microbik.ru
1
планируемые результаты
формирования интегративного качества
«овладевший средствами общения
и способами взаимодействия
со взрослыми и сверстниками»

Использование вербальных и невербальных средств общения:

Высокий. Пользуется вербальными и невербальными способами коммуникации, отвечает на вопросы и задает их, рассказывает из своего опыта, поддерживает беседу, регламентирует действия других людей, выражает в речи свои желания, цели в игре и повседневных ситуациях; использует речь, мимику и пантомимику, предметные средства общения для выражения намерения, просьбы при ведущей роли речи; средства общения выразительны.

Средний. Использует речь, мимику и пантомимику, предметные средства общения для выражения намерения, просьбы, своей потребности, желания; речь не во всех ситуациях является ведущим средством общения, часто использует мимику и пантомимику, предметные средства общения; средства общения недостаточно выразительны.

Низкий. Преимущественно использует невербальные средства общения: мимику и пантомимику, предметные средства, с их помощью обычно выражает ситуативные потребности или желания, средства общения невыразительны.

Низший. Преимущественно использует невербальные средства общения: мимику и пантомимику, предметные средства, но не все из них одинаково интенсивно (например, могут существенно преобладать мимические средства), с их помощью обычно выражает ситуативные потребности или желания, арсенал средств общения очень беден.
Владение диалогической речью:

Высокий. Как в организованной, так и в свободной деятельности задает вопросы взрослому и сверстнику, в игре использует элементы ролевого диалога; вступает в диалог, поддерживает его, инициативен в диалогическом общении, ярко проявляет потребность в речевом высказывании с целью общения со взрослыми и сверстниками, отвечает на вопросы, сформулированные с помощью вопросительных слов, отвечает на альтернативные вопросы, используя отрицательные слова, поддерживает беседу со взрослым, используя полученные ранее знания, имеет представление о том, что все увиденное, интересное, новое можно рассказать другому.

Средний. Как в организованной, так и в свободной деятельности задает вопросы взрослому, в игре иногда использует элементы ролевого диалога; поддерживает диалог, но инициативу в диалогическом общении проявляет редко, испытывает потребность в речевом высказывании с целью общения со взрослыми и сверстниками, отвечает на некоторые вопросы, сформулированные с помощью вопросительных слов, затрудняется в ответе на альтернативные вопросы, поддерживает непродолжительную беседу со взрослым; значительно реже вступает в диалогическое общение со сверстниками.

Низкий. Отвечает на некоторые вопросы взрослого в свободной деятельности, диалогическое общение в процессе занятия вызывает затруднения; не инициативен в диалогическом общении, редко задает вопросы взрослому или не задает совсем, в диалогическое общение со сверстниками вступает редко, в игре не использует элементы ролевого диалога.

Низший. Не всегда откликается на инициированное взрослым диалогическое общение, по своей инициативе в него вступает очень редко или не вступает; диалогическое общение со сверстниками не сформировано; в игре не использует элементы ролевого диалога.


Владение конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми:

Высокий. Проявляет привязанность ко взрослому, участвует в совместной со взрослым практической и игровой деятельности, адекватно реагирует на указания и оценку взрослого; испытывает интерес к действиям ровесника, желание принимать в них участие, стремится к контактам с ровесниками, поддерживает эти контакты, испытывает и выражает положительные эмоции в общении с другими детьми; как правило, подчиняет свое поведение правилам общения, выражает в речи свои желания, просьбы в обращении к ровеснику, обменивается действиями с другими детьми в практических и игровых ситуациях; умеет уступить, подождать своей очереди, в ситуации коммуникативных затруднений ориентируется на помощь взрослого, но после того, как самому не удалось их преодолеть.

Средний. Проявляет привязанность ко взрослому, участвует в совместной со взрослым практической и игровой деятельности; как правило, адекватно реагирует на указания и оценку взрослого; испытывает интерес к действиям ровесника, желание принимать в них участие, стремится к контактам с ровесниками, но не всегда умеет их поддержать; испытывает и выражает положительные эмоции в общении с другими детьми, не всегда подчиняет свое поведение правилам общения, затрудняется в речевом выражении своих желаний, просьб в обращении к ровеснику, но успешно обменивается действиями с другими детьми в практических и игровых ситуациях; под руководством взрослого уступает, ждет своей очереди, в ситуации коммуникативных затруднений сразу обращается за помощью ко взрослому.

Низкий. Участвует в совместной со взрослым практической и игровой деятельности, но нуждается в постоянном подкреплении со стороны взрослого; часто неадекватно реагирует на указания и оценку взрослого; испытывает неустойчивый интерес к действиям ровесника, но не стремится к контактам с ровесниками или не умеет их поддержать; явно выражает положительные эмоции в общении с другими детьми, зачастую не подчиняет свое поведение правилам общения, затрудняется в речевом выражении своих желаний, просьб в обращении к ровеснику, иногда обменивается действиями с другими детьми в практических и игровых ситуациях; под руководством взрослого может уступить, подождать своей очереди, но делает это неохотно и не всегда, в ситуации коммуникативных затруднений проявляет негативные, неконструктивные реакции.

Низший. Не стремится участвовать в совместной со взрослым практической и игровой деятельности; часто неадекватно реагирует на указания и оценку взрослого; испытывает неустойчивый интерес к действиям ровесника, но не стремится к контактам с ровесниками или не умеет их поддержать; явно выражает положительные эмоции в общении с другими детьми, зачастую не подчиняет свое поведение правилам общения, затрудняется в речевом выражении своих желаний, просьб в обращении к ровеснику, иногда обменивается действиями с другими детьми в прак-тических и игровых ситуациях; необходимость уступить, подождать своей очереди вызывает протест, в ситуации коммуникативных затруднений проявляет негативные, неконструктивные реакции.
Форма общения со взрослым:

Высокий. Начала формироваться внеситуативно-познавательная форма общения со взрослым: проявляет как ведущую потребность в познании посредством общения, взрослого рассматривает как эрудита, источник знаний о предметах и явлениях физического мира, задает вопросы о мире природы, использует в общении развернутую речь, пытается отобразить свой опыт, который значит больше, чем мнение взрослого; в ряде ситуаций, особенно повседневных, характерны проявления ситуативно-делового общения.

Средний. Преобладает ситуативно-деловая форма общения со взрослым: проявляет как ведущую потребность в сотрудничестве со взрослым, претендует на самостоятельное выполнение предметных действий, настаивает на своем варианте поведения, использует ситуативную речь с обилием междометий, обрывков предложений; наряду с речевыми средствами, интенсивно использует предметные средства: жесты, позы, действия.

Низкий. Преобладает ситуативно-личностная форма общения со взрослым: проявляет как ведущую потребность в доброжелательном внимании, в том числе тактильных контактах; непосредственно-эмоционален; использует как ведущие экспрессивно-мимические средства: улыбку, взгляд, прикосновения и прочее.

Низший. Потребность в общении со взрослым не выражена или проявляет амбивалентное поведение: экзальтированную привязанность к конкретному взрослому, невыполнение требований, при наличии потребности в общении ребенок избегает коммуникативных контактов, проявляя аффективные реакции.
Форма общения со сверстниками:

Высокий. Начинает проявляться ситуативно-деловая форма общения со сверстниками: проявляет потребность в общих действиях, сильные конкурентные мотивы, сверстник интересен как участник игр и как средство самоутверждения, использует ситуативную (краткую, свернутую, с обилием междометий и обрывков фраз, слов) речь; в ряде ситуаций проявляет эмоционально-практическую форму общения.

Средний. Проявляется эмоционально-практическая форма общения: наблюдается потребность в эмоциональных контактах со сверстником, характерна подражательность, конфликты происходят в основным из-за игрушек, общение проявляется как веселая беготня, крики, прыжки и т. п.

Низкий. Проявляет интерес к сверстнику, некоторую инициативу и стремится к взаимодействию, но отношение к сверстнику носит специфический характер: сверстника воспринимает не как субъекта, а как интересный предмет.

Низший. Потребность в общении со сверстниками не выражена, инициативные действия могут иметь деструктивный характер (отнимает игрушки, толкает и пр.).

Владение культурой общения:

Высокий. Использует слова благодарности, приветствия в общении со взрослым, а также со сверстниками, самостоятельно или при напоминании взрослого обращается к знакомому человеку по имени, разговаривает приветливо, доброжелательно, не мешает другим, не кричит, не отвлекает.

Средний. Использует слова благодарности, приветствия в общении со взрослым, а в общении со сверстниками – редко, при напоминании взрослого; обращается к знакомому человеку по имени, но чаще привлекает внимание к себе с помощью жестов или предметных действий, разговаривает, как правило, приветливо, доброжелательно, под руководством взрослого не мешает другим, не кричит, не отвлекает.

Низкий. Самостоятельно не использует слова благодарности, приветствия в общении со взрослым и сверстниками, привлекает внимание к себе с помощью жестов или предметных действий, в общении явно не выражает доброжелательности, под руководством взрослого и при постоянном напоминании может некоторое время не мешать другим, не кричать, не отвлекать.

Низший. Не использует слова благодарности, приветствия в общении со взрослым и сверстниками, при напоминании взрослого если и использует, то неохотно; привлекает внимание к себе с помощью жестов, предметных действий или нарушений правил поведения, в общении явно не выражает доброжелательности, нередко мешает другим, кричит, отвлекает.
Команда специалистов делает вывод о том, какому уровню соответствует достижение ребенком планируемых результатов (показателей) динамики формирования интегративного качества: высокому, среднему, низкому и низшему. Степень соответствия выражается в определенном количестве баллов.

Низший уровень – 1–3 балла, низкий – 4–6 баллов, средний – 7–9 баллов, высокий – 10–12 баллов.

Динамика формирования интегративного качества
«Овладевший средствами общения и способамивзаимодействия со взрослыми и сверстниками»

Дата проведения: _________________________________________________________________________

Группа: _________________________________________________________________________________

Воспитатели: _____________________________________________________________________________

Показатели динамики формирования интегративного качества


п/п

Ф. И. ребенка

Использ. вербальных
и неверб. средств общения

Владение
диалогической речью

Владение конструк.
способами взаимо-
действия
со взросл.



Владение конструк. способами взаимо-
действия
со сверст.

Форма
общения
со взрос-
лыми

Форма
общения
со сверст-
никами

Владение культурой общения

Всего баллов

Суммарный
уровень

1































2































3































4































5































6































7































8































9































10































11































12































13































14































15































16































17































18































19































20































21































22































23































24


































ИТОГО




























Уровень достижения детьми
планируемых результатов динамики
формирования интегративного качества
«Овладевший средствами общения и способами
взаимодействия со взрослыми и сверстниками»


Сводная таблица по группе детей

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

Низший

Количество детей













Показатели, %














55–72 балла – высокий, 36–54 балла – средний, 18–35 баллов – низкий, 1–17 баллов – низший.

Анализ (оценка) уровня достижения детьми группы планируемых результатов (показателей) динамики формирования интегративного качества:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________