microbik.ru
1
Алтайский государственный технический университет им И. И. Ползунова
Памятка

Для студентов групп ПОИ и ПОС по изучению дисциплины

«Безопасность жизнедеятельности» (7 семестр)
Составил: Утверждаю:

доцент кафедры БЖД – Лобанова З. М. Зав. кафедрой БЖД____Мироненко В. Ф.
Дисциплина БЖД общим объемом 85 час (34 час –лекций, 17 час практ. занятий, 34 час СРС: 10 час-изучение материала лекций, 24 час для изучения материала, не излагаемого на лекциях) изучается в 7 семестре, сопровождается сплошным рейтингом и завершается экзаменом.
1 Содержание дисциплины

1. 1Лекции:

  1. Введение.

  2. РАЗДЕЛ I Безопасность технологических процессов и производств. (Охрана труда).

Тема 1 Правовые, нормативно-технические основы обеспечения охраны труда.

  1. Тема 2. Гигиена труда: Производственный микроклимат. Вредные вещества. Производственное освещение. Виброакустические факторы производственной и окружающей среды

  2. Тема 3.Техника безопасности на производстве. Защита от электрического тока.

  3. РАЗДЕЛ II. БЖД в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Тема 4 Классификация и общая характеристика чрезвычайных ситуаций.

Тема 5 Пожарная безопасность.

2 Контрольные точки:

2.1 Самостоятельная работа студентов (СРС: 24 час, вес модуля 0,34):


  1. Тема 6: Основы инженерной психологии. Контрольный опрос (6час, 5 неделя, вес 0,14):

  1. Проблема взаимодействия человека и современной техники. Проблема системы «человек-машина» (СЧМ).

  1. Методы и понятия инженерной психологии.

  1. Человек как элемент системы «Человек-машина»:

  • работоспособность человека и ее динамика;

  • общее понятие о характеристиках человека:

  • антропометрические (статические, динамические);

  • физиологические (схема анализатора, анализаторы внешние, внутренние, основные параметры анализаторов человека)

  • психологические (внимание, память, ощущение, восприятие и др).

  • влияние психологии на безопасность в системе «человек - машина»;

  • надежность человека – оператора как части СЧМ.

    1. Инженерно – технологические требования к технике:

  • Эргономика. Научная организация труда (НОТ).Техническая эстетика. Дизайн.

  • Эргономические требования к рабочему месту. Рациональные режимы труда и отдыха.




  1. К теме 2. Виброакустические факторы производственной и окружающей среды (Ультразвук. Основные характеристики. Воздействие на организм человека. Нормирование. Методы и средства защиты от вредного воздействия ультразвука. Инфразвук. Основные характеристики. Воздействие на организм человека. Нормирование. Методы и средства защиты от вредного воздействия инфразвука.

Контроль: На экзамен.

    1. Тема 7 Защита от электромагнитных полей на производстве: Источники ЭМП и их характеристики. Воздействие на организм человека. Нормирование ЭМП. Мероприятия по защите от ЭМП на производстве и в окружающей среде. Методы контроля ЭМП.

Контроль: На экзамен.

      1. Тема 8 Защита от ионизирующих излучений (и.и.) . Контроль: На экзамен .

      2. Тема 9.Безопасность технологических процессов и производств:




  1. Для ПОИ: Тема 9: 9.1 Основы гигиены труда и промсанитарии в ПТУ:

  1. Анатомо-физиологические особенности подросткового возраста.

  2. Медицинское освидетельствование и требования к состоянию здоровья подростков.

  3. Режим труда и отдыха подростков. Обязанности работодателей по организации труда подростков.

  4. Критерии отнесения работ к категории запрещенных для применения труда подростков.


9.2 Безопасность труда при работе с ПЭВМ:

  • Опасные и вредные факторы, действующие на пользователя ПЭВМ и их источники;

  • Виды воздействия ПЭВМ на организм пользователя;

  • Технические средства и способы защиты пользователей:

    • Санитарно – гигиенические требования к условиям труда на рабочем месте пользователя;

    • Эргономические требования к ПЭВМ;

    • Эргономические требования к рабочему месту пользователя;;

    • Требования безопасности при эксплуатации ПЭВМ

    • Эргономические требования к организации диалога « человек-ПЭВМ», интерфейсу пользователя..

  • Мероприятия по снижению психофизиологического переутомления пользователя.

Для ПОС:Тема 9: 9.1 Основы гигиены труда и промсанитарии в ПТУ:

  1. Анатомо-физиологические особенности подросткового возраста.

  2. Медицинское освидетельствование и требования к состоянию здоровья подростков.

  3. Режим труда и отдыха подростков. Обязанности работодателей по организации труда подростков.

  4. Критерии отнесения работ к категории запрещенных для применения труда подростков.

    1. Техника безопасности при проведении строительно-монтажных работ:

  • техника безопасности при транспортных и погрузочно-разгрузочных работах;

  • техника безопасности при производстве земляных работ;

  • техника безопасности при производстве каменных и облицовочных работ;

  • техника безопасности при производстве опалубочных, арматурных и бетонных работ;

  • техника безопасности при производстве деревянных и стекольных работ;

  • техника безопасности при производстве электро-газосварочных работ;

  • техника безопасности при производстве кровельных работ;

  • техника безопасности при производстве штукатурных и малярных работ;

  • техника безопасности при эксплуатации лесов и подмостей;

    1. Безопасная эксплуатация основных строительных машин:

  • основные причины производственного травматизма при работе на машинах;

  • какими приборами безопасности снабжаются грузоподъемные машины;

  • регистрация и освидетельствование грузоподъемных механизмов;

  • техника безопасности при эксплуатации ручных работ.

    1. Безопасность оборудования, работающего под давлением выше атмосферного:

  • какое оборудование относится к сосудам, работающим под давлением выше атмосферного;

  • основные причины аварий оборудования, работающего под давлением выше атмосферного;

  • основные условия безопасности эксплуатации баллонов для сжатых, сжиженных и растворенных газов;

  • основные условия безопасности эксплуатации компрессоров;

    1. Пожарная профилактика в строительстве:

  • пожарная безопасность на стройплощадке;


Контроль: Тема 9 должна быть представлена рефератом, вы полненным в виде опорного конспекта или раздаточного материала (18 час, 12 неделя, вес модуля 0,2)

2.2 Практические занятия – 17 час (8 пр. зан., вес модуля 0,16).

2.3 Экзамен – вес модуля – 0,5, работа в семестре – 0,5.

Примечание:

  1. Итоговая аттестация проводится в виде экзамена, вес модуля которого 0,5 в итоговом рейтинге за семестр. Студенты, имеющие внутрисеместровый рейтинг более 75 баллов (по 100 бальной шкале), получают автомат.

  2. Успеваемость студентов оценивается с помощью текущего рейтинга (во время каждой аттестации) и итогового рейтинга (после сессии). Во всех случаях рейтинг вычисляется по формуле:

, где

Ri – оценка за i – контрольную точку; pi –вес этой контрольной точки. Суммирование проводится по всем контрольным точкам с начала семестра до момента вычисления рейтинга. В конце семестра вычисляется семестровый рейтинг.

    1. Итоговый рейтинг, учитывающий экзамен вычисляется по формуле:



    1. Студентам с высоким текущим рейтингом по их желанию может быть выдано дополнительное задание (реферат, доклад на конференцию и др.).В этом случае проводится дополнительный контроль: защита реферата, проверка тезисов доклада. После проведения такого контроля (с оценкой R* ) текущий рейтинг пересчитывается:



    1. Каждое из перечисленных в памятке испытаний оценивается по 100- бальной шкале, по компьютерным тестам и домашним заданиям. При сдаче задания после срока из оценки вычитается 10 штрафных баллов.

    2. Учебно – методические материалы, тесты контроля текущих знаний, электронный вариант тестов с программой тестирования в режиме «Тренировка» студенты могут познакомиться на сайте: http:/astu.secna.ru/~lzm, а также в электронном читальном зале библиотеки

АлтГТУ.

1.3 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
1. 3.1 Основная литература:

  1. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств (охрана труда): Учеб. пособие для вузов (П.П. Кукин, В.Л. Лапин, Погорных Е.А. и др. – М : Высшая школа, 1999 – 318 с.). – 85 экз.

  2. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов/ С.В.Белов, А.В. Ильницкая, А.Ф. Козъяков и др; Под общ. ред. С.В. Белова. 2-ое изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 2001. – 487 с. – 114 экз.

  3. Лобанова З. М. Методические указания к самостоятельной работе студентов. Тесты контроля текущих знаний по дисциплине БЖД. /Алт.гос.техн.ун-т им И. И. Ползунова.- Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2005.-67с.

  4. Русак О. Н. БЖД: Уч. Пос., Лань, 2005.

1.3.2 Дополнительная литература:

  1. Маньков В. Д. Обеспечение безопасности при работе с ПЭВМ.Практ. рук..-СПб: Политехника , 2004.-277 с. (биб-ка в корпусе МАПП).

  2. Глебова Е. В. Производственная санитария и гигиена труда. : Учеб.пос.-М: Высш. Шк,2005.-383 с.

  3. Грачев Н. Н., Мырова Л. О. Защита человека от опасных излучений, 20.05

  4. Алексеев С.В., Уселко В.Р. Гигиена труда. - М: Медицина, 1988. -576 с.

  5. Баев В.И. Практикум по электрическому освещению и облучению. -М.: 1991.-175 с.

  6. Баринов А. В. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них: Учеб. Пособие для вузов .-М: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.- 496 с.

  7. Безопасность жизнедеятельности. Защита территорий и населения при чрезвычайных ситуациях: Учеб. пособие для вузов /В. В. Денисов, И. А. Денисова, В. В. Гутенев, О. И. Монтвила. Под ред. В. В. Денисова.-М: Ростов н/Д: Март, 2003.-608 с.

  8. Белов С.В., Бринза В.Н., Векшин Б.С. Безопасность производственных процессов: Справочник/ Под ред. С.В. Белова. - М.: 1985.- 448 с.

  9. Боброва-Голинова Л.П., Мальцева О.М., Коханова Н.А. Эргономика и безопасность труда. - М.: Машиностроение, 1985.-112 с.

  10. Вахтин А.К. Меры безопасности при ликвидации последствий стихийных бедствий и производственных аварий. - М.: 1984.- 288 с.

  11. Гринин А. С. Экологическая безопасность: Защита территории и населения при чрезвычайных ситуациях: Учеб. Пособие /А.С. Гринин, В. Н. Новиков.-М: ФАИР-ПРЕСС , 2002.- 336 с.

  12. Инженерная психология./ Под ред. Б.Ф. Ломова. - М.: Наука, 1977. - 304 с.

  13. Каммерер Ю.Ю., Харкевич А.Т. Аварийные работы в очагах поражения: Учебное пособие. -М.: 1990.- 288 с.

  14. Козлов В.Ф. Справочник по радиационной безопасности. - М.: 1991.- 352 с.

  15. Козлов В.Н. Физиология и психология труда. Влияние производственных факторов на физиологическую работоспособность организма и тяжесть труда. - Саратов: СПИ, 1983

  16. Конституция РФ.- М: ОО «Фирма «Изд-во АСТ»»,1999.-60 с.

  17. Лысяков А.Г. Техника безопасности при работе на грузоподъемном оборудовании на машиностроительных предприятиях. - М.: 1991.- 208 с.

  18. Мунипов В. М., Зинченко В. П. Эргономика: Человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды: Уч.- М: Логос, 2001.- 356 с.

  19. Охрана труда в машиностроении: Учебник для вузов/ Под ред. Е.Я.Юдина.- М.: 1983.-432 с.

  20. Подольский А.И., Ариевич И.М., Хозиева В.Б. Психология подготовки специалистов для современного производства/Под ред. А.И.Подольского. - М.: Изд-во МГУ, 1991. -183 с.

  21. Постник М. И. Защита населения и хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях. Учеб.- Мн: Высш. Шк, 2003.- 398 с.

  22. Руководство по гигиене труда.: в 2-х т. / Под ред. Н.Ф.Измерова. - М.: Медицина, 1987.

119 с.

  1. Справочник по инженерной психологии/ Под ред. Б.Ф. Ломова -М.: 1982.- 368 с.

  2. Средства защиты в машиностроении: Справочник/ Под ред. С.В. Белова. - М.: 1989.- 368 с.

  3. Трудовой кодекс РФ. - М, 2002.-192 с.

  4. Эргономика: Учебное пособие для вузов./Под ред. В.В. Адамчука. -М.: ЮНИТИ - ДАНА, 1999. -254 с.

  5. Куценко Г.И., Шашкова И. А. Проведение гигиенических мероприятий при обучении подростков рабочим профессиям. М, 1983.- 192 с.

  6. Куценко Г.И. Научная организация труда учащихся техникумов.

  7. Куценко Г.И., Шашкова И. А.Основы гигиены при обучении учащихся в СПУ

  8. Киколов А. И. Обучение и здоровье.

  9. Кондрашенко В. Н. И др. Гигиена детей и подростков, М, 1988.- 512 с.

  10. Жилов Ю. Д., Куценко Г. И. Справочник по гигиене труда и производственной санитарии.

  11. Жилов Ю. Д. Справочник по медицине труда и экологии. М, 1995

  12. Научная организация труда учащихся техникума. М, 1983.- 151 с.

  13. Грачев Н. Н. Психология умственного труда. М, 1998.

  14. Шмид М. Эргономические параметры. М, 1980. - 234 с.

  15. Сердюковская Г. Н. Гигиенические проблемы профессионального обучения. М, 1981 г.

  16. Романов Г.М. Человек и дисплей. Л: 1986. -256 с.

  17. Моргунов Е.Б. Человеческие факторы в компьютерных системах. - М.: Тривола, 1994. - 272 с.

  18. Димирчеглян Г. Т. Компьютер и здоровье.- М, 1997.

  19. Шумилин В.К. Краткий курс безопасности при работе на ПК.

  20. Журналы «Охрана труда и социальное страхование» 1997 -2006 г.г.

  21. Журналы «Бухгалтер и компьютер», «Информатика и образование», «Наука и жизнь.», «Компьютер в школе» и др.

  22. Охрана труда в машиностроении: Учеб.для вузов/Е.Я.Юдин, С. В. Белов идр..-М:Машиностроение, 1983 .-432 с.

  23. Любарский А. Д. Технология и организация строительного производства. Охрана труда.- М, 1991.- 304 с.

  24. Пчелинцев В.А., Коптев Д.В., Орлов Г.Г. Охрана труда в строительстве: Учеб.М: Высш шк,1991.-272 с.


1.3.4 СТАНДАРТЫ, ПРАВИЛА, НОРМЫ ПО ОХРАНЕ ТРУДА


  1. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочнй среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда. Р 2.2.2006 – 05 .М, 2005.- 192 с.

  2. СНиП 23.05.95 Естественное и искусственное освещение.

  3. СНиП 11-12-77. Защита от шума.

  4. СНиП 2.01.02-85. Противопожарные нормы.

  5. СН 2.2.4 / 2.1.8.562 - 96. Шум на рабочих местах в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки. -М: Минздрав РФ, 1997. - 20 с.

  6. СН 2.2.4 / 2.1.8.566 - 96. Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий. - М: Минздрав РФ, 1997. - 30 с.

  7. СанПиН 2.2.4 / 2.1.8.582 – 96 Гигиенические требования при работах с источниками воздушного и контактного ультразвука промышленного, медицинского и бытового назначения. . -М: Минздрав РФ, 1997. - 14 с.

  8. СН 2.2.4 / 2.1.8.583 – 96 Инфразвук на рабочих местах, в жилых и общественных помещениях и на территории жилой застройки. -М: Минздрав РФ, 1997. - 11 с.

  9. СанПиН 2.2.4.1191-03. Электромагнитные поля в производственных условиях. М.: Минздрав РФ, 2003. – 25с

  10. СанПиН 2.2.4.548-96 Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений. - М.: Минздрав РФ, 1996. - 25 с.

  11. Инструкция по устройству молниезащиты зданий и сооружений. РД 34.21.122-87. - М, 1989. - 56 с.

  12. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. - М.: Минздрав РФ, 2003. – 25с

  13. Правила безопасности при работе с инструментом и приспособлениями. - М. : 1989. - 176 с.

  14. Правила техники безопасности при электромонтажных и наладочных работах. - М, 1992. - 192 с.

  15. Гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков. СанПиН 2.4.6.664- 97.- М: Минздрав России, 1997.- 14 с.

  16. Медикобиологические критерии оценки условий труда с целью определения противопоказаний и показаний к применению труда подростков. Методические указания. МУ 2.4.6.655- 97.- М: Минздрав России, 1997.- 24 с.

  17. Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.576- 96: Минздрав России, 1997.- 52 с.

  18. СанПиН 2.4.3.1186-03. Санитарно – эпидемиологические требования к организации учебно – производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования. М, 2003.

  19. СанПиН 2.2.0.555 – 96 Гигиенические требования к условиям труда женщин. М : ИИЦ Минздрава РФ,1997.-35 с

  20. ГОСТ Р 50923-96. Дисплеи. Рабочее место оператора. Общие эргономические требования и требования к производственной среде.

  21. ГОСТ Р 50948- 96. Средства отображения информации индивидуального пользования. Общие эргономические требования и требования безопасности.

  22. ГОСТ 12.3.009.76 ССБТ. Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности.

  23. ГОСТ 12.3.003-86 ССБТ. Работы электросварочные. Общие требования безопасности.