microbik.ru
1
План:


  1. Понятие общения.

2.Стили общения.

3.Функции общения.

4.Компоненты структуры педагогического общения.

5.Стили работы.

6. Стили педагогического общения.
Литература

  1. Бодалев А.А., Личность и общение. – М.: Международная педагогическая академия, 1993.

  2. Грехнев В.С., Культура педагогического общения. – М.: Просвещение, 1990.

  3. Зязюн И.А., Основы педагогического мастерства. – М.: Просвещение, 1989.

  4. Казенкина О.И.,Кирова Е.В. и др., Курс педагогических технологий. – М.: Альфа,1999.

  5. Кан-Калик В.А., Учителю о педагогическом общении. – М.: Просвещение, 1987.


Понятие общения.
Общение важнейшая составная часть человеческого бытия, присутствующая во всех видах человеческой деятельности.

Общение – это способ взаимодействия людей, обусловленный социально-экономическими и культурными отношениями в обществе.

В общении достигается взаимопонимание и согласованность действий, поступков, поведения, формируются качества человека как субъекта культуры, познания, труда. Общение – важнейший профессиональный инструмент педагогической деятельности, так как выступает фактором формирования личности человека, средством воспитания.
Стили отношения.
В общении можно выделить две стороны: отношение и взаимодействие. Это как бы подводная и надводная часть айсберга, где видимая часть – серия речевых и неречевых действий, а внутренняя, невидимая – потребности, мотивы, интересы, чувства – все, толкает человека к общению.

В целом исследователи вычленяют три основных стиля отношения педагога к детскому коллективу: устойчиво-положительный;

пассивно-положительный; неустойчивый.

Но встречаются и такие педагоги, у которых отмечаются черты отрицательного отношения к детям – ситуативно-отрицательного и даже устойчиво-отрицательного.

Главный вывод о роли стиля отношения педагога к детям делает А.А.Леонтьев, отмечая, что и «отрицательные», и «неустойчивые» педагоги вызывают отрицательное к себе. А это значит – они работают и против школы, и против общества.
Функции общения.

Функции общения

Целевые установки педагога


Познание личности

Получить необходимый объем информации о личности воспитанника

Обмен информацией

Создать условия для развития положительной мотивации учебно-воспитательного процесса. Возможность совместного поиска и раздумий.

Сопереживание

Обеспечить условия для понимания чувств другого человека.

Самоутверждение

Способствовать осознанию учащимися своей личностной значимости, формированию адекватной самооценки.

Обмен ролями

Организуя общение через личностно-ролевую форму, способствовать многосторонним проявлениям личности.


Компоненты структуры педагогического общения.
Определенная совокупность последовательных действий педагога и воспитанников в процессе общения составляют структуру педагогического общения.

1.Прогнозирование – моделирование педагогом предстоящего общения с классом в процессе подготовки к непосредственной деятельности.

2.Начальный период общения – или «коммуникативная атака». На этом этапе необходима техника быстрого включения в работу, владение приемами самопрезентации и динамичного воздействия.

3.Управление общением. На этом этапе педагогу необходимо поддерживать инициативу воспитанников, организовывать диалогическое общение, корректировать свой замысел с поправкой на реальные условия.

4.Анализ осуществленной системы общения и моделирование системы общения на предстоящую деятельность.
Стили работы.
Важной характеристикой профессионально-педагогического общения является стиль.

Стиль общения педагога с детьми – это категория социальная и нравственная. При этом учитываются особенности коммуникативных возможностей педагога, уровень его взаимоотношений с воспитанниками, особенности детского коллектива.

Рассмотрим вкратце три основных стиля руководства, обращая внимание на вторую сторону общения – взаимодействие.

Авторитарный стиль («разящие стрелы»). Педагог единолично определяет направление деятельности группы, указывает, кто и с кем должен сидеть, работать, пресекает всякую инициативу воспитанников. Основные формы взаимодействия – приказ, указание, инструкция, выговор. Даже похвала, в устах такого педагога, выглядит, как оскорбление: «Ты хорошо сегодня отвечал. Не ожидала от тебя такого». Педагог лаконичен, у него преобладает начальствующий тон, нетерпение к возражениям.

Демократический стиль («возвращающийся бумеранг»). Проявляется в опоре педагога на мнение коллектива. Педагог старается донести цель деятельности до сознания каждого, подключает всех к активному участию в обсуждении хода работы; видит свою задачу не только в контроле и координировании, но и воспитании; каждый воспитанник поощряется, у него появляется уверенность в себе; развивается самоуправление. Демократичный педагог старается оптимально распределить нагрузки, учитывая индивидуальные склонности и способности каждого; поощряет активность, развивает инициативу. Основные способы общения у такого учителя – просьба, совет, информация.

Либеральный стиль («плывущий плот»). Педагог старается не вмешиваться в жизнь коллектива, не проявляет активности, вопросы рассматривает формально, легко подчиняется другим подчас противоречивым влияниям. Фактически самоустраняется от ответственности за происходящее. Об авторитете тут речи не может быть.

Авторитарный стиль руководства может обеспечить кажущуюся эффективность групповой деятельности и создает крайне неблагоприятный психологический климат. По данным социологов, именно в таких коллективах формируются невротики.

Лучший стиль руководства – демократичный. Хотя количественные показатели здесь могут быть и ниже, чем при авторитарном, но желание работать не иссякает и в отсутствие руководителя. Повышается творческий тонус, развивается чувство ответственности, гордость за свой коллектив. Наихудшим стилем руководства является либеральный стиль; при нем работа, как правило, выполняется меньше и качество хуже.

Что касается авторитаризма, то он питается недостаточной зрелостью педагога, его нравственной и политической невоспитанностью, обуславливается низким уровнем культуры педагога, пренебрежением индивидуальными особенностями детей, игнорирование принципа самодеятельности организации детской жизни.

Преодоление авторитарного стиля руководства связано со становлением в коллективе высоконравственных отношений, подлинной культуры общения, основанной на гуманных позициях педагога, на развитии подлинного самоуправления в сечении с педагогическим руководством.
Стили педагогического общения.
Стиль отношений и характер взаимодействия в процессе руководства воспитанием детей создают в совокупности стиль педагогического общения.

В.А.Кан-Калик выделяет следующие стили общения:

  • общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью;

  • общение на основе дружеского расположения;

  • общение-дистанция;

  • общение-устрашение; общение-заигрывание.

Наиболее продуктивный для всех участников педагогического процесса стиль общения на основе увлеченность совместным творческим поиском. У мастеров педагогического труда вся система отношений с детьми строится на этой основе.

С ним тесно связан стиль педагогического общения на основе дружеского расположения. Рассматривая систему взаимоотношений педагога с воспитанниками, А.С.Макаренко неоднократно настаивал на формировании дружественного тона в отношениях педагога с коллективом.

Отдельные педагоги неверно интерпретируют эту категорию процесса общения и превращают дружественность в панибратские отношения с воспитанниками, которые отрицательно сказываются на всем ходе учебно-воспитательного процесса.

Культивируя в своей деятельности дружеское расположение к детям, следует перспективой развития стиля общения иметь творческий союз на основе увлечения делом. Идти с детьми к цели – один из принципов педагогики сотрудничества.

Следующим, довольно распространенным является стиль общение-дистанция. В качестве важного ограничителя системы взаимоотношений педагога и воспитанников фигурирует дистанция: «Вы не знаете – я знаю». У такого педагога организация деятельности ближе к авторитарному стилю, что снижает общий творческий уровень совместной работы с воспитанниками. Этот стиль ведет к педагогическим неудачам.

Стиль общение-устрашение является крайней формой общения-дистанции. Он соединяет в себе отрицательное отношение к воспитанникам и авторитарность в способах организации деятельности.

Такой стиль обычно создает атмосферу нервозности, эмоционального неблагополучия, тормозит творческую деятельность, так как ориентирует не на программу действий, а на ее ограничения и запреты.

Проявлением либерализма, нетребовательности при возможном положительном отношении к детям является стиль общение-заигрывание. Оно вызвано стремлением завоевать ложный, дешевый авторитет. Причиной проявления этого стиля является с одной стороны, стремление быстро установить контакт, желание понравиться классу, а с другой – отсутствие навыков профессиональной деятельности.

Все варианты стилей общения можно свести к двум типам: диалогическому и монологическому. В монологическом общении взаимодействие строится на исполнительности одной из сторон. Но сущностью воспитания является общение-диалог.

Диалог, с воспитанником, предполагает совместное видение, обсуждение ситуаций. Особенностью общения-диалога является несводимость результатов общения к оцениванию. В педагогике сотрудничества нет места ярлыкам, раз и навсегда устоявшимся мнениям, жестким оценкам. Это, конечно, не означает, что оценка совсем исключается, просто необходимо поменять авторство оценки, сделать ее взаимооценкой и самооценкой.

Итак, правильный стиль общения, следование требованиям педагогического такта, создают прекрасную атмосферу в коллективе, которая во многом определяет результативность учебно-воспитательной деятельности. Это результат духовной зрелости педагога, большой работы над собой по приобретению специальных знаний и выработке умений общения с детьми.