microbik.ru
1
А.В.Чернышов,

заместитель начальника отдела

электрооборудования и автоматизации –

руководитель группы радио

и навигационного оборудования;

Главное управление

ФГУ «Российский морской регистр судоходства

О результатах пятнадцатой сессии Подкомитета ИМО

по радиосвязи, поиску и спасанию (СOMSAR)


В период с 7 по 11 марта 2011 г. в Лондоне состоялась 15-ая сессия Подкомитета ИМО по радиосвязи, поиску и спасанию (COMSAR).

В работе 15-ой сессии Подкомитета COMSAR под председательством г-на Карлос Сальдаго Риверос (Чили), приняли участие делегации 70 государств и Гонг-Конг (Китай) в качестве ассоциированного члена ИМО, представители 2-х специализированных агентствa ООН, 23 межправительственных организаций и неправительственных международных организаций в статусе наблюдателей, включая Международную Ассоциацию Классификационных Обществ.
Руководителем делегации Российской Федерации был постоянный представитель Российской Федерации при ИМО А.И.Фролов.

В составе национальных делегаций в работе 15-ой сессии Подкомитета COMSAR приняли также участие представители 5 классификационных обществ – членов МАКО:

  • DNV – делегация Норвегии; - BV - делегация Франции;

  • KR – делегация Кореи; - RS - делегация Российской Федерации;

  • CCS – делегация Китая.


Повестка дня сессии включала 16 вопросов (повестка дня прилагается).

В ходе работы сессии были организованы 3 рабочие группы:

  • Техническая рабочая группа - рабочая группа по эксплуатационным и техническим вопросам функционирования ГМССБ, включая вопросы Международного союза электросвязи (Technical Working Group – GMDSS and ITU matters),

  • рабочая группа по электронной навигации (E-navigation Working Group),

  • рабочая группа по поиску и спасанию (Search and Rescue (SAR) Working Group);

и две редакционные группы:

- редакционная группа по подготовке проекта позиции ИМО на Всемирной радиоконференции – 2012 (WRC),

- редакционная группа по документам касающимся информации по безопасности мореплавания (Maritime Safety Information).
В соответствии с распределением обязанностей в делегации РФ, я был включен в состав технической рабочей группы, на которой преимущественно рассматривались вопросы, относящиеся к компетенции Российского морского регистра судоходства.
Пленарным заседанием сессии на рассмотрение технической рабочей группы был передан обширный комплекс вопросов, которые для Регистра представляют интерес в плане получения возможности своевременного изменения и дополнения требований Правил и других нормативных документов Регистра.
Техническая рабочая группа.
Председателем технической рабочей группы по эксплуатационным и техническим вопросам функционирования ГМССБ был г-н John Shaw, (Великобритания).

В работе технической рабочей группы участвовали представители делегаций 29 стран и 7 организаций.

Среди вопросов, рассмотренных технической рабочей группой необходимо отметить следующие:

- подготовлен проект циркуляра КБМ, обращающий внимание на избыточность требования главы IV “Радиосвязь» Международной конвенции СОЛАС в отношении оснащения судов УКВ АРБ, работающем на канале 70, поскольку данное оборудование является устаревшим. Этот факт найдёт отражение в соответствующих поправках к МК СОЛАС, которые будут подготовлены в рамках работы ИМО по модернизации Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ) и пересмотру элементов и процедур ГМССБ.

- подкомитет продолжил системный анализ функционирования ГМССБ с целью её модернизации, учитывая, что основные принципы ГМССБ были сформулированы более 25-ти лет назад. Предполагается, что пересмотр элементов и процедур ГМССБ будет связан с необходимостью внесения поправок в главу IV Международной Конвенции СОЛАС-74 (МК СОЛАС), пересмотром и разработкой эксплуатационных требований к судовому радиооборудованию, береговым системам радиосвязи и навигационного обеспечения, применением современных технологий распространения информации и передачи данных. Данная работа будет продолжена на следующей сессии Подкомитета в 2012 г.

По результатам обсуждения плана работ по пересмотру элементов и процедур ГМССБ принято решение о необходимости организации межсессионной корреспондентской группы и определён круг её ведения. Кроме того, отмечена необходимость разработки перечня вопросов, направленных на изучение мнения морской общественности, офицеров портового контроля, других заинтересованных сторон в отношении совершенствования процедур радиосвязи при бедствии для обеспечения безопасности.

- проведено обсуждение перспектив использования дополнительных спутниковых систем в рамках ГМССБ, включая региональные спутниковые системы. В частности, была подробно рассмотрена информация, представленная Объединёнными Арабскими Эмиратами в отношении спутниковой системы Thuraya Satellite System, в которой описаны все существующие и планируемые к реализации функциональные возможности этой спутниковой системы и, кроме того, дана информация о зонах охвата системы, структурная схема, образцы судового (земного) оборудования

В результате детального обсуждения отмечено, что признание региональных спутниковых систем связи это комплексная задача, которая должна рассматриваться и решаться с учётом необходимости сопряжения новых систем с действующей береговой инфраструктурой связи, получения и обработки сигнала, а также с учётом интеграции в существующие процедуры поиска и спасания. Учитывая, что суда могут эксплуатироваться в различных регионах, было обращено внимание на то, что портовые власти должны быть информированы о зонах охвата региональных спутниковых систем связи и оборудовании, которое допущено к работе с новыми системами, что также должно стать предметом для обсуждения в рамках данного вопроса.

Технической рабочей группой и позже на пленарном заседании было решено, что необходимо разработать детальное руководство, определяющее порядок обращения в ИМО с целью проведения процедуры признания спутниковых систем для использования в ГМССБ.

- обсужден вопрос присвоения идентификаторов морской подвижной службы (MMSI) переносным УКВ радиостанциям с цифровым избирательным вызовом (ЦИВ). После дополнительного обсуждения данного вопроса на пленарном заседании принято решение о необходимости более углубленного изучения данного вопроса и продолжения обсуждения на следующей сессии Подкомитета с целью подготовки обоснованной позиции ИМО для направления в Международный Союз электросвязи, который должен принять окончательное решение по данном вопросу и внести необходимые изменения в Регламент радиосвязи.

- подкомитет продолжил работу, направленную на завершение подготовки позиции ИМО к Всемирной конференции радиосвязи 2012 г. (WRC-12), а также рассмотрел вопросы, представляющие взаимный интерес в рамках сотрудничества ИМО с Международным союзом электросвязи (МСЭ). Предварительно обсуждена целесообраз-ность выделения специальной частоты, которая бы не входила в диапазон частот, выделенных для использования в рамках ГМССБ и предназначалась исключительно для устройств обнаружения человека за бортом (Man Overboard Devices).

Работа по вопросам взаимодействия с МСЭ, включая анализ функционирования ГМССБ и разработку предложений по ее модернизации, будет продолжена в межсессионный период в рамках группы экспертов ИМО и МСЭ, для чего определён круг ведения седьмого совещания этой группы запланированного на сентябрь 2011 г.

- по результатам рассмотрения информации и рекомендаций IMSO в отношении использования средств связи с приоритетом бедствия в направлении берег-судно, была отмечена целесообразность пересмотра циркуляра COMSAR.1/Circ.50 в части сопряжения спасательных координационных центров и береговых земных станций спутниковой связи для возможности оперативного обеспечения связи с приоритетом «Бедствие» в направлении берег-судно, а также обращено внимание на необходимость направить усилия договаривающихся правительств, спасательных органов и спасательных координационных центров на взаимодействие с прибрежными (береговыми) провайдерами связи и операторами береговых земных станций спутниковой связи с целью установления местных (локальных) возможностей (условий) для установления связи с приоритетом бедствия в направлении берег-судно. Также в рамках рассмотрения данного вопроса обращено внимание на намерение Инмарсат обеспечить в будущих службах этой спутниковой системы функциональную возможность связи в направлении берег-судно с использованием приоритета бедствия.

- обсуждены вопросы функционирования спутниковых служб КОСПАС-САРСАТ и Инмарсат, входящих в ГМССБ. На основании информации, включая статистические данные, представленные IMSO (Международная организация морской спутниковой связи) и секретариатом КОСПАС-САРСАТ, было подтверждено, что указанные системы продолжают выполнять свои обязательства в рамках ГМССБ на должном уровне.

- принята к сведению информация IMSO, в отношении стремления Инмарсат к признанию в будущем нового поколения судовых земных станций Inmarsat FleetBroadband FB500 для использования в качестве судового радиооборудования ГМССБ.

Решения, принятые технической рабочей группы по эксплуатационным и техническим вопросам функционирования ГМССБ соответствуют позиции делегации Российской Федерации, которая определена техническим заданием, утвержденным Департаментом государственной политики в области морского и речного транспорта Министерства транспорта РФ.
Рабочая группа по электронной навигации (e-navigation).
На пленарном заседании председатель Подкомитета COMSAR, предваряя обсуждение вопросов, относящихся к системе электронной навигации, напомнил, что решение включить рассмотрение вопросов, касающихся концепции системы электронной навигации (e-navigation), отдельным пунктом повестки дня в программы работ Подкомитетов COMSAR, NAV и STW на период с 2009 по 2012 годы было принято на 86-ой сессии КБМ (май-июнь 2009 г.).

Рабочая группа подкомитета рассмотрела отчёт межсессионной корреспондентской группы по электронной навигации, документ COMSAR 15/11 (представлен Норвегией – председатель корреспондентской группы), сформированный на основе переписки её членов, который содержит предложения по дальнейшему формированию архитектуры системы электронной навигации, разработке функций и технологий связи, проведению анализа существующих недостатков (пробелов) при практической реализации e-navigation, а также определению состава и структуры данных общего доступа в контексте стратегии электронной навигации. При этом Подкомитет счел целесообразным осуществлять рассмотрение предложений по модернизации ГМССБ с учетом разработки плана внедрения электронной навигации.

По результатам обсуждения вопросов, вынесенных на рассмотрение рабочей группы, Подкомитет принял решения, констатирующие, что:

1) в рамках обеспечения безопасности мореплавания, главенствующая роль должна быть отведена несению навигационной вахты, которая требует традиционных знаний и навыков судовождения. Вместе с тем, Подкомитет пришел к выводу, что сценарий электронной навигации в рамках обеспечения безопасности мореплавания судна и сценарий, связанный с контролем навигационных данных на ходовом мостике, должны дополнять друг друга. В этом контексте, необходимо определить каким образом совместное осуществление традиционных функций вахтенного помощника по судовождению и задач, касающихся контроля навигационных данных, должно повлиять на формирование требований пользователей е-navigation к услугам морской радиосвязи;

2) модель данных и информации Международной гидрографической организации (МГО – IHO), регламентированная стандартом для морских данных S-100, должна стать базовой при создании формы представления данных общего доступа и информационных услуг для электронной навигации;

3)  определение оптимального формата данных общего доступа и предоставляемых коммуникационных услуг общей структуры данных требует более детального изучения. С этой целью Подкомитет организовал совместную группу ИМО / МГО по гармонизации требований, с учётом положений Конвенции СОЛАС, по аналогии с совместной группой ИMO / МГО по гармонизации требований к электронной картографической навигационно-информационной системе (ЭКНИС). Подкомитет определил круг ведения группы и поручил продолжить работу по этому вопросу в межсессионный период;

4) правило IV/15 «Требования к техническому обслуживанию и ремонту» Конвенции СОЛАС имеет непосредственное отношение к электронному мореплаванию;

5) процедура проведения анализа существующих недостатков (пробелов) при практической реализации e-navigation требует модернизации. В этой связи Подкомитет предложил новую объединенную табличную форму. Корреспондентская группа начнет свою работу в текущем году с рассмотрения именно этого вопроса;

6) электронное мореплавание может предоставить необходимые данные и услуги связи всемирной службе поиска и спасания на море, которая должна стать одним из сегментов электронной навигации. Однако формат необходимых данных и объем предоставляемых услуг требуют тщательного изучения, так как эти проблемы связаны с особенностями района плавания, развития сил и средств поиска и спасания (SAR) в конкретном районе ответственности и т.д. Работы в этом направлении решено продолжить на следующей сессии;

7) отображение навигационных данных на ходовом мостике должно иметь резервирование и обеспечивать идентификацию источника их получения;

8)  развитие оборудования морской радиосвязи в целях упрощения, модернизации, согласования и интеграции функций радиосвязи с навигационными функциями, необходимо осуществлять в контексте стратегии электронной навигации.

Рабочая группа по поиску и спасанию.



Председателем рабочей группы по поиску и спасанию (Search and Rescue Working (SAR) Group) был г-н Undre Botes, (ЮАР).

Вопросы, рассмотренные этой группой преимущественно не относятся к компетенции Российского морского регистра судоходства, однако, следует отметить, что в отношении поиска и спасания на море, а также по положениям, связанным с Международной конвенцией по поиску и спасанию 1979 года (САР 79) группой приняты следующие решения:

- рассмотрен доклад 17-й сессии совместной рабочей группы (JWG) ИКАО / ИМО по гармонизации авиационного и морского поиска и спасания;

- рассмотрен и одобрен новый циркуляр, содержащий Базовое руководство по безопасности гонок на яхтах или океанских путешествий, осуществляемых на нерегулируемых плавсредствах, взамен циркуляров MSC/Circ.1174 и MSC.1/Circ.1366.

- рассмотрена необходимость изменения эксплуатационных процедур в отношении ручной активации АРБ на ранней стадии чрезвычайной ситуации для подачи сигналов бедствия, что будет дополнительно обсуждено на совместной рабочей группе ИМО/ИКАО (IMO/ICAO);

- рассмотрена целесообразность пересмотра циркуляров MSC.1/Circ.1039 и MSC.1/Circ.1040, в отношении АРБ 406 (КОСПАС-САРСАТ). По результатам обсуждения признана необходимость изменения только руководства по ежегодной проверке АРБ, т.е. только циркуляра MSC.1/Circ.1040, в который, включено положение, касающегося проведения обязательной проверки соответствия опознавателя MMSI, использованного для кодирования аварийного радиобуя, идентификатору MMSI, присвоенному судну;

- пересмотрен циркуляр MSC/Circ.1185 в отношении Руководства по выживанию в холодной воде и подготовлен проект нового циркуляра;

- рассмотрен отчёт Международной федерации по спасанию на море (IMRF) о результатах работы международной конференции по массовому спасанию людей в море. Отмечено, что массовое спасание людей в море является одной из наиболее актуальных тем и требует дальнейшего тщательного обсуждения с учетом проработок, выполненных по данному вопросу на подкомитете DE.

- пересмотрены поправки к Приложению D, F тома I и Приложения Е тома II IAMSAR для одобрения на 90-ой сессии КБМ и последующего внесения изменений в новую редакцию IAMSAR в 2013 г.;

- одобрена дальнейшая работа Совместной рабочей группы ИКАО/ИМО до следующей сессии Подкомитета COMSAR и определен круг ее ведения на межсессионный период.
Пленарные заседания.
Среди вопросов обсуждавшихся на пленарных заседаниях следует отметить следующие:

- обращено внимание, что по результатам работы 14-ой сессии Подкомитета COMSAR на 87 сессии Комитета по безопасности на море (КБМ-87) в мае 2010 г. было принято пересмотренное Международное руководство по системе SafetyNET (Revised International SafetyNET Manual), которое содержится в циркуляре ИМО MSC.1/Circ.1364 и вступит в силу с 01.01.2012 г.;

- рассмотрена информация, представленная США, об испытаниях устройств привода и определения местоположения, использующих различные технологии, в частности, сигнал бедствия на частоте 406 МГц, АРБ 406 с АИС, передатчики АИС для целей поиску и спасания, радиолокационные ответчики, привод на частоте 121,5 МГц. Испытания проводились с использованием поисково-спасательных летательных аппаратов в различных географических регионах. Отмечено, что в настоящее время использование технологии АИС в аварийных радиобуях для целей привода следует рассматривать как прогрессивное дополнение, но не как полная замена привода на частоте 121.5 МГц;

- обсужден вопрос, касающийся того, что в в Кодексе по спасательным средствам (Кодекс LSA) недостаточно чётко дано определение термину «хорошо видимый цвет», который должны иметь спасательные средства, в частности, спасательные шлюпки, для их более легкого обнаружения в море. Рассмотрены результаты исследования, представленного США, в отношении различимости различных цветов в море при различных условиях волнения и освещенности, в результате которого в частности, было выявлено, что жёлтый цвет, который используется в качестве обозначения спасательного оборудования, практически неразличим на удалении, поскольку сливается с белым цветом от волнения водной среды. Было отмечено, что дискуссия по данному вопросу прошла на подкомитете DE, что отражено в отчёте (документ DE 53/26), где предлагаются поправки в Кодекс LSA, которые бы чётко определяли, что спасательное оборудование, в частности, спасательные шлюпки, должны иметь ярко-красный или красно-оранжевый цвет. В тоже время, многие делегации высказались категорически против столь поспешного решения относительно внесения изменений в Кодекс LSA, в том числе и принимая во внимание масштабность и существенную финансовую затратность при реализации (в случае принятия положительного решения по предложенным поправкам, которые к тому же весьма дискуссионны). Определённую ясность и приемлемый компромисс был достигнут на основании выступления представителя Международной Ассоциации классификационных обществ, который сообщил о наличии унифицированной интерпретации требования Кодекса LSA в отношении термина «хорошо видимый цвет». Состоявшееся обсуждение будет детально отражено в отчёте Подкомитета COMSAR c предложением принять решение по данному вопросу на ближайшей сессии КБМ.
Редакционные группы.
Редакционная группа по вопросам Международного Союза электросвязи подготовила пересмотренный проект позиции ИМО на Всемирную конференцию радиосвязи - 2012 г. (WRC-2012) в отношении совершенствования морских радиослужб.

Редакционная группа по документам, касающимся распространения информации по безопасности на море (Maritime Safety Information) подготовила поправки в пересмотренную редакцию Руководства службы НАВТЕКС (NAVTEX Manual) и соответствующий циркуляр КБМ (MSC) по этому вопросу. Кроме того, группа подготовила проект пересмотренного циркуляра COMSAR, содержащего откорректированный перечень координаторов НАВАРЕА (List of NAVAREA Coordinators) и проект резолюции Ассамблеи ИМО по распространению информации службы Worldwide Met-Ocean и службы предупреждений (Warning Service). В соответствии с откорректированным перечнем Российская Федерация в настоящее время является координатором передачи ИБМ в районе НАВАРЕА XIII, а также по создаваемым арктическим районам XX и XXI (ориентировочно рабочий статус этим районам будет присвоен в 2012 году).
В ходе выборов председателя и вице-председателя Подкомитета СOMSAR на 2012 год был переизбран соответственно г-н Карлос Сальдаго Риверос (Чили) и избран г-н Х.Суприоно (Индонезия).
Шестнадцатая сессия Подкомитета ИМО по радиосвязи, поиску и спасанию (COMSAR) намечена к проведению в период с 12 по 16 марта 2012 года. (окончательное решение по датам проведения сессий рабочих органов ИМО будет приниматься Комитетом по безопасности на море).


17 марта 2011 г. А.В.Чернышов