microbik.ru
1
План-конспект урока по истории России к. ХVIVIII в.

Тема: Основные сословия российского общества

Класс: 7

Дата проведения:

Цели:

Образовательная: организовать деятельность обучающихся по изучению и первичному закреплению сословной структуры российского общества в данный период, с изменениями, происшедшими в положении бояр, дворян, духовенства и др.; обеспечить закрепление понятий «белые слободы», «владельческие крестьяне», «подворная подать», «поземельная подать», «черносошные крестьяне»; подвести учащихся к выводу, что в XVII веке сложная прежде социальная структура общества значительно упростилась.

Воспитательная: обеспечить условия для формирования эмоционально-ценностного отношения к истории России.

Развивающая: обеспечить применение обучающимися умения работы с документом и текстом; навыков работы в группе на основе толерантности и дисциплинированности; навыков заполнения кластеров.
Организационный план урока.

  1. Организационный этап

  2. Этап актуализации субъектного опыта учащихся

  3. Этап изучения новых знаний и способов деятельности

  4. Этап первичной проверки понимания изученного

  5. Этап информации о домашнем задании

  6. Этап подведения итогов учебного занятия

  7. Этап рефлексии

Тип урока-изучение и первичное закрепление новых знаний и способовдеятельности.

Оборудование:

  1. Презентация с познавательными вопросами, иллюстрациями, кластером«Основные сословия российского общества».

  2. Карта «Россия в XVII веке».

  3. Мультимедийная аппаратура, экран.

Литература.

1. Данилов А.А., Л.Г. Косулина. История России: конец ХУ1-ХУШ век: учеб. для 7кл. общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2008.

  1. ДаниловА.А., Л.Г. Косулина. Рабочая тетрадь. История России. Конец XVI-XVIII века. 7 класс. - М.: Просвещение, 2007.

  2. История России ХУП-ХУШ вв. Интерактивное наглядное пособие.- М.: Дрофа,2005.

4. Н.Ю. Колесниченко. История России. Конец ХУ1-ХУШ века. 7 класс: поурочные планы по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной.- Волгоград:Учитель, 2008.

5. Дорожкина Н.И. Современный урок истории: использование мультимедийныхпрезентаций: 5-11 классы. - М.: ВАКО, 2009.

I. Организационный этап

П. Этап актуализации субъектного опыта учащихся

На предыдущем уроке мы с вами рассматривали экономическое развитие России в XVII веке, сегодня мы изучим сословную структуру российского общества данного периода.

Что такое сословие?

Для какого периода характерно деление общества на сословия?

Попробуйте определить, по каким смысловым блокам мыбудем изучать сословное деление российского общества и попытайтесь заполнить кластер.

На экран выводится кластер:

Боярство

Дворянство

Духовенство


Основные сословия

российского общества


Городское население

Казачество

Крестьянство

Запись кластера в тетрадь.

Проблемный вопрос: насколько изменилась социальная структура общества в XVII в.?

III. Этап изучения новых знаний и способов деятельности

1. Первое сословие.

Учитель: Господствующим сословием в обществе сословием оставались феодалы. Преждек ним относили лишь бояр, имевших свои родовые земельные владения вотчины. В XVII веке в рамках феодального сословия зарождались основыдворянского сословия.

Предлагаем вам посмотреть фрагмент из жизни представителей дворянского сословия.

- В Москве на улице XVII века встретились два человека.

1-й дворянин: Здравствуй, Василий!

2-й дворянин: Здравствуй, Алексей! Давно мы с тобой не виделись!

1-й: Не мудрено! Меня еще год назад послали на нижнюю Волгу места искатьдля новых городов, засечные черты ладить, да от басурман отбиваться! Тольконедавно вызвали к Москве.

2-й: Ну и как там, на низовьях?

1-й: Нам, незнатным, трудно. Служба день и ночь, без отдыха. Кочевники беспокоят, на деревеньки наши налетают, жгут. Того и гляди, стрелу словишь. Чином я всё ещё в сотниках хожу. А в награду дали мне 30 десятин земли с крестьянами. Через неделю снова на службу отправляюсь, теперь на Дон, беглых искать. Одна радость, податей мы не платим, тягла не несем! А ты как? 2-й: А я уже давно при дворе служу, кравчим, самому царю блюда подаю на больших пирах. Ты ведь знаешь, мы, Спешневы, старомосковские дворяне. Предки мои Романовым служить начали еще при Иване Васильевиче Грозном! Дед мой при дворе служил, отец был стольником, а я кравчим! Нас царь батюшка милостями не обижает: блюда со своего стола посылает, шубу со своего плеча пожаловал, земли с людишками тоже. У нас этих десятин - не счесть!

На экран выводятся вопросы:

  • Представители какого сословия встретились в Москве? (дворянства)

  • От чего зависело продвижение по службе и пожалования? (от знатности происхождения, от близости ко двору).

  • В каком положении передавали землю дворянам? (вместе с крестьянами).

  • Сделайте вывод об изменениях в положении первого сословия. (Феодалы неоставались однородным сословием, первое сословие менялось, родовитые бояре уступали место менее родовитым дворянам).

2. Изменения в положении крестьянства, городского населения, духовенства, казачества.

Работа в группах с текстом.

Класс делится на четыре группы.

Первой группе дается задание изучить текст «Крестьяне». Второй группе даетсязадание изучить текст «Городское население». Третьей группе дается задание изучить текст «Духовенство». Четвертой группе дается задание изучить текст «Казачество».

Группам дается задание презентовать новые кластеры и найти изменения в положении сословий, ответить на вопросы.

На экран выводятся вопросы:

1 группа: как проходило формирование городского сословия «посадских людей»? Кто составлял население «белых» слобод? Какими привилегиями онипользовались и почему?

  1. группа: Назовите категории крестьян, их повинности.

  2. группа: Назовите функции казачества.

  3. группа: Какие категории духовенства существовали в XVII веке?


Примерный вариант заполнения кластера:


Духовенство

Дворянство

Боярство


Основные сословия

российского общества



Казачество

Городское население

Крестьянство


ремесленники

владельческие

стрельцы




черносошные




торговцы




Работа с терминами: «белые слободы», «владельческие крестьяне», «подворная подать», «поземельная подать», «черносошные крестьяне».

Запись в тетрадь.

На экран выводятся определения.

IV. Этап первичной проверки понимания изученного

На экран выводятся задания:

Задание 1. Отметьте зеленым цветом положения, с которыми вы согласны, красным - положения с которыми вы не согласны (рабочая тетрадь, с. 15).

В XVII в. в России:

  1. Феодалы были господствующим сословием в обществе;

  2. Происходило усиление позиций дворянства;

  3. Царь стремился укрепить права как бояр, так и дворян на землю и крестьян;

  4. Положение основной массы крестьян улучшилось;

  5. Господствующие позиции в городской жизни занимали богатыеремесленники и купцы;

  6. Жители белых свобод имели особые привилегии и не несли повинностей впользу государства;

  7. В мелкотоварном производстве начал применяться наемный труд;

  8. Значительно сократилась численность духовенства;

  9. Новым сословием России стало казачество.

Задание 5 в рабочей тетради на с. 17. На контурной карте заштрихуйтеосновные территории расселения казаков в XVII в.

Проблемный вопрос: насколько изменилась социальная структура общества в XVII в.?(ВXVII веке сложная прежде социальная структура общества значительно упростилась).

V. Этап информации о домашнем задании

§5, ответить на вопросы к документу (с. 48 учебника)
VI. Этап подведения итогов учебного занятия

Сегодня мы познакомились с сословной структурой российского общества в XVII веке и пришли к выводу, что в XVII веке сложная прежде социальная структура общества значительно упростилась.

Характеристика работы обучающихся. Выставление оценок.


  1. Этап рефлексии

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:


сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…