microbik.ru
1

О мерах организационно-правового характера, реализуемых командирами (начальниками), по противодействию коррупции


Харитонов С.С., кандидат юридических наук, доцент, vpravo@mail.ru

В статье определены приоритетные направления и меры организационно-правового характера, осуществляемые должностными лицами органов военного управления, по противодействию коррупции в войсках.

Ключевые слова: противодействие коррупции, правонарушения коррупционной направленности, командиры (начальники)


On measures of organizational and legal measures implemented by commanders (chiefs), anti-corruption


Kharitonov, S., PhD, Associate Professor, vpravo@mail.ru

This paper identifies priorities and measures of organizational and legal nature, carried out by officials of the military authorities, to combat corruption in the army.

Key words: anti-corruption, corruption offenses orientation, commanders (chiefs)

Обеспечение законности в сфере военной службы и, соответственно, противодействие коррупции в армии является одним из приоритетных направлений служебной деятельности как командиров (начальников), так и правоохранительных органов. Однако следует констатировать, что несмотря на принимаемые усилия уровень коррупционных правонарушений в армейской среде неуклонно растет. По словам Главного военного прокурора С.Н.Фридинского, неоднократно озвученных им в начале этого года при подведении итогов работы военных прокуроров за 2011 год, ущерб от коррупционных преступлений в российской армии в 2011 году превысил 3 млрд рублей. За последние полтора года за различные коррупционные преступления осуждены свыше тысячи должностных лиц военных ведомств, в том числе 18 высших офицеров, треть из которых были приговорены к реальным срокам лишения свободы.

Высокая общественная опасность коррупции в федеральных органах, в которых предусмотрено прохождение военной службы, стимулирует необходимость создания эффективной системы правовых, организационных, воспитательных и иных мер, осуществляемых органами военного управления1 и воинскими должностными лицами, по противодействию совершаемых военнослужащими правонарушений коррупционной направленности.

Одним из необходимых условий создания указанной системы является определение приоритетных, стратегических направлений противодействия коррупции в армейской среде. Представляется, что к ним могут быть отнесены, во-первых, непосредственное воздействие на участников коррупционных отношений любыми законными способами, в том числе и с помощью правового принуждения, с целью пресечения их противоправной деятельности, разрушения существующих между ними индивидуальных коррупционных связей и восстановления нарушенных интересов личности. общества и государства, и, во-вторых, предупреждение (профилактика) коррупции в армейских коллективах, формирование и проведение активной антикоррупционной политики органами военного управления и воинскими должностными лицами.

Именно определение и реализация мероприятий, нацеленных на предупреждение коррупции в федеральных органах исполнительной власти, определено руководством страны в качестве стратегического направления противодействия коррупции.

Так, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13.03.2012 № 297 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2012 - 2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции» в целях организации исполнения Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и реализации Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы» руководителям федеральных органов исполнительной власти, предписано обеспечить:

издание соответствующих нормативных актов, обязывающих соответствующих лиц сообщать в случаях, установленных федеральными законами, о получении ими подарка в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей;

осуществление комплекса организационных, разъяснительных и иных мер по соблюдению должностными лицами ограничений, запретов и по исполнению обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, в том числе ограничений, касающихся получения подарков;

проведение мероприятий по формированию в органе исполнительной власти негативного отношения к дарению подарков должностным лицам в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей;

Кроме того, они должны:

по каждому случаю несоблюдения ограничений, запретов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, нарушения ограничений, касающихся получения подарков, и порядка сдачи подарка осуществлять проверку и применять соответствующие меры юридической ответственности;

организовать доведение до подчиненных положений законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, в том числе об установлении наказания за коммерческий подкуп, получение и дачу взятки, посредничество во взяточничестве в виде штрафов, кратных сумме коммерческого подкупа или взятки, об увольнении в связи с утратой доверия, о порядке проверки сведений, представляемых указанными лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.

Одним из важных профилактических мер, позволяющих минимизировать формирование коррупционных отношений в федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрено прохождение военной службы, является:

повышения качества отбора кандидатов для назначения на воинские должности (воинские должности, замещаемые лицами гражданского персонала, федеральными гражданскими служащими), содержащие высокие коррупционные риски2;

повышение уровня материального обеспечения должностных лиц, назначаемых на указанные должности;

регулярная ротация кадров на воинских должностях с повышенным коррупционным риском;

ужесточение уголовной ответственности за коррупционные правонарушения;

создание специальных органов и подразделений по противодействию коррупции в Вооруженных Силах, других воинских формированиях и органах3;

усиление общественного контроля за военной организацией государства.

Таким образом, приоритетным направлением противодействия коррупции, осуществляемое органами военного управления и воинскими должностными лицами, является предупреждение коррупции, которая реализуется при решении следующих задач:

– предупреждение коррупционных правонарушений4;

– определением полномочий органов военного управления по решению задач в сфере противодействия коррупции5;

– обеспечение неотвратимости ответственности военнослужащих за коррупционные правонарушения во всех случаях, прямо предусмотренных нормативными правовыми актами, в том числе возмещение вреда, причиненного коррупционными правонарушениями6;

– постоянный мониторинг коррупциогенных факторов и эффективности реализуемых мер антикоррупционной политики в Вооруженных Силах;

– формирование антикоррупционного общественного мнения в воинских коллективах;

– обеспечение права военнослужащих на доступ к информации о фактах коррупции в Вооруженных Силах и коррупциогенных факторах, а также на свободное освещение проблем противодействия коррупции в средствах массовой информации;

– создание условий для замещения руководящих воинских должностей неподкупными военнослужащими;

– всемерная поддержка воинских должностных лиц, не приемлющих подкуп (взятку) в качестве средства стимулирования их деятельности.

Следует согласиться с позицией В.М.Корякина7, что предупреждение коррупционных правонарушений в Вооруженных Силах может быть осуществлено путем применения следующих мер:

1) постоянный мониторинг коррупционных правонарушений в целом и отдельных их видов;

2) разработка антикоррупционных стандартов, препятствующих возникновению или ограничивающих интенсивность либо сферу действия явлений, способствующих совершению коррупционных правонарушений в целом или отдельных их видов8;

3) антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов9;

4) пропаганда антикоррупционных стандартов, в том числе стандартов профессиональной этики воинских должностных лиц и федеральных государственных гражданских служащих10;

5) содействие гласности и открытости решений, принимаемых органами военного управления, затрагивающих права и обязанности военнослужащих;

6) регулярное опубликование отчетов о состоянии коррупции в Вооруженных Силах и реализации мер антикоррупционной политики11;

7) антикоррупционное образование и воспитание военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил;

8) оказание поддержки формированию и деятельности общественных объединений и иных институтов гражданского общества, создаваемых в целях противодействия коррупции;

9) установление мер поощрения для военнослужащих за длительную безупречную, бескорыстную службу;

10) нормативное закрепление перечней воинских должностей, замещение которых запрещено или ограничено для лиц, привлекавшихся к ответственности за коррупционные правонарушения;

11) введение обособленных регистров воинских должностных лиц, которые подвергались наказанию за совершение коррупционных правонарушений;

12) предоставление контрольным органам Вооруженных Сил (финансовой инспекции, инспекции по личному составу и др.) и органам военной прокуратуры права вынесения официальных предписаний о необходимости устранения коррупциогенных факторов, выявленных в ходе проведения проверок и инспекций.

Деятельность командиров воинских частей в части противодействия коррупции преимущественно реализуется исполнением правовых предписаний, изложенных в приказах (директивах) Министра обороны Российской Федерации.

Поэтому указанным категориям должностных лиц органов военного управления в первую очередь необходимо организовать работу по получению информации о нарушениях подчиненных им военнослужащим (лицам гражданского персонала) в сфере соблюдения антикоррупционных запретов, ограничений и обязанностей при прохождении военной службы (выполнении трудовых обязанностей), которая может поступать от граждан, в том числе от военнослужащих, организаций, других органов военного управления, государственной власти и органов местного самоуправления, правоохранительных органов, из средств массовой информации, актов проверок и ревизий контрольно-ревизионных органов.

Обобщения, регулярно осуществляемые как органами военного управления, так и правоохранительными органами, свидетельствуют, что наиболее распространенными правонарушений коррупционной направленности являются:

- незаконное участие на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией;

- осуществление предпринимательской деятельности;

- получение военнослужащим в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц;

- нецелевое использование средств материально-технического и иного обеспечения, государственного имущества, а также передача их другим лицам.

- непредставление военнослужащим сведений либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

- невыполнение военнослужащим обязанности об уведомлении командования, органов прокуратуры или других государственных органов обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений;

- невыполнение военнослужащим обязанности об уведомлении в письменной форме своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения;

Причинами указанных выше наиболее распространенных нарушений, помимо личного игнорирования военнослужащими требований законодательства о противодействии коррупции, является, как правило, отсутствие должной профилактической работы и надлежащего контроля за деятельностью подчиненных со стороны должностных лиц кадровых подразделений и командиров (начальников), должностных лиц органов военного управления.

Таким образом, деятельность, осуществляемая командирами (начальниками), органами военного управления и воинскими должностными лицами, по противодействию коррупции в армейской среде, нацелена как на непосредственное воздействие на участников коррупционных отношений закрепленными в соответствующих нормативных актах правовыми средствами, с целью пресечения их противоправной деятельности, так и предупреждения коррупции в воинских коллективах, формирования и проведение активной антикоррупционной политики органами военного управления и воинскими должностными лицами.
Библиографический список:

Военно-юридический энциклопедический словарь. Коллектив авторов / под ред. Кудашкина А.В. и Фатеева К.В. М.: За права военнослужащих, 2008.

Корякин В.М., Кудашкин А.В., Фатеев К.В. Военно-административное право (Военная администрация). М.: За права военнослужащих, 2008.

Корякин В.М. Коррупция в Вооруженных Силах Российской Федерации: теория и практика противодействия». М: За права военнослужащих, 2009.

1 Органы военного управления — специально учрежденная государством система военных органов, наделенных необходимыми властными полномочиями по осуществлению исполнительно-распорядительной (управленческой) деятельности в ВС РФ, возглавляемая и объединяемая министром обороны РФ, создаваемая применительно к основным звеньям организационной структуры ВС РФ и включающая центральные О. в. у.; О. в. у. военных округов и флотов; О. в. у. соединениями и воинскими частями; местные органы управления; начальников гарнизонов (старших морских начальников), военных комендантов. Военно-юридический энциклопедический словарь. Коллектив авторов. За права военнослужащих. М. 2008. С.245.

К органам военного управления относят штабы. Все органы военного управления имеют определенную организационную структуру, соответствующую функциональным задачам, решаемым соответствующими командованиями. Корякин В.М., Кудашкин А.В., Фатеев К.В. Военно-административное право (Военная администрация). За права военнослужащих. М. 2008. С.164.


2 См., например: приказ Министра обороны РФ от 03.04.2012 № 788 «О Перечне должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, при замещении которых работники и граждане, претендующие на их замещение, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»; Приказ Министра обороны РФ от 10.10.2009 № 1090 «Об утверждении Порядка представления гражданами и военнослужащими, претендующими на назначение на воинские должности в Министерстве обороны Российской Федерации, и военнослужащими, проходящими военную службу в Министерстве обороны Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»; Приказ Министра обороны РФ от 03.08.2009 № 807 «О Порядке представления гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной гражданской службы в Министерстве обороны Российской Федерации, и федеральными государственными гражданскими служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».

3 См., например: Положение о Совете при Министре обороны Российской Федерации по противодействию коррупции, утвержденное приказом Министра обороны РФ от 08.02.2011 № 88; приказ Министра обороны РФ от 30.08.2010 № 1130 «О комиссии Министерства обороны Российской Федерации по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов». Кроме того, следует отметить проведенное в 2011 году обучение федеральных государственных служащих Минобороны России в Российской академии народного хозяйства и государственной службе при Президенте Российской Федерации по образовательной программе «функции подразделений кадровых служб федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений», организованное в рамках выполнения распоряжения Президента Российской Федерации от 7 июня 2011 года № 370-рп «Об организации в 2011 году повышения квалификации федеральных государственных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции».

4 См., например: приказ Министра обороны РФ от 28.06.2011г. № 1050 «Об утверждении Порядка уведомления представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения федерального государственного гражданского служащего Министерства обороны Российской Федерации к совершению коррупционных правонарушений»

5 См., например: приказ Министра обороны РФ от 22.10.2009 № 1115 «О возложении (распределении) функций по профилактике коррупционных и иных правонарушений в Министерстве обороны Российской Федерации»

6 Так, в 2011 году внесены изменения в приказ Министра обороны РФ от 11.05.2010 г. № 444 «О Порядке уведомления Министра обороны Российской Федерации о фактах обращения в целях склонения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации к совершению коррупционных правонарушений». Указанный Порядок дополнен нормой, предусматривающей увольнение военнослужащего с военной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации в случае невыполнение им служебной обязанности, предусмотренной ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 28 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»

7 В.М.Корякин «Коррупция в Вооруженных Силах Российской Федерации: теория и практика противодействия», 2009, За права военнослужащих, М., С.126

8 См., например: приказ Министра обороны РФ от 11.11.2011г. №2170ДСП, которым определен Перечень должностей военной службы в Министерстве обороны Российской Федерации при назначении на которые военнослужащие и граждане и при замещении которых военнослужащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; Приказ Министра обороны РФ от 16.12.2011 № 2525 «О перечне должностей федеральной государственной гражданской службы в Министерстве обороны Российской Федерации, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей».

9 См., например: Приказ Министра обороны РФ от 19.12.2011 № 2610 «О Порядке проведения в Министерстве обороны Российской Федерации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) Министерства обороны Российской Федерации». Следует также отметить, что с 2011 года на официальном сайте Минобороны России в разделе «проекты документов» размещаются проекты нормативных правовых актов, разрабатываемых в Минобороны России, с указанием даты размещения на сайте и даты окончания срока размещения на сайте, а также почтового и электронного адреса, по которому направляются заключения по результатам проведения их антикоррупционной экспертизы.

10 См., например: Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Министерства обороны Российской Федерации, утвержденный приказом Министра обороны РФ от 22.04.2011 № 555.

11 Так, в декабре 2011 г. под руководством начальника Главного управления кадров Минобороны России был проведен методический сбор с должностными лицами органов военного управления, в обязанности которых входит работа по профилактике коррупционных и иных правонарушений. В работе методического сбора приняли участие представители Управления Президента России по вопросам государственной службы и кадров, Главной военной прокуратуры. В ходе сбора была дана оценка эффективности работы по профилактике коррупции в Минобороны России, определены основные направления антикоррупционных мероприятий в 2012.