microbik.ru
1
Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики
Ассоциация педагогических работников г.Чебоксары «XXI век»
Муниципальное образовательное учреждение «Лицей №2» г.Чебоксары

ПЛАН-КОНСПЕКТ

открытого урока с использованием ИКТ

по биологии

«СТРОЕНИЕ ЦВЕТКА»

Учитель биологии

высшей категории

МОУ «Лицей №2» г.Чебоксары

Тихонова Лариса Александровна

Г.Чебоксары

2007

ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ

---------------------------------------------------------------------------------------

«УДИВИТЕЛЬНЫЙ ЗАМОК»

На высоком холме стоит вишнёвый замок. Крепостная стена замка двухрядная. В первом ряду вокруг замка расположены пять зелёных зубцов, а во втором – пять больших белых стен. В центре замка стоит столб, а вокруг качаются на тонких ножках пушистые подушечки.

О каком замке идёт речь? Как называются все части замка?

---------------------------------------------------------------------------------------

Тема: «Строение цветка»
Класс: : 6 «А»

«Знания только тогда знания,

когда они приобретены усилиями

своей мысли, а не памятью».

(Л.Н.Толстой)


Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами технологии педагогических мастерских.

Учебная цель: способствовать развитию умений распознавать отдельные части цветка, различать типы цветков, раскрывать биологическое значение частей цветка;

развивать самостоятельность мышления, формировать умение школьников устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы; стимулировать переживание радости взаимодействия с учителем и одноклассниками; воспитывать потребность в бережном отношении к живой природе.

Оборудование: таблицы: «Цветковое растение и его органы», «Генеративные органы растений»; цветущие комнатные растения, гербарии цветущих растений; разборные модели «Цветок вишни» и др., компьютерная презентация «Строение цветка», мультимедийный проектор, дидактические материалы для организации самостоятельной работы учащихся (см. приложения 1-6), лабораторное оборудование
Ход занятия

Этапы учебного

процесса

Деятельность

учителя

Деятельность

Учащихся

1.Организационный

момент

Приветствует учащихся, предлагает школьникам занять свои места, проверить готовность рабочего места. Напоминает правила работы в группах. Объясняет значение личной карточки (приложение № 6) ученика и форму оценки на уроке

Приветствуют учителя. Рассаживаются в группы по 4 человека, проверяют наличие дидактических карточек и инструкций для выполнения лабораторной работы (см. приложения)

2.Актуализация знаний и умений

1.Предлагает выполнить тестовое задание (приложение № 2)

2.Проверяют правильность выполнения.

Пишут номера верных утверждений, затем сверяют с эталоном, оценивают свою работу, результаты фиксируют

3. Мотивация и целеполагание



Индуктор: 1.Предлагает ребятам посмотреть видеосюжет «Цветы», под музыку П.И.Чайковского «Вальс цветов»

2.Вопрос учащимся: Какие ассоциации у вас возникли? Вспомните истории, стихи, песни, связанные с цветами (приложение №1).

3.Вопрос: Что бы вам хотелось узнать о цветке?

4.На основе ответов учащихся формулирует «информационный запрос» учеников на данное учебное занятие


Ребята выполняют задание по желанию. Активные участники полученные баллы заносят в личную карточку

Отвечают на вопросы
Оопределяют цели урока

4.Изучение нового материала и закрепление

Самоконструкция

Социоконструкция


Афиширование и социализация

Разрыв


Закрепление и применение знаний

Рефлексия


5.Подведение итогов и домашнее задание

1.Предлагает приступить к лабораторной работе «Строение цветка» (приложение № 3), напоминает правила техники безопасности при работе с острыми предметами.
2.Вопрос ученикам: Предположите, где располагаются в цветке его главные части? Ответ мотивируйте.


3.Вопрос: Назовите отдельные части цветка. Предположите, какую они функцию выполняют.
Проводит обсуждение выполненных работ

1.После проведения сравнительного анализа полученных результатов рассказывает о строении цветка и значении каждой его части (рассказ с элементами беседы сопровождается демонстрацией слайд – шоу)
2.Предлагает продолжить лабораторную работу (часть 2)

3.Предлагает составить формулы имеющихся цветов

4.Вопрос: Какие бывают цветы?

Чтобы ответить на поставленный вопрос предлагается работа с дополнительной информацией «Разновидности цветка» (приложение № 4) по группам.

5.Проверяет выполненную работу.


6.Знакомит детей с диаграммами различных цветов.
Делает вывод о том, что цветок – это сложноустроенный, видоизмененный побег, который является генеративным органом цветкового растения.


1.Предлагает подсчитать общее количество баллов, полученных за урок, оценить свои успехи.

2.Знакомит детей с домашним заданием(по количеству баллов в личной карточке):



Выполняют первую часть работы (расчленяют цветок на отдельные части, группируют их)


Мозговой штурм. Высказывают свои предположения. Баллы получают те, кто ответил верно

Работают в группе. Обсуждают, готовят ответ на отдельных листах.

Вывешивают полученые результаты, защищают свою работу.


Работают в группе. Получив необходимую информацию, правильно называют части цветка, считают их число.

Сравнивают между собой все имеющиеся в группе цветы, делают вывод, что они отличаются
Работают индивидуально, затем проверяют работу друг друга, по необходимости корректируют.
Работают в группе. Знакомятся с материалом, заполняют опорную схему. Готовят выступление.

Защищают мини-проект.

Заполняют личную

карточку полученными баллами.

Отвечают на вопросы приложения № 5 «Подумай и ответь» или анализируют сказку «Удивительный замок» (приложение № 6)

Подсчитывают баллы, ставят себе оценку, выбирают домашнее задание и записывают его в дневник. Собирают гербарный материал, знакомятся с правилами его оформления.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:


  1. Борисова Н.В., Шатохина Л.Ф. Программа обучения здоровью. Технологические подходы и интерактивные методы. – М.: 2005.

  2. Калинина А.А.Поурочные разработки по биологии. 6 (7) класс. – М.: Вако, 2005.

  3. .Левитес Д.Т. Практика обучения: современные образовательные технологии. – Москва-Воронеж, 1998.

  4. .Мастерские ценностных ориентаций: опыт воспитания личности/ Под ред. О.Е.Галицких. - Киров, 2002.

  5. .Окунев А.А. Урок? Мастерская: Или… - Спб,2001.

  6. .Педагогические мастерские: теория и практика. Составители: Белова Н.И., Мухина И.А. – Спб, 1998.

  7. .Русских Г.А. Дидактические основы современного урока. – М., Ладога-100, 2001.

  8. Пономарева И.Н. Биология. 6 кл. – М.:Вентана-Граф, 2005.



Приложение № 1
ИСТОРИИ ЦВЕТОВ
Гвоздика

Этот цветок говорит нам о многом,

Словно овеянный громом боёв…

Жаркая кровь в нём отважно струится,

Цвет его в ужас приводит владык.

Герцен любил это пламя гвоздик…

Пылающая как пламя, пунцовая, махровая гвоздика – символ революции. Любят их повсюду, но особенно – в Ницце, на юге Франции.
Нарцисс

Существует легенда о том, как гордый, самонадеянный юноша превратился в красивый нарцисс. Этот цветок в разные времена имел разное значение. В Греции он считался цветком погибших, в Риме – цветком победы, в Швейцарии в честь него устраивали праздник, а в Англии им увлекаются, как в Голландии тюльпанами.
Лилии

Столица древней Персии называется Суза – город лилий.

В истории Франции эти цветы занимают особое место. Король Людвиг одержал победу над германцами у реки Ли, где росли лилии. С тех пор знамёна Франции украшают три лилии. Хорошо всем известной французской героине Жанне д,Арк за воинские подвиги в защиту Родины присвоена фамилия Дю-Ли-Лилейная.

А в детских сказках в цветках лилий живут маленькие лесные человечки – эльфы.
Розы

В древнем Риме розой награждали воинов за геройство, устраивали праздник розалии, и считали её цветком богини красоты Венеры.

Сказания древней Индии говорят о том, что богиня Красоты и Любви Лакшми родилась из бутона розы.

В Англии 500 лет назад 30 лет не прекращалась «Война Алой и Белой розы». Ни одному цветку не посвящено столько стихов, романсов и сказок.
Цветы – синоптики

Они могут предсказывать погоду, а точнее реагировать на дождь. Цветы закрываются, так как им вредит влага. Перед дождем закрывают свои бутоны календула, полевой вьюнок, белая кувшинка. Одуванчик тоже складывает свои шарики.
Цветочные часы

Многие растения закрывают цветы в определённое время. Например, цветок цикория после полудня смыкает свои лепестки, а к 15 ч полностью закрывается. Ровно к 18-19 ч белая кувшинка делает тоже самое, а рано утром снова раскрывает

В восемь – нежно, как снежинка,

Распускается кувшинка.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА


Вариант 1.

1.Часть растения, имеющая определенное строение и выполняющая свои функции:

1)орган;

2)корень;

3)ствол.

2. К вегетативным органам растения не относится:

1)цветок;

2)лист;

3)корнеплод.

3. Функцию газообмена выполняет:

1)лист;

2)корень;

3)побег.

4. Видоизменения листа:

1)усы;

2)корневище;

3)прилистник.


Вариант 2.

1.Функцию проведения воды у растения выполняет:

1)корень;

2)корень, стебель, лист;

3)стебель.

2. Побег и корень – это:

1)генеративные органы;

2)вегетативные органы;

3)органы образования плодов.

3. Что не является органом цветкового растения:

1)корнеплод;

2)ризоиды;

3)плод.

4. Корневище – это видоизменение:

1)корня;

2)побега;

3)листа.

Вариант 3.

  1. Из зародышевого корешка развивается:

1)боковой корень;

2)придаточный;

3)главный.

2. При каком листорасположении из одного узла развиваются более двух листьев:

1)супротивное;

2)очередное;

3)мутовчатое.

3. У редиса используется в пищу:

1)корневище;

2)плод;

3)корнеплод.

4. У лука мочковатая корневая система, значит это растение:

1)луковичное;

2)двудольное;

3)однодольное.

Вариант 4.

  1. Простые листья имеет:

1)берёза;

2)шиповник;

3)земляника.

2. Устьица листа образованы:

1)замыкающими клетками;

2)ситовидными трубками;

3)жилками.

3. Из генеративной почки развивается:

1)цветок;

2)лист;

3)побег.

4. Корневые волоски нужны для:

1)всасывания воды;

2)укрепления в почве;

3)фотосинтеза.



ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

РАЗНОВИДНОВИДНОСТИ ЦВЕТКА


  1. Если околоцветник состоит из чашечки и венчика, то он называется двойным. Иногда он не разделён. Такой околоцветник называется простой. В первую группу можно отнести цветы яблони, колокольчика, картофеля. Тюльпан, ландыш, лук, берёза – это вторая группа. Верба – растения без околоцветника (цветки «голые»).




  1. Чашечка иногда состоит из отдельных лепестков, Тогда её называют раздельнолистной (герань). У других растений чашелистики срастаются друг с другом, тогда чашечка сростнолистная (гвоздика, вьюн).




  1. Венчик может быть сростнолепестной, если его лепестки срастаются, и раздельнолепестной, если не срастаются. Яблоня, шиповник, лютик – имеют раздельнолепестной венчик, а колокольчик и табак – сростнолепестной



  1. Часто через цветки можно провести несколько плоскостей симметрии. Такие цветки называют правильные (актиноморфные). Их имеют лилия, огурцы. Но иногда можно провести только одну плоскость. Такие цветки – неправильные (зигоморфные) – у гороха.




  1. Все части цветка находятся на цветоложе, под которым хорошо заметна цветоножка. Если цветоножки нет, что тоже бывает, то такие цветы – сидячие (подорожник).



  1. Цветки, которые имеют и тычинки, и пестики называются обоеполыми. Такие у большинства растений. Но могут быть и однополые цветки – тычиночные (мужские), которые состоят только из тычинок, или пестичные (женские), состоящие только из пестиков. Например, у тыквы, вербы, берёзы.




  1. Если женские и мужские цветки находятся на одном растении, тогда оно однодомное (тыква, кукуруза, берёза), а если на разных – двудомное (верба).



  1. Редко цветки сидят поодиночке (тюльпан), чаще они собраны в более-менее компактные группы – соцветия (подсолнечник, клевер, черёмуха, астра)

ПРИЛОЖЕНИЕ № 5

ПОДУМАЙ И ОТВЕТЬ



  1. Заполните перфокарту:







Воп-росы

Ответы







1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

а































б































а – орган растения, б – части цветка:

1.корень 6.цветок

2.побег 7.чашечка

3.венчик 8.тычинка

4.пестик 9.цветоложе

5.плод 10.семя


  1. Соедини стрелками левые и правые прямоугольники, используя свои знания:




ЛИЧНАЯ КАРТОЧКА УЧЕНИКА____________________________



Этапы урока



Проверочная работа

Истории цветов

Истории цветов


Мозговой штурм


Мозговой штурм


Афиша



Проект



Подумай и ответь


Итого





Количество баллов


















Ваша оценка ______________



ЛИЧНАЯ КАРТОЧКА УЧЕНИКА____________________________



Этапы урока



Проверочная работа

Истории цветов

Истории цветов


Мозговой штурм


Мозговой штурм


Афиша



Проект



Подумай и ответь


Итого





Количество баллов


















Ваша оценка ______________