microbik.ru
1

Классификация судов. Судном называют инженерное сооружение, способное плавать на воде и перемещаться по ней, неся на себе грузы, людей, оборудование, обусловленные назначением этого сооружения. Для составления краткой упрощенной характеристики любого судна или группы судов их классифицируют по следующим'' основным признакам: по назначению (по роду выполняемой деятельности), материалу корпуса, роду двигателя, роду движителя и району плавания.

По назначению все суда можно разделить на транспортные, вспомогательные, технические, специальные, рыболовные, спортивные.

К транспортным относят пассажирские, грузовые суда, паромы, лихтеры (несамоходные суда). Пассажирским считают судно, предназначенное для перевозки или перевозящее более 12 пассажиров — лиц на борту судна, кроме капитана, членов экипажа и других лиц, связанных с деятельностью этого судна (специального персонала). В экипаж входит личный состав, обеспечивающий управление, движение, живучесть' и безопасность эксплуатации судна, а также персонал, обслуживающий личный состав и пассажиров. К специальному персоналу относят лиц, не являющихся пассажирами, членами экипажа или детьми в возрасте менее 1 года и находящихся на борту в связи со специальным назначением данного судна или для выполнения специальных работ на борту данного судна (научные работники, административно- хозяйственный персонал и т. п.). Грузовым считают любое транспортное судно, не являющееся пассажирским (сухогрузное, наливной, комбинированное, многоцелевое, универсальное и др.). Сухогрузные суда общего назначения предназначены для перевозки любых штучных грузов в упаковке (генеральных грузов). К сухогрузным специализированным судам можно отнести лесовозы, пакетовозы, рефрижераторные, контейнеровозы, балкеры, ролкеры (типа ро-ро и ро-флоу), лихтеровозы. Балкеры приспособлены для перевозки навалом любого массового груза (руды, угля и т. п.), а ролкеры — для горизонтальной грузообработки. При этом суда типа ро-ро загружают через носовые или кормовые ворота (аппарели) при Помощи въезжающих на судно автопогрузчиков или платформ для перевозки груженых автоприцепов, колесной техники, контейнеров и пакетов, а суда типа ро-флоу — через кормовую часть после приема в .трюм балласта путем заведения плавающего с грузом понтона. После осушения трюма понтон остается в трюме. В качестве контейнеров на лихтеровозах используют несамоходные баржи-лихтеры, поднимаемые с воды при помощи грузовых ус!ройств лихтеровоза. Универсальные суда приспособлены к перевозке нескольких различных грузов, а комбинированные Щ двух разнородных грузов (например, нефтерудовозы). Наливные суда (танкеры, газовозы) предназначены для перевозки наливом в грузовых отсеках жидких грузов. Паромы перевозят железнодорожный и автомобильный транспорт а также пассажиров через морские проливы.

Вспомогательные суда обеспечивают эксплуатацию других судов. Это буксирные (портовые, морские), лоцманские, спасательные, ледокольные (вспомогательные и линейные) и другие суда.

К судам технического флота относят дноуглубительные суда (земснаряды), плавучие краны и плавучие доки, плавучие мастерские, водолазные боты, кабельные и другие суда.

Суда специального назначения — это самоходные суда с механическим двигателем, которые в силу своего назначения имеют на борту более 12 чел. специального персонала, включая пассажиров. К таким судам относят научно-исследовательские, экспедиционные, гидрографические, учебные суда, рыбообрабатывающие базы и прочие суда, используемые для переработки живых ресурсов моря и не занятые их ловом, и др.

Рыболовные суда — это суда, используемые для промысла или для промысла и обработки своего улова (рыбы или других живых ресурсов моря) . К экипажу рыболовного судна относят всех лиц, занятых выполнением любых обязанностей на борту судна, связанных с назначением судна.

В соответствий с материалом основного корпуса судно может быть стальным, деревянным, композитным (набор стальной, обшивка дере- ипиная), железобетонным (в большинстве случаев несамоходным), и» легких сплавов и из стеклопластика.

Главный двигатель, установленный на судне для приведения в действие движителя, дает соответствующее название судну: пароход (глинный двигатель — паровая машина), газо- или паротурбоход (главный двигатель — газовая или паровая турбина), теплоход (главный дм и гатель — двигатель внутреннего сгорания), турбо- и дизель-электроход (главная энергетическая установка состоит из гребного электро- диипполя и турбо- или дизель-генератора), атомоход (атомная энерге- гнчсская установка) .

По роду движителя различают гребные, парусные, колесные, винто-

с крыльчатым или водометным движителем суда (см. § 33).

Н зависимости от мореходных качеств, состояния оборудования, снабжения спасательными средствами, радиоаппаратурой, надежности иодонспроницаемых закрытий, при условии выполнения специально оговоренных требований судну может быть назначен неограниченный или ограниченный район плавания (см. § 3).

Основные сведения о судне. Корпус судна образован коробчатой мстиллической конструкцией, состоящей из набора, палуб, платформ, переборок, обшивки и т. п.