microbik.ru
1 2 3 4



На правах рукописи


СКРЫБЧЕНКО Марина Александровна

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ УЧИТЕЛЬСКОЙ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ НРАВСТВЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПОДРОСТКА


Специальность: 13.00.01 – общая педагогика,

история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Оренбург – 2010

Работа выполнена на кафедре общей педагогики

ГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»
Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

Рындак Валентина Григорьевна
Научный консультант: кандидат психологических наук, доцент

Кузьменкова Ольга Валентиновна
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор,

зав. кафедры теории и методологии образования

ГОУ «Оренбургский государственный

университет»

Кирьякова Аида Васильевна
кандидат педагогических наук,

почетный работник специального профессионального образования

ГОУ СПО «Бугурусланский педагогический колледж»

Савина Нина Николаевна
Ведущая организация: ГОУ ВПО «Поволжская государственная

социально-гуманитарная академия»

Защита состоится « 3 » марта 2010 г. в _9.00__ часов на заседании диссертационного совета Д 212.180.01 по присуждению ученой степени доктора педагогических наук по специальностям 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования, 13.00.08 – теория и методика профессионального образования в ГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет» по адресу: 460844, Оренбург, ул. Советская, д. 19, ауд.333.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет». Текст автореферата размещен на сайте ОГПУ www.ospu.ru « 1 » февраля 2010 г.
Автореферат разослан « 27 » января 2010 г.
Ученый секретарь диссертационного совета С.С.Коровин

доктор педагогических наук,

профессор
Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Современные процессы глобализации, охватывающие все сферы жизнедеятельности общества, отражают противоречивые и прогрессивные изменения субъекта в отношении к миру, во взаимодействии. Общие духовно-нравственные ориентации становятся возможными в межличностных отношениях субъектов на эмоционально-нравственных уровнях системного блока ценностей. Нравственная ответственность рассматривается как одна из чрезвычайно важных общечеловеческих ценностей.

В проекте Федерального государственного стандарта общего образования нравственное воспитание и социализация детей определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом «Об образовании» (ст.9,п.6). Современный национальный воспитательный идеал – высоконравственный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны.

Гармонизация детско-родительских отношений является одним из приоритетных направлений социально-педагогической деятельности по созданию благоприятных условий успешного воспитания нравственной ответственности подростка и укрепления педагогического потенциала учительской семьи. Это обусловлено с одной стороны ослаблением воспитательных и других жизнеобеспечивающих функций учительской семьи в связи с непреодоленными пока социально-экономическими и культурно-образовательными кризисными явлениями, с другой – снижением их общих адаптационно-социализирующих возможностей.

Анализ различных аспектов внутрисемейных отношений и ресурсов учительской семьи позволяет отметить, что по роду своей профессиональной деятельности родители-учителя обладают необходимыми знаниями для оптимизации процесса воспитания, но морально-психологическое состояние большинства современных учителей, характеризующееся повышенной тревожностью, напряженностью, раздражительностью, определяет специфику воспитания подростка в учительской семье. Отсутствие времени на общение с собственными детьми, завышенная требовательность, недостаточно развитый характер эмоционально-позитивных контактов детей и родителей, объективная загруженность родителей-учителей мешают выстраивать оптимальные семейные отношения и снижают уровень педагогического потенциала учительской семьи в воспитании нравственной ответственности подростка, которому присуща большая восприимчивость к усвоению норм, ценностей и способов поведения.

Выявленные тенденции актуализируют проблему воспитания нравственной ответственности подростка с учетом педагогического потенциала учительской семьи. В педагогической теории и практике сложились определенные теоретические предпосылки решения этой проблемы. Имеется определенный объем знаний, необходимых для её постановки и решения:

- философский аспект ответственности раскрывается в работах С.Ф.Анисимова, О.Г.Дробницкого, М.С.Солодкой и др.; социологический - Н.А.Минкиной, А.Ф.Плахотного, Г.С. Яковлева и др.; психологический - К.А.Абульхановой-Славской, Л.И.Божович, С.Н. Братусь, К.Муздыбаева, А.А.Радуган и др.;

- в педагогике устоялась трактовка ответственности как личностной характеристики (Н.В.Антипина, Е.Н.Бобкова, О.А.Куванова, И.С.Марьенко и др.);

- проблема воспитания нравственной ответственности на различных возрастных этапах рассматривается в трудах Л.И. Божович, К.А. Климова, Г.А. Маджарова, М.А. Осташевой, Л.С. Славиной, В.А.Сухомлинского, В.Г.Рындак и др.;

- психолого-педагогические особенности семейного воспитания рассматриваются в работах Е.А.Алексеевой, И.В.Власюк, О.В.Кучмаева, В.Г. Рындак и др.;

- проблема педагогического потенциала семьи раскрывается на основе анализа сферы занятости и уровня квалификации родителей (Э.К.Васильева), уровня образованности и культуры родителей (И.В.Гребенников, А.М.Низовая, А.Я.Студенте), ценностных ориентаций (А.В.Кирьякрва, А.Г.Петровский), педагогической культуры родителей (Г.М.Миньковский, А.Г.Харчев);

- дифференцированный подход к изучению педагогического потенциала семьи с учетом её типа обоснован Г.И.Куцебо и Е.Н.Наседкиной;

- особенности детско-родительского взаимодействия в семьях учителей изложены в работах Л.А.Григорович, Е.А.Делибоженко, О.С.Михно, Г.Г.Силасте, И.А. Сидориной и др.

Актуальность исследования влияния педагогического потенциала учительской семьи на воспитание нравственной ответственности подростка усиливается тем, что современные теоретические и практические разработки, посвященные воспитанию подростка в семье рассматривают его как процесс, основные параметры которого задаются из вне, при этом целостность редуцируется до уровня индивида и индивидуальной активности: родительские стили, установки, отношения и т.д.

Таким образом, можно подчеркнуть, что существует ряд противоречий, актуализирующих потребность определения реализации педагогического потенциала учительской семьи в воспитании нравственной ответственности подростка:

-с одной стороны, не вызывает сомнения актуальность содействия воспитанию нравственной ответственности подростка, с другой – недостаточно внимания уделяется теоретическому обоснованию роли педагогического потенциала учительской семьи в воспитании нравственной ответственности подростка;

-с одной стороны, подчеркивается значимость педагогического потенциала учительской семьи в воспитании нравственной ответственности подростка, с другой – недостаточно рассмотрены механизмы влияния педагогического потенциала учительской семьи на воспитание нравственной ответственности подростка;

- с одной стороны, достаточно широко рассмотрен вопрос о воспитании нравственной ответственности подростка, с другой – в педагогической науке недостаточно внимания уделяется воспитанию нравственной ответственности подростка средствами педагогического потенциала учительской семьи.

Разрешение данных противоречий связано с разработкой в теории и практике проблемы: определить содержание, методы и формы реализации педагогического потенциала учительской семьи в воспитании нравственной ответственности подростка.

Актуальность проблемы, её недостаточная разработанность в педагогической теории и практической деятельности обусловили выбор темы исследования: «Педагогический потенциал учительской семьи в воспитании нравственной ответственности подростка».

Цель исследования: обосновать структурно-функциональную модель воспитания нравственной ответственности подростка средствами педагогического потенциала учительской семьи.

Объект исследования: семейное воспитание.

Предмет исследования: взаимозависимость педагогического потенциала учительской семьи и воспитания нравственной ответственности подростка.

Гипотеза исследования: педагогический потенциал учительской семьи как совокупность возможностей, способностей и ресурсов, реализуемых родителями сознательно и интуитивно, включающий внутрисемейные отношения, нравственную направленность, педагогическую культуру родителей и их личностные особенности, способствует качественному изменению нравственной ответственности подростка, определяет логику и внутриэтапную динамику его воспитания, связи строения системы отношений с выполняемыми функциями согласно направляющего, координирующего и проверочного модуля при:

- формировании мотивации нравственно ответственного поведения подростка;

-включении подростка в решение воспитывающих ситуаций, способствующих интериоризации и формированию личностного смысла нравственной ответственности подростка;

- создании и внедрении программы воспитания нравственной ответственности подростка.

В соответствии с поставленной целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:

1. Уточнить содержание и структуру понятия нравственная ответственность подростка;

2. Определить педагогический потенциал современной учительской семьи в воспитании нравственной ответственности подростка;

3. Выявить педагогические условия, обеспечивающие эффективную реализацию структурно-функциональной модели воспитания нравственной ответственности подростка;

4. Разработать научно-методическое сопровождение воспитания нравственной ответственности подростка средствами педагогического потенциала учительской семьи.

Методологическую основу исследования составили философские, психологические, педагогические теории, раскрывающие категорию «нравственная ответственность подростка» и «педагогический потенциал семьи»; теории и концепции нравственного воспитания личности; положения психологии и педагогики о социальной сущности личности, закономерностях её воспитания и развития в семье; положения возрастной и педагогической психологии о закономерностях и принципах развития в подростковом возрасте; комплекс научных идей о человеке как активном субъекте, познающем и преобразующем мир и самого себя в процессе деятельности; ведущие идеи системного подхода.

Теоретической основой исследования являются:

- на философском уровне: положения о диалектике общего, осо­бенного и единичного (Г.Ф.Гегель, Н.О.Лосский); кон­цепция в сфере культуры и образования (Б.М.Бим-Бад, В.И.Вернад­ский, Б.С.Гершунский, С.И.Гессен);

- на общенаучном уровне: концепция философии и методологии образования (В.И.Загвязинский, В.В.Краевский, М.И.Мухин, А.А.Романов, В.А.Сухомлинский); системный подход (И.В. Блауберг, Н.В.Кузьмина, В.Н.Сагатовский, Г.П.Щедровицкий, Э.Г. Юдин, Э.Г.Эйдемиллер, В.В.Юстицкис); деятельностный подход (Н.М.Борытко Л.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, М.С.Каган);

- на конкретно-научном уровне: личностно ориентированный подход (Е.В.Бондаревская, О.С.Газман, Э.Н.Гусинский, Е.Н.Степанов, Ю.И. Турчанинова, И.С.Якиманская); теория педагогического взаимодействия (В.Г.Рындак, В.А.Сластёнин); полисубъектный подход (Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, Л.П.Буева, М.М.Бахтин, В.Н.Мясищев, А.В.Петровский, С.Л.Рубинштейн); теория возрастных особенностей подростков (В.В.Давыдов, А.А.Люблинская, В.С.Мухина, Д.И. Фельдштейн, Д.Б.Эльконин); теоретические основы нравственно-этического воспитания (Ю.П.Азаров, О.С.Богданова, И.Ф.Гончаров, А.Ю.Гранкин, И.В.Гребенников, Ю.В. Самойлова); ценностно-ориентационный подход (Б.С.Братусь, А.В.Кирьякова, Д.Л.Леонтьев, Н.Е.Щуркова); культурологический подход (К.А. Абульханова-Славская, Л.И.Булычев, Л.С.Выготский, И.Ф.Исаев, Т.И.Прохоровская, Н.Р.Ставская).

Экспериментальной базой исследования стали МОУ Лицей №5, МОУ Гимназия №2, МОУ СОШ №30 г. Оренбурга, а также ИПК и ППРО ОГПУ и психологическая служба ОГПУ. В эксперименте принимали участие учителя и их дети подросткового возраста в период с 2004 по 2010г. Всего, на разных этапах эксперимента, в обследовании приняло участие 144 учителя и 162 подростка. Формирующий эксперимент проводился в 2009 году, в нем приняло участие 48 учителей и 63 подростка.

Для решения поставленных задач использовался комплекс методов научного исследования: методы теоретического исследования (анализ и синтез философской, методологической, психолого-педагогической литературы, определение, классификация, моделирование); экспериментальные методы (констатирующий и формирующий эксперимент); эмпирические методы (прямого и косвенного наблюдения, опросы, тестирования, анкетирования); методы обработки данных (математическая статистическая обработка данных, графическая и табличная интерпретация результатов эксперимента, качественный анализ).

Диагностический комплекс (11 методик) включал в себя методы диагностики педагогического потенциала учительской семьи: методики «Диагностика делового, творческого и нравственного климата в семье», «Ценностные ориентации» (М.Рокич), «самооценка нравственной ответственности» (А.В. Махнач), «Психологический портрет родителя» (Г.В.Резапкина), «Многофакторный личностный опросник FPI (И.Фаренберг, Х.Зарг, Р.Гампел), авторские методики - «Анкета для родителей №1», отражающая представления о педагогическом потенциале своей семьи, «Анкета для родителей №2», которая позволила определить представления родителей о воспитании нравственной ответственности в своей семье, и опросник «Диагностика уровня развития педагогического потенциала родителя»; а также, методы диагностики воспитанности нравственной ответственности подростков: методики «Самооценка нравственной ответственности» (Г.И.Биушкин), «Изучение особенностей формирования ценностных ориентаций» (модификация методики М.Рокича, адаптированная А. Гоштаутас, М.Семеновым, В.Ядовым), и метод «Незаконченные предложения», разработанный нами с целью определения сформированности когнитивно-смыслового, мотивационно-потребностного и эмоционально-деятельностного компонента нравственной ответственности.

Исследование проводилось в три этапа:

На первом этапе (2004 - 2006) проводился анализ философской, психологической и педагогической литературы, выявлялась степень изученности проблемы, ее отражение в практике; обосновывались тема, объект, предмет, цель и задачи исследования; определялись стратегия, программа и методы исследования; теоретический анализ и обобщение научной и методической литературы; проводился констатирующий эксперимент.

На втором этапе (2006 - 2009) разрабатывались и теоретически обосновывались содержание и структура модели воспитания нравственной ответственности подростка средствами педагогического потенциала учительской семьи; проводился формирующий этап опытно-экспериментальной работы; процесс воспитания нравственной ответственности подростка осуществлялся в соответствии с разработанным комплексом психолого-педагогических условий и задачами исследования.

На третьем этапе (2009 – 2010) систематизировались и обобщались полученные результаты, уточнялись теоретические и практические выводы; проводилось оформление результатов работы; опубликовывались результаты исследования.


следующая страница >>