microbik.ru
1 2 3
Педагогический дизайн мультимедийной презентации.

Как сделать и преподнести ее правильно.



Выполнил:

Мудрецов Игорь Вячеславович

учитель биологии и информатики

высшей категории

МОУ Щаповская СОШ Подольского района

Практика показывает, что, благодаря мультимедийному сопровождению занятий, учитель экономит до 30% учебного времени, нежели при работе у классной доски. Он не должен думать о том, что ему не хватит места на доске, не стоит беспокоиться о том, какого качества мел, понятно и все написанное. Экономя время, учитель может увеличить плотность урока, обогатить его новым содержанием.Облегчение процесса усвоения информации – основа любой презентации.

Снимается и другая проблема. Когда учитель отворачивается к доске, он невольно теряет контакт с классом. Иногда он даже слышит ТАКОЕ за спиной. В режиме мультимедийного сопровождения учитель имеет возможность постоянно «держать руку на пульсе», видеть реакцию учеников, вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию.

Но…

Анализ значительного числа мультимедийных уроков-презентаций, выполненных, как правило, в программе PowerPoint, а также выдернутые из электронных учебных пособий фрагменты, показывают их крайне низкий обучающий эффект. Создатели первых, скорее всего, просто «неумехи», а вот, разработчики последних никогда вероятно в своей жизни не проводили уроков, да и разработки эти скорее направлены на индивидуальную работу за компьютером, исключающую учителя – этакие самоучители, чем на работу с классом.

В то же время, большинство учителей предпочитает использовать один компьютер и мультимедийный проектор в целях максимальной визуализации учебного процесса.

И этот путь во многом является более выигрышным: решается проблема здоровьесбережения (большой экран снимает проблему ограничения работы ученика перед экраном монитора); использование проектора позволяет также эффективнее управлять учебным процессом.

Любопытно, но большая часть преподавательского состава не только школ, но и вузов не умеют делать сопровождающие презентации к занятиям или публичным выступлениям. И это неумение заключается вовсе не в отсутствии знаний о том, как это делается на компьютере, а в неумении грамотно подготовить и расположить материал для презентации. Результат всегда один и тот же: вы приносите свою драгоценную презентацию на какое-либо мероприятие, где ее с трудом открывают, она жутко тормозит и на полотне экрана ничего не видно и не понятно, а аудитория явно скучает при этом. В редких случаях, эти недостатки компенсируются даром оратора самого выступающего, но в целом впечатление от урока оказывается смазанным.

В конечном итоге, именно урок (лекция или выступление)является непосредственным инструментом реализации основных идей информационно-коммуникационных технологий, именно уроки являются той лакмусовой бумажкой, которые показывают эффективность той или иной разработки. Это одновременно и конечный результат, и последняя стадия оформления, реализации идей, заложенных разработчиками тех или иных технологий.

Итак, как же сделать правильно?

Основные принципы разработки электронных презентаций

Презентация, от лат. praesentatio -
1. Представление, предъявление переводного векселя лицу, обязанному совершить платёж (трассату).

2. Общественное представление чего-либо нового, недавно появившегося, созданного, например: книги, журнала, кинофильма, телепрограммы, организации.”*

Отмечу также, что в большинстве работ на данную тему имеет место ошибка: русское слово “презентация” произошло не от английского Presentation, а от латинского (см. выше).

Так значение слова “презентация” толкует Современный словарь иностранных слов (1993). Сразу следует отметить, что мой проект описывает назначение, смысл и содержание презентации только во втором значении этого слова.

Итак, презентация есть представление общественности чего-то нового, с определенными целями.
Информация в презентации может быть организована различными способами:


  • Линейный автоматически проигрывающийся ролик с повествованием («слайд-фильм»)

  • Интерактивный проект с меню и расположением информационных страниц в иерархическом порядке (обучающая)

  • Гипермедийная поддержка к докладу или сообщению (фото, видео, звук)

При проведении урока последний вариант наиболее предпочтителен.

Этапы подготовки мультимедийной презентации:
Хороший план сегодня лучше безупречного завтра

А.Блок

  • Структуризация учебного материала. (Прежде чем приступить к работе над презентацией, следует добиться полного понимания того, о чем вы собираетесь рассказывать.).

  • Составление сценария реализации.(Подготовка подобных уроков требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном режиме. Такие понятия, как сценарий урока, режиссура урока – в данном случае не просто новомодные термины, а важная составная часть подготовки к учебному занятию. Проектируя будущий мультимедийный урок, учитель должен продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Стоит сразу же задуматься о том, как учитель будет управлять учебным процессом, каким образом будут обеспечиваться педагогическое общение на уроке, постоянная обратная связь с учащимися, развивающий эффект обучения. Легкость, с которой сегодня можно создать красочный слайд, сыграла с нами злую шутку: мы все больше превращаемся в рабов слайдов и делаем презентацию ради показа слайдов. Даже само слово презентация стало у нас синонимом слайдов. Это в корне неверно! Включив проектор, притушив свет в зале, человек может спокойно идти отдыхать. Все смотрят на экран. Почему бы тогда не пойти еще дальше и не перепоручить компьютеру всю презентацию? Программа легко позволяет записать голос, и полностью подменить докладчика. Чрезмерное использование слайдов приводит к потере контакта с залом и, как следствие — доверия зала (никому не придет в голову задавать вопрос экрану). 

  • Разработка дизайна презентации (При создании мультимедийной презентации необходимо решить задачу: как при максимальной информационной насыщенности продукта обеспечить максимальную простоту и прозрачность организации учебного материала для обучаемого. Один из способов решения этой задачи - ограничение, как способов представления учебного материала, так и набора навигационных объектов. В этом случае учащийся, быстро освоив особенности интерфейса данной презентации, в дальнейшем не будет на него отвлекаться, сосредоточив все внимание на содержании образовательной информации.)

  • Подготовка медиафрагментов(тексты, иллюстрации, видеосъемка, запись аудиофрагментов). Определите данные, которые можно представить только визуально и никак иначе. Продумайте, какие материалы раздать в печатном виде.

  • Собственно создание презентации (В презентации не должно быть ничего лишнего. Каждый слайд должен представлять собой необходимое звено повествования и работать на общую идею презентации. Неудачные слайды необходимо объединить с другими, переместить или удалить вообще.)

  • Тестирование-проверка(Обязательно нужно не только протестировать работоспособность самой презентации, но и то, как она будет выглядеть в режиме реального времени, т.е. при проецировании.)

  • Репетиция.(Как бы ни был разработан урок, многое зависит от того, как учитель подготовится к нему. Виртуозное проведение такого занятия сродни работе шоумена какой-нибудь телепередачи. Учитель должен не только, и не столько (!), уверенно владеть компьютером, знать содержание урока, но вести его в хорошем темпе, непринужденно, постоянно вовлекая в познавательный процесс учеников. Необходимо продумать смену ритма, разнообразить формы учебной деятельности, подумать, как выдержать при необходимости паузу, как обеспечить положительный эмоциональный фон урока.)

  • Ну и последнее..

Что произойдет, если во время презентации сломается проектор или откажет компьютер (такая ситуация отнюдь нередка)? Ответ очевиден.Учитывайте форс-мажорные обстоятельства. Готовьте урок с расчетом на то, что техника наверняка откажет!
Особенности восприятия и представления информации.
«Без внимания нельзя ничего достичь: недостаток внимания – это недостаток мысли,

иначе говоря – либо глупость, либо безумие».

Лорд Честерфильд
Среднее время реакции на различные виды информации

Виды информации

Среднее время реакции

На предмет

0,4 сек

На цветной рисунок

0,9 сек

На символ (слово)

2,8 сек

На звук

0,12-0,18 сек

Степень усвоения информации в зависимости от способа ее восприятия (в %)

Виды информации

Среднее время реакции

При чтении

9.5

При прослушивании

20- 22

При наблюдении

34-38

При одновременном прослушивании и наблюдении

57


Комментарии, как говорится, излишни.
Концентрация внимания в зависимости от времени



График показывает изменение уровня внимания в зависимости от продолжительности выступления (для 40 минутного доклада, урока). Легко заметить, что после 15 минут интерес начинает неуклонно снижаться, достигая минимума на 30 минуте.  К концу мероприятия интерес вновь повышается.

Из этого можно сделать ряд выводов:

  1. Длинный доклад целесообразно разбить на части.

  2. На 15-ой минуте доклада слушателя нужно «разбудить». Здесь уместно применить «отвлекающий маневр». Можно рассказать анекдот, случай из жизни, показать забавный слайд, обратиться к залу с вопросом, просто взять в руки заранее приготовленную вещь со стола. Можно использовать необычный слайд с целью поднять интерес аудитории в момент естественного спада внимания. Разумеется, показать его нужно в определенный момент времени (15-20 минута в 40 минутном докладе).

  3. Аудитория должна знать, сколько осталось до конца выступления (иначе подъема интереса в конце не произойдет). Нужно периодически напоминать залу, сколько им еще «мучаться». Например, фразами: «нам осталось рассмотреть такие-то вопросы», «в заключительной части выступления...».

  4. Самое важное лучше сказать в начале и повторить в конце презентации.

  5. Учитывайте длительность доклада. Посчитайте: доклад — 20 минут. 4 минуты — вступление, 3 минуты — заключительное слово, 3 минуты резерв — непредвиденные задержки. На демонстрацию остается 10 минут и ... заготовленные вами 30 слайдов. Сумеют ли зрители воспринимать информацию со скоростью 3 слайда в минуту? Презентация, а урок, тем более, может прекрасно обойтись без слайдов. Очень часто слайды используются лишь для того, чтобы скрыть неподготовленность. Используйте не больше слайдов, чем необходимо.


Зрительное восприятие информации
Рассматривая экологические проблемы, зачастую имеется в виду, прежде всего качество воздуха, воды, почв, радиоактивный фон и т.п. Между тем, визуальная среда, с которой человек соприкасается каждый день, представляет собой такой же экологический фактор, как упомянутые выше и имеет не меньшую степень важности для человека. Визуальная среда влияет на орган зрения человека, оказывая воздействие и на его самочувствие. Эта среда является одним их важных экологических факторов, особенно если учесть то, что 80% информации человек получает посредством зрения.

Первым шагом в развитии видеоэкологии стало открытие в 1957 г.микродвижений глаза, названных впоследствии саккадами. Саккадаминазываются микро движения глазами (в переводе со старо французского – «хлопок паруса»). Саккады не имеют ничего общего с видимым перемещением глаз вправо-влево, вверх-вниз, и уловить их человек не способен. При отображении движений глаза на специальном графическом приборе, они выглядят как резкие вертикальные всплески, повторяющиеся через равные промежутки времени (несколько раз в секунду). Во время саккада глаз не видит. Мы это не ощущаем – саккады происходят очень быстро. Но на самом деле мы все видим отдельными кадрами, а в единое целое их «складывает» мозг, отсюда, кстати, и эффект от воздействия 25-го кадра.

Зачем нам нужнысаккады? Оказывается, что они помогают глазу «зацепиться» за объект и отслеживать его возможное перемещение. Без саккад глаз постоянно «соскальзывал» бы с наблюдаемых предметов и воспринимал окружающий мир искаженно.

Глаз работает в активном режиме, он сам ищет, за что бы «ухватиться», чтобы такое «поймать». Говоря научным языком, глаз сканирует окружающую среду. Такая активность глаза достигается за счет природы его быстрых движений — саккад. Саккады совершаются постоянно, помимо нашей воли, как с открытыми, так и с закрытыми глазами, как во время бодрствования, так и во время сна. Суммарное число саккад при разных условиях имеет сопоставимые значения. На основании этих данных была сформулирована концепция об автоматиисаккад. Это означает, что в преобладающем большинстве саккада является первичной, а то, что глаз увидит после саккады, — вторичным. При этом после саккады глазу непременно нужно остановиться на каком-то элементе, иными словами, после саккады глаз должен за что-то «зацепиться». Как только это происходит, глаз успокаивается, и амплитуда его саккад уменьшается до минимальных значений, число же саккад остается прежним. Через 2—3 секунды глаз еще раз сканирует окружающую среду несколькими саккадами и вновь останавливается на какой-либо детали, минимизируя амплитуду саккад.

И что из этого, скажите вы? А вот, что..

Глаз и мозг способны работать в двух режимах: в режиме быстрого панорамного обзора с помощью периферийного зрения и в режиме медленного восприятия детальной информации с помощью центрального зрения. При работе в режиме периферийного зрения система глаз-мозг почти мгновенно воспринимает большое количество информации, при работе в режиме центрального зрения - производится тщательный последовательный анализ. Следовательно, когда человек читает текст, да еще с экрана компьютера, мозг работает в замедленном режиме. Если же информация представлена в графическом виде, то глаз переключается во второй режим, и мозг работает быстрее.

Именно поэтому в учебных презентациях желательно свести текстовую информацию к минимуму.

Текст в презентации.
Буквы, слова, текст привычны нам с детства. Кажется, что уж тут-то не будет никакого подвоха, ведь мы много, грамотно и красиво пишем. Однако, даже для профессионального дизайнера текст — самая большая и сложная часть работы. Буквы и слова заключают в себе одновременно и изображение, и смысл, и даже звук (читая, мы мысленно произносим слова).

Сравните:






Слова одни, а впечатление разное.

Давно очевидно, что большой объем написанного плохо воспринимается с экрана. Учитель должен стремиться по возможности заменить печатный текст наглядностью. По сути это тоже текст, но предъявленный другим языком.

Напомним определение текста в энциклопедических справочниках как последовательность графических или звуковых языковых знаков, ограниченная единым назначением (лат.Textus - соединение…).

Немаловажным является и то, как будет представлен печатный текст с экрана. Так же, как и наглядность, текст должен появиться в заранее продуманное учителем время. Учитель или комментирует предъявленный текст, или усиливает предъявленную им устную информацию.Очень важно, чтобы учитель ни в коем случае не дублировал текст с экрана. Тогда у учеников не возникнет иллюзии лишнего звена поступающей информации. Презентация не повторяет слова выступающего, а лишь дополняет их, создавая целостную и яркую картину выступления.Помните, что презентация – цифровой аналог бумажных плакатов, применявшихся на выступлениях ранее. Поэтому презентация должна содержать рисунки, фотографии, видео (при необходимости), таблицы, графики и схемы.Кроме того, понятия и абстрактные положения до сознания учащихся доходят легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами; и потому для раскрытия их необходимо использовать различные виды наглядности.

Хотя могут быть и случаи, когда дублирование печатного текста учителем или учеником дидактически оправдано. Такой прием используется в начальной школе, когда учитель достигает комплексного подхода  в обучении, подключая различные каналы восприятия. Совершенствуются навыки чтения, устного счета и т.д.

Дублирование печатного текста обязательно также в любом возрасте при проведении мультимедийных дидактических игр. Этим самым учитель добивается равных условий для всех учеников: как тех, кто легче воспринимает устную информацию, так и легче усваивающих информацию печатного текста.

При подготовке учебного эпизода перед учителем обязательно станет проблема предъявления  печатного текста. Необходимо обратить на следующие требования к тексту:

  • структура;

  • объем;

  • формат.

Шрифты рекомендуется использовать стандартные - Times, Arial. Эти шрифты наверняка найдутся на любом компьютере с Windows, благодаря чему,  вы избежите неприятных сюрпризов при переносе слайдов с одного компьютера на другой.

Лучше всего ограничиться использование двух или трех шрифтов для всей презентации. Например, основной текст презентации шрифт TimesNewRoman, заголовок слайда – Arial.

  • Для заголовков - не менее 30пунктов.

  • Для информации - не менее 24 пунктов.

Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния, но визуально они легче воспринимаются глазом, т.е. следует найти золотую середину.

Любопытный факт. Ученые из Лаборатории зрительной эргономики в США пришли к выводу, что при чтении текстов, набранных шрифтом Verdana, глаза испытывают наименьшее напряжение. Особенностью этого шрифта является отсутствие засечек букв и их увеличенный за счет межстрочного интервала размер.

Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание, или же цвет, но об этом ниже.

Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных). Взрослый человек не читает по буквам, а «узнает» слово целиком. СЛОВО ЖЕ, НАПИСАННОЕ ОДНИМИ ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ УТРАЧИВАЕТ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ И СЛИВАЕТСЯ С ДРУГИМИ.

Сравните профиль слова, написанного строчными и прописными буквами:

 



Не так давно ученые открыли удивительный факт: чтобы текст можно было прочитать, достаточно, чтобы в слове оставались на месте лишь первая и последняя буквы. Остальные могут быть расставлены случайным образом. Вдеь мы чиаетмтксетглзамаи, овхатыавя все солвоцоеиклм, не вчыитавясьделаьтнов солги.

Больше «воздуха». Плотно набранный текст с маленькими промежутками между строками будет читаться трудно, даже, если вы использовали крупный шрифт. Лучше выбрать меньший шрифт, но увеличить промежутки между строчками.

(А еще лучше уменьшить количество текста).


Целесообразно применение различных маркеров для выделения элементов текста(маркированные списки)

Текст с экрана должен выступать как единица общения. Он носит или подчиненный характер, помогающий учителю усилить смысловую нагрузку, или является самостоятельной единицей информации, которую учитель умышленно не озвучивает. Вполне естественно, когда на экране появляются определения терминов, ключевые фразы. Часто на экране мы видим своеобразный тезисный план урока. В таком случае, главное, не переусердствовать, не загромоздить экран текстом. Важно проверять презентацию на удобство чтения с экрана компьютера. Рекомендуется использовать сжатый, информационный стиль изложения материала.Нужно уметь вместить максимум информации в минимум слов, привлечь и удержать внимание обучаемых. Просто скопировать информацию с других носителей и разместить её в презентации уже недостаточно.

Старайтесь максимально сократить длину предложений. Просто мысленно убирайте по очереди каждое слово из предложения и смотрите, изменится ли смысл. Если нет — безжалостно выкидывайте это слово.

Вот как можно было бы написать этот абзац на слайде:

Сократите длину предложений.
Убирайте слово.
Изменится смысл?
Нет? — слово не нужно.


Целесообразность такого подхода подтверждают и наблюдения. Текст на слайде дети практически не воспринимают. Поэтому в презентациях лучше оставить текст только в виде имен, названий, числовых значений, коротких цитат. Лучше избегать обилия цифр. Числовые величины имеет смысл заменить сравнениями.Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных.

Правда, на этом пути тоже есть свои минусы. Опыт работы показывает, что поток одних только ярких изображений воспринимается тоже не очень хорошо. Внимание, вначале непроизвольное, быстро падает, переходя в произвольное, поддержание которого требует уже больших усилий, как со стороны лектора, так и со стороны зрителей. Это особенно быстро и непосредственно проявляется у младших школьников.

Хороший результат по переключению внимания дает применение видеофрагментов, особенно озвученных. Они почти всегда вызывают оживление в аудитории. Зрители устают от голоса одного лектора, а здесь внимание переключается, и тем самым поддерживается острота восприятия.

Большую неприятность доставляют агрессивные видимые поля.

следующая страница >>