microbik.ru
1
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Тема Тепловые явления

Урок 17 Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха

Номер урока в теме 17

ФИО Шпанович Людмила Николаевна

Место работы МОУ СОШ №5 Нижняя Салда

Должность учитель физики

Предмет физика

Класс 8

Базовый учебник Перышкин А.В. Физика 8
Цель урока: знакомство с новыми понятиями - абсолютная и относительная влажность, со способами измерения влажности, измерением влажности с помощью психрометра, значением влажности в жизнедеятельности человека, в формировании климата, определением относительной влажности с помощью психрометра.
Задачи: познакомиться с новыми понятиями - абсолютная и относительная влажность, со способами измерения влажности, научиться измерять влажность с помощью психрометра, показать значение влажности в жизнедеятельности человека, в формировании климата, научиться определять относительную влажность с помощью психрометра.

Тип урока: комбинированный

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная работа

Необходимое техническое оборудование: мультимедийное оборудование, интернет

Структура и ход урока





Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

2

3

5

6

7

1.

Организационный момент. Определение целей и задач урока.




Организация учащихся.

Включение в рабочий процесс

1

2.

Вопросы повторения.




Проводит беседу по вопросам

Отвечают на воросы

4

3.

Объяснение нового материала


  1. Влажность воздуха (N 205985)
  2. Приборы для опреде-ления абсолютной и относи- тельной влажности воздуха


Объясняет новый материал

Конспект лекции учителя

10

4.

Практическая работа "Определение относительной влажности в кабинете физики".





Контролирует выполнение работы

Выполняют практическую работу

15

5.

Первичное закрепление изученного материала.





Контролирует выполнение

Отвечают на вопросы учебника

5

6.

Подведение итогов урока




Беседа по результатам практической работы

Отвечают на вопросы и исправляют ошибки в работе

3

7.

Домашние задание.





Дает домашнее задание и объясняет ход его выполнения

Записывают домашнее задание

2


ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР



Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Влажность воздуха (N 205985)

Интерактивное задание

Мультимедиа

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/669b797e-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/?interface=catalog&class=50&subject=30

2.

Приборы для определения абсолютной и относительной влажности воздуха





Интерактивный модуль

презентация

http://fcior.edu.ru/card/24470/pribory-dlya-opredeleniya-absolyutnoy-i-otnositelnoy-vlazhnosti-vozduha.html



Тема урока: «Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха».

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: знакомство с новыми понятиями - абсолютная и относительная влажность, со способами измерения влажности, измерением влажности с помощью психрометра, значением влажности в жизнедеятельности человека, в формировании климата, определением относительной влажности с помощью психрометра.
Задачи: познакомиться с новыми понятиями - абсолютная и относительная влажность, со способами измерения влажности, научиться измерять влажность с помощью психрометра, показать значение влажности в жизнедеятельности человека, в формировании климата, научиться определять относительную влажность с помощью психрометра.
План урока:

  1. Организационный момент. Определение целей и задач урока.

  2. Вопросы повторения.

  3. Объяснение нового материала

  4. Практическая работа "Определение относительной влажности в кабинете физики".

  5. Первичное закрепление изученного материала.

  6. Подведение итогов урока.

  7. Домашние задание.


1.Организационный момент.

 

2. Вопросы для повторения.

1. Что такое испарение? Конденсация?

2. Какие атмосферные явления объясняются конденсацией пара?

3. Поглощается или выделяется энергия при а) конденсации, б) испарении?

4. Какой пар называют насыщенным? Ненасыщенным?

5. Что означает динамическое равновесие жидкости и пара?

 

3. Содержание нового материала.

План.

1. Содержание водяного пара в атмосфере.

2. Роль процессов испарения и конденсации в формировании климатических условий на Земле.

3. Влажность воздуха.

А) Абсолютная влажность, единицы измерения абсолютной влажности.

Б) Относительная влажность.

4. Значение влажности.

5. Приборы для измерения влажности, их устройство и принцип действия.

А) Гигрометры.

Б) Психрометры.

6. Практическая работа «Определение относительной влажности воздуха в кабинете физики».

1. Вода занимает около 70,8% поверхности земного шара. Живые организмы содержат от 50 до 99,7% воды. Образно говоря живые организмы – это одушевлённая вода. В атмосфере находится около 13-15 тыс. куб. км воды в виде капель, кристаллов снега и водяного пара. В среднем в атмосфере 1,24●1016 кг водяного пара. И хотя его долю составляет меньше 1 % от общей массы атмосферы, его влияние на погоду, климат Земли, самочувствие людей очень велико.

Главный источник водяного пара в атмосфере – испарение воды с поверхности океанов, морей, водоёмов, влажной почвы, растений. С водяных просторов и суши за год испаряется свыше 500 000 км3 воды, т.е. количество воды, почти равное количеству воды в Чёрном море.

В атмосфере под влиянием различных процессов водяной пар конденсируется.

При этом образуются облака, туман, осадки, роса. При конденсации влаги выделяется количество теплоты, равное количеству теплоты, затраченному на испарение. Этот процесс приводит к смягчению климатических условий в холодных районах.

 

2. Воздух может быть сухой и влажный в зависимости от количества паров, находящихся при данной температуре в атмосфере.

Абсолютная влажность р показывает сколько граммов водяного пара содержится в воздухе объёмом 1 м3 при данных условиях, т.е. плотность водяного пара, измеряемого в г/м3.

Для суждения о степени влажности важно знать, близок или далёк водяной пар, находящийся в воздухе, от состояния насыщения. Для этого вводят понятие относительной влажности.

Относительной влажностью воздуха φ называют отношение абсолютной влажности воздуха р к плотности р0 насыщенного водяного пара при той же температуре. φ выражается в процентах.

Относительную влажность можно определить по формуле

 

φ = р/р0 •100%. (1)

 

3. Если влажный воздух охлаждать, то при некоторой температуре пар, находящийся в воздухе можно довести до насыщения. При дальнейшем охлаждении водяной пар начинает конденсироваться в виде росы. Появляется туман, выпадает роса.

Температуру, при которой пар, находящийся в воздухе, становится насыщенным в процессе охлаждения, называют точкой росы.

По точке росы с помощью специальных таблиц можно определить абсолютную влажность р. По заданной температуре воздуха можно определить с помощью этих же таблиц плотность насыщенного пара р0, а затем по формуле (1) определяют относительную влажность воздуха.

 

4. Значение влажности воздуха.

От влажности зависит интенсивность испарения влаги с поверхности кожи человека. А испарение влаги имеет большое значения для поддержания температуры тела постоянной.

Благоприятная для человека относительная влажность воздуха 40-60%. Такую влажность поддерживают в производственных помещениях, на борту космического корабля.

Большое значение имеет знание влажности в метеорологии для предсказания погоды, т.к. конденсация водяного пара приводит к образованию облаков и последующему выпадению осадков. При этом выделяется большое количество теплоты в атмосферу. И наоборот, испарение сопровождается поглощением теплоты.

В ткацком, кондитерском, печатном и других производствах для нормального течения процессов необходима определённая влажность.

Хранение произведений искусства, книг, музыкальных инструментов требует поддержания влажности на необходимом уровне.

 

5. Приборы для определения влажности..

Для определения влажности воздуха используют такие приборы, как гигрометры (конденсационный и волосной) и психрометры.

С помощью конденсационного гигрометра можно определить абсолютную влажность по точке росы.

Действие волосного гигрометра основано на свойстве человеческого волоса удлиняться при увеличении относительной влажности воздуха. При этом стрелка на шкале указывает относительную влажность воздуха в процентах.

 

6. Устройство и принцип действия психрометра.

Психрометр состоит из двух термометров. Один термометр показывает температуру воздуха, а другой обмотан тканью, конец которой опущен в воду. При испарении воды с ткани термометр охлаждается.

При большей или меньшей влажности испарение происходит быстрее?

Значит разность показаний термометра тем больше, чем меньше относительная влажность. По разности показаний сухого и влажного термометров с помощью специальных таблиц можно определить относительную влажность воздуха.

 

4. Практическая работа «Определение относительной влажности воздуха в кабинете физики с помощью психрометра.

Цель работы: определить относительную влажность воздуха в кабинете.

Оборудование: термометр демонстрационный, термометр лабораторный, стакан с водой комнатной температуры, кусок марли, психрометрическая таблица.

Указания к работе.

1. С помощью демонстрационного термометра измерьте температуру воздуха в классе – tсух термометр лабораторный.

2. Оберните резервуар термометра лабораторного марлей так, чтобы кончик ткани свободно свисал вниз, и закрепите его ниткой.

3. Держа термометр за его верхний край, опустите свисающую часть ткани в воду. Вода должна смочить ткань. При этом резервуар термометра должен оставаться выше уровня воды в стакане.

4. Наблюдая за показаниями термометра, запишите самое низкое показание термометра, это значит tвлаж.

5. Результаты измерений занесите в таблицу.

 

t сухого, 0С

t влажного, 0С

t сухого – t влажного, 0С

Относительная влажность φ, %

 

 

 

 

 

6. С помощью психрометрической таблицы определите относительную влажность воздуха в классе.

7. Соответствует ли полученное значение санитарным нормам?

 

5 Закрепление материала, изученного на уроке.

Откройте в учебнике параграф 19.

Ответьте на вопросы 1, 2, 3, 4 устно.

 

6 Заключение урока. Домашнее задание.

Что нового сегодня на уроке вы узнали?

Д/З Параграф 19, уметь отвечать на вопросы устно, знать правила, определения, формулы. Подготовить сообщение по теме (по выбору) (5 мин)

1. Как образуется роса, иней, дождь, снег.

2. Круговорот воды в природе.

3. Испарение в жизни растений.

4. Роль процессов испарения для животных организмов.

5. Объясните народные приметы:

«Соль мокнет – к дождю», «Лучина трещит и мечет искры – к ненастью»,
«Обильная роса – к хорошей погоде».