microbik.ru
1
О НЕОБХОДИМОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У

ВРАЧА ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ – СЕМЕЙНОЙ МЕДИЦИНЫ
к.т.н., проф. РАЕ Козубцов И.Н.,1 Форманчук С.В.2

1 Научный центр связи и информатизации ВИТИ НТУУ „КПИ”

2 Медицинская служба ВИТИ НТУУ „КПИ”

г. Киев, Украина
Постановка проблемы, связь с важными научными или практическими заданиями. В эпоху глобальных перемен, которые проходят в Украине и в странах бывшего СССР, актуальным является внедрение в высшую школу перспективных принципов усовершенствования системы подготовки и аттестации научных (НК) и научно-педагогических (НПК) кадров высшей квалификации в контексте Болонского процесса [1]. Они нацелены на формирование единственного европейского исследовательского и образовательного пространства [2].

На конференции Европейской ассоциации университетов в Маастрихте участниками отмечено на необходимость формирования нового поколения исследователей, которые способны работать в специализированных и междисциплинарных областях знаний.

На семинаре (Зальцбург, 2005 г) участниками рассматривалось новое направление развития научных исследований и подготовки специалистов для общества, которые должны отвечать требованиям междисциплинарной учебы и развитию универсальных навыков.

Эти и другие рекомендации по реформированию системы высшего образования Украины инерционно находят отражения в реформировании отрасли медицинских наук. Отметим существенное реформирование первичной медико-санитарной помощи и скорейшее внедрение семейной медицины в Украине. Создания для этого соответствующих условий является одним с приоритетных направлений организационной работы в области охраны здоровья в Украине. Качество оказываемых медицинских услуг и профессионализм врача во многом зависит от обучающей системы подготовки врачей, участников учебно-воспитательного процесса (самых обучаемых, научно-педагогических и научных кадров) и учебно-материальной базы.

Анализ последних исследований и публикаций. Понимание необходимости реформирования в отрасли здравоохранения Украины на основе богатого международного опыта проявилось еще в советские времена: в 1988 г. во Львове был начат эксперимент из внедрения семейной медицины в систему здравоохранения, и только в 1997 г. он был распространен на всю Украину. В процессе его обобщения разработана Концепция реформирования первичной медико-санитарной помощи населению, модели организации первичной медико-санитарной помощи на принципах общей практики – семейной медицины, пакет инструктивно методических материалов, проектов нормативно правовых документов и статистических форм, необходимых для регламентации и характеристики внедрения семейной медицины в практику здравоохранения [3]. Правовой основой этого процесса стали [4, 5] [6, 7].

Становление семейной медицины как научного направления в Украине осуществилось только в 2010 г отдел медицинских и аграрных наук вынес на рассмотрение президиума ВАК Украины постановление с предложением внести изменения к Перечню специальностей, за которыми осуществляют защити диссертаций на получение научных степеней кандидата наук и доктора наук, присуждения научных степеней и присвоения ученых званий и включить в Перечень новую специальность 14.01.38 – общая практика семейная медицина.

В свете реформ остается, не освещен вопрос необходимости формирования междисциплинарной научно-педагогической компетентности врача общей практики – семейной медицины.

Формулировка цели статьи. Целью статьи является рассмотрение вопроса необходимости формирования междисциплинарной научно-педагогической компетентности врача общей практики – семейной медицины.

Изложение основного материала исследования. В мире еще не существует всеобъемлющей и универсальной, идеальной системы здравоохранения. Однако следует констатировать, что в Украине в настоящее время сформировалось социальный заказ общества на создание в структуре первичного звена здравоохранения врача особенной категории. Врач, который бы мог играть роль авторитетного профессионала на первичном уровне. Врач, который бы удовлетворял медицинские потребности широкого диапазона, то есть семейного врача.

Большое количество врачей, развитие узкоспециализированной медицинской помощи постепенно привели участкового врача к ощущению уменьшения своей личной ответственности за здоровье конкретного больного и членов его семьи. Без специализации прогресс в медицине невозможен. В то же время “узкая” специализация ведет до потери врачом ощущения уважения к его личному врачебному мышлению. В конечном итоге, образовалась такая ситуация, что в ближайшем окружении человека, который стал пациентом, нет врача, который несет ответственность, как за его здоровье, так и за здоровье членов его семьи в течение всей жизни.

Это, возможно, привело к первоочередному заданию, которое решаются в течение последних лет, и определило последующее развитие семейной медицине. Так за данными источника [8] состоянием на 1 января 2008 г. создано 111 заведений первичной медико-санитарной помощи на принципах семейной медицины, в которых функционирует 195 врачей общей практики – семейной медицины. На данное время каждый третий житель Черкасской области обслуживается врачами общей практики – семейной медицины. За период 2001-2006 лет для работы в заведениях общей практики – семейной медицины подготовлено 209 врачей общей практики – семейной медицины и переподготовлено 455 помощников врачей общей практики – семейной медицины. В 2007 году на базе Запорожского государственного медицинского университета последипломного образования прошли курсы специализации общей практики – семейной медицины 6 врачей. В январе 2008 года на базе Кировоградской областной больницы закончили учебу на выездных курсах специализации 18 врачей общей практики – семейной медицины.

Динамика количество посещений, нагрузка на одного семейного врача на примере Черкасской области представлено на рис. 1.

frame1

Количество населения, которое обслуживается семейными врачами на примере Черкасской области представлено на рис. 2.

frame2

Удельный вес населения, которое обслуживается семейными врачами на примере Черкасской области представлено на рис. 3.

frame3

Рассмотрим каким компетентным принципам должен соответствовать, врач общей практики – семейной медицины:

продолжительность и непрерывность наблюдения, многопрофильность первично медицинской помощи;

отношение к семье, как к единице медицинского обслуживания;

профилактическая направленность, как основа деятельности семейного врача;

экономическая эффективность и целесообразность помощи;

координация медицинской помощи;

ответственность пациента, членов его семьи и общества за сохранение и улучшение его здоровья.

Продолжительность помощи это намного больше, чем медицинское обслуживание одного и того же пациента в течение длительного времени. Понятие продолжительности включает сложную совокупность взаимоотношений между системой семья – врач – другие специалисты, работающими в сфере здравоохранения, к которым приходится обращаться семейному врачу за помощью и советом.

Непрерывность отношений – это больше, чем сумма отдельных консультаций, однако их эффективность теснейшим образом связана с качеством медицинских рекомендаций. Непрерывность наблюдения существенно улучшает показатели выявления психологических проблем пациента, снижает потребность в неоправданных дополнительных услугах относительно лабораторных и инструментальных методов обследования и, как следствие, способствует уменьшению стоимости медицинских услуг. Благодаря этому семейный врач может постоянно следить за состоянием здоровья членов семьи, заводить паспорта на каждого из ее членов с указанием факторов риска, наследственности, условия жизни и труда. Что уникально позволит врачу применять превентивные меры на раннем этапе патологических изменений.

Профилактическая направленность – важен принцип семейной медицины.

Семейный врач чаще других специалистов должен использовать рациональную, как с медицинской, так и с экономической точки зрения обоснованную тактику, по отношению к необходимым лабораторным и инструментальным методам исследования и рекомендовать необходимость применения специализированных технологий лечения.

Интеграция новых знаний и умений в процесс предоставления медицинской помощи человеку от рождения до завершения ее жизненного пути повышает качество семейной медицинской практики. При этом пациенты выигрывают от более целостного подхода к их здоровью и более широким возможностям относительно получения своевременной адекватной помощи на местном уровне.

Рассмотрев компетентные принципы, которые обрисовываются перед врачом общей практики – семейной медицины, становится понятные очевидные вещи о необходимости реформирования медицинского образовательного процесса. Безусловно, следует учитывать европейские рекомендации [Error: Reference source not found, Error: Reference source not found], которые нацеленные на формирование междисциплинарной компетентности врачом общей практики – семейной медицины. Это как ни как наиболее подходит к врачу общей практики – семейной медицины. А приведенная статистика на рис. 1-3, наочно подтверждает региональную актуальность и возрастающий спрос на врачей общей практики – семейной медицины среди населения Украины.

Рассмотрим основные знания, которыми должен обладать врач общей практики – семейной медицины. Врач общей практики – семейной медицины должен знать:

основы законодательства о здравоохранении;

нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность учреждений здравоохранения;

основы организации лечебно-профилактической помощи в больницах и амбулаторно-поликлинических учреждениях, скорой и неотложной медицинской помощи, службы медицины катастроф, санитарно-эпидемиологической службы, лекарственного обеспечения населения;

теоретические основы, принципы и методы диспансеризации;

организационно-экономические основы деятельности учреждений здравоохранения и медицинских работников в условиях бюджетно-страховой медицины;

основы социальной гигиены, организации и экономики здравоохранения, медицинской этики и деонтологии;

правовые аспекты медицинской деятельности;

общие принципы и основные методы клинической, инструментальной и лабораторной диагностики функционального состояния органов и систем человеческого организма;

этиологию, патогенез, клиническую симптоматику, особенности течения, принципы комплексного лечения основных заболеваний;

правила оказания неотложной медицинской помощи;

основы экспертизы временной нетрудоспособности и медико-социальной экспертизы;

основы санитарного просвещения;

правила внутреннего трудового распорядка;

правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

По своей специальности врач общей практики – семейной медицины должен знать:

современные методы профилактики, диагностики, лечения и реабилитации;

содержание и разделы общей врачебной практики (семейной медицины) как самостоятельной клинической дисциплины;

задачи, организацию, структуру, штаты и оснащение службы общей врачебной практики (семейной медицины);

действующие нормативно-правовые и инструктивно-методические документы по специальности;

правила оформления медицинской документации;

порядок проведения экспертизы временной нетрудоспособности и медико-социальной экспертизы;

принципы планирования деятельности и отчетности службы общей врачебной практики (семейной медицины);

методы и порядок контроля ее деятельности.

Совокупные знания требует от врача общей практики – семейной медицины должен обладать многостороннюю развитость, многодисциплинарной подготовленностью. Учитывая, что уже достигнута критическая степень размежевания официально предоставляемых знаний с реальностями современного мира. Это связано с тем, что человек прерывает образовательный процесс после окончания ВУЗа. Между тем жизнь привносит много проблем, которые требуют научно-методического осмысления – проще говоря, необходим непрерывный образовательный процесс (пусть с меньшей интенсивностью). Разрыв в образовании удаляет человека от «интеллектуальных корней». Он деградирует, провоцирует к возникновению жизненных и профессиональных ошибок. Сталкиваясь с реальностью, человек видит условность и сомнительность многих сведений, взятых в ВУЗе. Грамотно переосмыслить их в контексте возникающих проблем он часто не имеет возможности. Все это непосредственно связано с отсутствиям у обучения умения передавать знания окружающим. Все требует формирования междисциплинарной научно-педагогической компетентности у врача общей практики – семейной медицины.

Решение сложных жизненных вопросов потребует у обучаемых научно-педагогической компетентности, алгоритм самоорганизации ее должен сформировать педагог на предметах по специальности и на первых же занятиях.

Философия подготовки врачей общей практики – семейной медицины должна учитывать требования, выдвинутые в работе [9], а подготовка научно-педагогических работников в интернатуре должна осуществляться по предложенной программы подготовки ученых к научно-педагогической деятельности в ВУЗ только с корректировкой на медицинский ВУЗ [10]. Изменениям модели содержания кандидатских экзаменов [11] способствует повышению уровня и требований к будущим специалистам – врачам общей практики – семейной медицины. Уходя от идеализирований системы обучения к реальной следует учесть психофизиологическую особенность мозга человека будь-то научно-педагогического работника (который обучает врачей общей практики – семейной медицины) и самого же обучаемого (будущего врача общей практики – семейной медицины). Не маловажную роль играет свойство запоминания и извлекания информации с мозга [12]. Это свойство должно объективно использоваться при отборе абитуриентов на специальность врач общей практики – семейной медицины, а также при формировании учебных групп для обеспечения максимально эффективного обучения.

Выводы из данного исследования. Таким образом, можно сделать вывод о том, что Система здравоохранения выигрывает от превращения медицинского обслуживания в экономически более рациональное, а государство выигрывает от укрепления и повышения потенциала общественного здоровья.

Семейная медицина, бесспорно, имеет право на существование и является единственным залогом повышения качества предоставления медицинской помощи населению, повышения авторитета и социального статуса врача, который принимает решение посвятить свою профессиональную деятельность именно этому разделу здравоохранения.
Литература

1 Козубцов І.М. Національні особливості та перспективні принципи удосконалення систем підготовки і атестації вчених в контексті Болонського процесу [Електронний ресурс] // Научный электронный архив академии естествознания. – Режим доступу URL: http://www.econf.rae.ru/pdf/2011/11/754.pdf.

2 Бедный Б.И., Миронос А.А. Подготовка научных кадров в высшей школе. Состояние и тенденции развития аспирантуры: Монография. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2008. - 219 с. - ISВN 978-5-91326-100-7.

3 Поживілова О.В. Запроваджено нову спеціальність 14.01.38 - загальна практика-сімейна медицина. [Електронний ресурс] – Доступ з мережі http://www.confcontact.com/20101224/5_pozhivil.php.

4 Постановление Кабинета Министров Украины от 20.06.2000 г. № 989 “О комплексных мероприятиях по внедрению семейной медицины в систему здравоохранения”

5 Приказ МОЗ Украины от 11.09.2000 г. № 214 “О внедрении плана поэтапного перехода к организации первичной медико-санитарной помощи на принципах семейной медицины”

6 Кризина Н.П., Кондратюк Н.Ю., Слабкий Г.О. Розвиток сімейної медицини в Україні у 2006 – І півріччі 2009 р. // Україна. Здоров’я нації, 2009. - № 3 (11). – С. 38 - 41.

7 Латишев Є.Є. Моніторинг розвитку сімейної медицини як складова частина технології управління первинною ланкою охорони здоров’я / Є.Є. Латишев // Формування системи сімейної медицини в Україні. – К., 2005. – С. 31 – 38.

8 Здоров'я Черкащини – Офіційний сайт Головного управління охорони здоров'я та медицини катастроф Черкаської облдержадміністрації [Електронний ресурс] – Доступ до мережі http://www.zdrav.ck.ua/docs/porady/simejna.pdf

9 Козубцов І.М. Філософія формування міждисциплінарної науково-педагогічної компетентності вчених // Международный научно-методический семинар „Наука и образование”. Секція проблем образования. 13 – 20 декабря 2011 г., г Дубай (ОАЭ) – Хмельницкий: Хмельницкий национальный университет, 2011. (укр., рус., англ.). – ISBN 978-966-330-070-2. – [Електронний ресурс] – Режим доступу: http://www.iftomm.ho.ua/docs/Program_semin_2011.pdf.

10 Козубцов И.Н. Содержание программы подготовки ученых к научно-педагогической деятельности в высшем учебном заведении. [Електронний ресурс] // Научный электронный архив академии естествознания. – Режим доступу URL: http://www.econf.rae.ru/pdf/2011/10/636.pdf.

11 Козубцов І.М. Оцінка адекватності моделі змісту кандидатських іспитів // Гуманізація навчально-виховного процесу : збірник наукових праць / [За заг. ред. проф. В.І. Сипченка] – Вип. LVІIІ. – Ч.ІІ Слов’янськ: СДПУ, 2011. – С. 44 – 53.

12 Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведения: Пер. с англ. М.: Мир, 1988. – 248 с. – ISBN 5-03-001258-3.