microbik.ru
1
Рассмотрено Согласовано Утверждено

Руководитель МО Заместитель директора Директор

Учителей по УВР

Перспективный план работы НОУ

«Экология души»

на 2010-2011, 2011-2012, 2012-2013 уч. г.

Руководитель НОУ «Экология души», учитель биологии МОУ Межевская средняя общеобразовательная школа Теплякова Нина Алексеевна

Пояснительная записка.

Бурное развитие биологии, свидетелями которого мы являемся, привлекает внимание людей самых разных специальностей. Это обусловлено тем, что именно от этой науки человечество ждёт решения многих важнейших проблем, связанных с сохранением окружающей среды, питанием и здоровьем человека.

Нашему времени свойственна все более возрастающая взаимозависимость людей. Их жизнь, условия труда и быта почти целиком зависят от правильности решений, принимаемых очень многими. В свою очередь, деятельность отдельного человека также влияет на судьбу многих. Именно поэтому очень важно, чтобы биология стала неотъемлемой составной частью мировоззрения каждого человека независимо от его специальности. Инженеру-строителю, инженеру-технологу, инженеру-мелиоратору знание науки о жизни необходимо так же, как врачу или агроному, ибо только в этом случае они будут представлять последствия своей производственной деятельности для природы и человека. Необходимы биологические знания и представителям гуманитарных специальностей как важная часть общечеловеческого культурного наследия. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их – это основа организации научного общества учащихся (НОУ) «Экология души», т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.


Цель программы:

Познакомить учащихся с многообразием мира живой природы, с теми сложными, но хрупкими взаимоотношениями, которые установились между живыми организмами за миллионы лет эволюции, заставить задуматься об огромной роли человека в сохранении экологического равновесия и его ответственности за происходящее на планете и собственное здоровье.

Основные задачи программы:

  1. Образовательные

    • Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.

    • Способствовать популяризации у учащихся биологических и экологических знаний.

    • Знакомить с биологическими специальностями.

  2. Развивающие

  • Развитие навыков исследовательской работы.

  • Развитие навыков общения и коммуникации.

  • Развитие творческих способностей ребенка.

  1. Воспитательные

  • Воспитывать интерес к миру живых существ.

  • Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.


Условия реализации программы


  • Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 10-17 лет. Есть основной состав детей, кто занимается исследовательскими работами и актив, который организует мероприятия со всей школой. Поэтому в нашей работе присутствует вариативность и возможность для творческих проявлений и развития каждого учащегося школы. Идея создания программы, как никогда актуальна сегодня, особенно в сельской местности.

  • Продолжительность образовательного процесса – 3 года.

  • Количество часов – 2 часа в неделю. (68 часов).


Формы организации деятельности учащихся на занятиях

    1. Групповая

    2. Индивидуальная

Формы и методы, используемые в работе по программе

  1. Словесно - иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.

  2. Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.

  3. Поисковые методы.

  4. Исследовательские методы (при работе в полевых условиях).

Наглядность: просмотр видео-, кино-, диа-, слайдфильмов, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.

Формы оценки творческих достижений

  1. Отзыв педагогов и учащихся школы о работе творческих и исследовательских групп.

  2. Участие в конкурсах и олимпиадах по биологии.


Форма подведения итогов

Программа научного общества учащихся «Экология души» составлена в соответствии с общим планом учебно-воспитательной работы школы. Программа сроится на основе годового круга мероприятий, которые отражают важнейшие события в жизни школы, района, страны, мира (экскурсия по кабинету биологии, районная биологическая олимпиада, неделя биологии, 1 декабря – Всемирный День борьбы со СПИДом и т.п.)

В конце года проводится научно-исследовательская конференция

Цель конференции:

1.Развитие познавательных интересов и творчества учащихся, развитие кругозора в различных областях знаний, привития навыков самостоятельной работы;

2. Вовлечение учащихся в научный поиск, стимулирование активного участия в научно – исследовательской жизни своей страны;

3. Профессиональное самоопределение и ранняя профессиональная ориентация.

Участники конференции:

К участию в конференции допускаются учащиеся 6-11 классов, активно участвующие в работе НОУ.

Общие требования к работам:

  • На конференцию могут быть представлены работы поискового и исследовательского характера, выполненные членами НОУ индивидуально или в группе в форме доклада или отчета об эксперименте.

  • Защита работы может сопровождаться слайдами, рисунками, чертежами, схемами.


Научная работа должна быть:

  • исследовательской;

  • актуальной;

  • иметь практическую значимость.

В работе должны быть следующие составляющие:

  • поставлены задачи;

  • намечены пути их решения;

  • работа должна быть отпечатана на стандартных листах, иметь список используемой литературы, титульный лист.


Всё это требует серьезной подготовки, а сами выступления позволяют оценить учащимся свои способности, улучшить качество приобретённых биологических знаний и творческих навыков. Таким образом, участие в мероприятиях и выступления перед учащимися школы и района – форма подведения итогов.

Главная задача НОУ:


Дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей.

Главное правило участия в научно – исследовательской деятельности учеников:


Никакого насилия над личностью ребенка. Пропуск в НОУ:

Личные интерес и увлеченность

Основные направления работы НОУ:

1. Включение в научно – исследовательскую деятельность способных учащихся в соответствии с их научными интересами.

2. Обучение учащихся работе с научной литературой, формирование культуры научного исследования.

3. Знакомство и сотрудничество с представителями науки в интересующей области знаний, оказание практической помощи учащимся в проведении экспериментальной и исследовательской работы.

4. Организация индивидуальных консультаций – промежуточного и итогового контроля в ходе научных исследований учащихся.

5. Привлечение научных сил к руководству научными работами учащихся.

6. Рецензирование научных работ учащихся при подготовке их к участию в конкурсах и конференциях.

7. Подготовка, организация и проведение научно – практических конференций, турниров и олимпиад.

8. По возможности редактировать и издавать ученические научные сборники, подключая к этому администрацию школы.

Устав НОУ

  • В научное общество учащихся может вступить каждый ученик, имеющий интерес к научной деятельности.

  • Возраст вступления в НОУ – 5 – 11 класс.

Ученик, участвующий в работе НОУ, имеет право:

1. Выбрать форму выполнения научной работы (реферат, доклад и т. д.)

2. Получить необходимую консультацию.

3. Иметь индивидуальный график консультаций в процессе создания научной работы.

4. Получить рецензию на написанную научную работу.

5. Выступить с окончательным вариантом научной работы на научно – исследовательской конференции.

6. Представить свою работу, получившую высокую оценку, на конференциях в районе, области.

7. Представить свою работу, получившую высокую оценку, на других конкурсах научно – исследовательских работ в районе, области, Всероссийских и Международных конкурсах.

8. Опубликовать научную работу, получившую высокую оценку, в сборнике научных работ учащихся.

Ученик, участвующий в НОУ, обязан:

1. Регулярно и активно участвовать в заседаниях НОУ

2. Периодически сообщать о промежуточных результатах своих исследований.

3. Обращаться в библиотеку для заказа необходимой для исследования литературы.

4. Активно участвовать во внутришкольных и внешкольных научных конференциях.

5. Строго соблюдать сроки выполнения научных работ.

6. Строго выполнять требования к оформлению научной работы

Материально-техническое обеспечение

  • учебный класс;

  • лаборантская с большим количеством пособий, моделей и макетов;

  • микроскопы, лупы, штативные лупы

  • телевизор, видеомагнитофон

  • плакаты биологической и экологической тематики;

  • коллекция комнатных растений, чучел школьного музея Природы, материалы палеонтологического отдела кабинета, которые мы собираем 28 лет. Материалы этно – экологической тропы.

Методическое обеспечение

  • библиотечка литературы (биологической, экологической, методической), необходимой для работы и проведения занятий;

  • коллекция видеофильмов;

  • компьютерные презентации биологической тематики;

  • электронные уроки;

  • виртуальные лабораторные работы (компьютерная программа «Открытая биология»);

  • электронная библиотека.

Занятия в НОУ позволят школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой – продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед учащимися школы, так как предполагается организация внеклассных мероприятий с участием членов НОУ.

В связи со вспышками клещевого энцефалита в весенне – летний период проводить исследования в полевых условиях опасно для здоровья и жизни детей. Это осложняет работу.

Организация работы научного общества учащихся «Экология души» осуществляется в тесном сотрудничестве с Центральной районной библиотекой (детской 5 – 9 классы и взрослой 10 -11 классы) и школьной библиотекой, созданы экологические клубы. План работы прилагается. А так же сотрудничаем с районным музеем и с редакцией районной газеты «Новая жизнь». В газете у нас есть страничка «От биологии – к экологии души. (В гармонии с собой)». А также публикуем свои материалы во Всероссийских и областных газетах и журналах. Выпустили два сборника стихов: Моими детскими глазами глядит Россия на Межу… и Межа – моя любовь и боль…

Каждый раз, составляя план работы, думая о проблемах воспитания, учитываю совет Сухомлинского: «Никакой воспитатель не может утвердить в душе ребёнка хорошее, если сам ребёнок не стремится к этому. Но это стремление есть только там, где коллектив и воспитатель видят в ребенке, прежде всего хорошее». Каждый ребёнок по-своему талантлив, но не всегда он сам может открыть свой талант, ему надо помогать самореализоваться. 
Каждый из нас, учителей, всегда ставит перед собой задачу – увидеть, разглядеть, не пропустить в ребёнке все лучшее, что в нем, и дать импульс к самосовершенствованию через развитие творчества. Но при этом особое внимание обращать на то, чтобы это творчество было искренним, идущим из глубины души. Формы творческой деятельности моих учеников различны: пишем эссе, стихи, делаем экологические плакаты, аншлаги, снимаем фильмы, увлекаемся фотографией, мастерим поделки из природного материала, создаем музей природы, собираем материалы этно – экологической тропы, делаем паспорта деревьев – долгожителей Межевского района и т.д.

Некоторые члены НОУ являются членами областного очно – заочного клуба «Эколог».
Сотрудничаем:

Таким образом, мне удалось создать многоуровневую сеть взаимодействия.

В результате такого взаимодействия решаются задачи воспитания личности, способной творчески жить и добиваться высоких результатов в условиях развивающегося общества.

Ожидаемые результаты:

1.Расширение участия детей в решении проблем, касающихся их развития и благополучия.

2.Профессиональная ориентация.

3.Успешная адаптация детей в обществе и на рынке труда, создание условий вхождения нового поколения в открытое информационное пространство.

4.Обеспечение социальной мобильности.

5Осознание детьми своей значимости, своей принадлежности к большой науке.

6.Развитие познавательного интереса, любознательности.

7. Общение со сверстниками и единомышленниками.

8.Участие в научных экспериментах и исследованиях.

9.Расширение кругозора учащихся в области достижений отечественной и зарубежной науки.

10. Выявление наиболее одаренных учащихся в разных областях науки и развитие их творческих способностей.

11.Включение учащихся в процесс самообразования и саморазвития.

12.Совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся, повышение уровня знаний и эрудиции в интересующих областях науки.

Юные экологи были делегатами Всероссийского съезда школьных лесничеств, Международных фестивалей «Детство без границ», неоднократно ездили на награждение в Москву в Дом ученых, были делегатами на Кремлевскую Елку. Члены НОУ занесены в энциклопедию «Одаренные дети – будущее России», имеют медали, являются участниками областных экологических экспедиций, награждены грамотами областной Думы. Занимаясь исследовательскими работами, мы неоднократно занимали призовые места на Международных, Всероссийских и областных конкурсах.

Но основная наша работа – это исследовательская деятельность. Это самый сложный и трудоемкий процесс. Но не зря сказано: «Дорогу осилит идущий». В последнее время принципиально изменилось отношение и значительно усилилось внимание к исследовательской деятельности школьников. Причем не только в России, но и во всем мире.

Работаем под девизом: «Не сумеем гармонизировать отношения в обществе - не сохраним и природное равновесие».

Но главная наша задача – научиться жить в гармонии с природой, с окружающими людьми, с самим собой.

Очень сложно составить реальный план работы, так как не известны конкурсы, которые будут проходить в этом учебном году.

Составлен перспективный план на 3 года.

1 год: 68 часов (2 часа в неделю).

2 год: 68 часов (2 часа в неделю).

3 год: 68 часов (2 часа в неделю).

Программа на 1 год. (2 часа в неделю, 68 часов)

Тема 1. Организация исследования (8 часов).

Выбор направления исследования.

Знакомство с проблемой и объектом исследования по литературным источникам.

Выбор темы исследования.

Выбор методов исследования

Общие требования к проведению полевых исследований.

Обработка и обсуждение результатов исследования.

Оформление работы (Требования к тексту доклада. Требования к содержанию

доклада. Требования к оформлению тезисов).

Использование результатов исследования.

Практическая работа №1 «Выбор темы и методов исследования».

Практическая работа №2 «Оформление тезизов».

Тема 2. Съёмка плана исследуемой местности (6 часов).

Роль съёмки плана местности в исследованиях.

Общие требования к плановым съёмкам и их виды.

Методы плановой съёмки.

Глазомерная съёмка.

Способ обхода.

Измерение расстояний.

Практическая работа №3 «Съемка плана исследуемой местности». (2 часа).

Тема 3. Исследование рельефа и рельефообразующих факторов (9 часов).

Роль геоморфологических исследований в оценке состояния окружающей среды.

Происхождение основных рельефных форм севера европейской части России.

Порядок проведения работ по исследованию рельефа и его ценообразующей

роли.

Описание форм ледниковой и водно-ледниковой аккумуляции и их

ценообразующей роли.

Описание рельефных форм, образованных временными водными потоками и их

ценообразующей роли.

Описание рельефных форм, образованных в результате деятельности подземных

вод и их ценообразующей роли.

Практическая работа №4 «Исследование и описание рельефных форм Межевского района». (2 часа).

Тема 4. Исследование почв (10 часов).

Краткая характеристика основных типов почв севера европейской части России.

Изучение физических характеристик почвы.

Выполнение гранулометрического состава почвы.

Определение цвета генетических горизонтов разреза.

Определение сложения почвы.

Установление структурности почвы.

Описание новообразований и включений.

Исследование корневых систем растений.

Оформление и анализ результатов.

Практическая работа №5 «Характеристика основных типов почв Межевского района». (2 часа).

Тема 5. Исследование неземных сообществ живых организмов (35 часов)

Исследование наземной растительности. (Значение геоботанического описания.)

Цель и задачи работы. Выбор места описания и заложения площадок. Описание лесных фитоценозов и других древних сообществ. Определение обилия видов. Оценка обилия видов. Оценка экологического состояния, прогноз дальнейшего развития фитоценоза).

Составление описания луговых фитоценозов и других травянистых сообществ.

Определение направленности сукцессионного процесса и стадии сукцессии

растительного сообщества. Прогноз развития сообщества.

Смена сообществ под воздействие развивающейся речной долины.

Смена сообществ под воздействием пожара.

Смена сообществ под воздействием ураганного ветра

Смена сообществ под воздействием вырубки, производимой в целях лесозаготовки с

последующим лесовостановлением.

Смена сообществ под воздействием вырубки леса, производимой в целях

дальнейшего использования местности в качестве пашни.

Смена сообществ под воздействием вырубки, производимой в целях дальнейшего

использования территории в качестве пастбища.

Смена сообществ в результате рекреационной нагрузки.

Смена сообществ под воздействием подтопления, происшедшего в результате

строительства плотины.

Смена сообществ под воздействием вырубки леса, производимой в целях добычи

полезных ископаемых.

Смена сообществ под воздействием вырубки леса, производимой в целях

строительства ЛЭП и других коммуникаций.

Смена сообществ под воздействием вырубки леса, производимой в целях

дальнейшего использования территории в качестве сенокосных угодий.

Устойчивость видов растений травянисто-кустарничкового яруса к рекреационному

воздействию.

Газоустойчивость древесных пород.

Нормативы рекреационной нагрузки на лесные экосистемы.

Практическая работа №6 «Исследование наземной растительности Межевского района». (2 часа).

Практическая работа №7 «Определение направленности сукцессионного процесса и стадии сукцессии». (2 часа).

Программа на 2 год. (2 часа в неделю, 68 часов)

Тема 1. Полевая школа (18 часов).

Знакомство с методами исследования в полевых условиях.

Тема 2. Исследование лишайников. Лихеноиндикация. (8 часов)

Особенности морфологии лишайников и отношение к некоторым экологическим

факторам.

Цели и задачи исследования лихенофлоры.

Методы оценки обилия лишайников.

Лихеноиндикация.

Практическая работа №1 «Исследование лишайников Межевского района». (2 часа).

Тема 3. Исследование грибов. (8 часов).

Роль грибов в биогеохимическом круговороте.

Особенности школьных микологических исследований.

Основные экологические группы грибов, произрастающих в лесных сообществах и

наиболее доступных для школьных исследований.

Методы исследования грибов.

Биоиндикаторная роль грибов в сообществе.

Практическая работа №2 «Исследование грибов Межевского района». (2 часа).

Тема 4. Исследование животного мира наземных сообществ. (14 часов)

Значение зоологических исследований и их особенности.

Цель и задачи исследования. Этапы выполнения работы.

Методы количественного учета животных: почвенных беспозвоночных,

беспозвоночных травянистого яруса, амфибий, птиц, млекопитающих.

Практическая работа №3 «Исследование животного мира наземных сообществ Межевского района». (6 часов).

Тема 5. Исследование водоёмов. (17 часов)

Необходимое оборудование для полевых и лабораторных работ.

Полевые исследования.

Изучение растительного мира.

Изучение животного мира.

Камеральные работы.

Практическая работа №4 «Изучение растительного мира Межевского района». (2 часа).

Практическая работа №5 «Изучение животного мира Межевского района». (2 часа).

Итоговое занятие. (1 час).

Резервное время: 3 часа.

Программа на 3 год. (2 часа в неделю, 68 часов)

1. Осенняя полевая школа (18 часов).

Индивидуальные исследования по по исследовательской работе.

Индивидуальные консультации учащихся по исследовательским работам.

2.Зимняя полевая школа (10 часов).

Индивидуальные исследования по исследовательской работе.

Индивидуальные консультации учащихся по исследовательским работам.

3.Индивидуальные консультации учащихся по исследовательским работам. (6 часов).

4.Практическое занятие «Защита исследовательских работ». (2 часа).

5.Рефлексия исследовательских работ. (1 час).

6.Экологические праздники, конкурсы, олимпиады. (7 часов).

7.Подготовка к итоговой конференции. (4 часа).

8. Итоговая конференция. (2 часа).

9. Весенняя полевая школа (18 часов).

Индивидуальные исследования по по исследовательской работе.

Индивидуальные консультации учащихся по исследовательским работам.