StBG. Hannover, Germany, 1999
9) Nurminen M., Karjalainen A. Epidemiologic estimate of the proportion of fatalities related to occupational factors in Finland. Scand. J. Work Environment Health 2001; 27(3):161-213, Helsinki, Finland
10) ILO: Occupational Safety and Health in Agriculture - Introduction. Online at www.ilo.org/public/english/protection/safework/agriculture/intro.htm
11) ILO: Mining - Safety and Health.Online at www.ilo.org/public/english/dialogue/sector/sectors/mining/safety.htm
12) F. Murie: Preventing injuries and ill%health in the construction industry, in ILO: Labour Education 2002/1, Number 126 (Geneva, 2002). Online at www.ilo.org/public/english/dialogue/actrav/publ/126/index.htm
13) ILO: Safety and health in the fishing industry, report for discussion at the Tripartite Meeting on Safety and Health in the Fishing Industry, Geneva, 1999. Online at

www.ilo.org/public/english/dialogue/sector/techmeet/tmfi99/tmfir.htm
14) ILO: Draft guidelines on safety and health in shipbreaking, report for the Interregional Tripartite Meeting of Experts on Safety and Health in Shipbreaking for Selected Asian Countries and Turkey, Bangkok, 20’27 May 2003 (Geneva, 2003). Online at www.ilo.org/public/english/protection/safework/sectors/shipbrk/draft_guide.pdf
15) Loewenson R. Health impact of Occupational Risks in the Informal Sector in Zimbabwe, ILO Geneva, available at:

http://www.ilo.org/public/english/protection/safework/papers/infzimb/index.htm
16) ILO: Decent work and the informal economy, Report VI, International Labour Conference, 90th Session, June 2002, Geneva. ISBN 92’2’112429’0. Online at

http://www.ilo.org/public/english/standards/relm/ilc/ilc90/pdf/rep’vi.pdf
17) Analysis of manual lifting tasks: a qualitative alternative to the NIOSH Work Practice Guide, in American Industrial Hygiene Association Journal 50 (3) (1989). (ref: CIS’90’680).
18) M. Frankenhaeuser, U. Lundberg & M. Chesney (ed.):

<< предыдущая страница   следующая страница >>