microbik.ru
1
ПЛАН

проведения открытого урока

с учащимися 11 класса

на тему:

«Чрезвычайные ситуации социального характера.»
Тип урока: комбинированный

Количество часов: 2 часа

Учитель ОБЖ: Решетников Леонид Александрович

Санкт-Петербург

2011

ПЛАН

проведения открытого урока в 11 классе

16.11.2011 ГО ЧС – Решетников Л.А.
Тема: «Чрезвычайные ситуации социального характера.»
Тип урока: комбинированный

Количество часов: 2 часа

Цель урока:

  1. Обучающая:

Сформировать теоретические знания учащихся по теме: «Чрезвычайные социального характера. Понятие «Терроризм», ознакомить с правилами поведения в условиях террористической опасности и при захвате в заложники.

  1. Воспитывающая:

Воспитывать у учащихся внимательность, аккуратность, исполнительность.

  1. Развивающая:

Развивать у учащихся аналитическое и логическое мышление, умение анализировать обстановку и правильно принимать решение.
План урока

  1. Организационный момент: 3 мин

  2. Вводный инструктаж: 10 мин

  3. Текущий инструктаж: 65 мин

Вопрос 1. «Классификация ЧС социального характера. Понятие «Терроризм».

Вопрос 2. «Правила поведения в условиях террористической опасности. Признаки готовящегося теракта».

Вопрос 3. «Действия при захвате в заложники».


  1. Заключительный инструктаж: 12 мин.


Вводный инструктаж – 10 мин

Тема сегодняшнего урока – классификация ЧС социального характера. Понятие «терроризм». Правила поведения при захвате в заложники.

На уроке вы должны:

  1. ознакомиться с правилами поведения в условиях террористической опасности и при захвате вас в заложники;

  2. закрепить знания УК РФ об уголовной ответственности за террористическую деятельность на территории РФ.

На уроке мы будем использовать презентацию «Терроризм», УК РФ, Федеральные законы РФ. Прежде, чем перейти к рассмотрению вопросов темы урока давайте вспомним материал по ГО ЧС, который вы рассматривали в 9 – 10 классах.
Вопрос: «Какие виды ЧС в зависимости от их причин возникновения вы знаете?»

Ответ: ЧС техногенного характера;

ЧС биологического характера;

ЧС природного характера;

ЧС социального характера;

ЧС экологического характера.

Используя презентацию, мы вспомним, какие ЧС относятся к каждому из перечисленных выше.

Показывая слайды презентации, коротко остановиться на каждом виде ЧС.

Сегодня мы будем рассматривать ЧС социального характера.
Вопрос: «Попытайтесь назвать виды ЧС в социуме?»

Ответ: «Беспорядки, стачки, забастовки, фанатские выступления, массовые погромы и поджоги, локальные и региональные конфликты, революции, терроризм, войны».

Вопрос: «Кто может дополнить?»

1-й вопрос урока: «ЧС социального характера» – 35 мин.

Используя презентацию, рассматриваем ЧС социального характера. Знакомимся с понятием «терроризм», которое дается в Федеральном законе РФ «О борьбе с терроризмом».
Подвопрос 1а «Терроризм»

Терроризм – это идеология насилия и практика воздействия на общественное сознание, на принятие решений органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения или противоправными действиями.

Почему мы будем сегодня рассматривать подробно такую ЧС социального характера как «терроризм»? Да потому, что сегодня терроризм, к сожалению, стал реальностью нашей жизни. Еще совсем недавно никто из нас и не помышлял о том, что мы можем стать его жертвой. Это явление находилось за пределами нашего восприятия. Ныне оно стало фактом, поэтому знание правил безопасного поведения и приемов противодействия терроризму стало вполне актуальным.

Вопрос: «Какие примеры терроризма можно привести в древние времена?»

Ответ: «Крестовые походы XI – XIII вв., германские походы против народов Прибалтики и т.д.»
Подвопрос 1б «Виды терроризма»

Используя слайды презентации рассмотрим виды терроризма:

  1. По характеру субъекта террористической деятельности:

  1. неорганизованный или индивидуальный;

  2. организованный или коллективный.

  1. По целям террористической деятельности:

  1. националистический;

  2. религиозный;

  3. социальный.

Коротко раскроем каждый вид терроризма.

Мы сегодня подробнее остановимся на втором виде терроризма – религиозном, который является опасным и агрессивным.
Вопрос: «Какие основные религии в мире вы знаете?»

Ответ: «Христианство, ислам, буддизм. Еще существует религия «иудаизм» (~ 20 млн. чел.)».

Остановимся коротко на истории возникновения каждой религии, особенностях христианства и ислама.

Христианство: посты, богомолы;

Ислам: рамадан, пост-праздник.
Подвопрос 1в «Особые виды терроризма»

  1. Террор;

  2. Левый терроризм;

  3. Исламистский терроризм;

  4. Зеленый терроризм;

  5. Компьютерный терроризм

и другие.

Коротко остановимся на каждом из них.
Подвопрос 1г «Террористические организации, запрещенные в РФ»

В «Федеральном законе РФ «О борьбе с терроризмом» дан перечень запрещенных террористических организаций в РФ. Перечисляем их.

Коротко остановиться на крупнейшей организации «Аль-Каида», сказать о судьбе ее основателя Усаме Бин Ладене.

2-й вопрос урока: «Правила поведения в условиях террористической опасности. Признаки готовящегося теракта» – 15 мин.

К глубокому сожалению, сегодня взрывы в жилых домах, различных учреждениях, в автомобилях и другой технике, на массовых мероприятиях становятся частью нашей жизни. Все чаще террористы используют взрывы в качестве акций устрашения.
Остановимся (рассмотрим) правила поведения в условиях террористической опасности на примере ОУ.

В качестве профилактических мер необходимо:

  1. ужесточить режим пропуска на территорию ОУ и его помещений, усилить видеонаблюдение;

  2. ежедневно делать обход и осмотр территории и помещений ОУ с целью обнаружения подозрительных предметов;

  3. тщательно проверять поступающее имущество, мебель, оргтехнику и т.д.;

  4. проводить тщательный отбор сотрудников, особенно в подразделение охраны;

  5. иметь планы эвакуации сотрудников ОУ и посетителей;

  6. подготовить средства оповещения, в т.ч. для посетителей;

  7. определить (уточнить) задачи местной охраны;

  8. четко определить функции администрации при сдаче помещений в аренду другим организациям (если она существует);

  9. определить места парковки автомобилей не ближе 100 м от здания ОУ;

  10. освободить от местных предметов помещения, лестничные клетки, выходы из ОУ (основные, запасные, эвакуационные);

  11. обеспечить регулярный вывоз из здания ОУ строительного мусора (особенно из кладовок, хозяйственных подсобок) и от здания;

  12. довести до всего персонала ОУ номера телефонов, по которым необходимо поставить в известность определенные органы при обнаружении подозрительных людей или подозрительных предметов.


Остановиться на признаках готовящегося теракта:

  1. бесхозная сумка, портфель, коробка, сверток, пакет;

  2. остатки изоленты, проводов, шнуров и других предметов, нетипичных для этого места;

  3. натянутая проволока или шнур возле входа в ОУ, в подвале или др. местах;

  4. нарушение дернового слоя (грунтового) возле ОУ;

  5. тиканье часового механизма в таких предметах, где часов не должно быть, либо в оставленной бесхозной сумке;

  6. наличие радиоприемных устройств, антенн на таких предметах, где они явно неуместны.

Остановиться на признаках, по которым можно узнать возможных террористов: по одежде, по поведению, по выражению лица и т.д.
3-й вопрос урока: «Действия при захвате в заложники»

Любой из вас по стечению обстоятельств может оказаться заложником у террористов практически в любом месте. Чтобы остаться в живых, надо знать как правильно действовать в той или иной ситуации.

Правила поведения:

  1. как можно быстрее возьмите себя в руки, не паникуйте, выясните (поймите), что хотят террористы;

  2. если нет полной уверенности в успехе не пытайтесь бежать к выходу или оказать сопротивление; не проявляйте ненужного героизма, пытаясь разоружить бандита;

  3. ведите себя миролюбиво, послушно, сохраняйте спокойствие и самообладание, не вызывая у террористов агрессию.

  4. располагайтесь по возможности подальше от окон, дверей и преступников – эти места наиболее опасны, особенно при проведении спецслужбами операции по вашему освобождению;

  5. если вы ранены, постарайтесь меньше двигаться, этим вы сократите потерю крови;

  6. при общении с террористом избегайте презрительного, вызывающего тона, который может вызвать агрессию у террористов, не допускайте прямого зрительного контакта; на вопросы отвечайте спокойно и кратко; ответы, которые в последующем могут повредить вам или другим людям, контролируйте; переносите оскорбления и унижения;

  7. на совершение любых действий (встать, сесть, сходить в туалет, попить, поесть, оказать помощь раненому и т.д.) спрашивайте разрешение у террористов, только после этого выполняйте свои действия;

  8. для поддержания сил ешьте все, что предлагают, даже если эта пища вам не нравится, при этом, по возможности, соблюдайте личную гигиену и чистоту;

  9. будьте готовы к применению террористами повязок на глаза, кляпов, наручников или веревок, ни в коем случае не сопротивляйтесь;

  10. при наличии проблем со здоровьем, убедитесь, что у вас с собой имеются необходимые лекарства и сообщите о своих проблемах со здоровьем и регулярном приеме лекарств;

  11. если вам дали возможность поговорить с родными по телефону, держите себя в руках, без плача, крика, говорите коротко и по существу;

  12. если у вас с террористом произошел контакт, объясните ему, что вы тоже человек, у вас тоже есть семья, отец, мать, братья, сестры и т.д., – иногда, это уменьшает риск быть убитым;

  13. по возможности наблюдайте за террористами и постарайтесь запомнить их клички, имена, повадки, приметы (борода, наколки и т.д.), манеру поведения, особенности речи, тематику разговоров, в т.ч. телефонных;

  14. если требования к вам полицейского и террориста диаметрально противоположны, выполняйте то, что говорит вам полицейский;

  15. если вам придет в голову, что террорист блефует и в руках у него муляж, не пытайтесь в этом удостовериться;

  16. во время освобождения вас ложитесь на пол лицом вниз, голову закройте руками и не двигайтесь;

  17. если поблизости произошел взрыв, не торопитесь покидать помещение, вас могут принять за террориста.



Заключительный инструктаж
Сегодня на уроке мы с вами рассмотрели вопросы ЧС социального характера и самую злободневную ЧС «Терроризм» во всех его проявлениях, ознакомились с правилами поведения в условиях террористической опасности и при захвате вас в заложники, изучили главу УК РФ «Терроризм».

И в заключении урока подведем итоги.

На сегодняшнем уроке особенно активным я выставил следующие оценки:

К следующему уроку, который состоится через неделю, подготовить по две презентации (≤ 10 слайдов) в каждом классе, остальным написать рефераты объемом 6 рукописных листов (А4), через строчку, без оглавления, заключения и списка использованной литературы.

Темы:

  1. «Стресс» (вынужденная автономия в природе).

  2. «Психологическая защита» (терроризм).

  3. «Уголовная ответственность несовершеннолетних» (где отбывают наказание н/л, достигшие 18 лет в колониях для н/л).

  4. «Хронология терактов в США с 1986 по 2011 г.»

Преподаватель ОБЖ Л.А. Решетников