microbik.ru
1
На 4 курсе в рамках ООП по направлению «Филология» (профиль «Отечественная филология» (русский язык и литература)) предполагается прохождение производственной практики – 4 недели. Студенту предоставляются на выбор следующие виды практик:
1. Педагогическая практика по русскому языку и литературе

2. Филологическое обеспечение деятельности библиотечных, музейных, архивных работников
ПРОГРАММА
производственной (педагогической) практики


по русскому языку и литературе



Направление подготовки 032700 Филология

Профиль подготовки «Отечественная филология»

Степень (квалификация) выпускника «бакалавр»

Курс, семестр 4, 8.

Трудоемкость 4 недели =324 часа = 6 зачетных единиц



Место практики в структуре ООП ВПО:

Дисциплины, на освоении которых базируется практика, - история русской литературы, устное народное творчество, теория литературы, история мировой литературы, отечественная история, русский язык, философия, педагогика, психология, информатика, методика преподавания литературы, методика преподавания русского языка.

Логические и содержательно-методические взаимосвязи практики с другими частями ООП: практическая деятельность студента предполагает актуализацию совокупности теоретических знаний, полученных при изучении дисциплин всех циклов ООП.

Цель практики: подготовка студента к решению профессиональных задач в сфере педагогической деятельности.

Задачи практики:

-проведение учебных занятий и внеклассной работы по русскому языку и литературе в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях среднего профессионального образования;

-подготовка учебно-методических материалов для проведения занятий и внеклассных мероприятий на основе существующих методик;

-распространение и популяризация филологических знаний и воспитательная работа с учащимися.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения практики: ОК-1, ОК-2, ОК-2; ОК-3; ОК-4; ОК-6; ОК-7; ОК-8; ОК-11;ОК-12; ПК-1; ПК-2; ПК-3; ПК-4; ПК-9; ПК-10; ПК-11;ПК-15.

Сроки и место проведения практики:

практика проводится в течение четырех недель в начале восьмого семестра на базе учебных заведений различного уровня подготовки обучающихся, то есть в средних общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях, техникумах, колледжах и проч.

Структура и содержание практики:
Подготовительный этап практики:

1-я неделя (вводная): посещение студентом всех уроков и внеклассных мероприятий в избранном классе (классах). Знакомство с учащимися, изучение опыта работы классного руководителя и учителей, работающих в данном классе. Составление индивидуального плана на весь период практики и графика проведения уроков по русскому языку и литературе; подготовка к первым урокам.

Экспериментальный этап (основная часть практики):

2-я – 3-я недели: работа студентов по индивидуальным планам, т.е. подготовка и проведение уроков, внеклассных занятий по предмету; посещение проводимых учителями и практикантами уроков, внеклассных мероприятий по русскому языку и литературе, участие в обсуждении последних.

Подготовка отчёта по практике (заключительный этап):

4-я неделя: завершение работы студентов по индивидуальным планам. Составление отчета, оформление документации. Подведение итогов практики в школе: отчеты студентов о результатах практики, характеристика практикантов учителями-словесниками, классными руководителями.

Содержание педагогической практики охватывает следующие направления учебно-воспитательного процесса: учебная (в том числе факультативные занятия, внеклассная и внешкольная работа по специальности), воспитательная и исследовательская работа.

Педагогическая практика по русскому языку и литературе начинается с установочной конференции, на которую приглашаются студенты, групповые руководители, представители кафедр педагогики и психологии, заведующий практиками УдГУ. На установочной конференции студентам разъясняется порядок прохождения практики, указываются сроки педагогической практики, требования к текущей и отчетной работе.

В период педагогической практики студент:

а) изучает методический опыт и систему работы по русскому языку и литературе учителей школы или (по выбору) одного учителя;

б) посещает уроки учителей-словесников, студентов-практикантов, анализирует эти уроки вместе с учителем-наставником и/или групповым руководителем;

в) проводит внеклассную работу по предмету (литературные вечера, композиции, заочные экскурсии и др.)

г) готовит необходимый наглядный материал, оформляет постоянно действующие стенды в кабинете русского языка и литературы, используя это оформление для заданий на уроке;

д) проводит индивидуальные консультации по предмету для слабо успевающих учеников;

е) проверяет тетради по русскому языку и литературе и тетради для творческих работ (сочинений);

ж) проводит не менее 5-ти пробных и 10-ти зачетных уроков русского языка и литературы;

з) студент отделения заочного обучения в течение практики проводит апробацию методической части индивидуального исследования.

Завершается педагогическая практика по литературе итоговой конференцией, которая проводится в течение первой недели по окончании практики. Студентам заранее сообщается круг вопросов, которые будут предложены для обсуждения на итоговой конференции, оговариваются сроки сдачи отчетных заданий по педагогической практике.
Аннотация

Программы производственной практики по филологическому обеспечению деятельности библиотечных, музейных, архивных работников


Принцип построения курса:

Практика входит в основной цикл ООП профиля «Отечественная филология».

Практику проходят бакалавры 4 курса в 8 семестре.

Практика базируется на изучении дисциплин: история русской литературы, устное народное творчество, теория литературы, история мировой литературы, отечественная история, современный русский язык, историческая грамматика русского языка, практикум по орфографии и пунктуации, история русского литературного языка, философия, психология, информатика, культура речи, культурология, отечественная история, филологическое обеспечение документоведения.
Для успешного освоения курса должны быть на повышенном уровне сформированы следующие компетенции:

- владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения ОК-1,

- владение нормами русского литературного языка, навыками практического использования системы функциональных стилей речи; умение создавать и редактировать тексты профессионального назначения на русском языке ОК-2;

- готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе ОК-3;

- стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства ОК-6;

- владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией ОК-9;

- способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии ПК-1;

- владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий ПК-2;

- свободное владение основным изучаемым языком в его литературной форме ПК-3; - владение основными методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на основном изучаемом языке ПК-4;
3 Цель практики: подготовка студента к решению профессиональных задач в сфере филологического обеспечения деятельности музейных библиотечных и архивных работников.
Программа Практики предусматривает четыре этапа:

Подготовительный этап практики:1-я неделя (вводная): посещение студентом избранного места практики - библиотеки, музея, архива. Знакомство с сотрудниками, изучение опыта их работы, круга обязанностей и документальной базы. Составление индивидуального плана работы на весь период практики и подготовка к выбранному виду деятельности.

Экспериментальный этап (основная часть практики):

2-я – 3-я недели: работа студентов по индивидуальным планам в соответствии с выбранным видом деятельности (организация, проведение, филологическое обеспечение и текстовое сопровождение книжных выставок, книжных презентаций, читательских конференций, музейных экскурсий; создание текстов, содержащих результаты исследовательской и аналитической работы в библиотеке, литературном музее, архиве; подготовка учебно-методических материалов для проведения читательских конференций, музейных экскурсий, литературных клубов, литературных вечеров на основе существующих методик; распространение и популяризация филологических знаний, просветительская и воспитательная работа с различными группами населения). Посещение проводимых в библиотеке, музее, архиве мероприятий, участие в их обсуждении.

Подготовка отчёта по практике (заключительный этап):

4-я неделя: завершение работы студентов по индивидуальным планам. Составление отчета, оформление документации. Подведение итогов практики: отчеты студентов о результатах практики, характеристика практикантов руководителями.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения практики:

- способность принимать организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность ОК-4;

- умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности ОК-5

- умение критически оценивать собственные достоинства и недостатки, выбирать пути и средства развития первых и устранения последних ОК-7;

- осознание социальной значимости своей профессии, высокая мотивация к профессиональной деятельности ОК-8;

- умение использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук в профессиональной деятельности; способность анализировать социально значимые проблемы и процессы ОК-11;

- способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях ОК-12;

- способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях ОК-13;

- владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем ПК-7;

- владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований ПК-8;

- готовность к распространению и популяризации филологических знаний и воспитательной работе с учащимися ПК-11;

- владение базовыми навыками создания на основе стандартных методик и действующих нормативов различных типов текстов ПК-12;

- владение навыками участия в разработке и реализации различного типа проектов в образовательных и культурно-просветительских учреждениях, в социально-педагогической, гуманитарно-организационной, книгоиздательской, массмедийной и коммуникативной сферах ПК-15;

- умение организовать самостоятельный профессиональный трудовой процесс; владение навыками работы в профессиональных коллективах; способность обеспечивать работу данных коллективов соответствующими материалами при всех вышеперечисленных видах профессиональной деятельности ПК-16.

Знать: - социальную значимость своей профессии, иметь высокую мотивацию к профессиональной деятельности ОК-8;

Уметь - принимать организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность ОК-4;

- использовать нормативные правовые документы в своей деятельности ОК-5

- критически оценивать собственные достоинства и недостатки, выбирать пути и средства развития первых и устранения последних ОК-7;

- использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук в профессиональной деятельности; способность анализировать социально значимые проблемы и процессы ОК-11;

- организовать самостоятельный профессиональный трудовой процесс; владение навыками работы в профессиональных коллективах; способность обеспечивать работу данных коллективов соответствующими материалами при всех вышеперечисленных видах профессиональной деятельности ПК-16.

Владеть: навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем ПК-7;

- навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований ПК-8;

- готовностью к распространению и популяризации филологических знаний и воспитательной работе с учащимися ПК-11;

- базовыми навыками создания на основе стандартных методик и действующих нормативов различных типов текстов ПК-12;

- навыками участия в разработке и реализации различного типа проектов в образовательных и культурно-просветительских учреждениях, в социально-педагогической, гуманитарно-организационной, книгоиздательской, массмедийной и коммуникативной сферах ПК-15;