microbik.ru
1
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Память как нравственная ценность. Отражение военного времени.


(Урок по рассказу В.П.Астафьева

«Фотография, на которой меня нет»)





ФИО (полностью)

Волошина Наталья Васильевна



Место работы

МБОУ-СОШ №5 МО Успенский район



Должность

учитель



Предмет

Русский язык и литература



Класс

8



Тема и номер урока в теме

Память как нравственная ценность. Отражение военного времени



Базовый учебник

Литература в 2 частях, В.Я. Коровина, В.И.Коровин, М.: Просвещение, 2009 г.


8. Цель урока: Обучение навыкам анализа художественного текста на примере произведения В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет».

9. Задачи:

- обучающие Изучение новых средств художественной выразительности

-развивающие Развитие творческого воображения и внимания учащихся, умения высказывать самостоятельную точку зрения, развитие монологической речи учащихся.;

-воспитательные Формирование нравственности, гражданского самосознания, бережного отношения к семейным реликвиям, традициям, обычаям, любви к родному краю

  1. Тип урока: изложение нового материала

  2. Формы работы учащихся: групповая

  3. Необходимое техническое оборудование: компьютер, итерактивная доска

  4. Структура и ход урока

Тема: Память как нравственная ценность. Отражение военного времени.
(Урок по рассказу В.П.Астафьева

«Фотография, на которой меня нет»)
Цель: Обучение навыкам анализа художественного текста на примере произведения В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет».

Задачи:

1. Изучение новых средств художественной выразительности;

2. Формирование нравственности, гражданского самосознания, бережного отношения к семейным реликвиям, традициям, обычаям, любви к родному краю;

3. Развитие творческого воображения и внимания учащихся, умения высказывать самостоятельную точку зрения, развитие монологической речи учащихся.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, портрет писателя, стенд «Старые фотографии», уголок крестьянской избы (самовар, кувшин, утюг, посуда).
Глоссарий: эпитет, гипербола, олицетворение, ямщик, телогрейка, стряпать.
Эпиграфы к уроку:

Сколько в человеке памяти,

Столько в нём человека.

(В. Распутин)

Как прекрасно устроен человек!

Какой великий дар ему дан - Память.

(В.П.Астафьев)
Ход урока:
I.Организационный этап

1. Приветствие

2. Ознакомление с темой и целью урока
II. Основной этап

1. Вступительное слово учителя о том, что такое память, чтение эпиграфов. Выяснение значения слова «память» по словарю (выведение на экран значения термина).

Память – это: (http://www.fcior.edu.ru/card/27508/slovar-terminov.html)

1. Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений. 2.Воспоминание о ком – чём -нибудь.

3.То, что связано с умершим (С.Ожегов. Словарь русского языка).
Учитель: память обладает поистине волшебными качествами. Она даёт возможность увидеть то, что вы видели когда-то, увидеть много раз то, что наблюдается однажды. А как вы думаете, какая бывает память?

Ученики высказывают мнения по вопросу, далее следует пояснение учителя.

Учитель: Память бывает разная: память чувств, память ума, память на запахи, вкусовая память, память глаза, слуховая память, двигательная память, речедвигательная память. Но чтобы они по-настоящему помогали, о них надо заботиться: тренировать и развивать. Особенно ярко выражается понятие памяти в творчестве В.П. Астафьева. Давайте познакомимся с ним немного поближе.

Выступление рабочей группы, которая предварительно занималась изучением биографии и творчества писателя (в работе использовались материалы федерального центра информационно-образовательных ресурсов, а именно работа с модулями: http://www.fcior.edu.ru/card/28449/v-p-astafev-biografiya-bazovoe-izuchenie.html)

На сегодняшний урок вы должны были прочитать рассказ «Фотография, на которой меня нет». Как бы вы определили тему рассказа?

Ученики:

- семейные отношения, родственные связи;

- тема деревенского быта, природы;

- тема нравственности в годы войны.
Учитель: Сегодня мы поговорим с вами о нравственной памяти. Как вы думаете, как раскрывается в рассказе эта тема?

Ученик: символ памяти в рассказе – фотография.

(далее ребята передают содержание произведения, одновременно демонстрируя фотографии своих предков, принесенных из дому, рассказывают о их истории, людях, запечатленных на них).

Учитель: Мы с вами узнали, что в рассказе речь идёт об одной фотографии. А если подумать, что такое фотография?

Ученик: какое – то мгновение из жизни человека, воплощение его прошлого.

Прослушивание отрывка из кинофильма «Семнадцать мгновений весны» (http://www.fcior.edu.ru/card/28449/)

Учитель: Прочитайте следующие предложения (выводятся на экран) и определите, какие образные средства использовал автор и почему? (http://www.fcior.edu.ru/card/28406/kontrolnyy-test-po-derevenskoy-proze-bazovoe-izuchenie.html):

  • «И фотографировать не стариков и старух, не деревенский люд, алчущий быть увековеченным, а нас, учащихся овсянской школы»

  • «Сами они жили в одной половине дряхленького домишка, оставшегося от выселенцев, и был у них маленький парнишка – ревун»

  • «Я уж ни гуту, не огрызался, не перечил бабушке – лечит она меня»

  • «Долго растирала бабушка мои ноги запарены березовым веником, грела их над паром от каленых камней, парила сквозь тряпку всего меня, макая веник в хлебный квас, и в заключение опять же натерла нашатырным спиртом»

Учитель: какие открытия вы сделали, прочитав этот рассказ?

Ученик: приезд фотографа в деревню был большим событием
(жизнь в родном крае была взбудоражена: впервые из города приехал фотограф в школу, даже занятия были прерваны; гость важный - всей деревней думали, где его поселить, во что одеться: «я ему и рубашечку приготовила, и пальтишко высушила, упочинила…»,- причитала бабушка Катерина; Саньке дядя Левонтий выдал телогрейку «по случаю фотографирования»)
Ученик: меня поразило отношение жителей к учителю и учительнице
(Их любили, почитали: «Учителей уважают за вежливость, за то, что они здороваются со всеми кряду, не разбирая ни бедных, ни богатых; за то, что в любое время дня и ночи к учителю можно прийти и попросить написать нужную бумагу; можно пожаловаться на кого угодно; учителя были заводилами в деревенском клубе, играм и танцам молодежь учили…»)

Учитель: почему главный герой запомнил своего учителя?
Ученик: учитель был очень внимательным, добрым, интеллигентным человеком, много знал, всегда был готов оказать помощь своим односельчанам; он, проявил инициативу, договорился с городским фотографом, привез его в деревню; а когда фотография была готова, он принес ее главному герою, на ней были изображены одноклассники главного героя.
(Учитель рассказывает об учителях, когда-то работавших в школе, показывает фотографии, которые в форме коллажа демонстрируются на интерактивной доске.



Учителя школы №15, с. Трехсельского, 1965год, Корнева Матрена Ивановна и Корнев Корней Сергеевич



Чупринина Вера Давидовна, учитель начальной школы с. Трехсельского 1967год


Учитель: проанализируйте эпизод со змеей, определите образные средства. С какой целью Астафьев приводит эту историю?
Ученик: в сцене со змеей мы видим, что учитель готов пожертвовать своей жизнью ради своих учеников, он способен на подвиг: «вежливый, застенчивый, но всегда готовый броситься вперед и оборонить своих учеников, помочь им в беде, облегчить и улучшить людскую жизнь»

Ученик: Мне очень понравилось то, как в деревне украшали на зиму окна


Учитель: почему Санька отказался идти фотографироваться
Ученик: он чувствовал свою вину в том, что Витя заболел и не смог пойти в школу, решил проявить солидарность: «Не последний день на свете живем!- солидно заявил Санька. (И мне почудилось, не столько уж меня, сколько себя убеждал Санька). - Еще наснимаемся!.. Ништяк! Поедем в город и на коне, а может, и на автомобиле заснимемся!)
Учитель: Почему эта фотография, но которой не было главного героя, была так дорога ему и бабушке?

Ученик: этот небольшой листок бумаги был дорог главному герою, как память о своем родном крае, школе, одноклассниках – о своей малой родине…
«та школьная фотография жива до сих пор. Она пожелтела, обломалась по уголкам. Но всех ребят я узнаю по ней… Смешная фотография. Но никогда я не смеюсь над деревенскими фотографиями. Не могу смеяться. Деревенская фотография – это своеобычная летопись нашего народа, настенная его история»)



Учитель: Что характерно для языка рассказа? Как вы объясните это явление?

(используются просторечные слова, народная речь, чтобы передать сибирский калорит).

Учащиеся сравнивают кубанский говор с речью сибирской, находят сходства и различия.

III. Заключительный этап

Работа у стенда «Старые фотографии».

Чтение отрывка из стихотворения Николая Рубцова.

Как много жёлтых снимков на Руси

В такой простой и бережной оправе!

И вдруг открылся мне и поразил

Сиротский смысл семейных фотографий:

Огнём, враждой

Земля полным - полна,

И близких всех душа не позабудет…

Семейные архивы – это не прошлое, это всегда завтрашнее. Семья должна иметь свой архив – почётные грамоты дедов, отцов, историю их заслуг, их труда, историю рода, фамилии. Когда – то нашей жизнью заинтересуются внуки точно так же, как к нам подступает интерес к облику наших предков, к тому, как они жили, как любили…(Д. Гранин)

Рассказ учащейся о своем дедушке, участнике Великой Отечественной войны. (приложение №1)

На экран выводятся слова из книги Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном» «О памяти» (http://www.fcior.edu.ru/card/29078/standartnye-kollekcii.html)

«Без памяти нет совести. Вот почему так важно воспитывать в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной» 

Итог урока:

  1. Выскажите мнение о произведении В.П. Астафьева, понравилось ли оно вам?

  2. Есть ли у вас вопросы по теме урока

Выставление оценок.

Домашнее задание: написать мини – сочинение «История одной фотографии»

Приложение №1

В далекое прошлое уходят годы Великой Отечественной войны, напоенные горем и страданиями миллионов людей. В наши дни можно часто услышать вопрос: «Зачем снова говорить о войне, после которой прошло столько лет, которую мы, нынешнее поколение, знаем из фильмов, книг?» Но правы ли мы будем, забыв об уроках войны, забыв о тех, кто погиб или был изувечен? Кто своим ратным трудом ковал для нас ПОБЕДУ?

Среди пожелтевших фотографий моего деда я случайно обнаружила «Письмо передовых механизаторов Кубани всем участникам жатвы 1983 года».

«Для многих предстоящая жатва будет первой в жизни, - говорится в том предстрадном письме. - В ней примут участие тысячи выпускников и учащихся сельских профтехучилищ, молодых специалистов, представителей рабочего класса из города, служащих. И каждого из них необходимо окружить заботой и вниманием, каждому в трудную минуту помочь словом и делом. Растить себе настоящую смену – святой долг хлеборобов старшего поколения!..»

Так случилось и в нашей семье. Всю жизнь мой дед, Василий Андреевич, проработал механизатором в колхозе имени III Интернационала. Сейчас его нет в живых, вечная ему память. Его послевоенное детство было тяжелым, голодным, очень рано он потерял родителей. Но трудности не сломили моего дедушку. Чтобы не остаться голодным, вместе с ватагой ребят он собирал колоски на пшеничном поле, работал прицепщиком. А когда вырос, создал свою семью, тогда уже точно решил, что будет механизатором, хлеборобом.

Долгими зимними вечерами мой отец, тоже хлебороб по профессии и призванию, любит рассказывать историю, переданную уже его отцом, то есть моим вторым дедом. Дед любил землю, уважал сельский труд, людей труда, но никак не мог понять, почему поле безымянное.

Поле безымянное. Почему так?

У городов и улиц – имена. У горных пиков – и у них имена. И у ледников. И у школ имена, и у заводов.

А поле – безымянное?

И виделось деду, как подходит в свою первую весну молодой тракторист, только что посвященный в хлеборобы, к полю. А у кромки – табличка, что ли… И на ней – слова: «На этом поле хлеб растил…» Или: «Поле имени…» Или: «Высший урожай был получен на этом поле таким-то».

Как свидетельство героических их дел.

И было бы оно - как родословная наследников.

С детства мои родители воспитывают во мне любовь к хлебу, к земле. Не раз брал меня папа в поле в период жатвы. Смотрела я на зернышки и думала – живые, как сама жизнь, - зародыши будущего урожая, ведь в них запрограммировано могущество и богатство России, сила и счастье всех людей, наша с вами сила и наше счастье.

Все, все в них! И слова друг к другу добрые самые, от сердца идущие.

Таинство рождения хлеба! Кто его постиг – тот и может поставить точку отсчета всего сущего на земле.

Стояла я однажды мглисто-холодным, непривычно вьюжным февральским утром у кромки запорошенного озимого поля. Папа по привычке работал в поле, погода этому благоволила. И уж не знаю, по законам каких таких своенравных ассоциаций подумалось мне вдруг в ту минуту, что земля эта – самая она та земля и есть, на которой предки наши жили и триста, и два раза по триста лет назад. И за которую умирали. И которую – отстояли. И разве не та самая это земля, которую несут высокие делегации к подножию высоких обелисков?

И кто знает: не передается ли емкая эта память вместе с жизнетворными соками земли тем зернам, которых для нас, людей, и нет, кажется ничего дороже.

И подумалось мне в то не по-кубански вьюжистое утро вот о чем. А может быть, стоит обо всем этом рассказать человеку, который ступит однажды на землю эту – в самую первую весну свою хлеборобскую? Пусть знает он, пусть знает! И про стрелы каленые, которыми над тобой во тьме веков тучи грозные проливались… И про сечу горячую, кровавую, память о которой хранится тобой еще с гражданской… И про старый окоп – тот, что остается рваным, незатягивающимся шрамом на теле твоем от Великой Отечественной…

И про то пусть знает, что хлеб на этой земле растил мой дед, растит мой отец, а я буду бережно к нему относиться!

Мне так хочется быть похожим на моего отца, чтобы уважали меня сельчане, как его, за труд каждодневный, за любовь к хлебу и полю хлебному. Я обязательно продолжу его дело и дело моего деда, хорошей учебой и добрым отношением к людям. Весь свой опыт передам своему сыну, чтобы не прервалась связь времен.

На мой взгляд, таким, как был мой дед, таким, как мой отец и должен быть образ современного патриота-кубанца.

(демонстрация семейных фотографий)











Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА



Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

Основной этап

ЭОР №1 В.П.Астафьев. Биография (базовое изучение)

Демонстрация портрета и отрывков из биографии В.П.Астафьева

Рассказ по демонстрируемому материалу

5 мин.

2.

Основной этап

Словарь терминов

Интерпретация терминов, выведенных на экран

ознакомление

3 мин.

3.

Основной этап

Контрольный тест

Выборочная демонстрация заданий

Устное выполнение заданий

5 мин.

4.

Заключительный этап

Стандартные коллекции

Демонстрация отрывка произведеняи

Чтение с последующим обсуждением

3 мин.


Приложение к плану-конспекту урока

Память как нравственная ценность. Отражение военного времени

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР



Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

В.П.Астафьев. Биография (базовое изучение)

информационный

иллюстрация

http://www.fcior.edu.ru/card/28449/v-p-astafev-biografiya-bazovoe-izuchenie.html

2.

Контрольный тест по деревенской прозе (базовое изучение)

контрольный

иллюстрация

http://www.fcior.edu.ru/card/28406/kontrolnyy-test-po-derevenskoy-proze-bazovoe-izuchenie.html

3.

Словарь терминов

информационный

иллюстрация, презентация

http://www.fcior.edu.ru/card/27508/slovar-terminov.html

4.

Стандартные коллекции

Информационный

презентация

http://www.fcior.edu.ru/card/29078/standartnye-kollekcii.html



________________________________КОНЕЦ ФОРМЫ___________________________