microbik.ru
  1 2 3
Глава о тостах.

Говорить тосты – весьма не просто. Сам я в этом жанре короткого рассказа не большой спец. Но, работая в качестве ведущего корпоративных событий, мне приходится выслушивать огромное количество людей, произносящих тосты. Большинство из них, к моему сожалению, делают это (произносят, а не выпивают) весьма посредственно. А зря! Ведь настоящий руководитель-лидер – это и человек дела, и человек слова, и Человек-Слово. Чаще всего тостующие допускают одни и те же ошибки. Вследствие чего они становятся типовыми и могут быть изжиты при небольшой тренировке.

Ошибка №1. Руководитель стремится в свой предновогодний тост вместить историю компании, цели и задачи, миссию команды и много чего еще. И тост становится безумно длинным и непонятно про что. А ведь есть золотое правило: один тост – одна мысль. Вследствие такой речевой эпичности возникает …

Ошибка №2. Это когда конца и краю тоста не слыхать, народ, желающий накатить как можно скорее, томится с пересохшими горлами в ожидании. И все начинают шуметь. А руководитель, не обращая внимания на шум в зале, продолжает свой спич. Выступая публично, мы вступаем с публикой в контакт и ведем ее за собой. И если публика отвлекается, наша задача выяснить – почему, и снова завлечь темой своего, в данном случае, тоста. Вполне можно сказать: да, я понимаю, что вам не терпится начать наш праздник, тем более, что мы приготовили для вас большую развлекательную программу (бла-бла-бла)… Но я прошу еще 3 минуты вашего внимания, потому что то, о чем сейчас пойдет речь, касается не только всех, но и каждого из вас. Гарантирую, что тут же в зале восстановится тишина – что и требовалось доказать.

Ошибка №3. Тостующий не поддерживает с публикой зрительного контакта. То есть смотрит куда-то перед собой – куда ему удобнее. При этом коллеги, рассаженные волею судеб и расположением столиков в ресторане по бокам, напрочь выпадают из поля зрения. Им становится неинтересно, они первыми начинают шуметь и всячески отвлекаться. Вывод: выступая перед аудиторией, всегда поддерживайте зрительный контакт с каждым, сидящим в зале. И не забывайте: обращаясь к тем, кто сидит, допустим, справа, мы еще и корпусом поворачиваемся – так сказать, общаемся на уровне душ и сердец.

Ошибка №4. Если мы находимся в зале, и нам неожиданно дали слово и приглашают произнести тост – ситуация не из приятных. НИКОГДА в таких случаях не говорите, что вы не готовились. Если вы Лидер – то вы, как пионер, всегда и ко всему готовы.

Ошибка №5. Вас пригласили провозгласить тост неожиданно, и вы говорите о том, что очень волнуетесь. Давить на жалость – маневр совсем не к месту. Публика таких вещей не прощает, так как чаще всего воспринимает такой ораторский посыл как манипуляцию. Как ваше желание привлечь внимание к себе. А ведь тост – это призыв выпить не за вас, а за кого-то или за что-то.

Ошибка №6. Если вы первый и единственный тостующий – прекрасно. Вам и карты в руки. Но что делать, если вы один из многих, и предыдущие ораторы уже обо всем по нескольку раз сказали. Очень часто выступающие в таких случаях произносят сакраментальную фразу: «я полностью присоединяюсь ко всем предыдущим…» И дальше что-то в таком роде. Подтекстом аудитория понимает, что вам, в общем-то, сказать от себя и нечего. И сама себя спрашивает: а чего он вышел-то на сцену? Вывод: говорите хоть слово в слово о том, о чем уже было сказано до вас. Этого никто не заметит – проверено. Или вы надеетесь, что ваши коллеги, удерживая в одной руке бокал с шампанским, другой успевает конспектировать?

Ошибка №7. Всегда обращайтесь к сидящем в зале людям во втором лице – на «вы». Фразы типа «мне приятно, что сегодня здесь собралось много прекрасных дам…» неминуемо родят в головах слушателей вопрос: а я – та самая дама, или есть кто-то более прекрасный?

  1. Глава про совместные действия.

Одной из ваших задач, как профессионального оратора во время коммуникации с аудиторией, является создание из множества людей, находящихся в зале, единого целого. Это как единый организм. Чтобы каждый зритель почувствовал себя частью целого. О команде здесь речь не идет, хотя добиться понятия «коллектива» вам будет по силам. Почему для вас так важно, чтобы зал стал единым целым? Почему это так важно? Да простят меня коллеги из верующего цеха, но мы из зала создаем образ Многоликого Бога. Бог один, а ликов у него много. Зал один, а состоит он из разных людей. Но это единый организм, единое существо, единая мыслящая сущность. Работать с одним всегда проще, чем со многими. Поэтому мы и используем техники, помогающие это единство создать, и максимально его поддерживаем. Приемов так называемого «совместного действия» существует много. Самым простым и действенным являются аплодисменты. Когда люди аплодируют (делают нечто совместно), у них появляется чувство сопричастности общему делу. Аплодисменты нас интересуют не как акт выражения благодарности и поддержки кому-либо, а именно как совместное действие. Я использую в своей работе следующие приемы. В самом начале своего общения с залом я благодарю всех, что нашли время придти сегодня в этот зал, благодарю за улыбки на лицах (обычно после этих моих слов начинают улыбаться и просветляться даже самые угрюмые) и прошу поаплодировать самим себе. Так и говорю: «Давайте поаплодируем сами себе!». Так уже на второй-третьей минуте своей работы с аудиторией я из зала создаю единство действий, а позже, как следствие, и единство мнений. Это очень важно! Единство действий есть первый шаг к единству мнений. Давайте поаплодируем себе. А теперь нашим организаторам. И всем награжденным. И этим, и тем. Вызывайте зал на аплодисменты как можно чаще. Повод найдется всегда, в каком бы формате ни проходило ваше публичное выступление. Еще я использую такой прием. Допустим, у нас предстоит большая церемония награждения. Или некий конкурс, когда по зрительским аплодисментам предстоит выбрать победителя. Тогда я говорю: «Друзья мои! Очень скоро мы начнем награждать самых достойных ваших коллег. И им будет приятно получить не только грамоты и ценные подарки, но и ваши аплодисменты. Давайте порепетируем, как вы будете им аплодировать? (три-четыре хлопка). Ну, нет, это потирание одной ладошки об другую. А по-настоящему? По сибирски-уральски-московски? А с душой? А овации слабо?». В этом месте все уже хлопают как надо, и вы можете двигаться по сценарию дальше. В данном случае вы также продолжаете свой диалог с аудиторией: вы просите зал – люди вам отвечает своими действиями. Такой вот алгоритм.

Из других приемов совместных действий я очень люблю: достать блокноты и записать, посчитать, сколько лет прошло с такой-то даты до дня нынешнего, выкрикнуть, кто из какого города приехал; если подошло время для начала какой-то важной процедуры (начала награждения, банкета, концерта…), то я прошу всем вместе дать обратный отсчет. Начинаю сам: «…шесть, пять, четыре…». И уже весь зал мне помогает – три, два, один. Поехали!

И на десерт дарю вам мой самый любимый прием с аплодисментами. Он очень, как я называю, многоходовый. Помогает решить сразу несколько задач. Последний раз я его использовал на большом событии, когда банк пригласил своих VIP-клиентов, и было важно максимально их облизать со всех сторон. В смысле, подчеркнуть их важность для банка и сопричастность общему делу. Я сказал буквально так: «Сегодня в этом зале собрались вы – самые преданные клиенты и друзья Банка. Посмотрите на своего соседа, сидящего справа от вас. Да-да, посмотрите! Улыбнитесь ему. Справа от вас сидит друг Банка. А теперь посмотрите на соседа слева. Вы удивитесь, но это тоже друг Банка. И ему улыбнитесь. А теперь поаплодируйте своим соседям. И - ваши аплодисменты самим себе!». Зал ликует, все получили свою порцию комплиментов. Это всегда чувствуется по атмосфере в зале. Это головой не понять, только нутром. Как будто все напряженно выдохнули, и всем сразу стало легко, просто и комфортно. Пользуйтесь этим приемом на здоровье!

Обратите внимание! Я хочу вам дать практический совет. Вернее, два совета. Первый: добивайтесь от публики именно той реакции, которая нужна вам. Например, когда вы задаете некоторый вопрос, обязательно получите ответ. Пусть отреагируют несколько человек. Не бойтесь потратить на получение обратной связи некоторое время. Этим «дожиманием результата» вы и уважение к публике лишний раз проявите, и дадите ей (публике) понять, что их мнение для вас важно (и это правда), и напомните залу, кто в доме хозяин. А хозяин, разумеется, вы.

Есть в моем арсенале приемов еще один. Это категория вопросов в зал, когда расширенный ответ и не требуется. Задача таких вопросов – понять, слышат ли вас, понимают ли, соглашаются ли с тем, о чем вы тут битый час вещаете. Это вопросы типа: Правильно? Согласны? Так ведь? Пример из жизни. Корпоратив, посвященный 8 марта. В зале примерно пополам мужчин и женщин. Сначала я обращаюсь к мужчинам: «Друзья мои, мне кажется, вашей кадровой службе пора объявить благодарность с занесением в личную карточку. По-моему, они принимают на работу только самых обаятельный и жизнерадостных женщин. Так ведь? Ну, разве не красавицы?». В этом месте мужчины начинают кивать, улыбаться, что-то выкрикивать в поддержку моих слов. Некоторые аплодируют. Вяловато (с недоверием), но все же. А затем приходит пора обласкать вниманием другую половину зала: «Девушки, девочки! Дорогие и любимые вы наши! Как же вам повезло! Ведь каждый день у вас есть роскошь принимать комплименты от галантных мужчин. (И несколько растерянно) Или я не прав?». Здесь уже барышни хлопают, хватаются за бокалы, кто-то лезет целоваться. Заметьте, на все про все - одна минута. А результат налицо. Все довольны и счастливы. Повторюсь, на вопросы такого типа ответ в виде каких-то слов и не нужен. Достаточно простого кивка головой или типа «ага». Их так и называют «ага-ответами». Добивайтесь нужной вам реакции и когда просите зал сделать что-то совместно (записать, поаплодировать, проголосовать и т.д.). Если аплодисменты – то овации. Если записать – то чтобы каждый (проследите, чтобы у всех нашлись пишущие инструменты и бумажки-блокнотики). Если проголосовать – то пусть поднимают руки высоко, демонстрируя свой выбор. Если просите хором прокричать «с новым годом» или «с днем рожденья», то пусть это будет дружный громкий хор. Часто на такие мои призывы начинают слабо-вялыми голосами полушептать 2-3 человека. И тогда я говорю (с долей шутки, конечно): «Нет, отставить. Так не пойдет, товарищи поздравляющие. Давайте еще раз все дружно и разом, а то отжиматься заставлю. Итак, с днем-ро-жде-нья!!!...». Добивайтесь результата по максимуму. Вы задаете тон и условия вашей публичной коммуникации. Это ваши правила игры.

И второй совет. Тоже практический. Вы уже знаете несколько приемов. Это самые важные и много раз отработанные приемы. Это настоящие палочки-выручалочки. Как их начать применять? Все сразу? По очереди? В какой очередности? Я всегда настоятельно рекомендую отрабатывать (в хорошем смысле этого слова) приемы по одному. И начинать со зрительного контакта. Это вообще Король Ораторских Приемов. Без него – никуда. Ищите ближайшую возможность попрактиковаться (планерка, тост на свадьбе, что-то еще) и за время своего выступления держите в поле зрения каждого зрителя. Обещаю! С первого же раза вы заметите, что как только вы очерчиваете зрительным контактом зону вашего влияния, публика заметно начинает притихать и слушает вас со вниманием. Это ощущение придает вам силы и забивает первый гол в ворота вашего страха сцены. Еще один нюанс. Если зал большой, или люди расположены полукругом, бывают еще балконы и какие-то вторые уровни, обращайтесь к публике не просто глазами, а немного поворачиваясь корпусом своего тела – областью груди. Вам же важно до души достучаться. Так вот и обращайтесь той частью своего тела, где эта душа и находится. Сердцем. Итак, первый прием, который вы отрабатываете так, чтобы от зубов отскакивало, это зрительный контакт. Затем идут вопросы и ага-ответы на них. Имейте ввиду, что ага-ответы должны быть однозначными. Например, не стоит спрашивать, вы же со мной согласитесь, что 30-градусные морозы сохраняют нашу молодость наподобие холодильника?. Кому-то эта идея может понравиться, кому-то нет. Спрашивайте о том, что однозначно в своем ответе: вы же все учились в школе? Вы же понимаете, что такое зарплата? Помните, что раньше молоко продавали в стеклянных бутылочках с крышечками из фольги? Ну, и так далее. После того, как вы почувствуете себя настоящим мастером получения от публики ага-ответов, приступайте к освоению приема «совместное действие». Самое простое – это аплодисменты. А также всеобщее выключение мобильников, демонстрация полученных раздаточных материалов (как вариант – приглашений на банкет) и многое другое. Придумайте сами. Итак, зрительный контакт, затем вопросы, затем совместное действие и… И все. Этих трех приемов на первых порах вам будет достаточно. Мне, например, их хватило на первый год своей работы. Представляете, целый год я, работая с публикой (а это в среднем 1-2 события еженедельно), самым бессовестным образом эксплуатировал всего лишь эти три приема? И что, спросите вы? Ответ: отточил эти приемы до филигранности, до автоматизма. Принцип здесь такой – лучше меньше, да качественней.

По своему опыту знаю, страх сцены быстро не уходит. Нет такой таблетки, которая вас от него избавит. Средство тут одно – разговаривайте с вашей публикой. Создавайте благожелательную атмосферу совместного общения. Когда встречаются интересные люди, им, во-первых, всегда есть о чем поговорить, а во-вторых, получить от этого общения максимум удовольствия. Доставляйте удовольствие другим, получайте его сами и… в конце концов, перестаньте бояться публичных выступлений!!!

<< предыдущая страница