microbik.ru
1


Паспорт на учебную экологическую тропу

«Зеленые лёгкие города»
Местонахождение: город Бийск, МОУ «СОШ №41», улица Пушкина, 188.
Шефствующие учреждения: нет
Проезд: трамвай №5, 5 «А», 5 «Б»; автобусы № 21,24, 39 «Вокзал - Гавань» до школы; автобус № 45 «Вокзал - Плодопитомник» до конечного пункта тропы.
Значение тропы по основной научно – информационной ценности: ботаническая
Тип тропы: линейная
Использования: круглогодичная; место для учебных исследований, экскурсий, отдыха.
Необходимые мероприятия по использованию тропы: установка аншлагов
Авторы – разработчики: учитель Карташова Елена Николаевна, ученица Цыпкина Виктория
Тропа создана: 2011 год
Приложения:
а) карта – схема маршрута

б) описание экскурсионных объектов


Пояснительная записка

В настоящее время остро стоит проблема экологического образования населения. Необходима система экологического просвещения, в которую входили не только средства массовой информации и экологические курсы в учебных заведениях, но и непосредственное общение человека с природой. Экологическое просвещение является одним из выходов из глобального экологического кризиса, так как оно подразумевает гармонизацию экологического мышления и отказ от потребительского отношения к природе.

В этом случае помогут экологические тропы. Особенность процесса экологического воспитания на тропах природы состоит в том, что он строится на основе непринуждённого усвоения информации и норм поведения непосредственно в природном окружении.

Экологическая тропа – маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность, на котором идущие получают устную или письменную информацию об этих объектах. Это одна из форм воспитания экологического мышления и мировоззрения.

Создание и разработка экологической тропы очень актуальна для нашей школы, в первую очередь это обусловлено её уникальным месторасположением. Наша школа находиться на левом берегу реки Бии, построена и сдана в эксплуатацию в 1961 году, как школа-интернат для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей. В связи с застройкой микрорайона с 1990 года функционирует как самостоятельное общеобразовательное учреждение. Рядом находятся такие социальные объекты как Центральная городская больница, на одной территории Детский дом №3 и №4, в 300м к востоку Бийская специальная общеобразовательная (коррекционная) школа III-IV вида (школа слабовидящих). За территорией школы начинается ленточный сосновый бор. Созданная нами тропа большей своей частью проходит по сосновому бору.

В нашей школе до этого не было опыта создания экологической тропы. Наша экотропа, имеет большое значение для изучения экологии города. Она познакомит школьников с разными объектами природы, находящимися в пределах города, и испытывающими антропогенную нагрузку, позволяет передать учащимся знания о естественных явлениях и объектах, создать предпосылки для экологического воспитания и природоохранного мышления.


  • Краткое описание границ маршрута: протяженность тропы 2 км 750м; начало движения от входа в школу, затем в направлении Детского дома №4 по территории школьного двора: цветник, альпийская горка, просека ленточного бора, дендропарк Бийского лесхоза-техникума, выход на центральную аллею парка, движение в сторону парка Дома престарелых, проведение экскурсии по парку, отдых. Возвращение по территории лесхоза-техникума, мимо наркологического диспансера, Дома малютки , коттеджного посёлка в направлении школы.



  • Цели тропы:

  • дать природоохранные знания и умения учащимся школы;

  • воспитать любовь к природе, школе, городу, малой Родине;

  • формировать личную ответственность у учащихся за сохранность природных объектов;

  • привлечение учащихся к участию в экологических олимпиадах и конкурсах

  • Цели экскурсий:

  • воспитание бережного отношения к природе;

  • формирование экологической культуры поведения в природе;

  • показ причинно-следственных связей в природе;

  • проведение природоохранительных связей в природе;

  • проведение природоохранительной работы;

  • пропаганда экологических знаний.


Экскурсионные объекты (станции):


Станции

Место расположения

Название объекта и основное содержание

Вид

№1

начало маршрута


Вход в школу.


Цветник

Беседа о многообразии цветковых растений, особенностях внешнего строения, систематикой






№2

От крыльца движения в сторону детского дома №4.

Альпийская горка
Рассказ учителя об основных принципах обустройства альпийской горки, растениях используемых для создания альпинариев.





№3

Выход за территорию школы в сторону ленточного бора.

Свалка мусора
Знакомство учащихся с негативным антропогенным воздействием на окружающую среду, значении сохранения леса для себя и своих потомков, культуре поведения.





№4

Движение в юго-восточном направлении по лесной просеке

Сосновый бор

Знакомство с экосистемой соснового бора, ярусном расположения древесных пород, взаимозаменяемости видов, надежности обеспечения функций в экосистеме.






№5

Поворот на северо-восток, вход на территорию дендропарка Бийского лесхоза-техникума.

В гостях у друидов

Знакомство с многообразием древесных и кустарниковых пород, их влиянием на микроклимат города и организм человека







№6



Продолжение движения в заданном направлении, выход на центральную аллею дендропарка

Липовая аллея

Беседа о многообразии семейств цветковых растений: розоцветные, мотыльковые, ильмовые, их экологии и систематике.





№7

конец маршрута


Движение в восточном направлении до конечной точки маршрута парка Дома престарелых.

Парк

Беседа о значении парков в черте города, эстетике оформления цветочных клумб и фонтанов, профессии ландшафтного дизайнера.





Правила поведения на экологической тропе


  1. Ни в коем случае не сходить с тропы!

  2. Не мешайте жить обитателям тропы – проходите без лишнего шума.

  3. Нельзя срывать любые растения, а не только редкие и исчезающие.

  4. С тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни, интересные коряги и т.п. С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и фотоснимки, творческий подъём и вдохновение.

  5. На тропе разрешается охота только на комаров и клещей.

  6. Не сорите на тропе – вы не последние посетители!


Карта – схема маршрута



  1. Цветник

  2. Альпийская горка

  3. Свалка мусора

  4. Сосновый бор

  5. В гостях у друидов

  6. Липовая аллея

  7. Парк


№1 «Цветник»

Цель: ознакомление учащихся с цветочно- декоративными растениями используемыми для оформления цветников и клумб.

Цветник- это участок (ограниченная территория), на котором выращивают декоративные растения. Наша клумба засажена такими растениями: сальвия сверкающая, бархатцы, агератум, однолетние георгины, алиссум, вологодские кружева, петуния.

Сальвия сверкающая или блестящая – многолетнее травянистое растение, выращиваемое как однолетнее. Очень часто используется садоводами для оформления клумб, так, как лепестки имеют ярко-красную окраску , выглядят красиво, торжественно с июня до первых осенних заморозков.

Бархатцы — растение однолетнее. Очень неприхотливы, способны расти на любой почве. Один из основоположников отечественной агрономии, замечательный писатель, философ и ученый Андрей Тимофеевич Болотов, проживший почти век, с 1738 по 1833 год, уже не только знал этот цветок, но и писал о нем с большой нежностью: «О, бархатцы! О милые и любезные цветки! Любил я вас в самое утро дней моих, любил в наилучшие годы жизни моей и люблю и ныне, когда главу мою уже седина покрывает».

Агератум — многолетнее травянистое, обильноцветущее растение с голубыми или розовыми цветами. Неприхотливое растение, также часто используемое для цветников, Цветёт с июня до первых заморозков. Плодоносит в начале сентября.

Однолетние георгины— род многолетних травянистых растений семейства сложноцветных, в диком виде произрастающих в Мексике и Гватемале в условиях короткого дня и прохладных ночей. Они замечательные бордюрные и клубневые растения. Их яркие красочные цветочки видны издалека.

Алиссум — род насчитывает около 100 видов, распространенных на юге Сибири и в Южной Европе. Широко используется садоводами за удивительно тонкий и приятный аромат и для привлечения насекомых-опылителей

Петуния — любимое растение дизайнеров, растение на одном, сильно ветвящемся стебле имеет множество крупных цветков, благодаря чему выглядит всегда ярко, нарядно в течение всего лета.

Клумбы значительно украшают школьную территорию, радуют прохожих, гостей и учащихся, которые гордятся результатом своего труда

№2 «Альпийская горка»

Цель: изучение основ создания альпийской горки. В настоящее время в озеленении школьной территории применяется современное направление - создание атипичных форм искусственных ландшафтов. В Европе их называют натургартен. Это альпийские горки. Они позволяют совместить на незначительной территории самые разные и необычные растения, при этом некоторые их них обладают способностью подчеркивать необыкновенность других. Так, на участке неплодородной почвы перед зданием детского дома № 4, была создана альпийская горка. На ней в обрамлении крупных валунов, удачно сочетаются: лобелия и ценерария приморская (крестовик), бадан, гвоздика песчаная, декоративный чеснок, молодило гибридное, петунья «Каскад F1», функия, лютик декоративный, подсолнечник «золотой шар», декоративная капуста, «солнышко», виола, звездчатка, портулак, многолетние флоксы. Двух одинаковых альпийских горок не существует, как не существует в природе двух одинаковых камней — все зависит от фантазии создателей этих декоративных садовых элементов.

Планировка альпийской горки

Прежде всего, нужно подобрать место — такое, чтобы альпинарий был виден с некоторого расстояния и гармонировал с общим ландшафтом. Необходимо позаботиться и об окружении альпинария, к примеру, идеальным окружением станет аккуратный газон.

Альпийскую горку можно разместить как на ровном участке, так и на участке со сложным рельефом, важно, чтобы будущий альпинарий был хорошо освещен, а почва под ним была достаточно аэрирована. Оптимальным для альпийской горки будет восточное или юго-восточное направление — благодаря этому будут созданы наилучшие условия для горных видов растений, высаженных на склоны альпинария. На склоне южного направления возможна посадка тех видов растений, что хорошо переносят прямое воздействие солнца.

Растения для северного склона следует отбирать с особенной тщательностью, ведь оно будет самым не освещенным.

Как подобрать камни для альпинария

Создание альпийской горки без тщательного подбора камней невозможно. Правила отбора камней:

- не следует собирать камни с полей или лугов, использовать исключительно камень природного происхождения (никакого прессованного камня или бетона);

-в создании альпинарии можно использовать только однотипные камни (к примеру, только песчаник или только сланец, не смешивая с камнями других пород);

-вес камней должен быть не менее 12 кг (лучше, если вес больше — около 100 кг), наилучшим выбором будут камни со следами эрозии.

Создание альпинария

- Работы над альпинарием начинаются ранней осенью, первым делом — разметка участка.

- Завершив разметку, готовим площадку — полностью снимаем слой дернины на глубину не менее 300 мм.

- Теперь составляем земляную смесь — тщательно взрыхлив извлеченную с площадки для альпинария почву, полностью удаляем из нее стебли и корни сорняков.

- Перемешиваем очищенную от сорняков почву с крупнозернистым песком и измельченным перегноем.

- По истечении срока на усадку, приступаем к установке камней: в первую очередь выставляются самые большие камни — по краям, затем укладываются камни меньшего размера.

Растения для альпийской горки

Существует несколько групп растений, подходящих для альпинария, среди них основной группой выделяются многолетние растения, произрастающие в Альпах. К участию кустарников в построении общей композиции нужно относиться достаточно аккуратно. Не менее осторожно следует отнестись и к подбору хвойных растений, отдавая предпочтение карликовым и не отличающимся быстрым ростом.
№3 «Свалка мусора»

Цель: воспитание бережного отношения к природе, необходимость её сохранения для следующих поколений.

Третья станция экологической тропы находится сразу за воротами нашей школы. Название это относительно условно и связано с тем, что здесь происходит стихийный вывал мусора, которого накопились целые горы. Несмотря на отталкивающее впечатление этого пейзажа, эта станция имеет для нас большое познавательное и воспитательное значение, т.к. здесь дети могут увидеть процесс антропогенного загрязнения природы, воочию убедиться, как долго не разлагается пластик – один из основных загрязнителей, каков экологический вред от кострищ; именно здесь следует ознакомить экскурсантов с правилами поведения на природе, необходимостью беречь и охранять окружающую среду. Кроме того, свалку иногда поджигают, нанося тем самым непоправимый вред соснам и загрязняя воздух.

Предлагаем экологический рассказ «Воскресенье в лесу». Этот текст с экологическими ошибками, вы внимательно слушайте, следите и после прочтения назовёте эти ошибки.

За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница. Но мы решили ехать одни. Запаслись продуктами, взяли компас и даже транзистор.

Весёлой музыкой мы оповестили лес – мы приехали! Дни стояли жаркие, сухие. Знакомая дорога привела нас к берёзовой роще. По дороге попадались грибы. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто вырывал. А грибы, которые мы не знали, сбивали палками.

Быстро наломали веток, разложили костёр. Заварили чай, перекусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи мы выбросили пустые банки и полиэтиленовые мешки. Горящие угли костра подмигивали нам на прощание.

В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали тёплые яички и положили их обратно. На лесной опушке мы нашли маленького ёжика. Решив, что мать бросила его, взяли его с собой. С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час подошёл поезд. Весело прошёл день.

Правила поведения в природе:

  1. Не разоряйте муравейников

  2. Не спугивай птиц с гнезда

  3. Не рви цветов, не ломай ветки деревьев

  4. Расчищай лес от сушняка

  5. Участвуй в посадке и охране зеленых насаждений

  6. Не шуми в лесу

  7. Не разводи костров в лесу



№4 «Сосновый бор»

Цель: изучение пород хвойных деревьев.

Измерение высоты сосен с помощью высотомера.

Сравнить строение хвои сосны обыкновенной и сосны сибирской.

Леса защищают наше здоровье. В лесу концентрация кислорода в 5-10 раз выше, чем в городе. Многие растения обильно выделяют фитонциды, убивающие микробы. Шум листвы ласкает наш слух, а разнообразие красок и форм даёт отдых нашим глазам. Всё это благотворно действует на нервную систему, снимает усталость. Из 1 куб. метра древесины можно сделать:

•  1500 м вискозной, шёлковой ткани;
•  4000 пар шёлковых чулок;
•  20 кг целлюлозной бумаги;
•  2 автомобильные шины;
•  20 кг сухих дрожжей;
•  170 кг искусственной шерсти;
•  600 трикотажных костюмов;
•  6000 м полиэтиленовой плёнки;
•  90 л спирта;
•  180 пар галош;
•  15 кг пищевого ванилина

Главной лесообразующей породой является сосна обыкновенная.

Сосна обыкновенная

Хвойное вечнозеленое растение. Деревья сосны обыкновенной достигают 50 м в высоту. Крона высоко поднята, ствол покрыт коричнево-красноватой корой. Корневая система мощная, глубоко залегающая. Сосны светолюбивые, потому под пологом других пород растут плохо. Сосна обыкновенная очень неприхотлива к почвам, поэтому в условиях нашего края леса сосны обыкновенной произрастают на бедных песчаных почвах. Игловидные листья прикреплены к укороченным побегам, а побеги расположены на других укороченных побегах. В пучке имеется две хвоинки. Кожица на хвое толстостенная, устьица погружены в глубь листа и на зимнее время заполняются воском, что уменьшает испарение; проводящих жилок в листьях сосен - одна или две. Цветет сосна в конце мая - начале июня.

Сосна сибирская (кедр) Сосна сибирская – вечнозеленое хвойное дерево с густой кроной высотой до 30–40 м.

Сосна сибирская растет на Алтае по всей лесной полосе, до границы вечной мерзлоты.

Из хвои кедровой сосны получают эфирное масло, хлорофилл, витамины.

Эфирное масло из хвои кедровой сосны входит в состав препаратов, применяемых для лечения заболеваний почек и печени.

Сосна сибирская существенно отличается от сосны обыкновенной, хотя они и близкие родственники. Одно из различий касается семян: у сосны обыкновенной они мелкие, с крылышками, тогда как у кедра сибирского это всем известные орешки. Окраска их коричневая, они покрыты кожурой и тонкой внутренней оболочкой, под которой находится белое маслянистое ядро. В крупной шишке насчитывается более сотни семян.

Второе отличие касается хвои, у кедра хвоя более длинная, дольше сохраняющаяся на дереве, причем в одном пучке располагается по 5 хвоинок, тогда как у сосны обыкновенной — по две. Отличается кедр и более мошной конусовидной темно-зеленой кроной. Да и живет он в полтора-два раза дольше — до 800—850 лет.

Измерение высоты сосен с помощью высотомера.

Высотомер это прибор для определения высоты дерева. В результате исследований было установлено, что высота сосен в сосновом бору порядка 30-40 м, возраст их приблизительно 60-80 лет.


№5 «В гостях у друидов»

Цель: установить взаимосвязь между породой дерева и характером человека.

Каждому человеку в системе друидов соответствовало какое-то дерево. Каким образом и с помощью каких наблюдений вычислили они энергетическую близость ауры видов деревьев и людей, рожденных в определенное время, сказать невозможно. Но факт остается фактом, в основу этого загадочного растительного календаря легла биоэнергетическая близость биополей людей и деревьев. Эта схожесть позволяла энергии дерева легче смешиваться с энергией того или иного человека, даруя ему дополнительную силу. Поэтому каждое дерево в календаре друидов не просто красивый символ, а своеобразный оберег для родившегося под его сенью. Про характеры людей, соответствующие тому или иному тотему календаря друидов, написано многое

Рябина- 4—8 февраля, 4—13 октября. Несмотря на хрупкую и изящную форму, рябина обладает большой внутренней устойчивостью. Это — дерево-воин. Все рожденные под его знаком обладают способностью в случае необходимости отстаивать свои права и восстанавливать свое здоровье. Рябина миролюбива. Очень благотворно влияет на эмоциональное состояние рябины хорошая музыка.

Яблоня- 25—30 июня, 1—4 июля. Обладает большим личным обаянием. Многие могут сказать про нее, что яблоня очаровательна, несмотря на все ее недостатки. Она щедра и, хотя внутренне тянется к спокойной и обеспеченной жизни, находит определенное удовольствие в приключениях. Она достаточно самолюбива.

Верба- 1—10 марта, 1—10 апреля, 3—12 сентября. Верба впечатлительна и эмоциональна в отношениях с людьми. Можно сказать, что ее внутренний мир - это мир ее эмоциональных переживаний. Она фантазерка. Картины, которые ей рисует воображение, прекрасны. И поэтому она часто испытывает разочарование от столкновения с серой обыденностью. Она двойственна по своей психологической природе. В ней как бы уживаются две натуры: одна чувствительная и спокойная, вторая - переменчивая как ветер. Она благородна, но зачастую создает проблемы для окружающих. Жить с ней очень непросто.

Тополь- 1—14 мая, 5—13 августа. Рожденные под знаком тополя обладают способностью моложаво выглядеть, несмотря на преклонный возраст. Здоровый образ жизни нужен для этого дерева с детства. Тополь как никто иной нуждается в любви окружающих. Он часто выглядит напыщенным и недоступным, но это только внешняя маска. Внутри он неуверен в себе и поэтому раним. Тополь как никто иной нуждается в любви окружающих. Он часто выглядит напыщенным и недоступным, но это только внешняя маска. Внутри он неуверен в себе и поэтому раним.

Клён- 11—20 апреля, 14—18 октября. Клен привлекает своей оригинальностью. Все люди, рожденные под его влиянием, выделяются из толпы, как своей внешностью, так и манерой поведения. Они достаточно умны и даже хитры, часто циничны. Счастье его очень во многом зависит от правильного воспитания. Все в жизни у клена должно быть спланировано, тогда его интеллект и психика не будут перенапрягаться, и он сохранит здоровье и красоту на долгие годы.

Сосна- 9—25 февраля, 17—23 августа. Одно из интереснейших деревьев на Земле. Человек сосны благороден, обаятелен, отличается самолюбием. Он греет своим теплом окружающих, но свои интересы не предаст никогда. И в этом заключается его счастье, так как тогда, когда он слушается своего сердца, к нему приходят и удача, и везенье. Человек сосны — оптимист и это немало помогает ему в жизни.

Липа- 11—20 марта, 13—22 сентября. Липа обладает счастливым характером. Она дружелюбна, общительна без навязчивости, умеет следить за собой и ценит свое и чужое время. Можно сказать, что липа весьма меркантильна. Но это ее естественный жизненный путь - скапливать все самое лучшее на Земле, чтобы потом передать потомкам. Именно расчетливость в сочетании с природным шармом делает ее удачливой в жизни.

Вяз- 12—24 января, 15—25 июля. Рожденные под знаком Вяза обладают спокойным, тихим, уравновешенным характером. Это не значит, что им неведомы страсти, просто они больше всего в жизни ценят эмоциональный комфорт и стремятся создать его и для себя и для других. Эти люди очень требовательны к самим себе и поэтому не терпят чужих ошибок. Основной причиной психологического дискомфорта служит избыточное внимание к жизненным мелочам.

Маньчжурский орех- 22—31 марта, 24—30 сентября, 1—3 октября маньчжурский орех внешне ничем не примечателен. Тем не менее, этот человек обладает даром оказывать большое влияние на окружающих. Он рождается на свет, чтобы соединять людей и передавать информацию и энергию от одного к другому. Поэтому наибольшего успеха он достигает в профессиях, связанных либо с обработкой информации, либо с общением с людьми.

Игра проходит в парах. Один из играющих подводит своего партнера с завязанными глазами к дереву. Играющий с завязанными глазами ощупывает это дерево, стараясь запомнить характерные особенности его ствола. После этого партнер исследователя осторожно ведет его к месту их старта, стараясь выбрать другой маршрут. На старте повязка снимается, и исследователь отправляется искать свое дерево самостоятельно. Затем партнеры меняются ролями. Каждый из учащихся попробовал найти своё дерево, которое соответствует его дате рождения по календарю друидов.

№6 «Липовая аллея»

Цель: знакомство с многообразием древесных и кустарниковых пород, их влиянием на микроклимат города и организм человека.



Станция эта находится на опушке леса. От неё радиально расходятся аллеи различных семейств: розоцветные, ильмовые, мотыльковые. Липовая аллея находится в центральной части дендропарка. Здесь мы встретили такие растения, как: липа сердцевидная, груша уссурийская, бархат амурский, боярышник кроваво-красный, клен канадский, сирень обыкновенная. Такие древесные породы как бархат амурский и орех маньчжурский уникальны для Алтая. Студентами лесхоза-техникума они были они были с Дальнего Востока и высажены здесь.

Липа сердцевидная-дерево 20—38 м высотой с шатровидной кроной, представитель порядка липовых. К этому же порядку относится шоколадное дерево, из семян которого делают шоколад и какао, дерево кола, из его плодов изготавливают кока-колу и пепси-колу. Люди издавна как бы очеловечивали некоторые деревья. На Руси особо почитали липу, относились к ней поэтически, но и использовали в хозяйстве. Лыко, лубки, лапти… Эти слова сегодня вышли из употребления и далеко не всякий знает, что люди раньше ходили в лес за лыком.

Древесина липы ценилась высоко. Из неё строили бани. Пар в таких банях легкий, душистый, медком тянет.

Деревянные части гармони и сегодня делают из липы. Дощечка у неё «поет». А посуда? И простая, и с золотой хохломской росписью.

Истрия сохранила немало рассказов и о липах. В старинных немецких рукописях упоминается липа, что росла возле германского города Вюртемберга. Она так разрослась, что её нижние ветви поддерживались сначала 60, а затем 200 столбами. В Киеве живет липа возраст которой приближается к тысяче годам. Не князья ли Киевской Руси сажали его?

Липа подвержена дуплистости, это её свойство не осталось без внимания. Дерево срубали , а дупло приспосабливали в хозяйстве. Во многих крестьянских домах можно было увидеть кадки-дуплянки. И под мед годится она и под квашню для хлеба. А если форма у дупла удлиненная, то и корыто получится. В дуплах также охотно селились пчелы, а люди потом с удовольствием лакомились медом.

Викторина «В мире растений»

  • В каком лесу нет листьев? (В хвойном.)

  • Чем отличается береза от других деревьев? (Цветом ствола.)

  • Почему листья с ветвей у верхушек деревьев опада­ют последними? (Они самые молодые. Дольше живут.)

  • У каких растений нет корней, стеблей, листьев, цве­тов? (У грибов.)

  • Для чего цветам запах и цвет? (Цветом и запахом привлекают насекомых, которые их опыляют.)

  • Почему шиповник имеет такое название? (Шипов­ником называют кустарник дикой розы, ветки которой густо усыпаны острыми шипами. Именно из-за них он и получил свое название.)

  • Какой цветок называют водяной красавицей? (Бе­лую кувшинку.)

  • Растет ли дерево зимой? (Нет, рост деревьев зимой замирает.)

  • Какое ядовитое растение носит название птичьего глаза? (Вороний глаз.)

  • Почему у сосны нижние ветки отмирают, а у ели нет? (Сосна — светолюбивое дерево. Нижним веткам темно.)

  • Какие ягоды созревают в лесу первыми? (Земля­ника.)

  • Как по пню срубленного дерева узнать, сколько ему лет? (На срубе четко видны годовые кольца. Сколько ко­лец, столько и лет.)

  • Листья какого растения нужно приложить к ране, если вы натерли ногу? (Листья подорожника.)

  • Почему погибнет лес, если вырубить все старые де­ревья? (В дуплах живут мыши, гнездятся птицы, поеда­ющие опасных для леса насекомых. Вырубили деревья — улетели птицы, появилось много насекомых: жуков, гу­сениц — погиб лес.)



№7 «Парк»

Цель: рассмотреть значение парков в черте города, познакомиться с профессией ландшафтного дизайнера и эстетикой оформления цветочных клумб и фонтанов

В парке Дома престарелых учитель биологии Елена Николаевна Карташова рассказала нам про цветочные культуры, произрастающие там, такие как: роза плетистая, целлозия, агератум, вербена, бархатцы и другие. Учитель истории Розискул Евгения Николаевна рассказала об истории создания этого замечательного парка, который заслуженно считается одной из достопримечательностей нашего города.

Дизайн - сравнительно новый вид профессиональной художественной деятельности по проектированию предметного мира, окружающего человека. Слово "Дизайн" произошло от английского design - проектировать, чертить, задумывать проект, план, рисунок. Дизайнер разрабатывает образцы рационального построения предметной среды, с тем чтобы человека окружали вещи и предметы полезные, удобные, красивые.

Ландшафтный дизайн — искусство и практические действия по озеленению, благоустройству, организации садово-парковых насаждений, газонов, горок, применению малых архитектурных форм в зелёном строительстве. Главная задача ландшафтного дизайна — создание гармонии, красоты в сочетании с удобствами использования инфраструктуры зданий, сглаживание конфликтности между урбанизациоными формами и природой, зачастую от них страдающей. Профессия ландшафтного дизайнера не менее сложная и ответственная, чем другие профессии сферы «Дизайнеры, оформители». Ведь Ландшафтный дизайнер должен отлично знать не только теорию своей работы, но и быть отличным практиком. В нашем городе эту профессию можно получить в Бийском лесхозе-техникуме.

Используемая литература:

    1. Статьи из научно-методического журнала «Биология в школе»:

А.Н. Захлебный «Учебная экологическая тропа», № 3 1983, с.54-63

Г.А. Комова «Экологические тропы как форма экологического

образования», № 4, 2000, с.52-58


    1. Биология и экология. 10-11 классы: проектная деятельность учащихся / авт.-сост. М.В. Высотская .-Волгоград: Учитель, 2008. – 203 с.: ил.

    2. Афонин А.В. Экологические тропы России. – М.: ПК Литфонда России, 1993. – 36 с.

    3. Калихман А.Д., Калихман Т.П., Хидекель В.В. Тропы природных территорий у Байкала. – Иркутск: Изд-во «Оттиск», 2005. – 114 с.

    4. Кондратьева К.А. Дизайн и экология культуры. – М.: Московский государственный художественно-промышленный университет им. С.Г. Строганова, 2000. – 106с.

    5. Корнелл Дж. Давайте наслаждаться природой вместе с детьми: настольная книга по восприятию природы для учителей и родителей. Пер. с англ. Владивосток: ИСАР – Дальний Восток, 1999.

    6. Льюис В., Тильден Ф. Интерпретация для посетителей парков. Пер. с англ. Иркутск: Изд-во Ирк. ун-та, 1996.

    7. Просто замечательная выставка! – М.: ЭкоЦентр «Заповедники», 1999.

    8. Чижова В.П., Добров А.В., Захлебный А.Н. Учебные тропы природы. – М.: Агропромиздат, 1989. – 159 с.

    9. Чижова В.П. Школа природы. Экологическое образование в охраняемых природных территориях. – М.: Эколого-просветительский центр «Заповедники» – WWF, 1997. – 128 с.

    10. Чижова В.П. План-проспект буклета по экологической тропе. Методические рекомендации // Заповедные территории и люди. Формы и методы работы.

    11. Чижова В.П. Как себя вести наедине с природой // Там же, 2001а. – С. 35–37.