microbik.ru
1
ПЛАН-КОНСПЕКТ

УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 6 КЛАССЕ

Тема: «… великое, мощное и святое…»

(по рассказу Александра Ивановича Куприна «Чудесный доктор»)

Цели и задачи: 1) образовательные: продолжить работу над формированием навыков анализа художественного текста, развивать умения работы со «Словарем понятий», закрепить умение подбирать материал для характеристики героя;

2) воспитательные: обсудить проблему ответственности человека, подвести к пониманию, что каждый человек имеет право на жизнь и гуманное отношение, побудить учащихся задуматься о смысле жизни;

3) развивающие: развивать творческое воображение и читательскую наблюдательность школьников, умение понимать авторский замысел.

Межпредметные связи: русский язык, география, биология, изо, музыка, история.

Оформление урока: выставка книг А.И. Куприна для детей; выставка детских рисунков «Новогодние чудеса»; экспозиция «С Рождеством!»; плакат «Библиография книг для детей А.И. Куприна»; плакат «Ключевые вопросы рассказа «Чудесный доктор»; карточки произведений живописи (К.В. Лемох «Без кормильца», портреты А.И. Куприна и Н.И. Пирогова); «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля; Энциклопедический словарь государственного научного издательства; музыкальная запись песни для детей «Когда часы двенадцать бьют»; записи на доске:

Мы должны быть благодарны Куприну за все: за его глубокую человечность, за его тончайший талант, за любовь к своей стране, за непоколебимую веру в счастье своего народа…

К.Г. Паустовский

«Просто чудо совершил этот святой человек».

А.И. Куприн

«Чудесный доктор»

Словарик литературоведческих терминов:

автобиографическое произведение, гуманизм, завязка, идея, композиция, лейтмотив, портрет, сюжет.

Список чудесных людей нашей Родины:

В.И. Даль (1801-1872),

Н.И. Пирогов (1810-1881),

А.И. Куприн (1870-1938),

К.Г. Паустовский (1892-1968),

К.В. Лемох (1841-1910).

Ход урока.

- Рада видеть всех вас на сегодняшнем нашем уроке, на котором предлагаю порассуждать о чуде. Именно, о чуде. Попрошу отнестись к необычному разговору серьезно, потому что нашими собеседниками будут очень известные и образованные люди России: ученый-языковед В.И. Даль, профессор медицины Н.И. Пирогов, писатели А.И. Куприн и К.Г. Паустовский, художник К.В. Лемох. Приготовились? Тогда, пожалуй, начнем.

Итак, как известно, все чудеса происходят обычно под Новый год.

Звучит куплет песни «Если снежинка не растает…»

- А что по вашему мнению есть чудо?

Учащиеся отвечают на вопрос своими объяснениями значения слова «чудо».

- Вот как объясняет лексическое значение слова «чудо» в своем «Толковом словаре живого великорусского языка» (помните, вы знакомились с его рождением на уроках русского языка?) В.И. Даль.

Заметка из словаря.

- Но разве нельзя назвать необычайными все эти уже известные вам или еще не известные интересные, искренние произведения А.И. Куприна?

Тебе, читатель, наверняка уже знакомо это имя, но сегодня произойдет встреча с совсем другим Куприным, настоящим художником жизни.

Тема урока, эпиграфы, словарь терминов на доске, вопросник:

- Пока вы работаете с тетрадью – некоторая автобиографическая справка А.И. Куприна.

- Вот и перевернута первая страница рассказа. Первый вопрос.

Работа учащихся с текстом произведения. Учитель, выслушивая ответы, дополняет их заранее приготовленными сообщениями: из воспоминаний автора, рассказ по картине К.В. Лемоха «Без кормильца», фрагмент книги Б. Могилевского «Жизнь Пирогова» (Повесть о великом хирурге и педагоге).

- Что же узнали вы сегодня о чуде? Только ли в сказках и снах они происходят? Только ли волшебниками исполняются?

Подводятся итоги урока, обсуждаются выводы.

- «Затем прощайте, господа! Дай Бог, чтобы наступающий год немного снисходительно отнесся к вам, чем этот, а главное – не падайте никогда духом».

В память об уроке – небольшой сувенир – календарик к новому году.

Домашнее задание: сочинение-миниатюра «Один чудесный день моей жизни».
Материалы к уроку.

«Ключевые» вопросы рассказа «Чудесный доктор».

  1. В какой обстановке состоялось наше первое знакомство с Гришей и Володей? («праздничное оживление толпы»)

  2. В какой момент в рассказе появляется «чудесный доктор»? («молчаливое отчаяние голодной семьи»).

  3. Как он выглядит, «старик небольшого роста»?

  4. Почему главный герой рассказа назван то незнакомцем, то доктором, а его фамилию мы узнаем только по записи аптекаря на ярлыке лекарства: «По рецепту профессора Пирогова»?

  5. Объясните смысл названия рассказа?

  6. Почему новогодние, рождественские или святочные рассказы всегда имеют хороший конец? («Благодетельный ангел снизошел в нашу семью»).


Жизнь ему выпала нелегкая. Он родился в семье мелкого чиновника. Ему не было еще и года, когда умер отец. Мать осталась без средств к существованию. Переехав в Москву поселилась во вдовьем доме. Когда мальчику исполнилось шесть лет, его взяли в сиротский пансион. Далее последовала военная гимназия – кадетский корпус, потом военное училище.

«Казенным мальчиком» называл себя Куприн.

Девятнадцати лет Куприн впервые выступает в печати.

Он проводит несколько лет в скитаниях по Руси, пробует множество профессий: зубного врача, грузчика арбузов, суфлера, рыбака, землемера. Он изучил страну, любил жить одной жизнью с простыми людьми.

Фамилия Куприн происходит от названия речонки в Тамбовской губернии Купры. А сам он родом из маленького городка Наровчат под Пензой. Наровчат славится лишь бочками да решетами, изделиями умельцев – ремесленников. Городок этот стоял, по свидетельству Куприна, среди пыльной равнины и каждый год почти наполовину выгорал от пожаров. Место было унылое и безводное.

Но Куприну никогда не хотелось покидать этот город. Наоборот, он любил его, потому что это была родина, своя земля.
Главные правила, которые Куприн считал непреложными для писателя реалиста:

«Работай!... работай, живя. Ты – репортер жизни. Иди в похоронное бюро, поступи факельщиком, переживи с рыбаками истории на оторванной льдине, суйся решительно всюду, броди, побывай рыбой, женщиной… влезь в саму гущу жизни. Забудь на время себя. Брось квартиру, если она у тебя хороша, все брось на любимое писательское дело… Кончил переживать сюжет, берись за перо, и тут опять не давай себе покоя, пока не добьешься, чего надо. Добивайся упорно, беспощадно…»
Удивительный был человек А.И. Куприн. Человек широкой, доброй, отзывчивой души. Громадная жажда жизни, стремление все уметь, все испытать самому… Чем он только не занимался, чего не испытывал!
Широкоплечий, коренастый, с налитыми бицепсами, Куприн менее всего походил на писателя. Скорее уж на кузнеца. Был он очень силен, с легкостью гнул подкову. Но глаза Куприна с характерным хитроватым прищуром были глазами писателя. Его зоркий взгляд светился любовью к жизни, добротой, талантом.
Детей Куприн горячо любил. С ними он связывал надежды на будущее и относился к ним по-серьезному, по-товарищески, с уважением. Дети, даже самые маленькие, были для него людьми со своим сложным, своеобразным и богатым внутренним миром. Ему всегда доставляло удовольствие находиться в их обществе, и, как он сам признавался, никогда он с ребятишками не ссорился.

Любовь Куприна к человеку проступает ясным подтекстом почти во всех его повестях и рассказах. Она лежит в основе их.

Прямо, в открытую, Куприн говорит о любви к человеку не так уж часто. Но каждым своим рассказом он призывает к человечности.

Он повсюду искал ту силу, что могла бы поднять человека и дать ему счастье.

Мы должны быть благодарны Куприну за все: за глубокую человечность, за его тончайший талант, за любовь к своей стране, за непоколебимую веру в счастье своего народа….

К.Г. Паустовский.
С большой сердечностью, с глубоким сочувствием изображал жизнь русского народа К.В. Лемох. В одной из лучших своих картин – «Без кормильца» - он рассказывает о бедной семье. Угол нищей избы, нужда во всем. Мать склонилась над больной девочкой, тяжелые думы одолели ее. Босоногий и оборванный мальчик постарше растерянно и печально смотрит на мать и сестру.

Небольшие картины Лемоха, всегда скромные по цвету, отличаются тщательностью и законченностью живописи, тонким проникновением во внутренний мир своих героев – несчастных и обездоленных людей. Образы, которые создает художник, всегда овеяны сердечным отношением автора к ним.
- Давайте порассуждаем…

Пирогов Николай Иванович (1810-1881 гг.) – великий русский хирург и анатом… основоположник военно-полевой хирургии. Профессор медико-хирургической академии в Петербурге. Исследования Пирогова выдвинули русскую хирургию на одно из первых мест в Европе. Впервые… применил эфир для наркоза, ввел в практику неподвижную гипсовую повязку…

Энциклопедический словарь… государственного научного издательства.
Когда наступило лето и закончились лекции в университете, когда настала пора отдыха, Пирогов приступил к организации передвижной хирургической клиники. Уже и «штат» клиники набран Пироговым: вместе с ним едут его ближайшие помощники – три ассистента, доктор Александр Китер и двое студентов. В города, куда намеревался съездить Пирогов, были отправлены извещения.

Пирогова везде ждали с нетерпением. Местные врачи широко оповестили население о приезде Пирогова. В церквях соседних с городами сел после богослужения извещали прихожан об ожидающем приезде знаменитого хирурга, чудесного доктора.

В назначенный день слепые, хромые, страдающие самыми различными недугами люди собирались в объявленном месте.

Б. Могилевский «Жизнь Пирогова» (Повесть о великом хирурге и педагоге).

Стр. 612 Чудо –

«Толковый словарь живого великорусского языка» Вл. Даля.

- всякое явление, кое мы не умеем объяснить, по известным нам законам природы. Диво, необычайная вещь или явление, случай; нежданная и противная предвидимой возможности, едва сбыточное.
Библиография рассказов А.И. Куприна для детей.

«В цирке» - впервые напечатано в журнале «Мир божий», 1902 г.

Сюжет рассказа основан на действительных событиях. «В Одессе я знавал русского атлета Арбузова, которого я потом изобразил в «Цирке».

«Конскрады» - впервые напечатано в журнале «Русское богатство», 1903 г.

«Он сим Козел жил со своим внуком на краю села, около моста, в покосившейся набок и глубоко вросшей в землю хатенке…»

«Белый пудель» - октябрь 1904 г., журнал «Юный читатель».

«Узкими горными тропинками, от одного дачного поселка до другого, пробиралась вдоль южного берега Крыма маленькая бродячая трупа».

«Слон» - 1907 г., журнал «Тропинка».

«Утром девочка просыпается бодрая, свежая, и, как в прежние времена, когда она была еще здорова, кричит на весь дом, громко и нетерпеливо: Мо-лоч-ка!»

«Изумруд» - 1907 г., альманах «Шиповник».

«Написал вот рассказик про беговую лошадку, которую зовут «Изумруд». Общество с борьбой низких страстей губит все естественное, чистое, прекрасное.

В основе рассказа лежит действительный эпизод, разыгравшийся в Москве с беговым жеребцом Рассветом, отравленным конкурирующим с его владельцем коннозаводчиком.

«Беглецы» - январь 1917 г., журнал «Пробуждение».

Рассказ автобиографический. В сиротском училище, жизнь которого изображена в рассказе, Куприн находился с 1877 по 1880 год.

«Сашка и Яшка» - первая публикация не известна.

«Ника – известная непоседа. Ника егоза и стрекоза. Ника скачет, как коза брынская. Все ей надо знать, во все сунуть свой розовый нос; особенно куда не надо. В одну минуту она задает двадцать пять вопросов и сама их разрешает с непостижимой быстротой».

«Ю-ю» - 1920 г., напечатано в журнале «Костер».

«…живем мы рядом со многими животными и совсем о них ничего не знаем. Просто, не интересуемся. Возьмем, например, всех собак, которых мы с тобой знали. У каждой – своя особенная душа, свои привычки, свой характер. То же у кошек. То же у лошадей. И у птиц. Совсем как у людей…»

«Ольга Сур» - март 1929 г.

Ольга Сур – лицо не вымышленное, она выступала в составе артистов цирка Сура в 90-х года 19 века в Киеве.

Словарик литературоведческих терминов:

  1. Автобиографическое произведение (А использовал как материал события из своей личной жизни).

  2. Гуманизм (любовь к человеку).

  3. Завязка (событие…влекущее за собой все последующие).

  4. Идея (главная мысль).

  5. Композиция (построение произведения).

  6. Лейтмотив (основная мысль, которая пронизывает все произведение).

  7. Портрет (изображение внешности героя).

  8. Сюжет (содержание произведения).


.