microbik.ru
1 2 3


Перестаньте бояться публичных выступлений!

(автор Андрей Масленников www.andreimaslennikov.ru)

Страх сцены, страх публичной работы – один из многих страхов, с которыми нам приходится сталкиваться по жизни. Но от страхов, как и от страданий, лекарств нет. Потому что ни то, ни другое – это не болезнь. Это - задачи, которые можно решать. Которые нужно решить. Раз и навсегда.

Вместо предисловия.

Много лет назад я тоже очень боялся выступать на публике. Ужас от ожидания за кулисами, нарастающий мандраж в момент, когда объявили, и тебе нужно выходить; потеющие ладошки, приливающая к щекам кровь… В общем, весь стандартный пакет. Знакомо? Затем я начал использовать Три Приема, описанные в этой книжке. Страх ушел, появился кураж и даже, буду честен, некая потребность в публичном общении. Потом я начал вести тренинги по ораторскому мастерству. И что удивительно: в каждой из тренинговых групп (в каждой!) все участники задавали мне один и тот же вопрос – мы боимся публичных выступлений, что делать?

Мне повезло на замечательных учителей. Именно они смогли мне вовремя объяснить, чем отличается актерская профессия от работы ведущего на сцене, что делать со страхом сцены и как с ним жить, как создать взаимное уважение и взаимопонимание между собой и зрителями в зале. Вот уже и определились три первые темы, о которых я совсем скоро вам расскажу.

Мы боимся не сцены, а неизвестности. Боимся, что нас не так воспримут, забросают гнилыми помидорами, отправят на мыло и сделают еще много чего с нами, любимыми. Конечно, ничего этого не произойдет, даже если вы этого очень захотите и прямо попросите. Открою вам большую кибальчишескую тайну: зрители в зале гораздо больше боятся вас и друг друга, чем вы - их.

Запомните это. Перечитайте еще раз и запомните.

А пока о том, чего в этой книжке нет.

Здесь нет описания упражнений. Мы их делаем на тренинге, когда есть роскошь что-то вовремя подсказать, поправить. Я счел нужным не давать их вам по простой причине. Прочитать и сделать неправильно – это не вариант. А проконтролировать и подсказать – этого книжка дать не может. Не найдете вы в этом книжке и советов в стиле заокеанских проповедников-сетевиков-психологов в стиле «нужно просто почувствовать себя увереннее», «скажите своему страху «нет», и он уйдет», «представьте, что все зрители голые и их не стоит бояться» и тому подобная чепуха. Нет в этой книжке (если только случайно где выскочит) таких слов как НАДО и ДОЛЖЕН. Вместо них я предлагаю другие слова: хочу, попробую, сделаю. Я не верю в аффирмации и прочие самовнушения. Жизненный опыт подсказывает мне, что любого толка внушение – есть обман. И себя, и другого человека. Пусть и не очень тебе близкого. Я люблю играть по-честному. И вот этого в этой книжке вы найдете с избытком. Здесь я собрал все свои наработки, приемы и техники, типовые ошибки, примеры лучшего и худшего опыта. А также нюансы использования этих приемов. Как известно, мастера от хорошего работника отличает не наличие диплома, а именно знание нюансов, тонких штучек, важных секретиков. Для того, чтобы вы, наконец-то, перестали бояться. Бояться публичных выступлений. Мы боимся, что нас не так оценят (оценивать себя и других – это настоящий разрушитель любых отношений. К сожалению, делать это мы начинаем со школьной скамьи). Я не отбираю хлеб у психологов и не призываю вас искать причины своего страха. В этой книжке также нет четкой пошаговой методики. Это не методичка по публичным выступлениям, а практическое пособие по работе со страхом. Здесь я собрал лишь те многократно проверенные методы и приемы, а также важные профессиональные нюансы, которые нужны ораторам любого уровня и подготовки в любой аудитории, будь то презентация, доклад, сдача экзамена, корпоратив, тренинг, проповедь и т.д.

Теперь о том, что в этой книжке есть.

Вы много раз столкнетесь с местоимением «я». Потому что все приемы я взял и беру из моей ежедневной практики публичной работы. Все, что называется, я пропустил через себя. Чему-то научили в свое время меня (спасибо этим замечательным людям), до чего-то я доходил и дохожу сам. Так что, в этой книжке есть самое главное – объяснение и демонстрация техник, помогающих вам: перестать бояться публики, начинать любить публику и получать взаимное удовольствие от совместно прожитого бесценного времени. А теперь к делу.

  1. Глава о подготовке к выступлению.

Итак, сейчас я расскажу вам самую страшную правду. Это будет Правда №1. Если вы ужасно, нестерпимо и ни за какие деньги не хотите выступать публично, то просто не выступайте, и все. Вас ведь никто не заставляет этого делать. Есть виды страхов такой силы, что бороться с ними – здоровье портить. Расскажу пример из жизни. Много лет назад я добросовестно отучился в автошколе, сдал экзамены гаишникам и получил права. Но за рулем после этого сидел ровно 2 раза. Почему? Я очень неловко, некомфортно, неуютно… одним словом просто боюсь водить. И все. Переживал по этому поводу страшно. Вроде, все за рулем, а я какой-то не такой. Год назад я возвращался домой на такси, разговорились с водителем. Дядька в возрасте пенсионном, очень приятный. Спрашивает меня, вожу ли, есть ли машина? Отвечаю просто и без затей – боюсь. А он и говорит - и правильно. Если боишься – лучше не рискуй. Ни собой, ни теми, кто еще на дороге находится. И оказалось, что этот водитель за рулем уже 40 лет, но есть у него свой огромный, как московские пробки, страх. Он боится подниматься выше второго этажа. Страх высоты. Вот такая история.

Продолжим о нашем страхе сцены. Подведем итог. Если страх у вас патологический, не поддающийся сознательной или чувственной корректировке, если вы не знаете, для чего вам вообще переться на эту чертову сцену – не притесь и не обзывайте сцену нехороши словами. Пусть за вас отдувается кто-либо другой. Это я серьезно. Если же это не страх, а так – боязнь, мандраж, непонятка какая – то, тогда с этим делом можно и вполне под силу поработать.

А теперь пришло время раскрыть вам вторую самую страшную Правду. Под порядковым номером Два. Чтобы не бояться выступать – не выступайте, а разговаривайте. Начинайте разговаривать! Давайте об этом поговорим подробнее. Этот момент я считаю ключевым в ораторской профессии. Неважно, делаете вы это на сцене в первый или в тысячу первый раз. Выступают актеры и артисты. Ораторы разговаривают. Эти профессии роднит общее место – сцена. Но задачи у них – разные. Актерам важно понравиться зрителю, пробить на эмоции, собрать аплодисменты. Схема взаимоотношений между актером и зрителем примерно такова: - ты меня любишь? - да, я тебя…!!! - отвечает утопающий в собственных овациях зрительный зал. Оратору также очень важно нравиться зрителю. Хотя он и не стодолларовая бумажка, чтобы быть обожаемым всеми. У оратора другая задача. Он создает некое поле коммуникации. Такое псевдо научное понятие получилось, сейчас постараюсь объяснить попроще. Диалог! Да, оратор создает диалог. Вернее, это два типа диалога. Один между оратором и публикой. Другой – между публикой. Оговорюсь, что второй диалог может и не быть в известном смысле диалогом. То есть в зале могут между собой и не беседовать, но оратор как раз и является таким промежуточным звеном, модератором между всеми и каждым зрителем в зале. Приведу пример из своей практики, как я это делаю. Представьте себе обычный зал человек на 800. Зал театра или филармонии. Я рассказываю о каких-то медицинских препаратах нового поколения. Разумеется, рассказываю в микрофон, так что, в принципе, всем все слышно. И даже кое-что видно. Но физически я ближе нахожусь к тем, кто сидит в первых рядах. А потому именно у этих людей есть роскошь задавать мне оперативные вопросы и что-то переспрашивать. Прямо с места. И один из зрителей мне как раз такой уточняющий вопрос и задает. Верне, уже задал. А теперь - внимание - правильный прием! Если зритель задает вам вопрос не в специально предназначенный для этого микрофон, то его вопрос слышат лишь несколько человек, находящихся совсем рядом. Обязательно еще раз повторите этот вопрос, спросите, как зовут этого человека, попросите зал поаплодировать этому человеку, спросите, для кого еще этот вопрос является весьма актуальным. Пусть люди поднимут руки. И после этого отвечайте. Что здесь важного? Во-первых, вопрос задающего услышат все; во-вторых, вы продолжите свой диалог с залом, спрашивая, для кого еще этот вопрос важен, и получая ответ – поднимающимися руками, возгласами «мне». Давайте, раз уж речь зашла о вопросах-ответах, поговорим о них, родимых. Я расскажу о случаях, когда оратор задает вопросы залу, а также, когда аудитория жаждет получить вопросы от человека, стоящего на сцене. Поговорим об этом в главе следующей. Но, прежде, еще пару слов о подготовке к вашему выступлению. Вернее, о подготовке к вашему разговору с публикой. Я всегда задаю себе вопрос о цели. Советую ответить на этот вопрос и вам. В отношении публичных выступлений есть два вида целей: цель процесса и цель результата. Цель процесса – это о том, для чего и во имя чего я буду разговаривать с моей дорогой и уважаемой публикой. Скорее всего, в данном случае речь идет о взаимном с публикой создании «теплой и дружественной атмосферы». Вы вместе со зрителями проживаете это время общения. Помогаете настроить людей на нужный лад. Цель результата – это о том, что публика будет делать, когда ваше выступление закончится. О чем они будут помнить? Что сделают? Что и где купят? И так далее. Допустим, что во время своего выступления вы представляете какой-то товар или услугу. Если вы будете просто вещать в режиме монолога, то шанс, что ваш товар купят (сегодня же, завтра, через неделю) практически равна нулю. Спросите публику: все ли понятно? Кто готов купить прямо сейчас? Что останавливает? Есть ли необходимость что-то рассказать дополнительно о товаре или услуге? Если вы честны перед собой и искренне представляете тот товар/услугу, за который вам не стыдно, то люди вам обязательно поверят.

  1. Глава о телесном.

В этой главе речь пойдет об осанке, зажимах в теле и ораторской позе. Об осанке нам твердят еще со школы. Причем, наши учителя говорили в первую очередь о спине (грудном отделе позвоночника) и плечах. Что, мол, для ровной и красивой спины нужно эти самые ссутуленные плечи расправить, шею вытянуть, а грудь молодецкую надуть чуть ли не колесом. Это все правильно. Единственное, о чем нам никогда не говорили, так это о пятой точке – о нашей попе. Или, более грамотным языком изъясняясь, пояснично-крестцовом отделе. Дело в том, что и шея, и грудь, и плечи напрягаются только лишь потому, что наша попа – чудовищно зажата. На своих тренингах я постоянно вижу эти сгорбленные фигуры, втянутые в плечи головы и другие проявления зажимов. Возможно, вы их найдете и у себя. Поисследуйте свое тело. Чаще всего мы начинаем задирать плечи, словно готовясь к опасности. Рецепт по снятию зажимов таков. Начинайте работать не с плечами-грудью-шеей. А с попой, с ее гибкостью и общей подвижностью. Мне очень помогают отдельные упражнения из йоги. Особенно Плуг. Очень хорошо растягивает мышцы и помогает расслабляться. Зажатые плечи – такое же распространенное явление, как и зажатая челюсть. Нижняя. Кстати, если вы подолгу не можете уснуть, обратите внимание: не зажаты ли ваша челюсть и плечи? Расслабьте сначала ноги, затем таз, затем плечи и челю… В этом месте вы уже точно будете спать сладким сном, мерно похрапывая и видя во сне себя любимого, стоящего на сцене во время гениального публичного выступления.

По поводу ораторской позы. Вот вы вышли на сцену. Смотрите в зал. Вы еще не успели произнести ни единого слова, а публика уже все поняла: о вашем к ней отношении, о вашей энергетике, о вашей способности быть лидером и вести за собой. И все это только по вашей позе. Как правильно стоять? Единого мнения на этот счет нет. Главное, чтобы было удобно. И вам, и зрителям. Хотя и в отношении позы есть нюанс. Он относится к общеобраописания пятой точки, скажу лишь, что все попы делятся на маленькие и большие. И тип последний у многих так и норовит отклячиться назад и вниз. Это тоже вид телесного зажима, когда привычной становится лишь одно положение для нашей пятой точки. Что поделать – физика. Масса тянет за собой все тело. В результате получается эдакая вогнуто-извиняющаяся поза. Если вы ораторствуете на паперти – не вопрос. Просите и получайте, что дадут. А уж если речь идет о сцене и ваша задача вести за собой в светлое будущее, то ваш центр тяжести – это ваше главное орудие убеждения. Вы бросаете вызов, вы самец, готовый к новым свершениям (вне зависимости от своего биологического пола). Лично мне поймать ощущение того, что центр тяжести я перенес вперед, в сторону зрителей, помог образ бюста, установленного на постаменте. Тазовые косточки (справа и слева на бедрах) и все что ниже – это постамент. А собственно бюст (от косточек и до макушки) – это то, что свободно и устойчиво на этом постаменте располагается. Еще одно сравнение - со стойкой боксера. В этом виде спорта опора на свой «постамент» крайне важна, потому боксеры слегка расставляют ноги и подают таз вперед на прямых ногах. Возможно, понятно будет не всем. Сейчас расскажу по-другому. Чаще всего центр тяжести бывает или в районе груди – тогда попа отклячивается назад, а грудь начинает в качестве противовеса наклоняться вперед. Это поза «просителя». Нам она не нужна. Либо центр тяжести – это тазовая область. Мы его слегка выгибаем вперед и словно немного выворачиваем тазовые косточки наружу. Словно какая-то сила давит на ваш копчик вперед. При этом живот втягиваем. Еще раз. Центр тяжести именно таз, а не живот. Если вы все проделали правильно, то плечи развернутся сами. Во время своего выступления следите только за положением таза и опорой на стопы. В таком не согнутом, а именно выгнутом виде (все в меру, конечно) мы и общаемся с аудиторией. Еще одно сравнение. Оно поможет вам найти именно максимально удобную для вас позу. Представьте, что ваши глаза и рот находятся не на лице, а на тазовых косточках. И этими органами коммуникации вы тянетесь к публике, смотрите на нее, разговариваете. Таз подвижен и эмоционален. Звучит весьма смешно. Но это работает! В качестве аргумента из области медицины в защиту своей идеи о расслаблении области таза добавлю, что в гирудотерапии (это лечение пиявками) при симптомах гипертонии этих маленьких чудо-докторов ставят не на область шеи (что было бы логично, дабы лишняя кровь из головы ушла), а как раз на крестец. Застоявшуюся кровь пиявки выпивают, давая возможность организму самостоятельно регулировать обмен крови и давление. Еще о позе вот что. Ноги немного расставьте в стороны. Это и устойчивости придаст, и уверенности. Жесты у ораторов свободные и широкие. Не прижимайте локти к телу! А то так и не взлетите.

И еще. Может показаться, что ораторство – удел исключительно мужчин. Это не так. Просто по своей сути ОРАТОР (человек, организующий публику) – это человек, воплощающий в своих действиях и поступках на сцене максимально мужские качества. Потому и ощущение себя как самца, и чуть расставленные ноги.

  1. Глава о презентациях.

Речь идет о случаях, когда вы представляете что-либо, используя Power Point (ПП). Во-первых, не читайте с экрана. Зрители тоже грамотные, и в состоянии прочитать самостоятельно. Готовя презентацию, уменьшайте количество текста, больше диаграмм и картинок. Постройте свое выступление так, чтобы чередовать ваш текст, обращенный к зрителям, с комментариями того, что они сейчас видят на экране. Чисто технически, я делаю так: сначала слайд с диаграммой, затем слайд с названием моей презентации, затем другой слайд и вновь слайд с названием презентации. Показав на диаграмму, я даю свои комментарии и разъяснения. А затем, на фоне слайда с названием, продолжаю свой рассказ. Это важно, чтобы аудитория просто так не сидела и не глазела на экран, а слушала вас. И еще раз. Если на экране картинка или диаграмма с текстом – то в этот момент главный - это экран и то, что там написано-нарисовано. Вы же просто комментируете. Если пришло время вашего содержательного рассказа, то сделайте так, чтобы экран не отвлекал на себя внимание. Либо один центр внимания (экран), либо другой (оратор). Когда оба работают вместе – они друг другу мешают.



следующая страница >>